ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Характеристика производственного процесса. Иерархическая структуру химического предприя-тия. Типовые технологические операторы химических технологических систем. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.
Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратности обра-ботки сырья. Принцип составления материальных и тепловых балансов.
Качественные и математические модели химических технологических систем. Техноло-гическая схема синтеза аммиака. Сырьевая база промышленности. Энергетическая база про-мышленности.
Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология. Критерии оценки без-отходности производства. Основные положения безотходного производства
Принципы организации малоотходных и безотходных производств. Комплексное исполь-зование сырьевых ресурсов. Комплексная переработка апатитового концентрата. Комплексная преработка нефелинового концентрата
Комплексное использование энергетических ресурсов. Замкнутые производственные цик-лы с рекуперацией пыли. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки от-ходов Первомайского промышленного узла.
Очистка газов от пыли в пылеосадительных камерах и в инерционных пылеуловителях. Очист-ка газов от пыли в циклонах. Очистка газов от пыли в в тканевых фильтрах. Очистка газов в во-локнистых и зернистых фильтрах. Очистка газов в полых и насадочных газопромыватели. Очистка газов в тарельчатых газопромывателях и в газопромывателях ударно-инерционно¬го действия. Очистка газов от пыли в электрофильтрах
Схемы абсорбционных методов очистки газов. Пленочные и насадочные абсорберы. Бар-ботажные и распиливающие абсорберы. Известковые и известняковые методы очистки газов от диоксида серы.
Схема адсорбционной очистки газов. Промышленные адсорбционные аппараты. Адсорб-ционные методы очистки газов от сероводорода. Схема каталитической очистки газов. Про-мышленные каталитические реакторы
Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод. Схема механической и физико-химической очистки сточных вод. Схема механической и биологической очистки сточных вод.
Очистка сточных вод процеживанием. Очистка сточных вод отстаиванием. Отстой-ники. Очистка сточных вод от нефтепродуктов отстаиванием. Нефтеловушки. Очистка сточных вод в осветлителях. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаи-ванием и коагуляцией. Очистка сточных вод фильтрованием. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроцик-лонах и центрифугах
Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией. Очистка сточных вод от соедине-ний фосфора реагентным методом на БОС. Очистка сточных вод флотацией. Флотация с ме-ханическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пористые материалы. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией.
Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом. Очистка сточных вод от фе-нолов экстракцией. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией
Очистка сточных вод от цианистых соединений. Очистка сточных вод от фенолов окисление. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановления. Очистка сточных вод от ионов тя-желых металлов осаждением
Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией
Уплотнение осадков сточных вод. Обезвоживание осадков сточных вод. Термические методы обработки осадков сточных вод
Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом. Концентрирование сточных вод выпариванием. Выделения веществ из концентрированных растворов. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод
Процессы уменьшения размеров частиц твердых отходов (дробление, измельчение, классификация и сортировка). Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах. Обогащение твердых отходов отсадкой. Обогащение твердых отходов флотацией. Магнитные методы обогащения твердых отходов. Электрические методы обогащения твердых отходов
Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием). Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией. Размещение твердых отходов на поверхности земли. Переработка твердых отходов в компост. Методы утилизации отходов по видам (металлов, шин, пластика, ТКО и пр.)
Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей промышлен-ности. Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых. Переработка отходов углеобогащения. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды
Перспектива развития ветровой энергетики. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения. Геотермальная и морская энергетика. Использование биомассы в качестве источника топлива
Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом. Техническое со-вершенствование автомобилей с ДВС. Разработка альтернативных видов автотранспорта
Схема и описание технологии доменного процесса. Технология производства стали различными способами. Очистка сточных вод производств черной металлургии. Пути пере-работки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков. Технология электролитического получения алюминия. Технология получения меди. Переработка и использование отходов цветной металлургии
Технология переработки нефти. Схемы очистки сточных вод нефтеперерабатывающих заводов.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при
Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду
Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических
Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену
1. Характеристика производственного процесса.
2. Иерархическая структуру химического предприятия.
3. Типовые технологические операторы химических технологических систем.
4. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.
5. Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратно-сти обработки сырья.
6. Принцип составления материальных и тепловых балансов.
7. Качественные и математические модели химических технологических систем.
8. Технологическая схема синтеза аммиака.
9. Сырьевая база промышленности.
10. Энергетическая база промышленности.
11. Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология
12. Критерии оценки безотходности производства
13. Основные положения безотходного производства
15. Комплексное использование сырьевых ресурсов
16. Комплексная переработка апатитового концентрата
17. Комплексная преработка нефелинового концентрата
18. Комплексное использование энергетических ресурсов
19. Замкнутые производственные циклы с рекуперацией пыли
20. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки отходов
21. Очистка газов от пыли
22. Схемы абсорбционных методов очистки газов
23. Схема адсорбционной очистки газов
24. Схема каталитической очистки газов
25. Промышленные каталитические реакторы
26. Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод
27. Схема механической и физико-химической очистки сточных вод
28. Схема механической и биологической очистки сточных вод
29. Очистка сточных вод процеживанием
30. Очистка сточных вод отстаиванием.
