2024-2025_20_03_01_2023_plx_Процессы и аппараты защиты воды и воздуха_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 11 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.

Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практического задания;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Раздел 1. Процессы и аппараты защиты атмосферного воздуха.
 
1.1
Методы очистки и обезвреживания отходящих газов.
4
0
8
25
37
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
. Очистка отходящих газов от аэрозолей.
5
0
6
28
39
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Теоретические основы абсорбции.
2
0
6
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Теоретические основы адсорбции.
2
0
6
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Основы каталитических процессов газоочистки.
4
0
8
25
37
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Контроль
 
2.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Раздел 2. Процессы и аппараты защиты гидросферы.
 
3.1
Использование воды в оборотных системах водоснабжения.
3
0
4
25
32
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.2
Удаление взвешенных частиц из сточных вод.
4
0
12
25
41
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.3
Физико-химические методы очистки сточных вод.
4
0
10
25,5
39,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Раздел 3. Процессы и аппараты защиты литосферы.
 
4.1
Переработка твёрдых отходов.
4
0
4
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4.2
Утилизация твёрдых отходов.
2
0
4
25
31
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Контроль
 
5.1
Контроль
0
0
0
0
39,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
68
253,5
396
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 11 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
102
8
22
180
52
128
216
56
125,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
8
17
17
17
17
Практические занятия (Пр)
68
8
14
34
34
34
34
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
4,5
1
1
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
128
128
125,5
125,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
ЗаО
КР
Общая трудоемкость, ч.
396
180
216
Общая трудоемкость, З.Е.
11
5
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Раздел 1. Процессы и аппараты защиты атмосферного воздуха.
 
1.1
Методы очистки и обезвреживания отходящих газов.
4
0
8
25
37
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
. Очистка отходящих газов от аэрозолей.
5
0
6
28
39
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Теоретические основы абсорбции.
2
0
6
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Теоретические основы адсорбции.
2
0
6
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Основы каталитических процессов газоочистки.
4
0
8
25
37
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Контроль
 
2.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Раздел 2. Процессы и аппараты защиты гидросферы.
 
3.1
Использование воды в оборотных системах водоснабжения.
3
0
4
25
32
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.2
Удаление взвешенных частиц из сточных вод.
4
0
12
25
41
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.3
Физико-химические методы очистки сточных вод.
4
0
10
25,5
39,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Раздел 3. Процессы и аппараты защиты литосферы.
 
4.1
Переработка твёрдых отходов.
4
0
4
25
33
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4.2
Утилизация твёрдых отходов.
2
0
4
25
31
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Контроль
 
5.1
Контроль
0
0
0
0
39,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
68
253,5
396
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Методы очистки и обезвреживания отходящих газов.

Методы очистки и обезвреживания отходящих газов.

 
. Очистка отходящих газов от аэрозолей.

Очистка отходящих газов от аэрозолей.

 
Теоретические основы абсорбции.

Теоретические основы абсорбции.

 
Теоретические основы адсорбции.

Теоретические основы адсорбции.

 
Основы каталитических процессов газоочистки.

Основы каталитических процессов газо-очистки.

 
Использование воды в оборотных системах водоснабжения.

Использование воды в оборотных системах водоснабжения.

 
Удаление взвешенных частиц из сточных вод.

Удаление взвешенных частиц из сточных вод.

 
Физико-химические методы очистки сточных вод.

Физико-химические методы очистки сточных вод.

 
Переработка твёрдых отходов.

Переработка твёрдых отходов.

 
Утилизация твёрдых отходов.

Утилизация твёрдых отходов.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Аппараты сухой механической очистки запыленных газов (выбросов). Расчет циклонов. 
8
 
2
1
Расчет пористых металлических фильтров для очистки выбросов от пыли.
6
 
3
1
Расчет электрофильтра. 
6
 
4
1
Аппараты мокрой очистки запы-ленных газов. Расчет скруббера и форсунки.
6
 
5
1
Аппараты физико-химической очистки газов. Расчет процессов и аппаратов адсорбции газов. 
8
 
6
3
Процессы и аппараты физико-химической очистки воды. Коагуляционная очистка сточных вод от коллоидных частиц. 
4
 
7
3
Флотационная очистка сточных вод. 
4
 
8
3
Адсорбционная очистка сточных вод от растворимых органических веществ. Расчет адсорбера.

