2024-2025_20_03_01_2023_plx_Основы биотехнологии и микробиологии_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.07 Основы биотехнологии и микробиологии
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
ПК-4.1 Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
 
ПК-4.2 Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
 
ПК-4.3 Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
ПК-4 
Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Выполнение лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в биотехнологию
 
1.1
Введение в биотехнологию
1
0
0
5
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Микробиологические организмы, используемые в биотехнологической промышленности
 
2.1
Микробиологические организмы, используемые в биотехнологической промышленности
2
0
1
8
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Продуценты и их культивирование.
 
3.1
Продуценты и их культивирование.
0
1
0
8
9
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Промышленные биотехнологические производства
 
4.1
Промышленные биотехнологические производства
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
5
Биореакторы.
 
5.1
Биореакторы.
0
2
0
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
6
Технологии культивирования.
 
6.1
Технологии культивирования.
0
2
2
11
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
7
Инженерная энзимология. 
 
7.1
Инженерная энзимология. 
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
8
Биотехнологии в промышленности.
 
8.1
Биотехнологии в промышленности.
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
9
Биотехнологии в пищевой промышленности 
 
9.1
Биотехнологии в пищевой промышленности 
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
10
Биотехнологии в медицине.
 
10.1
Биотехнологии в медицине.
2
0
0
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
11
Экологические биотехнологии.
 
11.1
Экологические биотехнологии.
2
2
2
5
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
12
Биоактивные соединения 
 
12.1
Биоактивные соединения 
0
0
2
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
13
Переработка промышленных отходов 
 
13.1
Переработка промышленных отходов 
2
2
2
8,5
14,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
14
Контроль
 
14.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
17
17
101,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Основы анализа экологического риска
 
Оценка воздействия на окружающую среду
 
Управление безопасностью производственных процессов
 
Управление техносферной безопасностью
 
Научно-исследовательская работа
 
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
 
Эксплуатационная практика
 
Надежность технических систем и техногенный риск
 
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
 
Обращение с отходами
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Управление техногенными отходами
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
ПК-4.1 Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
 
ПК-4.2 Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
ПК-4 
Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
 
ПК-4.3 Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
ПК-4 
Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
6
12
180
53
101,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
4
4
17
17
Практические занятия (Пр)
17
2
4
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
101,5
101,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в биотехнологию
 
1.1
Введение в биотехнологию
1
0
0
5
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Микробиологические организмы, используемые в биотехнологической промышленности
 
2.1
Микробиологические организмы, используемые в биотехнологической промышленности
2
0
1
8
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Продуценты и их культивирование.
 
3.1
Продуценты и их культивирование.
0
1
0
8
9
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Промышленные биотехнологические производства
 
4.1
Промышленные биотехнологические производства
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
5
Биореакторы.
 
5.1
Биореакторы.
0
2
0
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
6
Технологии культивирования.
 
6.1
Технологии культивирования.
0
2
2
11
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
7
Инженерная энзимология. 
 
7.1
Инженерная энзимология. 
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
8
Биотехнологии в промышленности.
 
8.1
Биотехнологии в промышленности.
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
9
Биотехнологии в пищевой промышленности 
 
9.1
Биотехнологии в пищевой промышленности 
2
2
2
8
14
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
10
Биотехнологии в медицине.
 
10.1
Биотехнологии в медицине.
2
0
0
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
11
Экологические биотехнологии.
 
11.1
Экологические биотехнологии.
2
2
2
5
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
12
Биоактивные соединения 
 
12.1
Биоактивные соединения 
0
0
2
8
10
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
13
Переработка промышленных отходов 
 
13.1
Переработка промышленных отходов 
2
2
2
8,5
14,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
14
Контроль
 
14.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
17
17
101,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в биотехнологию

Биотехнология – наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных растений, животных и микроорганизмов в целях интенсификации производства и получения новых видов продуктов различного назначения.

Предмет и задачи биотехнологии. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и фундаментальных биологических дисциплин в биоиндустрии. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии.

 
Микробиологические организмы, используемые в биотехнологической промышленности

Биотехнология использует широкий арсенал молекулярно биологических и генетических методов. Биотехнология не только совершенствует традиционные методы, используемые в пищевой промышленности, но создает современные технологии для синтеза полимеров, сырья, получения спиртов, газов, извлечения металлов из руд.

 
Промышленные биотехнологические производства

Биотехнология получения первичных метаболитов. Производство аминокислот, витаминов, органических кислот. «Сверхсинтез» незаменимых аминокислот (ауксотрофные и регуляторные мутанты). Перспективные источники углерода, азота и ростовых факторов. Синтез биологически активных соединений в культуре клеток.

Биотехнология получения вторичных метаболитов. Производство антибиотиков и вакцин. Принципы обеспечения качества продукции (предотвращение катаболитной репрессии и ретроингибирования).

Получение промышленно важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.

Ферментная биотехнология. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов. Культивирование продуцентов ферментов, переработка. Хроматографическое фракционирование ферментов.

Инженерная энзимология. Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов.

 
Инженерная энзимология.

Инженерная энзимология. Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов. 

 
Биотехнологии в промышленности.

   Биотехнология рекомбинантных ДНК. Системы переноса рекомбинантных молекул в реципиентную клетку. Векторы на основе бактериофагов, вирусов, агробактерий, митохондриальной и хлоропластной ДНК, гибридные векторы.

Искусственные системы переноса генетического материала: микроинъекция ДНК, бомбардировка частицами тяжелых металлов, электропорация, метод осаждения ДНК, использование полимеров и генов-репортеров.

Клонирование генов и их идентификация, экспрессия клонированных генов.

Получение пептидов и белков (инсулин человека, α-, β-, γ-интерфероны, соматотропин, соматостатин, брадикинин и др.).

Трансгенные животные, растения. Создание трансгенов, устойчивых к вирусным, бактериальным, грибковым инфекциям.

Создание штаммов микроорганизмов с повышенной интенсивностью к переработке искусственных полимеров. Изменение генотипа микроорганизмов с целью повышения способности к симбиогенезу. Повышение устойчивости их к низким температурам и агрессивным средам.  Создание новых высокопродуктивных клеточных штаммов.

 
Биотехнологии в пищевой промышленности

Получение промышленно-важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.

Ферментная биотехнология. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов. Культивирование продуцентов ферментов, переработка. Хроматографическое фракционирование ферментов.

Методы иммобилизации ферментов. Носители для иммобилизации. Ферментсодержащие электроды для мониторинга. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе. Будущее технологии иммобилизованных ферментов

 
Биотехнологии в медицине.

Получение инсулина. Синтез антибиотиков с помощью  микроорганизмов, одноклеточных и многоклеточных животных. Получение современных фармакологических препаратов (антител, иммуноглобулинов, гормональных препаратов).

 
Экологические биотехнологии.

Экологическая биотехнология – новейший подход к охране и сохранению окружающей среды в плане переработки отходов, очистки воды, удаления загрязнений и др. при совместном использовании достижений биохимии, микробиологии, генетической инженерии и химических технологий.

Специфическое применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды: переработка отходов, извлечение полезных веществ из отходов, борьба с загрязнениями, контроль за патогенной микрофлорой, биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений. Получение экологически чистой энергии.

 
Переработка промышленных отходов

Энергия и биотехнология.Возрастающий дефицит ископаемых топливных ресурсов выдвигает проблему создания и внедрения возобновляемых источников энергии за счет биосистем.

Производство высококачественного топлива из биологического сырья, основанное на сочетании фотосинтеза, животноводства, кормопроизводства и ферментации с использованием соответствующих организмов. Биотопливные элементы.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Методы исследований, применяемых в биотехнологии
1
 
2
4
Способы выделения ДНК из биологического материала
2
 
3
6
Пробоподготовка для выделения ДНК из биологического материала
2
 
4
7
Перспективные направления применения ДНК-диагностики на основе ПЦР в лабораторной службе
2
 
5
8
Принципы конструирования гибридных молекул ДНК. Молекулярные векторы
2
 
6
9
Плазмидные векторы и векторные молекулы
2
 
7
11
Способы внедрения ДНК. Трансформация и транскрипция. Методы отбора гибридных клонов
2
 
8
12
Определение нуклеотидной последовательности ДНК путем секвенирования. 
2
 
9
13
Иммунодиагностика и радиоиммунный анализ
2
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Организация и оборудование лаборатории биотехнологии.
1
13
 
2
Этапы получения рекомбинантного белка.
2
13
 
3
Структура и физико-химические и физиологические свойства ДНК и РНК.
2
13
 
4
Основные приемы выделения нуклеиновых кислот: лизис мембран, депротеинизация, экстракция. Анализ нуклеиновых кислот:  гель-электрофорез, спектрофотометрия и калориметрия.
2
13
 
5
Качественный и количественный анализ выделенной ДНК.
2
13
 
6
Этапы, выбор условий амплификации: с использование «внешних» и «гнездовых» праймеров, мультипраймерная ПЦР, электрофорез в аграрной среде. 
2
13
 
7
Молекулярные векторы (клонирующие и экспрессирующие) и принципы конструирования векторов.
2
13
 
8
Принципы культивирования клеток и культурные среды.
2
13
 
9
Подготовка селективной среды для отбора трансформантов и посев трансформированных клеток на селективную среду
2
13
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение практического задания
Выполнение ПЗ
 
3
Выполнение лабораторного задания
Выполнение ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
 
 
ПК-4 
Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет с оценкой
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы биотехнологии и микробиологии
x
Экзамен
Надежность технических систем и техногенный риск
x
x
Зачет,Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы токсикологии
x
Экзамен
Промышленная токсикология
x
Экзамен
Управление техносферной безопасностью
x
x
Зачет,Экзамен
Управление безопасностью производственных процессов
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-4 Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Теоретические основы защиты окружающей среды
x
x
Экзамен,Зачет
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Экзамен
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы биотехнологии и микробиологии
x
Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Управление техногенными отходами
x
Экзамен
Обращение с отходами
x
Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен к установлению причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовке предложений по предупреждению негативных последствий
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену

1. Биотехнология – наука о …

2. Биотехнология получения вторичных метаболитов.

3. Биотехнология получения первичных метаболитов.

4. Биотехнология производства метаболитов.

5. Биотехнология рекомбинантных ДНК.

6. Биотопливные элементы.

7. Бодеградация ксенобиотиков.

8. Будущее технологии иммобилизованных ферментов.

9. Векторы на основе бактериофагов, вирусов, агробактерий, митохондриальной и хлоропластной ДНК, гибридные векторы.

10. Возрастающий дефицит ископаемых топливных ресурсов. Создания и внедренияе возобновляемых источников энергии за счет биосистем.

11. Генетическая и физиологическая гетерогенность клеточных культур.

12. Гибридизация соматических и половых эмбриональных клеток.

13. Изменение генотипа микроорганизмов с целью повышения способности к симбиогенезу. Повышение устойчивости их к низким температурам и агрессивным средам.

14. Иммобилизованные ферменты в тонком органическом синтезе.

15. Иммобилизованные ферменты и клетки. Основные носители и методы иммобилизации. Промышленные процессы с использованием иммобилизованных ферментов и клеток. Инженерная энзимология и медицинские технологии.

16. Инженерная энзимология.

17. Искусственные системы переноса генетического материала: микроинъекция ДНК, бомбардировка частицами тяжелых металлов, электропорация, метод осаждения ДНК, использование полимеров и генов-репортеров.

18. Использование изолированных протопластов в клеточной селекции и генной инженерии.

19. Использование научных достижений в области физико-химической биологии и

 
фундаментальных биологических дисциплин в биоиндустрии.

20. Использование трансгенных животных и растений как биореакторы для получения лекарственных и других биологически активных веществ.

21. История развития биотехнологии.

22. Клеточная биотехнология базируется на способности клеток к существованию и размножению in vitro, их тотипотентности и регенерации.

23. Клонирование генов и их идентификация.

24. Контроль исследований в области генной инженерии.

25. Криосохранение генофонда клеток живых организмов.  

26. Культивирование отдельных клеток.

27. Культивирование продуцентов ферментов, переработка.

28. Культура клеток эукариотных организмов.

29. Методы выделения и очистки белковых веществ.

30. Методы иммобилизации ферментов.

31. Механизмы интенсификации процессов получения продуктов клеточного метаболизма.

32. Мутагенез. Основные виды мутагенов и механизм их действия.

33. Новые объекты биотехнологии.

34. Носители для иммобилизации.

35. Объекты и методы современной биотехнологии.

36. Основные объекты биотехнологии.

37. Основы генетической инженерии.

38. Основы клеточной инженерии.

39. Особенности и основные достижения современного этапа развития биотехнологии.

40. Особенности технологии культивирования клеток и тканей растений и животных. Основные лекарственные препараты, получаемые из культур растительных клеток.

41. Отличие современной биотехнологии от традиционных микробиологических производств.

42. Перенос геномов (трансплантация ядер и метафазных хромосом).

43. Перенос клеточных органелл.

44. Перспективы развития биотехнологии на ближайшие годы.

45. Питательные среды, их состав, необходимые условия культивирования клеток in vitro.

46. Подготовка сырья и воздуха для биотехнологических производств.

47. Полимерные биоматериалы.

48. Получение гибридов.

49. Получение микробных высокоочищенных ферментных препаратов.

50. Получение пептидов и белков: инсулина человека, α-, β-, γ-интерферонов, соматотропина, соматостатина, брадикинина.

51. Получение промышленно важных экстрацилюмерных микробных полисахаридов (декстран, ксантан, альгинат, карроленан и др.) и их использование в дорожно-строительном комплексе.

52. Получение экологически чистой энергии.

53. Получение, культивирование и гибридизация протопластов.

54. Потенциальные опасности при работе с рекомбинантными и трансгенными организмами.

55. Предмет и задачи биотехнологии.

56. Предмет и задачи биотехнологии.

57. Принципы обеспечения качества продукции (предотвращение катаболитной репрессии и ретроингибирования).

58. Производство антибиотиков и вакцин.

59. Производство витаминов.

60. Производство высококачественного топлива из биологического сырья, основанное на сочетании фотосинтеза, животноводства, кормопроизводства и ферментации с использованием соответствующих организмов.

61. Производство моноклональных антител, использование в диагностике и лечения заболеваний, идентификации и дифференциации возбудителей инфекций, в изучении иммунной

 
системы.

62. Рекомбинантные белки и полипептиды (инсулин, гормон роста, интерфероны). Традиционные и генноинженерные методы получения БАВ.

63. Рекомбинантные вакцины. Достоинства и преимущества перед обычными вакцинами.

64. Сверхсинтез незаменимых аминокислот (ауксотрофные и регуляторные мутанты). Перспективные источники углерода, азота и ростовых факторов.

65. Селекция мутантов с дефектами экспрессии генов и регуляции обмена веществ.

66. Синтез биологически активных соединений в культуре клеток.

67. Системы переноса рекомбинантных молекул в реципиентную клетку.

68. Создание новых высокопродуктивных клеточных штаммов.

69. Создание трансгенов, устойчивых к вирусным, бактериальным, грибковым инфекциям.