31. Очистка сточных вод от нефтепродуктов отстаиванием. Нефтеловушки
32. Очистка сточных вод в осветлителях
33. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаиванием и коагуляцей
34. Очистка сточных вод фильтрованием
35. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием
36. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроциклонах и центрифугах
37. Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией
38. Очистка сточных вод от соединений фосфора реагентным методом на БОС
39. Очистка сточных вод флотацией
40. Флотация с механическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пористые материалы
41. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией
42. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией
43. Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией
44. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод
45. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом
46. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом
47. Очистка сточных вод от фенолов экстракцией
48. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией
49. Очистка сточных вод от цианистых соединений
50. Очистка сточных вод от фенолов окисление
51. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением
52. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановлением
53. Очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов осаждением
54. Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах
55. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод
56. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией
57. Уплотнение осадков сточных вод
58. Обезвоживание осадков сточных вод
59. Термические методы обработки осадков сточных вод
60. Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом
61. Концентрирование сточных вод выпариванием
62. Выделения веществ из концентрированных растворов
63. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод
64. Процессы уменьшения размеров частиц твердых отходов (дробление, измельчение, классификация и сортировка)
65. Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов
66. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах
67. Обогащение твердых отходов отсадкой
69. Магнитные методы обогащения твердых отходов
70. Электрические методы обогащения твердых отходов
71. Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием)
72. Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией
73. Размещение твердых отходов на поверхности земли
74. Переработка твердых отходов в компост
75. Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей промыш-ленности
76. Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых
77. Переработка отходов углеобогащения
78. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды
79. Перспектива развития ветровой энергетики
80. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения
81. Геотермальная и морская энергетика
82. Использование биомассы в качестве источника топлива
83. Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом
84. Техническое совершенствование автомобилей с ДВС
85. Разработка альтернативных видов автотранспорта
86. Схема и описание технологии доменного процесса
87. Технология производства стали различными способами
88. Очистка сточных вод производств черной металлургии
89. Пути переработки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков
90. Технология электролитического получения алюминия
91. Технология получения меди
92. Переработка и использование отходов цветной металлургии
93. Технология переработки нефти
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Характеристика производственного процесса.
2. Иерархическая структуру химического предприятия.
3. Типовые технологические операторы химических технологических систем.
4. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.
5. Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратности об-работки сырья.
6. Принцип составления материальных и тепловых балансов.
7. Качественные и математические модели химических технологических систем.
8. Технологическая схема синтеза аммиака.
9. Сырьевая база промышленности.
10. Энергетическая база промышленности.
11. Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология
12. Критерии оценки безотходности производства
13. Основные положения безотходного производства
14. Принципы организации малоотходных и безотходных производств
15. Комплексное использование сырьевых ресурсов
16. Комплексная переработка апатитового концентрата
17. Комплексная преработка нефелинового концентрата
19. Замкнутые производственные циклы с рекуперацией пыли
20. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки отходов
21. Очистка газов от пыли
22. Схемы абсорбционных методов очистки газов
23. Схема адсорбционной очистки газов
24. Схема каталитической очистки газов
25. Промышленные каталитические реакторы
26. Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод
27. Схема механической и физико-химической очистки сточных вод
28. Схема механической и биологической очистки сточных вод
29. Очистка сточных вод процеживанием,
30. Очистка сточных вод отстаиванием. Нефтеловушки
31. Очистка сточных вод в осветлителях
32. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаиванием и коагуляцией
33. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием
34. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроциклонах и центрифугах
35. Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией
36. Очистка сточных вод от соединений фосфора реагентным методом на БОС
37. Очистка сточных вод флотацией.
38. Флотация с механическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пори-стые материалы
39. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией
40. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией
41. Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией
42. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод
43. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом
44. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом
45. Очистка сточных вод от фенолов экстракцией
46. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией
47. Очистка сточных вод от цианистых соединений
48. Очистка сточных вод от фенолов окисление
49. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением
50. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановлением
51. Очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов осаждением
52. Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах
53. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод
54. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией
55. Уплотнение осадков сточных вод
56. Обезвоживание осадков сточных вод
57. Термические методы обработки осадков сточных вод
58. Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом
59. Концентрирование сточных вод выпариванием
60. Выделения веществ из концентрированных растворов
61. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод
62. Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов
63. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах,
64. Обогащение твердых отходов отсадкой
65. Обогащение твердых отходов флотацией
66. Магнитные методы обогащения твердых отходов
67. Электрические методы обогащения твердых отходов
68. Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием)
69. Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией
70. Размещение твердых отходов на поверхности земли
71. Переработка твердых отходов в компост
72. Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей
73. Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых
74. Переработка отходов углеобогащения
75. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды
76. Перспектива развития ветровой энергетики
77. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения
78. Геотермальная и морская энергетика
79. Использование биомассы в качестве источника топлива
80. Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом
81. Техническое совершенствование автомобилей с ДВС
82. Разработка альтернативных видов автотранспорта
83. Схема и описание технологии доменного процесса
84. Технология производства стали различными способами
85. Очистка сточных вод производств черной металлургии
86. Пути переработки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков
87. Технология электролитического получения алюминия
88. Технология получения меди
89. Переработка и использование отходов цветной металлургии
90. Технология переработки нефти
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и