ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Графические работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования.
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР).
Подходы и методы проектирования в САПР.
Математическое моделирование объектов проектирования.
Информационное обеспечение САПР.
Программное и лингвистическое обеспечение САПР.
Техническое обеспечение САПР.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы
1. Определение процесса проектирования с разных точек зрения. Различие между традиционным и автоматизированным проектированием.
2. Аспекты проектирования. Составные части процесса проектирования.
3. Проектирование как объект автоматизации. Основные принципы создания САПР.
4. Модель процесса проектирования.
5. Анализ задач, подлежащие решению при создании САПР.
6. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирования в автоматизированном проектировании.
7. Проектирование как объект автоматизации.
8. Определение САПР. Классификация САПР.
9. Состав и структура САПР.
10. Примеры подсистем проектирующей части. Их назначение.
11. Подсистемы обеспечивающей части. Их назначение.
12. Пользовательский интерфейс систем КОМПАС-5D и NanoCaD.
13. Что такое твердотельное моделирование, и какие возможности открывает оно при автоматизации проектирования.
14. Перечислите способы создания твердых тел в системе NanoCaD.
15. Какие базовые тела предлагает система для твердотельного моделирования. Приведите соответствующие команды.
16. Опиши диалоги, который предлагает система при выполнении команд BOX (ЯЩИК), VEDGE (КЛИН), CYLINDER (ЦИЛИНДР), CONE (КОНУС), TORUS (ТОР), SPHERE (ШАР), PYRAMID (ПИРАМИДА).
17. Какие опции предлагает команда PYRAMID.
18. Назовите назначение команды POLYSOLID (ПОЛИТЕЛО).
19. Какие настройки необходимо выполнить перед обращением к команде
POLYSOLID? Какие системные переменные используются для этой цели?
20. Какие опции предлагает команда POLYSOLID?
22. Перечислите пространственные динамические операции.
23. Продемонстрируйте на конкретном примере получение твердого тела на базе области, используя команду EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). Опишите диалог при выполнении этой команды.
24. Как работает команда SWEER (СДВИГ) и как осуществляется при этом масштабирование, поворот и закручивание? Выполните пример построение твердого тела этим способом.
25. Постройте замкнутый плоский контур, предложенный преподавателем; образуйте из него область и используя команду REVOLVE (ВРАЩАТЬ), создайте твердое тело (угол вращения 2700).
26.Опишите принцип работы команды LOFT (ПОСЕЧЕНИЯМ). Каким образом формируется внешние поверхности твердого тела, построенного этой командой?
27. Дайте характеристику всем опциям команды LOFT.
28. Какие способы аппроксимации предлагаются при выполнении этой команды?
29. Какая команда служит для создания твердого тела, если двумерный объект не является полилинией?
30.Что такое составное тело? Какие команды используются для построения составных тел?
31. Какая команда используется для вырезания в твердом теле различных отверстий, сложных полостей?
32. Перечислите группы команд, используемые для редактирования твердотельных объектов.
33. Какие изменения можно произвести в твердом теле с помощью булевых операций?
34. Предлагаются два рисунка: до редактирования и после. Опишите, какие команды использовались для редактирования, их последовательность, опции.
35. Какие режимы имеет команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)?
36. Перечислите операции, которые выполняются опциями FACE (ГРАНЬ), EDGE (РЕБРО), DODY (ТЕЛО ACIS).
37. Опишите диалог, которые предлагает система при выполнении опции Смесить, Материал.
38. Покажите на конкретном примере использование команды EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ) для создания сложных полостей внутри твердого тела.
39. Как осуществляется перенос грани на заданную величину? Как при этом изменяется геометрия твердого тела?
40. На что влияет знак перед величиной переноса?
41. Что ограничивает выполнение команды УДАЛЕНИЕ ГРАНЕЙ?
42. Задайте команду SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) и выберите опцию Р, т.е. редактирование ребра. Какие варианты предлагает система? Отработайте их на конкретном примере.
43. Какие операции можно выполнить, если выбрать опцию Тела ACIS?
44. Как создать твердое тело, состоящее из точных оболочек?
45. Постройте твердое тело в виде треугольной призмы и на всех гранях выполнить клеймение в виде плоских рисунков.
46. Примените к новым ребрам, образовавшимся в результате клеймения операции, редактирования.
47. Какие операции служат для удаления ненужных элементов в теле и как осуществить отделение независимых частей.
48. Выполните построение твердого тела с внутренними полостями по заданию преподавателя. Применить к нему команду SLIGE (РАЗРЕЗ) различными плоскостями.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации
Вопросы к устному опросу:
1. Определение процесса проектирования с разных точек зрения. Различие между традиционным и автоматизированным проектированием.
2. Аспекты проектирования. Составные части процесса проектирования.
3. Проектирование как объект автоматизации. Основные принципы создания САПР.
4. Модель процесса проектирования.
5. Анализ задач, подлежащие решению при создании САПР.
6. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирования в автоматизированном проектировании.
7. Проектирование как объект автоматизации.
8. Определение САПР. Классификация САПР.
9. Состав и структура САПР.
10. Примеры подсистем проектирующей части. Их назначение.
11. Подсистемы обеспечивающей части. Их назначение.
12. Пользовательский интерфейс систем КОМПАС-5D и NanoCaD.
13. Что такое твердотельное моделирование, и какие возможности открывает оно при автоматизации проектирования.
14. Перечислите способы создания твердых тел в системе NanoCaD.
15. Какие базовые тела предлагает система для твердотельного моделирования. Приведите соответствующие команды.
16. Опиши диалоги, который предлагает система при выполнении команд BOX (ЯЩИК), VEDGE (КЛИН), CYLINDER (ЦИЛИНДР), CONE (КОНУС), TORUS (ТОР), SPHERE (ШАР), PYRAMID (ПИРАМИДА).
17. Какие опции предлагает команда PYRAMID.
18. Назовите назначение команды POLYSOLID (ПОЛИТЕЛО).
19. Какие настройки необходимо выполнить перед обращением к команде
POLYSOLID? Какие системные переменные используются для этой цели?
20. Какие опции предлагает команда POLYSOLID?
21. Какие способы предлагает NanoCaD для формирования тел из простых двумерных объектов?
22. Перечислите пространственные динамические операции.
23. Продемонстрируйте на конкретном примере получение твердого тела на базе области, используя команду EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). Опишите диалог при выполнении этой команды.
24. Как работает команда SWEER (СДВИГ) и как осуществляется при этом масштабирование, поворот и закручивание? Выполните пример построение твердого тела этим способом.
25. Постройте замкнутый плоский контур, предложенный преподавателем; образуйте из него область и используя команду REVOLVE (ВРАЩАТЬ), создайте твердое тело (угол вращения 2700).
26.Опишите принцип работы команды LOFT (ПОСЕЧЕНИЯМ). Каким образом формируется внешние поверхности твердого тела, построенного этой командой?
27. Дайте характеристику всем опциям команды LOFT.
28. Какие способы аппроксимации предлагаются при выполнении этой команды?
29. Какая команда служит для создания твердого тела, если двумерный объект не является полилинией?
30.Что такое составное тело? Какие команды используются для построения составных тел?
31. Какая команда используется для вырезания в твердом теле различных отверстий, сложных полостей?
32. Перечислите группы команд, используемые для редактирования твердотельных объектов.
33. Какие изменения можно произвести в твердом теле с помощью булевых операций?
34. Предлагаются два рисунка: до редактирования и после. Опишите, какие команды использовались для редактирования, их последовательность, опции.
35. Какие режимы имеет команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)?
36. Перечислите операции, которые выполняются опциями FACE (ГРАНЬ), EDGE (РЕБРО), DODY (ТЕЛО ACIS).
37. Опишите диалог, которые предлагает система при выполнении опции Смесить,
38. Покажите на конкретном примере использование команды EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ) для создания сложных полостей внутри твердого тела.
39. Как осуществляется перенос грани на заданную величину? Как при этом изменяется геометрия твердого тела?
40. На что влияет знак перед величиной переноса?
41. Что ограничивает выполнение команды УДАЛЕНИЕ ГРАНЕЙ?
42. Задайте команду SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) и выберите опцию Р, т.е. редактирование ребра. Какие варианты предлагает система? Отработайте их на конкретном примере.
43. Какие операции можно выполнить, если выбрать опцию Тела ACIS?
44. Как создать твердое тело, состоящее из точных оболочек?
45. Постройте твердое тело в виде треугольной призмы и на всех гранях выполнить клеймение в виде плоских рисунков.
46. Примените к новым ребрам, образовавшимся в результате клеймения операции, редактирования.
47. Какие операции служат для удаления ненужных элементов в теле и как осуществить отделение независимых частей.
48. Выполните построение твердого тела с внутренними полостями по заданию преподавателя. Применить к нему команду SLIGE (РАЗРЕЗ) различными плоскостями.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.