70. Создание штаммов микроорганизмов с повышенной интенсивностью к переработке искусственных полимеров.

71. Специфическое применение биотехнологических процессов для решения проблем окружающей среды: переработка отходов, извлечение полезных веществ из отходов, борьба с загрязнениями, контроль за патогенной микрофлорой, биодеградация ксенобиотиков, нефтяных загрязнений.

72. Суспензионные культуры, их использование для получения веществ вторичного синтеза.

73. Трансгенные животные, растения.

74. Ферментная биотехнология.

75. Ферментсодержащие электроды для мониторинга.

76. Хроматографическое фракционирование ферментов.

77. Экологическая биотехнология.

78. Экономические и социальные аспекты развития биотехнологии.

79. Экспрессия клонированных генов.

80. Энергия и биотехнология.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1 К прокариотам относятся:

1 растения;

2 животные;

3 грибы;

4 бактерии и цианобактерии;

5 простейшие.

2 В бактериальной клетке присутствуют:

1 ядерная мембрана;

2 митохондрии;

3 клеточная стенка;

4 пластиды;

5 хлоропласты.

3 Пептидные связи имеются в молекуле:

1 Рибонуклеиновой кислоты (РНК);

2 Дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК);

3 Аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ);

4 жира

 
5 белка;.

4 Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – универсальный переносчик:

1 кислорода;

2 водорода;

3 энергии;

4 диоксида углерода;

5 органических кислот.

5 Клеточным метаболизмом называется:

1 совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

2 реакции синтеза метаболитов;

3 реакции разложения метаболитов;

4 процесс переноса белковых веществ через мембрану;

5 процесс переноса неорганических веществ через мембрану.

6 Вырожденность генетического кода означает:

1 каждая аминокислота кодируется одним триплетом;

2 многие аминокислоты кодируются 2-мя или большим числом

триплетов;

3 один триплет может кодировать несколько аминокислот;

4 кодовое значение триплета может быть разным у разных

организмов;

5 некоторые аминокислоты не имеют кодирующих триплетов.

7 Использование живых систем и биологических структур для

получения ценных для человека продуктов называется:

1 физиологией;

2 термодинамикой;

3 статистикой;

4 биотехнологией;

5 синергетикой.

8 К биотехнологическим процессам относится:

1 виноделие;

2 химический синтез аминокислот;

3 сульфатное разложение целлюлозы;

4 горение торфа;

5 химическое окисление железа.

9 Субстратом для культивирования биотехнологических объектов

является:

1 меласса;

2 серная кислота;

3 вода;

4 шлам;

5 песок.

10 Субстрат является источником:

1 воды и углерода

2 кислорода и азота;

3 воды и фосфора;

4 кислорода и фосфора;

5 энергии и углерода;.

11 Ферментами называются:

1 вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;

2 вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;

3 вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;

4 вещества небелковой природы, замедляющие биохимические

реакции;

5 вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.

12 Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:

1 трансформацию;

 
2 лиофилизацию;

3 ультрафильтрацию;

4 седиментацию;

5 деструкцию.

13 Аппарат для культивирования микроорганизмов в присутствии

кислорода называется:

1 ареометр;

2 метантенк;

3 спектрофотометр;

4 аэротенк;

5 поляриметр.

14 Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной

последовательности в молекулах нуклеиновых кислот, называется:

1 секвенатор;

2 метантенк;

3 колориметр;

4 циклотрон;

5 биоанализатор.

15 Объектами биотехнологии являются:

1 неорганические кислоты;

2 органические кислоты;

3 почва;

4 микроорганизмы;

5 металлы.

16 Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось

производство:

1 гормонов;

2 моноклональных антител;

3 пенициллина;

4 стрептомицина;

5 ферментов.

17 Биотехнологические производства выпускают:

1 антибиотики;

2 органические кислоты;

3 неорганические кислоты;

4 поверхностно-активные вещества;

5 жиры.

18 Основная ферментация микроба-продуцента происходит в:

1 биореакторе;

2 биоанализаторе;

3 отстойнике;

4 центрифуге;

5 ректификационной колонне.

19 Метаболиты - это:

1 нежизнеспособные клетки;

2 живые клетки;

3 споры с токсинами;

4 продукты жизнедеятельности клеток;

5 товарные формы препарата.

20 Очистку целевого продукта биотехнологического производства

проводят путем:

1 экстракции;

2 спектрофотометрии;

3 микроскопии;

4 измерения рН;

5 измерения объема.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Бобович Б.Б. Утилизация автомобилей и автокомпонентов: учебное пособие / Б.Б. Бобович. - М.: ФОРУМ, 2011. - 168с. 2. Коробко, В.И. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство: монография / В.И. Коробко, В.А. Бычкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 131 с. 3. Трофименко, Ю.В. Экология: транспортное сооружение и окружающая среда : учебное пособие / Ю.В. Трофименко, Г.И. Евгеньев. - 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. 4. Кириллов Н.А. Основы биотехнологии /Н.А. Кириллов //Чебоксары: ВФ МАДИ. – 2013. – 178 с. б) дополнительная литература: 1. Ветошкин А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи. + CD [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Ветошкин. - Спб.: Издательство «Лань», 2014. - Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/book/45924 2. Глик Б. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. / Б. Глик, Д. Пастернак. - М..: Мир, 2002. - 589 с. 3. Комкин, А.И. Расчет и проектирование систем защиты окружающей среды [Электронный ресурс]: учебное пособие  / А.И. Комкин, Б.С. Ксенофонтов, В.С. Спиридонов.- М.: Изд-во  МГТУ им. Н.Э Баумана, 2011.- Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/book/52226 4. Коробко, В.И. Промышленная безопасность: учебное пособие / В.И. Коробко. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 208с. 5. Молекулярная клиническая диагностика. Методы. / Под редакцией С.Херрингтона, Дж.Макги. – М.: Мир.-1999. - 558 с. 6. Момыналиев К.Т. Перспективы применения методов ДНК-диагностики в лабораторной службе. Часть 1. / К.Т. Момыналиев, В.М. Говорун. // Клиническая лабораторная диагностика.-2000. - №4.- С.25-31. 7. Момыналиев К.Т. Перспективы применения методов ДНК-диагностики в лабораторной службе. Часть 2. / К.Т. Момыналиев, В.М. Говорун. // Клиническая лабораторная диагностика.-2000. - №5. - С.25-32. 8. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 г.№511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» 9. Процессы и аппараты защиты окружающей среды. Защита атмосферы: учеб. пособие для вузов/А.Ю. Вальдберг, Н.Е. Николайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2008. – 239 с. 10. Рябов Р. Г.  Утилизация, переработка и захоронение отходов [Электронный ресурс]:  учебное пособие / Р.Г. Рябов. Электрон. текстовые данные. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/230710 11. СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. 12. Сассон А. Биотехнология – Свершения и надежды. М., Мир. –1987. - 411 с. 13. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2000. – 232 с. 14. Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога). Учебно-практическое пособие. Под ред. В.П. Перхуткина. М.: Инфра-Инженерия, 2006. 864 с. 15. Утилизация отходов производства [Электронный ресурс]:   учебное пособие / Под ред. В.Д. Винокурова. Электрон. текстовые данные. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.   - Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/book/52122 16. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 17. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 18. Федеральный закон от 25.11.1994 №49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» 19. Шищиц  И. Ю. Обеспечение экологической безопасности при изоляции
 
промышленных и радиоактивных отходов [Электронный ресурс]:   учебное пособие / И.Ю. Шищиц. Электрон. текстовые данные. - М.: Московский государственный горный университет, 2008.  - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/99696 20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. / С.Н. Щелкунов. - 2005.- 265 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и

 
популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .