ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические задания;Курсовой проект .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Организация производственного процесса предприятий автосервиса. Производственный и технологический процессы как основа проектирования.Принципы организации производственного процесса.Формы организации производственного процесса. Оборудование предприятий сервиса.
Основные положения проектирования предприятий автосервиса. Общие сведения о строительстве, реконструкции и техническом перевооружении предприятий автосервиса. Проект, порядок его разработки и содержание. Расчет числа постов по уборочно-моечным работам, по противокоррозионной обработке кузовов, число постов по приемке и выдачи автомобилей.Технико-экономическое обоснование проекта.
Методы расчета основных показателей технологических решений предприятий автосервиса. Производственная мощность и программа предприятия. Режим работы и фонды времени. Расчет численности работающих. Технологический расчет оборудования Расчет площадей помещений предприятия. Оценка технического уровня предприятия.
Генеральный план предприятия. Основные требования к планировке генерального плана. Выбор места для строительства предприятия. Разработка генерального плана.
Планировка основных производственных подразделений. Планы зданий. Основные требования и методы планировки производственных участков. Условные обозначения и общие правила размещения оборудования.
Методы разработки планировок
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы:
1. Дайте определение производственного процесса.
2. Какие основные компоненты входят в состав производственного процесса?
3. Дайте определение технологического процесса.
4. Опишите модель структуры производственного процесса.
5. Перечислите принципы организации производственного процесса.
6. Перечислите важнейшие формы организации производственного процесса.
7. Охарактеризуйте технологические схемы производства услуг..
9. Укажите основную характеристику, определяющую целесообраз¬ность применения оборудования.
10. Укажите основные причины снижения эксплуатационных свойств оборудования.
11. Дайте характеристику схемы технологического процесса ремонта оборудования.
12. В чем состоит сущность системы технического обслуживания и ре¬монта оборудования?
13. Назовите цель реконструкции действующего предприятия.
14. Какие особенности имеет техническое перевооружение?
15. Дайте характеристику типовых, индивидуальных и повторно при¬меняемых проектов.
16. Укажите стадийность разработки и состав рабочего проекта.
17. Какова основная задача маркетингового обоснования проекта?
18. Какие основные сведения содержит задание на проектирование?
19. Перечислите основные показатели деятельности предприятия, до¬стижение которых возможно благодаря радикальному перепроектирова¬нию процессов организации производства.
20. Дайте определение производственной мощности предприятия.
21. Что понимается под производственной программой предприятия?
22. Охарактеризуйте влияние режима работы на уровень организации обслуживания населения.
23. Дайте определение фондов времени предприятия и работающих.
24. Как производится расчет численности работающих на стадии про¬ектирования?
25. Охарактеризуйте состав оборудования, необходимого для технологи¬ческого процесса, и опишите методику расчета его количества.
26. Как производится оценка уровня производственных процессов?
27. Опишите методику расчета площадей помещений, входящих в со¬став предприятия.
28. Какие существуют методики расчета площадей складских помеще¬ний?
29. По каким показателям рассчитывают технический уровень проектируемого предприятия?
30. Методика расчета площади территории проектируемого предприятия?
Экзаменационные вопросы (задания).
1. Определение производственного процесса. Основные компоненты производственного процесса.
2. Определение технологического процесса. Технологические схемы производства услуг.
3. Модель структуры производственного процесса. Принципы организации производственного процесса.
4. Основные причины снижения эксплуатационных свойств оборудования. Схема технологического процесса ремонта оборудования.
5. Реконструкция действующего предприятия.
6. Техническое перевооружение предприятия.
7. Типовые, индивидуальные и повторно применяемые проекты.
8. Стадийность разработки и состав рабочего проекта.
9. Технико-экономическое обоснование проекта.
10. Основные сведения задания на проектирование.
11. Производственная мощность предприятия.
12. Производственная программа предприятия.
13. Фонды времени предприятия и работающих.
14. Расчет численности работающих на стадии проектирования.
15. Оборудование, необходимое для технологического процесса, методика расчета его количества.
16. Методика расчета площадей помещений, входящих в состав предприятия.
17. Методика расчета площадей складских помещений.
18. Методика расчета площади территории проектируемого предприятия.
19. Основные требования к генеральному плану.
21. Рекомендации при размещении зданий на территории.
22. Расположение зданий и сооружений на генеральном плане.
23. Роза ветров.
24. Противопожарные мероприятия при разработке генерального плана.
25. План производственного корпуса.
26. Особенности изображения оборудования.
27. Планировка производственного участка и основные требования при его разработке.
28. Методы группировки при расстановке однотипного оборудования.
29. Методы разработки планировок подразделений предприятий.
30. Монтаж технологического оборудования.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Каждый студент получает индивидуальное задание на курсовое проектирование по теме: «Станция технического обслуживания легковых автомобилей».
Вопросы для устного опроса:
1. Классификация автотранспортных предприятий.
2. Структура и состав производственно-технической базы АТП.
3. Этапы и методы проектирования и реконструкции предприятий
автомобильного транспорта.
4. Роль технологического проектирования в развитии производственнотехнической базы предприятий автомобильного транспорта.
5. Планировочные решения автотранспортных предприятий различного
назначения и мощности.
6. Понятие о типовом проектировании.
7. Понятие об индивидуальном проектировании.
8. Методы адаптации типовых проектов.
9. Особенности реконструкции и технического перевооружения АТП с
учетом ресурсных, технологических условий и ограничений.
10. Перечислите основные исходные данные, необходимые для
проектирования АТП.
11. В чем заключается методика расчета производственной программы?
12. Как рассчитывают годовой объем работ предприятия по техническому
обслуживанию и ремонту подвижного состава?
13. Объем работ по самообслуживанию предприятия.
14. Как рассчитывается необходимая рабочая сила?
15. Как определяют число универсальных постов технического
обслуживания и ремонта?
16. Как определяют число линий и постов поточного обслуживания?
17. Какова система расчета площадей производственных помещений?
18. Какова система расчета площадей вспомогательных помещений?
19. Какова система расчета площадей складских помещений?
20. В чем состоит метод графического определения ширины проезда?
21. Какие требования предъявляют к помещениям для хранения подвижного
состава?
состава?
23. Перечислите основные технико-экономические показатели АТП.
24. Основные нормативные материалы для проектирования и
реконструкции АТП.
25. Планировка зоны ЕО.
26. Планировка зоны ТО-1.
27. Планировка зоны ТО-2.
28. Расчет суточной производственной программы.
29. Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР.
30. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по зонам.
31. Что такое рабочее место и требования к нему?
32. Что такое рабочий пост и требования к нему?
33. Расчет количества постов и линий при поточном методе обслуживания.
34. Расчет поточных линий периодического действия.
35. Расчет количества постов текущего ремонта.
36. Расчет площадей административных и бытовых помещений.
37. Генеральный план АТП и его основные показатели.
38. Хранение автомобильных шин.
39. Как достигается эффективное расположение участков, зон, цехов
производственного корпуса?
40. Требования к планировке производственного корпуса.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тест №1
1. Автотранспортное предприятие предназначено для перевозки грузов или пассажиров, выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также … (продолжить)
a) для выполнения работ по ТО и ТР
b) для хранения подвижного состава
c) для материально-технического обеспечения
2. Станции технического обслуживания автомобилей по типу обслуживаемого подвижного состава подразделяются на станции для
a) легковых автомобилей
b) грузовых автомобилей
c) автобусов
d) смешанного парка
3. К авторемонтным предприятиям относятся
a) специализированные подразделения автотранспортных предприятий
b) предприятия, производящие капитальный ремонт грузовых автомобилей
c) предприятия, производящие в основном капитальный ремонт агрегатов и узлов
d) участки ремонта агрегатов автопредприятий
4. Основной задачей автотранспортного предприятия является
a) сохранение подвижного состава
b) обеспечение запасными частями и ТСМ
c) эффективное осуществление автомобильных перевозок
5. Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в
a) городском, пригородном и междугороднем сообщениях
b) межрайонном и международном сообщениях по специальным требованиям
c) целях обслуживания предприятий, организаций и учреждений
6. Автообслуживающие предприятия осуществляют
a) перевозки грузов или пассажиров
b) капитальный полнокомплектный ремонт
c) сервисное и техническое обслуживание
7. Размер автономных АТП зависит в основном от
a) численности и типа подвижного состава
b) ведомственной подчиненности
8. Производственно-техническая база предприятия служит для
a) выполнения специализированных работ на автомобиле, его агрегатах и узлах
b) обеспечения запчастями и топливно-смазочными материалами
c) обеспечения рациональной схемы перевозочного процесса
9. Производственно-техническую базу, наряду с другими материальными ценностями составляют
a) средства труда, однократно участвующие в производственном процессе
b) основные производственные фонды предприятия, передающие свою стоимость на продукт в целом
c) здания, сооружения, оборудование
10. В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит от
a) организации работы производственно-технической базы
b) показателей эффективности использования методов перевозки
c) величины морального износа оборудования
11. При расширении действующего предприятия его производственные мощности по сравнению с созданием аналогичных мощностей путем нового строительства
a) производственная мощность и удельные затраты уменьшаются
b) технико-экономические показатели увеличиваются
c) технический уровень увеличивается в большие сроки
12. Какая форма развития ПТБ при необходимости может сопровождаться строительством новых и расширением действующих объектов вспомогательного или обслуживающего назначения
a) техническое переоснащение
b) реконструкция
c) новое строительство
d) расширение
13. Основные задачи производственно-технической базы автопредприятий
a) обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного
состава
b) выполнение плана перевозок
c) выполнение плана перевозок при наименьших трудовых материальных затратах
d) поддержание в исправном состоянии технологического оборудования
e) строительство и реконструкция зданий и сооружений
14. Новое строительство предприятий автомобильного транспорта предусматривает возведение
a) комплекса зданий и сооружений основного назначения
b)зданий для ТО и ТР подвижного состава
c) зданий для хранения подвижного состава
d)зданий и сооружений филиала АТП
15. Техническое переоснащение производится с целью
a) замены морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования
b) модернизации природоохранных объектов
c) переустройства инженерных сетей
d) внедрения ЭВМ
e) подключения к централизованным источникам энергии
Тест № 2
1. Конечным результатом технологического проектирования является
a) разработка генерального плана и объемно-планировочное решение предприятия
b) планировочные решения производственных зон, участков, складов
c) расчет производственной программы и численности работающих
d) определение типа и количества подвижного состава
2. Сопоставлением каких показателей оцениваются результаты проектирования АТП
a) числом постов
b) числом производственных рабочих и числом постов
c) площадью территории предприятия и числом постов.
a) видами ТО и ремонта, периодичностью технических воздействий, трудоемкостью их выполнения и продолжительностью простоя в ТО и ремонте
b) видами ТО и ремонта и трудоемкостью их выполнения
c) периодичностью технических воздействий и трудоемкостью их выполнения
4. Коэффициент технической готовности определяется
a) количеством дней нахождения автомобиля в технически исправном состоянии и числом дней простоя по орг. причинам
b) количеством дней нахождения автомобиля в простое в ТО и ТР и количеством дней нахождения автомобиля в технически исправном состоянии
c) модификацией автомобиля, количеством дней простоя автомобиля за год
d) числом автомобилей на линии, количеством дней простоя в ТО и ТР, количеством дней нахождения автомобиля в технически исправном состоянии
5. Годовое число второго технического обслуживания для группы автомобилей зависит
a) от числа автомобилей и годового пробега одного автомобиля
b) от пробега до ТО-2, числа автомобилей и годового пробега одного автомобиля
c) от годового пробега одного автомобиля, пробега до ТО-2 и ТО-1 и числа автомобилей
6. Диагностирование Д-2 предназначено для определения
a) мощностных показателей при ТО-2
b) мощностных и экономичных показателей при работе двигателя
c) для выявления количества дополнительных работ при ТР
7. Под технологической совместимостью понимается
a) одинаковые марки автомобилей
b) вид топлива для двигателей
c) конструктивная общность автомобилей
d) возможность организовывать совместное производство работ по ТО и ТР
8. Посты технического обслуживания по своему технологическому назначению подразделяются
a) на универсальные и проездные
b) на универсальные и специализированные
c) на универсальные и тупиковые
9. Критерием выбора метода организации технического обслуживания может служить
a) наличие свободных площадей
b) суточная производственная программа
10. Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением
a) суммарного пробега за время эксплуатации к ресурсному пробегу
b) циклового пробега к пробегу до данного вида воздействия
c) ресурсного пробега к нормативному пробегу до данного вида воздействия
11. Какие коэффициенты учитывают дополнительные факторы при определении числа постов текущего ремонта
a) неравномерности поступления автомобилей и категории условий эксплуатации
b) модификации подвижного состава и использования рабочего времени поста.
c) использования рабочего времени поста и неравномерности поступления автомобилей
12. Такт линии это
a) интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания
b) время, в течение которого автомобиль проходит ТО
c) приращение трудоемкости обслуживания автомобиля
13. Для каких целей на АТП используются линии непрерывного действия
a) для уборочно-моечных работ
b) для сезонного обслуживания
c) для ответственных операций ТО-1 и ТО-2
d) для уборочно-моечных работ перед ТР
14. Количество основного оборудования определяют
a) по степени использования и трудоемкости работы
b) по трудоемкости работ и фонду рабочего времени
15. Под механизацией производственного процесса ТО и ТР понимается
a) замена ручного труда работой машин и механизмов, уменьшение рабочих
b)замена менее совершенных машин и механизмов более совершенными, использование персональных компьютеров
c) замена ручного труда работой машин и механизмов, внедрение более
современных машин и механизмов
Тест № 3
1. Отдельные помещения для производства ТО-1, ТО-2 предусматриваются с учетом
a) сборочно-разборочных и регулировочных работ
b) противопожарной безопасности и санитарных требований
c) наличия постов мойки и уборки
2. При поточной организации ТО-1 линии располагают
a) в обособленных помещениях
b) в общем помещении с постами ТО-2
c) в общем помещении с постами ТО-2 и ТР
3. Размеры осмотровых канав проектируются с учетом
a) длины рабочей зоны и колеи автомобиля
b) навесов из негорючих материалов
c) выбранной сетки колонн
4. В рециркуляционной системе воздушного отопления забор воздуха для подогрева может проводиться
a) полностью из помещения
b) частично из специальной камеры
c) за пределами помещения
d) из вентиляционной системы
5. Требуется санитарная очистка газов и воздуха перед их выбросом из помещений АТП. Для этой цели используют
a) воздушные тканевые фильтры
b) пылеуловители
c) вентиляционные каналы
6. В аккумуляторном участке принято решение модернизировать систему вентиляции. Какую систему следует использовать в отделении зарядки
a) естественную
b) вытяжную общеобменную
c) местную вытяжку
d) местную приточную
7. Водопроводная сеть АТП в плане может быть
a) кольцевой
b) тупиковой
c) магистральной
d) распределительной
8. Сточные воды, образующиеся в АТП, подразделяются на
a) бытовые и производственные
b) повторно используемые и обеззараженные
c) производственные и дождевые
9. Какая система освещения позволяет при меньших расходах на электроэнергию обеспечить лучшее освещение рабочих мест
a) система общего освещения
b) система местного освещения
c) комбинированная система
10. Для питания системы общего освещения АТП используется напряжение
a) 24 или 12 В
b) 36 В
c) 220 В
11. Системы теплоснабжения АТП должны обеспечить
b) удаления загрязненного воздуха
c) централизацию горячего водоснабжения
12. По назначению системы вентиляции на АТП подразделяются на
a) приточные и с естественным побуждением
b) вытяжные и приточные
c) системы с механическим побуждением и вытяжные
13. Зоны технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей должны быть оборудованы
a) общеобменной вентиляцией и специальным оборудованием
b) местной и общественной вентиляцией
c) вытяжкой воздуха из осмотровых канав
14. Предприятия автомобильного транспорта должны быть оборудованы водопроводами
a) хозяйственно-питьевым, городским, противопожарным
b) производственным, местной скважины
c) хозяйственно-питьевым, производственным, противопожарным
15. Производственный водопровод обеспечивает поставку на автопредприятие воды для
a) снабжения питьевой водой в производственных помещениях
b) технических нужд
c) обеспечение систем автоматического пожаротушения
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.