4
 
9
3
Экстракционный процесс очистки сточных вод. Расчет вертикального экстрактора. 
4
 
10
3
Электрохимическая очистка сточных вод. Расчет электрокоагулятора. 
4
 
11
3
Химические методы очистки сточных вод. Нейтрализация, хлорирование и озонирование. 
4
 
12
3
Биохимическая очистка сточных вод. Расчет аэротенка. 
2
 
13
4
Переработка отходов. Определение класса опасности отходов. 
4
 
14
4
Методы обогащения твердых отходов.
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
2
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
 
 
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Физиология человека
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет с оценкой
Методы контроля качества среды, экомониторинг
x
x
Экзамен
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет с оценкой
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы биотехнологии и микробиологии
x
Экзамен
Надежность технических систем и техногенный риск
x
x
Зачет,Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы токсикологии
x
Экзамен
Промышленная токсикология
x
Экзамен
Управление техносферной безопасностью
x
x
Зачет,Экзамен
Управление безопасностью производственных процессов
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-2 Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету (6 семестр).

1. Основные источники загрязнения атмосферы.

2. Источники производственных загрязнений воздушного пространства (промышленные выбросы).

3. Классификация методов для очистки и обезвреживания газовых выбросов в ат-мосферу (методы очистки и обезвреживания отходящих газов).

4. Классификация  аппаратов для очистки и обезвреживания газовых выбросов в атмосферу (методы очистки и обезвреживания отходящих газов).

5. Очистка отходящих газов от аэрозолей.

6. Основные свойства пылей.

7. Определение эффективности работы газоочистительного аппарата.

8. Фракционная эффективность очистки газов.

9. Очистка газов в сухих механических пылеуловителях.  

10. Очистка газов в фильтрах.   

11. Очистка газов в мокрых пылеуловителях.  

12. Очистка газов в электрофильтрах.

13. Улавливание туманов.

14. Рекуперация пылей.

15. Очистка отходящих газов: пылеосадительная камера (тип-полка).

16. Очистка отходящих газов:  вихревые  пылеуловители.

17. Очистка отходящих газов:  динамические пылеуловители.

18. Основные конструкции (виды) циклов (по поводу газов): спиральный фильтр.

19. Основные конструкции (виды) циклов (по поводу газов): тангенциальный фильтр.

20. Основные конструкции (виды) циклов (по поводу газов):  волокнистые фильтры.

21. Основные конструкции (виды) циклов (по поводу газов):  зернистые фильтры.

22. Газопромыватели с подвижной насадкой – скрубберы (КСШ).

23. Абсорбционные методы очистки отходящих газов.

24. Методы, лежащие в основе технологий очистки газов от оксида серы – SO2.

 
25. Технологическая схема процесса очистки отходящих газов от диоксида серы суспензией золы.

26. Очистка газов от оксидов азота.

27. Очистка газов от галогенов и их соединений.

28. Очистка газов от фторсодержащих соединений: раствором аммонийных солей.

29. Очистка газов от фторсодержащих соединений: в горизонтальном абсорбенте.

30. Очистка газов оксида углерода.

31. Адсорбционные методы очистки отходящих газов.

32. Хемосорбционные методы очистки отходящих газов.

33. Теоретические основы адсорбции.

34. Десорбция поглощенных примесей.

35. Адсорбция паров летучих растворителей.

36. Адсорбционная очистка газов от оксидов азота.

37. Адсорбционная очистка газов от диоксида серы.

38. Адсорбционная очистка газов от паров ртути.

39. Методы каталитической  очистки отходящих паров.

40. Методы термической очистки отходящих паров.

41. Теоретические основы каталитических процессов газоочистки.

42. Твердофазная каталитическая очистка газов от оксидов азота.

43. Каталитическая очистка газов от диоксида серы.

44. Каталитическая очистка газов от органических веществ.

45. Каталитическая очистка газов от оксида углерода.

46. Высокотемпературное обезвреживание газов.

Вопросы экзамену (7 семестр).

1. Очистка сточных вод.

2. Классификация загрязнений водной среды.

3. Свойства и классификация вод.

4. Использование воды в оборотных системах водоснабжения.

5. Технологическая вода и сточные воды.

6. Замкнутые системы водного хозяйства промышленного предприятия.

7. Классификация основных методов обезвреживания сточных вод в промышленности.

8. Эффективность их обезвреживания.

9. Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод.

10. Схема механической и физико-химической очистки  сточных вод.

11. Схема механической и биологической очистки сточных вод.

12. Очистка сточных вод процеживанием.

13. Очистка сточных вод отстаиванием.

14. Отстойники.

15. Очистка сточных вод от нефтепродуктов отстаиванием.

16. Нефтеловушки.

17. Очистка сточных вод в осветлителях.

18. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаиванием и коагуляцией.

19. Очистка сточных вод фильтрованием.

20. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием.

21. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроциклонах и центрифугах.

22. Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией.  

23. Очистка сточных вод от соединений фосфора реагентным методом на БОС.

