2024-2025_20_03_01_2023_plx_Правовое регулирование профессиональной деятельности_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.01.02 Правовое регулирование профессиональной деятельности
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 6 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение прктической работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
 
1.1
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
2
0
2
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
2
Правовое обеспечение договорных отношений.
 
2.1
Правовое обеспечение договорных отношений.
2
0
2
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
3
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.
 
3.1
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
4
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.
 
4.1
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
5
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.
 
5.1
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
6
Финансовая деятельность и финансовый контроль.
 
6.1
Финансовая деятельность и финансовый контроль.
1
0
2
15
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
7
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.
 
7.1
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.
2
0
1
15
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
8
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.
 
8.1
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
9
Правовое обеспечение банковского дела.
 
9.1
Правовое обеспечение банковского дела.
2
0
2
23,5
64
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
145,5
216
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
8
216
36
145,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Практические занятия (Пр)
17
4
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
145,5
145,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
216
216
Общая трудоемкость, З.Е.
6
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
 
1.1
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
2
0
2
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
2
Правовое обеспечение договорных отношений.
 
2.1
Правовое обеспечение договорных отношений.
2
0
2
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
3
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.
 
3.1
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
4
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.
 
4.1
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
5
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.
 
5.1
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
6
Финансовая деятельность и финансовый контроль.
 
6.1
Финансовая деятельность и финансовый контроль.
1
0
2
15
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
7
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.
 
7.1
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.
2
0
1
15
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
8
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.
 
8.1
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.
2
0
2
15
19
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
9
Правовое обеспечение банковского дела.
 
9.1
Правовое обеспечение банковского дела.
2
0
2
23,5
64
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
145,5
216
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.

Экономические отношения как предмет правового регулирования. Понятие и предмет хозяйственного права. Источники хозяйственного права. Предпринимательская деятельность. Признаки предпринимательской деятельности. Право собственности в предпринимательском праве. Виды и формы собственности. Субъекты предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. Индивидуальные предприниматели. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности.

 
Правовое обеспечение договорных отношений.

. Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности. Базовые институты гражданского права. Сделка: понятие и виды. Обязательства: понятие и виды. Договор: понятие и виды. Приобретение и прекращение права собственности. Понятие, содержание и форма договора. Заключение, изменение и прекращение договоров. Виды гражданско-правовых договоров. Способы обеспечения обязательств. Гражданско-правовая ответственность.

 
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.

Понятие и виды экономических споров. Классификация экономических споров. Способы разрешения экономических споров. Досудебный порядок урегулирования экономических споров. Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах. Система арбитражных судов. Основные этапы арбитражного процесса. Правила оформления и подачи иска в арбитражный суд.

 
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.

Понятие и предмет административного права. Административные методы правового регулирования. Административная ответственность за нарушения в экономической сфере. Административное правонарушение. Административное наказание за нарушения в сфере экономической деятельности. Производство по делам об административных правонарушениях.

 
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.

Понятие и предмет трудового права. Система трудового права. Источники трудового права. Трудовые правоотношения. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Правовой статус безработного. Трудовой договор. Заключение трудового договора. Оформление приема на работу. Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. Рабочее время. Время отдыха. Понятие и система заработной платы. Тарифная система. Надбавки и доплаты. Порядок выплаты заработной платы. Пособие по безработице. Понятие и методы обеспечения дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность. Понятие, условия и виды материальной ответственности. Индивидуальные трудовые споры. Коллективные трудовые споры. Примирительная процедура. Осуществление права на забастовку.

 
Финансовая деятельность и финансовый контроль.

Финансовая деятельность. Нормативно-правовое обеспечение финансовой деятельности. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Независимый финансовый контроль. Счетная палата РФ. Министерство финансов РФ. Федеральное казначейство. Федеральная налоговая служба. Федеральная таможенная служба.

 
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.

Субъекты бюджетных отношений, их компетенция, права и обязанности. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие и сущность бюджетного устройства. Бюджетная классификация. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетного процесса.

 
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.

Понятие и предмет налогового права. Источники налогового права. Понятие и сущность налогов. Признаки налогов. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги. Правовое регулирование местных налогов.

 
Правовое обеспечение банковского дела.

Понятие и предмет банковского права. Источники банковского права. Полномочия, задачи и функции Центрального банка РФ. Организационная структура и деятельность Центрального банка РФ. Правовое положение небанковских кредитных организаций. Правовое регулирование кредитных историй. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
2
 
2
2
Правовое обеспечение договорных отношений.
2
 
3
3
Правовое обеспечение разрешения экономических споров.
2
 
4
4
Административное право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
 
5
5
Трудовое право в обеспечении профессиональной деятельности.
2
 
6
6
Финансовая деятельность и финансовый контроль.
2
 
7
7
Правовое обеспечение бюджетных отношений в РФ.
1
 
8
8
Правовое обеспечение налоговых отношений в РФ.
2
 
9
9
Правовое обеспечение банковского дела.
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение прктической работы
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Экологическое право
x
Экзамен
Правовое регулирование профессиональной деятельности
x
Экзамен
Правоведение
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

7.3.1.  Экзаменационные вопросы (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1.         Конституционные основы социально-экономических прав, обязанностей и гарантий

2.        Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

3.        Конституционные обязанности человека и гражданина

4.        Конституционные гарантии прав и свобод личности

5.        Механизм реализации и защиты конституционных прав и свобод

6        Правовые основы профессиональной деятельности

7.        Нормативные - правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере  предпринимательской и иной профессиональной деятельности

8.        Правовое регулирование профессиональной деятельности

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

Правовое положение субъектов профессиональной деятельности

1.        Субъекты предпринимательской и иной профессиональной деятельности

2.        Организационно-правовые формы юридических лиц

3.        Представительства и филиалы юридических лиц

4.        Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц

5.        Правовой режим имущества субъектов профессиональной деятельности

6.        Содержание права собственности. Формы собственности в РФ.

7.        Право собственности и иные вещные права

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

Обязательственные имущественные права: аренда, сервитут

1.        Правовое регулирование договорных отношений

2.        Сущность и значение гражданско-правового договора. Форма договора

3.        Виды договоров, используемых в профессиональной деятельности

4.        Заключение договора. Изменение и расторжение договора.

5.        Основные права и обязанности граждан в сфере труда и занятости

6.        Порядок заключения и прекращения трудового договора

7.        Основные государственные гарантии по  оплате труда

8.        Государственное регулирование в  обеспечении занятости населения

9.        Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Капустин А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Гардарика, 2009; Матвеев Л.О. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Краткий курс. – М.: Форум, 2019; 2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник/Под ред. Д.О.Тузова, В.С.Аракчеева. – М.: Форум: ИНФРА, 2018. – 384 с.; 3. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. –М.: ОИЦ «Академия», 2018. – 192 с.; 4. Федорянич О.И. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности. ОИЦ «Академия». – 2019 5. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2019. – 252 с. б) дополнительная литература: 1. Астахов П.А. Трудовые отношения. – М.: Эксмо, 2019; 2. Ершова И.В. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2017; 3. Банковское право. Рождественская Т.Э. – М.: Гарант, 2019. – 420 с.; 4. Бюджетное право. Под ред. Поляка Г.Б., Ремихановой Д.А. 7-е изд.- М.: 2019. – 287 с.; 5. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. – М.: ИНФРА, 2018; 6. Валютное право. Тедеев А.А. – СПб.: Питер, 2019. – 192 с.; 7. Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М.: Экзамен, 2019; 8. Мальцев В.А. Финансовое право. ООО «КноРус». – 2018; 9. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. – М.: Юристъ, 2018; 10. Налоговое право. Крохина Ю.А. 3-е изд. – М.: Юристъ, 2019. – 463 с.; 11. Правовое регулирование в экономике и управлении. Сост.Кривенькая И.В. – М.: МЭСИ, 2018. – 246 с.; 12. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Белых В.С. – М.: Проспект, 2020. – 432 с.; 13. Правовые основы страхования. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. – М.: Проспект, 2019. – 128 с.; 14. Пучинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрист, 2018; 15. Прудников Е.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: РИОР, 2018. – 241 с.; 16. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях. – М.: ЮРАЙТ, 2019; 17. Смагина И.А. Предпринимательское право. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2018; 18. Финансовое право. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. – СПб.: Питер, 2019. – 272 с.; 19. Финансовое право. Отв. ред. Запольский С.В. – 2-е изд. – М.: ВолтерсКлувер, 2018. – 792 с.; 20. Финансовое право: Уч. для вузов – 2-е изд., перераб. и дополн./ А.Б.Быля, О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др. – М.: Проспект, 2017. – 528 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ - http://www.vf.madi.ru/moodle
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань» - https://e.lanbook.com/
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com» - https://znanium.com/
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

 
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет

 
значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ГиЕНД, к.псх.н. Соловьёва Светлана Анатольевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .