ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Выполнение лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Основные задачи мониторинга. Классификация видов мониторинга
Государственный экологический контроль, производственный и общественный эколо-гический контроль. Средства и методы проведения.
Локальный (импактный), региональный, государственный (национальный) и глобальный мониторинг. Программа фонового экологического мониторинга на базе биосферных за-поведников. Абиотическая и биотическая подпрограммы. Государственный экологический мониторинг. Единая государственная система экологического мониторинга, ее задачи Гло-бальная система мониторинга окружающей среды.
Основные принципы нормирования. Санитарно-гигиенические, хозяйственно-промышленные и экологические нормативы. Нормирование выбросов вредных веществ в ат-мосферу, гидросферу. Нормирование содержания загрязняющих веществ в почве. Лимиты раз-мещения отходов.
Кислотно-основные реакции, реакции образования комплексных соединений, реакция окисления-восстановления. Фотометрические методы анализа. Фотокалориметрический ана-лиз: метод сравнения, калибровочного графика, добавок. Спектрофотометрический анализ. Колориметрия, нефелометрия и турбидиметрия.
Кондуктометрические, кулонометрические и потенциометрические методы. Вольтамперметрия.
Атомно-эмиссионный спектральный анализ. Атомно-абсорбционный спектральный анализ.
Газовая хроматография. Газохроматографические колонки, детекторы. Жидкостная и ионная хроматография. Тонкослойная и бумажная хроматография. Масс-спектрометрия и хро-мато-масс-спектрометрия
Отбор проб воздуха с концентрированием и без концентрирования. Метод вымораживания в отборе проб воздуха. Отбор проб атмосферных осадков Отбор проб поверхностных и сточных вод. Консервирование проб воды. Гомогенизация воды. Отбор проб почв, донных отложений и растительных материалов.
Индикаторные трубки. Ленточные фотоколориметрические газоанализаторы. Светофотометрические и хемилюминесцентные газоанализаторы.
Кулонометрические и кондуктометрические газоанализаторы. Анализ пыли в воздухе. Передвижные и стационарные лабораторные комплексы для контроля воздушной среды. Полярографический и хроматографический анализ воздуха.
РН воды. Органолептические свойства воды (прозрачность, цветность, запах и др.). Взвешенные вещества. Сухой и прокаленный остаток. Определение пенистости, щелочности и кислотности воды. Суммарные показатели воды и их определение. Определение общего азота, общей серы в воде. Определение химического потребления кислорода (ХПК) и биохимического потребления кислорода (БПК) в воде.
Определение металлов в воде атомно-абсорбционной спектрометрией. Определение ме-таллов в воде пламенно-эмиссионной спектрометрией, фотометрией. Определение органических продуктов в воде.
Спектрометрический, хроматографический, полярографический, атомно-абсорбционый анализ. Фотокалориметрическое определение. Определение кислотности почв, содержания металлов, нефтепродуктов
Определение уровня радиации
Шумомеры, принцип действия.
Биофизические, микробиологические, эколого-физиологические, биохимические тесты. Дистанционные методы анализа: спектрометрические методы изучения загрязнения атмосферы, лазерное зондирование, дистанционные методы обнаружения нефтяных загрязнений вод-ных бассейнов и измерения радиоактивного загрязнения местности.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену (6 семестр).
1. Мониторинг состояния природной среды.
2. Основные задачи мониторинга.
3. Классификация видов мониторинга.
4. Экологический контроль. Виды.
5. Государственный экологический контроль.
6. Производственный экологический контроль.
7. Общественный экологический контроль.
8. Средства проведения экологического контроля.
9. Методы проведения экологического контроля.
10. Уровни систем мониторинга.
11. Локальный (импактный) мониторинг.
12. Региональный мониторинг.
13. Государственный (национальный) мониторинг.
14. Глобальный мониторинг.
15. Программа фонового экологического мониторинга на базе биосферных заповедни-ков.
16. Абиотическая подпрограмма.
17. Биотическая подпрограмма.
18. Государственный экологический мониторинг.
19. Единая государственная система экологического мониторинга.
20. Задачи единой государственной системы экологического мониторинга.
21. Глобальная система мониторинга окружающей среды.
22. Нормирование поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
23. Нормирование содержания загрязняющих веществ в окружающую среду.
24. Основные принципы нормирования.
25. Санитарно-гигиенические нормативы.
26. Хозяйственно-промышленные нормативы.
27. Экологические нормативы.
28. Нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу.
29. Нормирование выбросов вредных веществ в гидросферу.
