2024-2025_09_03_01_2023_plx_Базы данных_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.05.01 Базы данных
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
 
ПК-5.2 Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
 
ПК-5.3 Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
ПК-5 
Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 8 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет;Контрольная работа .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия теории баз данных
 
1.1
Основные понятия теории баз данных
1
0
0
8
9
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Модели и типы данных
 
2.1
Модели и типы данных     
2
2
0
10
14
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Реляционная модель данных
 
3.1
Реляционная модель данных
4
7
0
14
25
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Основные этапы проектирования БД
 
4.1
Основные этапы проектирования БД       
4
0
0
10
14
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Реляционная алгебра Кодда.
 
5.1
Реляционная алгебра Кодда.
4
4
0
10
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Нормализация базы данных
 
6.1
Нормализация базы данных
2
4
0
21
27,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Средства проектирования структур БД
 
7.1
Средства проектирования структур БД
3
0
0
15,5
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Основные понятия языка SQL
 
8.1
Основные понятия языка SQL
2
2
0
14
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Синтаксис операторов, типы данных
 
9.1
Синтаксис операторов, типы данных
2
2
0
14
18
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Создание, модификация и удаление таблиц
 
10.1
Создание, модификация и удаление таблиц
2
4
0
14
20
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
11
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
 
11.1
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4
4
0
18
26,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
12
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ
 
12.1
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ
2
4
0
16
22
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
13
Функции в запросах SQL
 
13.1
Функции в запросах SQL
2
1
0
18
56,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
34
34
0
182,5
288
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
 
ПК-5.2 Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
 
ПК-5.3 Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
ПК-5 
Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 5 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
68
6
108
35
73
180
36
109,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
17
17
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
34
6
17
17
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,5
1
1
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
73
73
109,5
109,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
За
Эк
Общая трудоемкость, ч.
288
108
180
Общая трудоемкость, З.Е.
8
3
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия теории баз данных
 
1.1
Основные понятия теории баз данных
1
0
0
8
9
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Модели и типы данных
 
2.1
Модели и типы данных     
2
2
0
10
14
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Реляционная модель данных
 
3.1
Реляционная модель данных
4
7
0
14
25
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Основные этапы проектирования БД
 
4.1
Основные этапы проектирования БД       
4
0
0
10
14
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Реляционная алгебра Кодда.
 
5.1
Реляционная алгебра Кодда.
4
4
0
10
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Нормализация базы данных
 
6.1
Нормализация базы данных
2
4
0
21
27,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Средства проектирования структур БД
 
7.1
Средства проектирования структур БД
3
0
0
15,5
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Основные понятия языка SQL
 
8.1
Основные понятия языка SQL
2
2
0
14
18,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Синтаксис операторов, типы данных
 
9.1
Синтаксис операторов, типы данных
2
2
0
14
18
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Создание, модификация и удаление таблиц
 
10.1
Создание, модификация и удаление таблиц
2
4
0
14
20
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
11
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
 
11.1
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4
4
0
18
26,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
12
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ
 
12.1
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ
2
4
0
16
22
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
13
Функции в запросах SQL
 
13.1
Функции в запросах SQL
2
1
0
18
56,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
34
34
0
182,5
288
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия теории баз данных

1. Базы данных и информационные системы.  2. Архитектура БД. 3. Системы управления базами данных.  4. Локальные информационные системы. 5. Схема обмена данными при работе с БД.

 
Модели и типы данных     

1. Иерархическая модель.

2. Сетевая модель.

3. Реляционная модель.

4. Постреляционная модель.  

5. Многомерная модель.

6. Объектно-ориентированная модель.

 
Реляционная модель данных

1. Элементы реляционной модели.

2. Индексирование.

3. Основные виды связи таблиц.

4. Контроль целостности связей.

 
Основные этапы проектирования БД       

1. Жизненный цикл БД

2. Планирование разработки базы данных

3. Определение требований к системе

4. Сбор и анализ требований пользователей

5. Проектирование базы данных

6. Разработка приложений

 
Реляционная алгебра Кодда.

1. Элементы реляционной модели.

2. Индексирование.

3. Основные виды связи таблиц.

4. Контроль целостности связей.

 
Нормализация базы данных

1. Первая нормальная форма (1NF).

2. Вторая нормальная форма (2NF).

3. Третья нормальная форма (3NF).

4. Нормальная форма Бойса –

5. Кодда (усиленная 3NF).

6. Четвертая нормальная форма (4NF).

7. Пятая нормальная форма (5NF).

 
Средства проектирования структур БД

1. Классификация СУБД

2. Требования к СУБД

3. Общая характеристика и классификация CASE-средств

4. Основные характеристики и возможности СУБД Access

5. Типы данных СУБД Access

6. Создание новой базы данных

 
Основные понятия языка SQL

1. Появление языка SQL.