24. Очистка сточных вод флотацией.

25. Флотация с механическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через

26. пористые материалы.     

27. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией.

28. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ  пенной сепарацией.

29. Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией.

30. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод.

 
31. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом.

32. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом.

33. Очистка сточных вод от фенолов экстракцией.

34. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией.

35. Очистка сточных вод от цианистых соединений.

36. Очистка сточных вод от фенолов окислением.

37. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением.  

38. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановлением.

39. Очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов осаждением.

40. Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах.

41. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод.

42. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией.

43. Уплотнение осадков сточных вод.

44. Обезвоживание осадков сточных вод.

45. Термические методы обработки осадков сточных вод.

46. Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом.

47. Концентрирование сточных вод выпариванием.

48. Выделения веществ из концентрированных растворов.

49. Термо-окислительные методы обезвреживания сточных вод.

50. Процессы уменьшения размеров частиц твердых отходов (дробление, измельчение, классификация и сортировка).

51. Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов.

52. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах.

53. Обогащение твердых отходов отсадкой.

54. Обогащение твердых отходов флотацией.

55. Магнитные методы обогащения твердых отходов.

56. Электрические методы обогащения твердых отходов.

57. Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием).

58. Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией.

59. Размещение твердых отходов на поверхности земли.

60. Переработка твердых отходов в компост.

7.3.1 Примерная тематика тем курсовых работ:

1. Расчет пылеосадительных камер.

2. Расчет одиночных циклонов.

3. Расчет тканевых фильтров.

4. Расчет электрофильтров.

5. Расчет газопромывателей.

6. Расчет скрубберов Вентури.

7. Расчет фильтра-нейтрализатора.

8. Расчет отстойников.

9. Расчет гидроциклонов.

10. Расчет центрифуг.

11. Расчет фильтров с загрузкой.

12. Расчет установок коагулирования.

13. Расчет установок флотации.

14. Расчет осветлителей со взвешенным слоем.

15. Расчет реакторов с мешалками.

16. Расчет установок электрохимической очистки.

17. Расчет вакуум-фильтров.

18.   Расчет групповых циклонов.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль

 
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Фирсова Л.Ю. Системы защиты среды обитания. Схемы, сооружения и аппараты для очистки газовых выбросов и сточных вод: учебное пособие / Л.Ю. Фирсова. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013. – 80с.   2. Ветошкин, А. Г. Технология защиты окружающей среды (теоретические основы) : учебное пособие / А. Г. Ветошкин, К. Р. Таранцева, А. Г. Ветошкин. - Москва:  ИНФРА-М, 2019. - 362 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-009259-1. - Текст: элек-тронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/987751 (дата обращения: 25.01.2022). – Ре-жим доступа: по подписке. Электронный ресурс 3. Кулагина, Т.А. Теоретические основы зашиты окружающей среды : учеб.пособие / Т.А. Кулагина, Л.В. Кулагина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 364 с. - ISBN 978-5-7638-3678-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/ 1032091 (дата об-ращения: 25.01.2022). – Режим доступа: по подписке. Электронный ресурс 4. Коробкин, В.И., Экология и охрана окружающей среды: учебник / В.И. Короб-кин, Л.В. Передельский. — Москва: КноРус, 2022. — 329 с. — ISBN 978-5-406-08627-8. — URL:https://book.ru/book/940369 (дата обращения: 25.01.2022). — Текст: электронный. Элек-тронный ресурс 5. Кочуров, Б.И., Окружающая среда в меняющемся мире : учебное пособие / Б.И. Кочуров,; под ред. В.А. Горбанева. — Москва: КноРус, 2022. — 272 с. — ISBN 978-5-406-09204-0. — URL:https://book.ru/book/942538 (дата обращения: 25.01.2022). — Текст: электрон-ный. Электронный ресурс б) дополнительная литература: 1. Будыкина, Т.А. Процессы  и аппараты защиты гидросферы: учебное пособие / Т.А. Будыкина, С.Г. Емельянов. - М.: Изд-во "Академия", 2010. - 288с. 2. Процессы и аппараты защиты окружающей среды. Защита атмосферы: учеб. по-собие для вузов/А.Ю. Вальдберг, Н.Е. Николайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2008. – 239 с. 3. Ветошкин, А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды: учебное по-собие / А.Г. Ветошкин. – М.: Высшая школа, 2008. – 397с.: ил. 4. Панов, В.П. Теоретические основы защиты окружающей среды: учебное пособие / В.П. Панов, Ю.А. Нифонтов, А.В. Панин. – М.: Изд-во «Академия», 2008. – 320с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для

 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор педагогических наук Григорьева С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .