ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Управленческий учет в системе стратегического управления предприятием
Управленческий учет процессов обеспечения материальными и трудовыми ресурсами
Организация и формирование информационных потоков по учету затрат
Калькулирование себестоимости продукции
Основы бюджетирования и разработки смет
Управленческий контроль и анализ отклонений
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует основные положения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта
Использует основные положения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по
Использует основные положения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при
Использует основные положения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Организует и планирует процессы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
Организует и планирует процессы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Организует и планирует процессы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Организует и планирует процессы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей и контролирует качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей и контролирует качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей и контролирует качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей и контролирует качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Для проверки результатов обучения «знать»:
1. Содержание бухгалтерского управленческого учета и его место в системе учета.
2. Сущность бухгалтерского управленческого учета, его предмет, объект и метод.
3. Внутренние пользователи бухгалтерской информации.
4. Сравнительная характеристика управленческого, финансового и налогового учета.
5. Затраты как основной объект управленческого учёта. Соотношение понятий «затраты», «расходы», «издержки». Классификация и поведение затрат.
6. Системы организации учета и контроля затрат, цели и виды затрат, учет затрат на материалы и оплату труда.
7. Сущность себестоимости, её виды.
8. Классификация методов калькулирования по различным признакам.
9. Сущность позаказного, попроцессного, попередельного методов калькулирования себестоимости.
10. Бюджетирование, его цели и задачи, основные функции.
11. Понятие бюджета, их классификация.
12. Общий (главный, генеральный) бюджет: назначение и последовательность его подготовки.
13. Оперативный (операционный) и финансовый бюджеты.
14. Организация контроля за исполнением бюджетов.
15. Сущность системы нормативного учёта затрат, основные цели её внедрения. Сравнение системы нормативного учёта в России и системы «стандарт-кост» на Западе.
16. Качественная и количественная потребности в персонале.
17. Нормативно-методические документы, обеспечивающие расчет потребности в персонале.
18. Анализ кадрового потенциала.
19. Понятие и этапы отбора кадров.
20. Типы резюме и их оценка.
22. Собеседование и интервью.
23. Процесс интервьюирования. Преимущества и недостатки.
24. Состав и содержание основных этапов обобщенной процедуры формирования, контроля и продвижения кадрового резерва.
25. Типовые и персональные схемы замещения, их использование в управлении служебным продвижением.
26. Регистрация работника в регламентированном кадровом учете: прием на работу, служебные перемещения, отпуска и командировки, увольнения;
27. Аналитическая отчетность, информационная база: набор общероссийских классификаторов.
28. Личные данные о работниках как о физических лицах; подразделения и должности работника; служебные телефоны, адреса электронной почты, другая контактная информации, списки работников, движение кадров, статистика кадров, отчеты по отпускам (графики отпусков, использование отпусков и исполнение графика отпусков).
Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1. Анализ кадрового состава: структура и состав работников предприятия, показатели движения, среднесписочная численность.
2. Понятие и причины текучести кадров.
3. Виды текучести кадров, показатели.
4. Управление процессом текучести кадров.
5. Методы снижения уровня текучести кадров.
6. Анализ потребности в персонале, планирование.
7. План набора персонала в организации.
8. План увольнения персонала.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения устного опроса (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, доклады)
Тема 1. Управленческий учет в системе стратегического управления предприятием
Предмет, метод, принципиальная схема стратегического управленческого учета.
Создание устойчивого конкурентного преимущества.
Информационное обеспечение управленческого контроля и принятие управленческих решений.
Производственный учет.
Эккаунтинг.
Отбор показателей эффективности работы менеджмента на всех уровнях, согласованных со стратегией бизнеса; обеспечение информацией сотрудников организации для поддержки процесса принятия решений, направленного на реализацию стратегических целей бизнеса; отслеживание и контроль достижения поставленных целей
Тема 2. Управленческий учет процессов обеспечения материальными и трудовыми ресурсами.
Определение центров ответственности в части материального обеспечения хозяйственных процессов.
Учет заготовления и запасов материалов.