30. Нормирование содержания загрязняющих веществ в почве.
31. Лимиты размещения отходов.
32. Химические методы анализа: кислотно-основные реакции.
33. Химические методы анализа: реакции образования комплексных соединений.
34. Химические методы анализа: реакция окисления-восстановления.
35. Фотометрические методы анализа.
36. Фотокалориметрический анализ: метод сравнения.
37. Фотокалориметрический анализ: калибровочного графика.
38. Фотокалориметрический анализ: добавок.
39. Спектрофотометрический анализ.
40. Колориметрия.
41. Нефелометрия.
42. Турбидиметрия.
43. Электрохимические методы анализа.
44. Кондуктометрические методы.
45. Кулонометрические методы.
46. Потенциометрические методы.
47. Вольтамперметрия.
48. Спектральные методы анализа.
49. Атомно-эмиссионный спектральный анализ.
50. Атомно-абсорбционный спектральный анализ.
51. Хроматографический метод анализа.
52. Газовая хроматография.
53. Газохроматографические колонки.
55. Ионная хроматография.
56. Жидкостная хроматография.
57. Тонкослойная хроматография.
58. Бумажная хроматография.
59. Масс-спектрометрия.
60. Хромато-масс-спектрометрия.
Вопросы к экзамену (7 семестр).
1. Общие требования к отбору проб воздуха.
2. Отбор проб воздуха с концентрированием.
3. Отбор проб воздуха без концентрирования.
4. Метод вымораживания в отборе проб воздуха.
5. Отбор проб атмосферных осадков.
6. Отбор проб поверхностных вод.
7. Отбор проб сточных вод.
8. Консервирование проб воды.
9. Гомогенизация воды.
10. Отбор проб почв.
11. Отбор проб донных отложений.
12. Отбор проб растительных материалов.
13. Отбор проб поверхностных вод.
14. Отбор проб сточных вод.
15. Экспрессные методы анализа воздуха.
16. Индикаторные трубки.
17. Ленточные фотоколориметрические газоанализаторы.
18. Светофотометрические газоанализаторы.
19. Хемилюминесцентные газоанализаторы.
20. Электрохимический анализ воздуха.
21. Кулонометрические газоанализаторы.
22. Кондуктометрические газоанализаторы.
23. Анализ пыли в воздухе.
24. Передвижные лабораторные комплексы для контроля воздушной среды.
25. Стационарные лабораторные комплексы для контроля воздушной среды.
26. Полярографический анализ воздуха.
27. Хроматографический анализ воздуха.
28. Определение основных характеристик воды.
29. РН воды.
30. Органолептические свойства воды (прозрачность, цветность, запах и др.).
31. Взвешенные вещества.
32. Сухой и прокаленный остаток.
33. Определение пенистости, щелочности и кислотности воды.
34. Суммарные показатели воды и их определение.
35. Определение общего азота, общей серы в воде.
36. Определение химического потребления кислорода (ХПК) и биохимического по-требления кислорода (БПК) в воде.
37. Определение тяжелых металлов, органического углерода в воде.
38. Определение металлов в воде атомно-абсорбционной спектрометрией.
39. Определение металлов в воде пламенно-эмиссионной спектрометрией.
40. Определение металлов в воде фотометрией.
41. Определение органических продуктов в воде.
42. Определение загрязняющих веществ в почвах.
43. Спектрометрический,
44. Хроматографический анализ.
45. Полярографический анализ.
46. Атомно-абсорбционый анализ.
48. Определение кислотности почв, содержания металлов, нефтепродуктов.
49. Анализ электромагнитных излучений.
50. Определение уровня радиации.
51. Шумомеры, принцип действия.
52. Биохимические методы анализа.
53. Биофизические тесты.
54. Микробиологические тесты.
55. Эколого-физиологические тесты.
56. Биохимические тесты.
57. Дистанционные методы анализа: спектрометрические методы изучения загрязнения атмосферы.
58. Дистанционные методы анализа: лазерное зондирование.
59. Дистанционные методы обнаружения нефтяных загрязнений водных бассейнов.
60. Дистанционные методы анализа: измерения радиоактивного загрязнения местности.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестовые задания:
1.Мониторинг, позволяющий оценить современное состояние
природной среды в пределах Государства называется:
1 Глобальный
2 Региональный
3 детальный
4 локальный
5 национальный
2 Мониторинг, наблюдающий за изменением природных геосистем и
превращением их в природно-технические называется:
1 биоэкологический
2 климатический
3 геоэкологический
4 геосферный
3 Надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий
проводит гос. Службой:
1 ЕГСМ
2 ГСН
3 Госкомэкология
4 ГЭМ
5 СИАК
4 Экологическим риском называют (по статическому признаку)
называют такое состояние земель, когда общая площадь нарушенных земель
менее:
1 5 %
2 от 5 до 20 %
3 от 20 до 50 %
5 от 50 до 90 %
5 Метод измерения концентрации вещества в растворе проводимый на
приборе ФЭК называется:
1 аэрокосмическим
2 колориметрическим
3 титриметрических
4 биоиндикационным
5 вольтамперометрическим
6.Ультразвук - это акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-200 Гц
3.200-2000 Гц
4.20000-1000 М Гц
5 более 20000 Гц
7 Отношение средней энергии, переданной ионизирующим излучением
веществу в элементарном объеме к массе вещества в этом объеме это:
1 поглощенная доза излучения
2 эквивалентная доза ионизирующего излучения
3 эффективная доза излучения
4 экспозиционная доза
5.энергеническая экспозиция
8 Бета – лучи относятся к
1 корпускулярному излучению
2 электромагнитному излучению
3 солнечному излучению
4 акустическим колебаниям
5 инфразвуковым колебаниям
9 К источникам инфразвуковых колебаний относится:
1 электромагнитное поле земли
2 магнитные бури
3 воздушные линии электропередач
4 солнечные лучи
5 морские волны
10 Величина, характеризующая ионизирующее загрязнение
1.поглощенная доза
2 энергетическая экспозиция
3 уровень интенсивности
4 частота
5 температура
11 К объектам экологического мониторинга не относится:
1.Атмосфера
2.Гидросфера
3.Урбанизированная среда
4.Население
5 Сельское хозяйство
12 Мониторинг с латинского означает:
1 тот, кто напоминает, предупреждает
3 тот, кто проводит исследования
4 тот, кто загрязняет
5 тот, кто очищает
13 Точку отчета в экологическом мониторинге называют
1 Первостепенным показателем
2 Фоновым показателем
3 Показателем загрязнений
4 Показателем качества
5 Основным показателем
14 Наблюдения на базовых станций экологического мониторинга
проводятся для
1.Глобального мониторинга
2.Регионального мониторинга
3 Национального мониторинга
4 Локального мониторинга
5 Детального мониторинга
15 Наблюдения за экологическим состоянием окружающей среды
при помощи самолетных и спутниковых систем называется:
1 аэрокосмическим методом
2 колориметрическим методом
3 титриметрических методом
4 биоиндикационным методом
5 вольтамперометрическим методом
16 Процессы стратификации характеризуются критерием
1 Вехнэра
2 Фебера
3 Бофорта
4 Ричардсона
5.Израэль
17 Определение бактериологических показателей это анализ
1 Токсикологический
2 Микробиологический
3 Гидробиологический
4.Санитарный
5 Гигиенический
18 Большое количество минеральных веществ содержат
1 Грунтовые воды
2 Межпластовые (артезианские)
3 Речные
4 Морские
5 Сточные воды
19 Чужеродные биоте вещества называются
1 Персистентные
2 Органические
3 Неорганические
4 Биологические
5 Микробиологические
1 электромагнитное поле земли
2 магнитные бури
3 воздушные линии электропередач
4 солнечные лучи
5 морские волны
21.Назовите металл, который вызывает болезнь «Митимато»
1 Железо
2 Мышьяк
3 Ртуть
4 Свинец
5 Кадмий
22 Засоленность почвы возникает из-за
1 Излишнего удобрения
2 Обработки снега поваренной солью
3 При использовании ила очистных сооружений
4 При уплотнении почвы
5 При выращивании монокультур
23.Степень органических загрязнений характеризует:
1 ХПК
2 Перманганатная окисляемость
3 БПК
4 Взвешенные частицы
5 Осадок
24 Эффект суммации действия характеризуется, следующим,
уравнением:
1 С1/ ПДК1 +С2 /ПДК2+ Сn/ПДКn<1
2 С1/ ПДК1 +С2 /ПДК2+ Сn/ПДКn>1
3 С1/ ПДК1 +С2 /ПДК2+ Сn/ПДКn≤1
4 С1/ ПДК1 +С2 /ПДК2+ Сn/ПДКn≥1
5 С1/ ПДК1 +С2 /ПДК2+ Сn/ПДКn=1
25 Лишайники являются биоиндикаторами на
1 диоксид серы
2 оксид углерода
3 оксид азота
4 оксид свинца
5 оксид железа
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.