ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Выполнение лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Биотехнология – наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных растений, животных и микроорганизмов в целях интенсификации производства и получения новых видов продуктов различного назначения.
Предмет и задачи биотехнологии. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и фундаментальных биологических дисциплин в биоиндустрии. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии.
Биотехнология использует широкий арсенал молекулярно биологических и генетических методов. Биотехнология не только совершенствует традиционные методы, используемые в пищевой промышленности, но создает современные технологии для синтеза полимеров, сырья, получения спиртов, газов, извлечения металлов из руд.
Биотехнология получения первичных метаболитов. Производство аминокислот, витаминов, органических кислот. «Сверхсинтез» незаменимых аминокислот (ауксотрофные и регуляторные мутанты). Перспективные источники углерода, азота и ростовых факторов. Синтез биологически активных соединений в культуре клеток.
Биотехнология получения вторичных метаболитов. Производство антибиотиков и вакцин. Принципы обеспечения качества продукции (предотвращение катаболитной репрессии и ретроингибирования).
Получение промышленно важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.
Ферментная биотехнология. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов. Культивирование продуцентов ферментов, переработка. Хроматографическое фракционирование ферментов.
Инженерная энзимология. Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов.
Инженерная энзимология. Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов.
Биотехнология рекомбинантных ДНК. Системы переноса рекомбинантных молекул в реципиентную клетку. Векторы на основе бактериофагов, вирусов, агробактерий, митохондриальной и хлоропластной ДНК, гибридные векторы.
Искусственные системы переноса генетического материала: микроинъекция ДНК, бомбардировка частицами тяжелых металлов, электропорация, метод осаждения ДНК, использование полимеров и генов-репортеров.
Клонирование генов и их идентификация, экспрессия клонированных генов.
Получение пептидов и белков (инсулин человека, α-, β-, γ-интерфероны, соматотропин, соматостатин, брадикинин и др.).
Трансгенные животные, растения. Создание трансгенов, устойчивых к вирусным, бактериальным, грибковым инфекциям.
Создание штаммов микроорганизмов с повышенной интенсивностью к переработке искусственных полимеров. Изменение генотипа микроорганизмов с целью повышения способности к симбиогенезу. Повышение устойчивости их к низким температурам и агрессивным средам. Создание новых высокопродуктивных клеточных штаммов.
Получение промышленно-важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.
Ферментная биотехнология. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов. Культивирование продуцентов ферментов, переработка. Хроматографическое фракционирование ферментов.
Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов
Получение инсулина. Синтез антибиотиков с помощью микроорганизмов, одноклеточных и многоклеточных животных. Получение современных фармакологических препаратов (антител, иммуноглобулинов, гормональных препаратов).
Экологическая биотехнология – новейший подход к охране и сохранению окружающей среды в плане переработки отходов, очистки воды, удаления загрязнений и др. при совместном использовании достижений биохимии, микробиологии, генетической инженерии и химических технологий.
Специфическое применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды: переработка отходов, извлечение полезных веществ из отходов, борьба с загрязнениями, контроль за патогенной микрофлорой, биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений. Получение экологически чистой энергии.
Энергия и биотехнология.Возрастающий дефицит ископаемых топливных ресурсов выдвигает проблему создания и внедрения возобновляемых источников энергии за счет биосистем.
Производство высококачественного топлива из биологического сырья, основанное на сочетании фотосинтеза, животноводства, кормопроизводства и ферментации с использованием соответствующих организмов. Биотопливные элементы.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену
1. Биотехнология – наука о …
2. Биотехнология получения вторичных метаболитов.
3. Биотехнология получения первичных метаболитов.
4. Биотехнология производства метаболитов.
5. Биотехнология рекомбинантных ДНК.
6. Биотопливные элементы.
7. Бодеградация ксенобиотиков.
8. Будущее технологии иммобилизованных ферментов.
9. Векторы на основе бактериофагов, вирусов, агробактерий, митохондриальной и хлоропластной ДНК, гибридные векторы.
10. Возрастающий дефицит ископаемых топливных ресурсов. Создания и внедренияе возобновляемых источников энергии за счет биосистем.
11. Генетическая и физиологическая гетерогенность клеточных культур.
12. Гибридизация соматических и половых эмбриональных клеток.
13. Изменение генотипа микроорганизмов с целью повышения способности к симбиогенезу. Повышение устойчивости их к низким температурам и агрессивным средам.
14. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе.
15. Иммобилизованные ферменты и клетки. Основные носители и методы иммобилизации. Промышленные процессы с использованием иммобилизованных ферментов и клеток. Инженерная энзимология и медицинские технологии.
16. Инженерная энзимология.
17. Искусственные системы переноса генетического материала: микроинъекция ДНК, бомбардировка частицами тяжелых металлов, электропорация, метод осаждения ДНК, использование полимеров и генов-репортеров.
18. Использование изолированных протопластов в клеточной селекции и генной инженерии.
19. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и
20. Использование трансгенных животных и растений как биореакторы для получения лекарственных и других биологически активных веществ.
21. История развития биотехнологии.
22. Клеточная биотехнология базируется на способности клеток к существованию и размножению in vitro, их тотипотентности и регенерации.
23. Клонирование генов и их идентификация.
24. Контроль исследований в области генной инженерии.
25. Криосохранение генофонда клеток живых организмов.
26. Культивирование отдельных клеток.
27. Культивирование продуцентов ферментов, переработка.
28. Культура клеток эукариотных организмов.
29. Методы выделения и очистки белковых веществ.
30. Методы иммобилизации ферментов.
31. Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма.
32. Мутагенез. Основные виды мутагенов и механизм их действия.
33. Новые объекты биотехнологии.
34. Носители для иммобилизации.
35. Объекты и методы современной биотехнологии.
36. Основные объекты биотехнологии.
37. Основы генетической инженерии.
38. Основы клеточной инженерии.
39. Особенности и основные достижения современного этапа развития биотехнологии.
40. Особенности технологии культивирования клеток и тканей растений и животных. Основные лекарственные препараты, получаемые из культур растительных клеток.
41. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств.
42. Перенос геномов (трансплантация ядер и метафазных хромосом).
43. Перенос клеточных органелл.
44. Перспективы развития биотехнологии на ближайшие годы.
45. Питательные среды, их состав, необходимые условия культивирования клеток in vitro.
46. Подготовка сырья и воздуха для биотехнологических производств.
47. Полимерные биоматериалы.
48. Получение гибридов.
49. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов.
50. Получение пептидов и белков: инсулина человека, α-, β-, γ-интерферонов, соматотропина, соматостатина, брадикинина.
51. Получение промышленно важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.
52. Получение экологически чистой энергии.
53. Получение, культивирование и гибридизация протопластов.
54. Потенциальные опасности при работе с рекомбинантными и трансгенными организмами.
55. Предмет и задачи биотехнологии.
56. Предмет и задачи биотехнологии.
57. Принципы обеспечения качества продукции (предотвращение катаболитной репрессии и ретроингибирования).
58. Производство антибиотиков и вакцин.
59. Производство витаминов.
60. Производство высококачественного топлива из биологического сырья, основанное на сочетании фотосинтеза, животноводства, кормопроизводства и ферментации с использованием соответствующих организмов.
61. Производство моноклональных антител, использование в диагностике и лечения заболеваний, идентификации и дифференциации возбудителей инфекций, в изучении иммунной
62. Рекомбинантные белки и полипептиды (инсулин, гормон роста, интерфероны). Традиционные и генноинженерные методы получения БАВ.
63. Рекомбинантные вакцины. Достоинства и преимущества перед обычными вакцинами.
64. Сверхсинтез незаменимых аминокислот (ауксотрофные и регуляторные мутанты). Перспективные источники углерода, азота и ростовых факторов.
65. Селекция мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ.
66. Синтез биологически активных соединений в культуре клеток.
67. Системы переноса рекомбинантных молекул в реципиентную клетку.
68. Создание новых высокопродуктивных клеточных штаммов.
69. Создание трансгенов, устойчивых к вирусным, бактериальным, грибковым инфекциям.
70. Создание штаммов микроорганизмов с повышенной интенсивностью к переработке искусственных полимеров.
71. Специфическое применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды: переработка отходов, извлечение полезных веществ из отходов, борьба с загрязнениями, контроль за патогенной микрофлорой, биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений.
72. Суспензионные культуры, их использование для получения веществ вторичного синтеза.
73. Трансгенные животные, растения.
74. Ферментная биотехнология.
75. Ферментсодержащие электроды для мониторинга.
76. Хроматографическое фракционирование ферментов.
77. Экологическая биотехнология.
78. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии.
79. Экспрессия клонированных генов.
80. Энергия и биотехнология.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1 К прокариотам относятся:
1 растения;
2 животные;
3 грибы;
4 бактерии и цианобактерии;
5 простейшие.
2 В бактериальной клетке присутствуют:
1 ядерная мембрана;
2 митохондрии;
3 клеточная стенка;
4 пластиды;
5 хлоропласты.
3 Пептидные связи имеются в молекуле:
1 Рибонуклеиновой кислоты (РНК);
2 Дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК);
3 Аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ);
4 жира
4 Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – универсальный переносчик:
1 кислорода;
2 водорода;
3 энергии;
4 диоксида углерода;
5 органических кислот.
5 Клеточным метаболизмом называется:
1 совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;
2 реакции синтеза метаболитов;
3 реакции разложения метаболитов;
4 процесс переноса белковых веществ через мембрану;
5 процесс переноса неорганических веществ через мембрану.
6 Вырожденность генетического кода означает:
1 каждая аминокислота кодируется одним триплетом;
2 многие аминокислоты кодируются 2-мя или большим числом
триплетов;
3 один триплет может кодировать несколько аминокислот;
4 кодовое значение триплета может быть разным у разных
организмов;
5 некоторые аминокислоты не имеют кодирующих триплетов.
7 Использование живых систем и биологических структур для
получения ценных для человека продуктов называется:
1 физиологией;
2 термодинамикой;
3 статистикой;
4 биотехнологией;
5 синергетикой.
8 К биотехнологическим процессам относится:
1 виноделие;
2 химический синтез аминокислот;
3 сульфатное разложение целлюлозы;
4 горение торфа;
5 химическое окисление железа.
9 Субстратом для культивирования биотехнологических объектов
является:
1 меласса;
2 серная кислота;
3 вода;
4 шлам;
5 песок.
10 Субстрат является источником:
1 воды и углерода
2 кислорода и азота;
3 воды и фосфора;
4 кислорода и фосфора;
5 энергии и углерода;.
11 Ферментами называются:
1 вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
2 вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3 вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
4 вещества небелковой природы, замедляющие биохимические
реакции;
5 вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
12 Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:
1 трансформацию;
3 ультрафильтрацию;
4 седиментацию;
5 деструкцию.
13 Аппарат для культивирования микроорганизмов в присутствии
кислорода называется:
1 ареометр;
2 метантенк;
3 спектрофотометр;
4 аэротенк;
5 поляриметр.
14 Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной
последовательности в молекулах нуклеиновых кислот, называется:
1 секвенатор;
2 метантенк;
3 колориметр;
4 циклотрон;
5 биоанализатор.
15 Объектами биотехнологии являются:
1 неорганические кислоты;
2 органические кислоты;
3 почва;
4 микроорганизмы;
5 металлы.
16 Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось
производство:
1 гормонов;
2 моноклональных антител;
3 пенициллина;
4 стрептомицина;
5 ферментов.
17 Биотехнологические производства выпускают:
1 антибиотики;
2 органические кислоты;
3 неорганические кислоты;
4 поверхностно-активные вещества;
5 жиры.
18 Основная ферментация микроба-продуцента происходит в:
1 биореакторе;
2 биоанализаторе;
3 отстойнике;
4 центрифуге;
5 ректификационной колонне.
19 Метаболиты - это:
1 нежизнеспособные клетки;
2 живые клетки;
3 споры с токсинами;
4 продукты жизнедеятельности клеток;
5 товарные формы препарата.
20 Очистку целевого продукта биотехнологического производства
проводят путем:
1 экстракции;
2 спектрофотометрии;
3 микроскопии;
4 измерения рН;
5 измерения объема.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.