Определение центров ответственности по обеспечению организации трудовыми ресурсами,
Управленческий учет затрат на рабочую силу и службы ее обеспечивающие, оценка
эффективности их работы
Тема 3. Организация и формирование информационных потоков по учету затрат.
Роль информации в принятии управленческих решений.
Формирование учетной информации в экономическом пространстве управленческого учета.
Принципы создания информационных систем управленческого учета.
Контрольно-информационные системы управленческого учета: системы «Стандарт-кост», «АВС», «JIT», сравнительные аспекты.
Элементы комплексной системы активного управления затратами.
Алгоритм внедрения системы управления затратами производства
Тема 4. Калькулирование себестоимости продукции.
Калькулирование в системе управленческого учета.
Сущность, назначение, условия и принципы калькулирования.
Объекты калькулирования, калькуляционные единицы.
Система позаказного учета затрат и калькулирования себестоимости, проблемы распределения накладных расходов.
Попередельный и попроцессный методы учета и калькулирования себестоимости: сущность, сфера применения, особенности.
Сущность и принципы нормативного метода учета затрат.
Нормативная себестоимость и калькуляция.
Выявление и учет отклонений от норм затрат.
Система «стандарт-кост»: сущность, особенности, общие черты и различия с нормативным методом учета затрат.
Система учета полных затрат и система учета переменных затрат («Директ-костинг»): сущность, особенности, преимущества и недостатки.
Влияние выбранного метода на величину финансовых результатов деятельности предприятия
Тема 5. Основы бюджетирования и разработки смет.
Бюджетирование, его цели и задачи.
Роль бюджетирования в управлении современным предприятием.
Определение бюджета, периодичность и принципы его разработки.
Основные функции бюджета.
Фиксированные и гибкие бюджеты.
Общий (главный, генеральный) бюджет.
Назначение и последовательность его подготовки.
Оперативный (операционный) и финансовый бюджеты.
Организация контроля за исполнением бюджетов.
Тема 6. Управленческий контроль и анализ отклонений.
Система отклонений по прибыли, доходам и затратам.
Способы расчета влияния различных факторов на отклонения.
Анализ сметы затрат на производство.
Анализ себестоимости продукции по статьям расходов.
Сводный подсчет резервов снижения себестоимости продукции в организациях.
Анализ отклонений по прибыли.
Материалы для проведения тестирования.
1. Что является наилучшей основой для оценки результатов деятельности за месяц:
а) плановые показатели этого месяца;
б) фактические показатели за предыдущий месяц;
в) фактические результаты за аналогичный период предыдущего года.
2. При автономном варианте организации учета:
б) первичная информация обрабатывается дважды;
в) ни один ответ не верен.
3. Периодичность составления отчетов в управленческом учете определяется ...
а) предприятием самостоятельно
б) Положениями по бухгалтерскому учету
в) федеральными законами
г) Налоговым кодексом
4. В процессе бюджетирования используется:
а) лишь фактическая, документально подтвержденная бухгалтерская информация;
б) лишь прогнозные данные и оценки на будущее;
в) как прогнозные, так и фактические данные;
г) ни один ответ не верен.
5. Основным источником информации для принятия управленческих решений по
оценке деятельности центров ответственности является отчетность:
а) внешняя
б) финансовая
в) внутренняя
г) статистическая
6. В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции
выпущенную продукцию учитывают по …
а) нормативной производственной себестоимости
б) полной производственной или сокращенной себестоимости
в) фактической себестоимости
г) плановой себестоимости
7. Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени
распространяется на:
а) финансовый учет;
б) управленческий учет;
в) оперативный производственный учет.
8. Объект учета затрат и калькулирования совпадают при использовании:
а) попроцессного метода учета затрат и калькулирования;
б) позаказного метода учета затрат и калькулирования;
в) попередельного метода учета затрат и калькулирования;
9. Маржинальный доход рассчитывается как:
а) разница между выручкой от реализации продукции и ее переменной
себестоимостью;
б) разница между выручкой от реализации продукции и ее производственной
себестоимостью;
в) сумма переменных издержек и прибыли;
10.Основная цель управленческого учета состоит в предоставлении
информации:
а) внешним пользователям;
б) внутренним пользователям;
в) органам исполнительной власти
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.