2. Типы команд SQL

3. Преимущества языка SQL

 
Синтаксис операторов, типы данных

1. Синтаксис SQL-операторов

2. Типы данных SQL

 
Создание, модификация и удаление таблиц

1. Создание таблицы

2. Модификация таблиц

3. Удаление таблиц

 
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL

1. Синтаксис оператора SELECT

2. Выборка из нескольких таблиц

 
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ

1. Группировка данных

2. Сортировка данных

 
Функции в запросах SQL

1. Агрегатные функции

2. Преобразование текста

3. Работа со строками

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Модели и типы данных
2
0
 
2
Реляционная модель данных
7
0
 
3
Реляционная алгебра Кодда.
4
0
 
4
Нормализация базы данных
4
0
 
5
Основные понятия языка SQL
2
0
 
6
Синтаксис операторов, типы данных
2
0
 
7
Создание, модификация и удаление таблиц
4
0
 
8
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4
0
 
9
Сортировка и группировка данных при помощи языка SQ
4
0
 
10
Функции в запросах SQL
1
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Отчет
О
 
3
Контрольная работа
КР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5 
Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
 
 
ПК-5 
Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-5 Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Проектирование и эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления
x
x
Экзамен,Курсовой проект
Базы данных
x
x
Зачет,Экзамен
Пакеты прикладных программ
x
x
Зачет,Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-5 Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для зачета:

Разработать структуру БД

Рассматривается предметная область «Цех».

В цеху производятся различные детали и из различного вида заготовок. Детали и заготовки имеют кодовые обозначения и наименования. Заготовка поступает в цех с сопроводительным документом, в котором содержится краткая характеристика заготовки.

В цеху работают различные категории работников, имеющие разные должности. Должности зависят от разряда работника. От разряда работника зависит его тарифная ставка.

 
В работе цеха выделены следующие процессы:

-ежедневный прием заготовок со склада заготовок,  при этом каждый прием заготовок характеризуется их количеством;

- ежедневное изготовление работниками цеха из заготовок деталей, при этом  изготовление деталей характеризуется  классом обработки

- ежедневная сдача работниками цеха готовых деталей на склад готовой продукции;

- ежедневный учет работниками цеха брака   у изготовленных деталей с указанием вида брака;

- ежедневная сдача работниками цеха бракованных изделий на склад брака.

Готовые детали и брак отправляются на склады тоже с сопроводительными документами, в которых  содержится информация о детали и работнике, который ее изготовил.

Экзаменационные вопросы

1. Базы данных и информационные системы.  

2. Архитектура БД.

3. Системы управления базами данных.  

4. Локальные информационные системы.

5. Схема обмена данными при работе с БД.

6. Иерархическая модель.

7. Сетевая модель.

8. Реляционная модель.

9. Постреляционная модель.  

10. Многомерная модель.

11. Объектно-ориентированная модель.

12. Элементы реляционной модели.

13. Индексирование.

14. Основные виды связи таблиц.

15. Контроль целостности связей.

16. Основные операторы в реляционной алгебре.  

17. Объединение. Пересечение. Вычитание.

18. Декартово произведение.

19. Выборка.

20. Проекция.

21. Соединение. Деление

22. Жизненный цикл БД

23. Планирование разработки базы данных

24. Определение требований к системе

25. Сбор и анализ требований пользователей

26. Проектирование базы данных

27. Разработка приложений

28. Первая нормальная форма (1NF).

29. Вторая нормальная форма (2NF).

30. Третья нормальная форма (3NF).

31. Нормальная форма Бойса –

32. Кодда (усиленная 3NF).

33. Четвертая нормальная форма (4NF).

34. Пятая нормальная форма (5NF).

35. Классификация СУБД

36. Требования к СУБД

37. Общая характеристика и классификация CASE-средств

38. Основные характеристики и возможности СУБД Access

39. Типы данных СУБД Access

40. Создание новой базы данных

41. Появление языка SQL.

42. Типы команд SQL

43. Преимущества языка SQL

 
44. Синтаксис SQL-операторов

45. Типы данных SQL

46. Создание таблицы

47. Модификация таблиц

48. Удаление таблиц

49. Синтаксис оператора SELECT

50. Выборка из нескольких таблиц

51. Группировка данных

52. Сортировка данных

53. Агрегатные функции

54. Преобразование текста

55. Работа со строками

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных: учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 271 с. : ил. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/652917 2. Лабораторный практикум по дисциплине «Базы данных» для направления подготовки бакалавра 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»  / Сост.:  Изосимова Т. А., Ксенофонтова И. В. ; Волжский филиал МАДИ. - Чебоксары, 2015. – 83 с. 3.   Шустова Л.И., Тараканов О.В. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/751611 4. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И.. Базы данных : учеб. пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 400 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944926 б) дополнительная литература 1. Советов,Б. Я.  Базы данных: учебник для бакалавриата  / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовский. -2-е изд. -  М.: Издательство Юрайт, 2016. - 436с. 2. Мартишин С.А., Симонов В.Л., Храпченко М.В. Базы данных: Работа с распределенными базами данных и файловыми системами на примере MongoDB и HDFS с использованием Node.js, Express.js, Apache Spark и Scala : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. + Доп. материалы - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1018196 3. Мартишин С.А., Симонов В.Л., Храпченко М.В.. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSQL-типа для проектирования информационных систем : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 368 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926871 4. Дадян Э.Г. Современные базы данных. Основы. Часть 1: Учебное пособие / Дадян Э.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 88 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-106526-6 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959289
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
4. https://www.draw.io - интернет платформа для построения диаграмм.
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
3
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

 
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет

 
значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав.кафедрой ГиЕНД, к.т.н. Изосимова Т.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .