ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Курсовой проект;Отчет по лабораторной работе .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Машины как объекты проектирования: главные и основные параметры машин, конструкции и приводы, технологические особенности выполнения рабочих процессов, формирование оценок эффективности, область применения машин.
Способы исследования свойств среды и характеристик её взаимодействия с рабочими органами машин
Группировка и типизация объектов проектирования
Оценка силовых и энергетических показателей процессов, сопровождающих работу строительных и дорожных машин
Качество и технический уровень машин. Построение функций значимости основных показателей качества
Обеспечение эксплуатационных свойств машин на стадии проектирования.
Эксплуатационные факторы, влияющие на работоспособность машин
Расчётные методы определения напряженного состояния сварных элементов
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает технологические процессы технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает технологические процессы технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологические процессы технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологические процессы технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Требования, предъявляемые к машинам.
2. Задачи, возникающие при проектировании машин.
3. Особенности создания машин в условиях международного экономического и научно-технического сотрудничества.
4. Этапы создания машин: обоснование необходимости создания новых машин.
5. Этапы создания машин: научно-технические исследования.
6. Этапы создания машин: разработка конструкторского проекта.
7. Показатели качества машин.
8. Процессы поиска новых технических решений.
9. Морфологическая карта поиска новых технических решений: структура, порядок составления.
10.Анализ и выбор новых технических решений.
11.Экономические основы проектирования машин.
12.Образование производных машин на базе унификации.
13.Уменьшение номенклатуры объектов производства.
14.Общие правила проектирования машин.
15.Исходные материалы для проектирования машин.
16.Методика проектирования машин.
17.Система ЕСКД.
18.Виды конструкторских документов.
19.Стадии разработки конструкторской документации.
20.Техническая документация, прилагаемая к машине.
21.Базовые эргономические требования при проектировании машин.
22.Основные положения научных исследований: классификация науки, методы
научных исследований.
23.Основы теоретических исследований: задачи, методика.
24.Экспериментальные исследования: задачи, классификация, оборудование
для проведения экспериментальных исследований.
26.Определение параметра, показателя, критерия
27.Вероятностно-статистические способы определения параметров машин
28.Комплексные критерии в виде аддитивной и мультипликативной функции
29.Многокритериальные способы определения параметров машин
30.Однокритериальные способы определения параметров машин
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Решение задач
Определить производительность дорожно-строительной машины
№ Наименование машины
1 Автогрейдер
2 Одноковшовый экскаватор
3 Бульдозер
4 Цепной траншейный экскаватор
5 Роторный траншейный экскаватор
6 Асфальтоукладчик
7 Снегоочиститель
8 Рыхлитель
9 Фронтальный погрузчик
10 Скрепер
Тестирование
1. Что относится к энергетическим требованиям к машине?
1. коррозионная защита
2. невысокая стоимость единицы продукции
3. недефицитность применяемого вида энергоносителя
4. ремонтопригодность
2. Что относится к конструкторско-технологическим требованиям к машине?
1. унификация
2. оптимальная мощность первичного двигателя
3. удельные приведенные затраты
4. комфортные условия на рабочем месте оператора
3. Что относится к эксплуатационно-технологическим требованиям к машине?
1. энергетическая экономичность
2. надежность
3. простота и удобство технического обслуживания
4. блочность конструкции
4. Какой из этапов создания машины является начальным?
1. научно-технические исследования
2. изготовление опытного образца
3. обоснование необходимости создания новой машины
4. разработка конструкторского проекта
1. формулирование задачи синтеза новых ТР
2. анализ задачи
3. формулирование проблемной ситуации
4. поиск технических решений
6. Что является главным показателем в машинах преобразователях энергии?
1. производительность
2. КПД
3. Чувствительность
4. безотказность действия
7. Чем определяется экономический эффект машины?
1. стоимостью машины
2. производительностью
3. мощностью
4. полезной отдачей и суммой эксплуатационных расходов
8. Что является показателем назначения машины?
1. ресурс
2. удельная масса
3. техническая производительность
4. уровень шума в кабине
9. Кто определяет содержание технического задания
1. разработчик
2. заказчик
3. разработчик и заказчик
4. головная организация отрасли
10. Что понимается под инверсией при конструировании машин
1. использование новых материалов
2. перевод с одного вида топлива на другой
3. обращение функций деталей
4. использование стандартных деталей
11. Какие требования к изделиям не относятся к потребительским свойствам
1. социальные
2. эргономические
3. технологические
4. эстетические
12. На какой стадии разработки конструкторской документации осуществляется поиск новых технических решений
1. техническое задание
2. техническое предложение
3. эскизный проект
4. рабочий проект
13. Какой документ является обязательным для начала конструкторской работы
1. патент
2. план развития науки и техники
3. техническое задание
4. заявка на разработку
1. усилие на рычагах управления
2. размах рук
3. шум
4. запах
15. К каким показателям относятся размеры тела человека в статическом положении
1. гигиеническими
2. физиологическими
3. антропометрическим
4. психофизиологическим
16. Из перечисленных ниже выберите психофизиологический показатель человека-оператора
1. шум
2. зрение
3. масса
4. скорость действия
17. Какой тип тензорезисторов не существует
1. проволочный
2. фольговый
3. емкостный
4. полупроводниковый
18. Какой из указанных датчиков относится к группе параметрических
1. тахогенератор
2. тензорезистор
3. акселерометр
4. термопара
19. К какому показателю относится усилие на педалях человека-оператора
1. антропометрическому
2. гигиеническому
3. физиологическому
4. психофизиологическому
20. К какому эстетическому элементу художественного проектирования относится чередование светлых частей с темными
1. симметрия
2. контрастность
3. ритм
4. расчлененность
21. Какой символ в обозначении изобретения по МПК Е02F3/28 характеризует группу
1. Е
2. 02
3. 3
4. 28
22. Какой символ в обозначении изобретения по МПК В60В15/00 характеризует класс
1. В
2. 60
3. 15
4. 00
23. Что является объектом изобретения
2. программа для ЭВМ
3. вещество
4. формула
24. Чем определяется объем правовой охраны, предоставляемой патентом
1. рефератом
2. чертежами
3. формулой изобретения
4. описанием
25. С чего начинается жизненный цикл объекта техники
1. с заявки на разработку
2. с плана развития техники
3. с научно-технического прогноза
4. с опытного образца
26. С чего начинается научное исследование
1. с гипотезы
2. с теории
3. с возникновения идеи
4. с обобщения научных факторов
27. С чего начинаются экспериментальные исследования
1. с создания программы исследований
2. с разработки гипотезы, подлежащей проверке
3. с подготовки средств эксперимента
4. с разработки путей финансирования исследования
Темы курсового проекта
Курсовой проект – самостоятельная работа учащегося, которая предусматривает систематизацию, закрепление и углубление знаний по конкретной дисциплине. В процессе выполнения курсового проекта студенту необходимо выбрать наиболее рациональное решение поставленной перед ним задачи и показать умение пользоваться учебными пособиями, справочниками, периодической литературой, а также материалами проектных организаций и производств.
Курсовой проект включает графический материал и расчетно-пояснительную записку. Работа над графическим материалом и составление расчетно-пояснительной записки должны вестись параллельно, так как выбор тех или иных решений, отражаемых на чертежах, необходимо проверять и уточнять расчетами.
Рекомендуемое содержание курсового проекта
1. Расчетно-пояснительная записка содержит:
а) задание на проектирование;
б) состояние вопроса по производству машин проектируемого типа (экскаватора, погрузчика, бульдозера, скрепера, автогрейдера) – 2÷3 стр.;
в) обоснование технико-эксплуатационных требований к проектируемой машине – 2÷3 стр.;
г) выбор и обоснование типа рабочего оборудования, хода, привода и системы управления – 2÷3 стр.;
д) описание схемы привода рабочего оборудования(отвергаемой и принимаемой) и их работы – 2÷3стр.;
е) описание устройства, принципа действия машины и технологии производства работ – 2÷3 стр.;
ж) определение параметров рабочего оборудования и мощности двигателя – 3÷4стр.;
з) выбор базовой машины – 2÷3стр.;
и) статический расчет – 3÷5стр.;
л) определение нагрузок на рабочее оборудование – 3÷4 стр.;
м) прочностной расчет детали – 4÷5 стр.;
н) расчет привода рабочего оборудования – 3÷4 стр.;
о) технико-экономический расчет – 2 стр.;
п) автоматизация рабочего процесса – 2стр.;
р) техника безопасности при эксплуатации машин – 1÷2 стр.;
с) заключение – 1 стр.;
т) список литературы – 1 стр.;
2. Графическая часть содержит
а) общий вид машины – 1 лист;
б) варианты кинематических (гидравлических) схем – 1÷2 листа;
в) сборочный чертеж одного из элементов рабочего оборудования – 1 лист;
Приблизительные темы для курсового проекта
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.