ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: его роль и значение
Регулирование внешнеэкономической деятельности на разных иерархических уровнях
Классификация фирм, действующих на мировом рынке
Экономический анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
Финансовые аспекты организации внешнеэкономической деятельности
Проведение внешнеэкономических операций: организационные и технические аспекты
Инвестиционная привлекательность предприятия как основа инвестиционной привлекательности региона
Инновационные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, виды, типы.
2. Экономические предпосылки развития ВЭД предприятия.
3. Основные показатели внешнеэкономической деятельности предприятия.
4. Правовые и организационные аспекты регулирования ВЭД.
5. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства.
6. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне региона.
7. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.
8. Классификация фирм по виду хозяйственной деятельности.
9. Классификация фирм по характеру собственности.
10. Классификация фирм по принадлежности капитала.
11. Принципы анализа фирм по виду хозяйственной деятельности в регионе.
12. Анализ внешнеторговой деятельности предприятия.
13. Дисконтирование при расчете эффективности внешнеторговых операций.
14. Влияние валютного курса на экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
15. Основы организации международных расчетов
16. Формы международных расчетов.
17. Банковская гарантия в практике международных расчетов.
18. Валютно-финансовые условия контрактов.
19. Кредитование внешней торговли.
20. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
21. Арендные операции во внешнеэкономической деятельности.
22. Посредническая деятельность на рынке.
23. Договоры консигнации.
24. Задачи транспортной службы предприятия во внешнеэкономической деятельности.
25. Логистический выбор.
26. Оценка стоимости предприятия. Гудвилл.
28. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия.
29. Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятий.
30. Public Relations на предприятии.
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
Задача 1. Стоимость лизингового имущества составляет 960 тыс. дол. Срок лизин-га – 3 года. Процентная ставка с учётом комиссионных – 4,8 % годовых. Выплата платежей по лизингу производится равными суммами ежемесячно. Лизингополучатель в момент заключения договора выплатил лизингодателю аванс в размере 358,15 тыс. дол. Определить общую сумму лизинговых платежей за вычетом аванса.
Задача 2. Состоялась сделка купли-продажи ноу-хау. Срок действия лицензионного соглашения – 10 лет. Ставка роялти – 5 % от стоимости чистых продаж. Ставка дисконта – 17 %. Паушальный платёж составил 4725 тыс. у.е. Известно, что после внедрения покупателем ноу-хау в производство стоимость чистых продаж неуклонно возрастала в среднем на 5 % в год (от стоимости чистых продаж предыдущего года). Рассчитать годовую стоимость чистых продаж в первый год после внедрения ноу-хау.
Задача 3. Определить суммы таможенной пошлины и таможенного сбора за таможенное оформление товара при ввозе сахара белого в РФ. Таможенная стоимость товара 25 тыс. долл. США, вес – 800 тыс. т. Ставка пошлины – 25 %, но не менее 0,07 Евро /кг; специальная пошлина – 3 %, дополнительная импортная пошлина – 5 %, НДС – 8 %. Ввоз из развивающейся страны.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения письменного/устного опроса
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, виды, типы.
2. Экономические предпосылки развития ВЭД предприятия.
3. Основные показатели внешнеэкономической деятельности предприятия.
4. Правовые и организационные аспекты регулирования ВЭД.
5. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства.
6. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне региона.
7. Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.
8. Классификация фирм по виду хозяйственной деятельности.
9. Классификация фирм по характеру собственности.
10. Классификация фирм по принадлежности капитала.
11. Принципы анализа фирм по виду хозяйственной деятельности в регионе.
12. Анализ внешнеторговой деятельности предприятия.
13. Дисконтирование при расчете эффективности внешнеторговых операций.
14. Влияние валютного курса на экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
15. Основы организации международных расчетов
16. Формы международных расчетов.
17. Банковская гарантия в практике международных расчетов.
18. Валютно-финансовые условия контрактов.
19. Кредитование внешней торговли.
20. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
21. Арендные операции во внешнеэкономической деятельности.
22. Посредническая деятельность на рынке.
24. Задачи транспортной службы предприятия во внешнеэкономической деятельности.
25. Логистический выбор.
26. Оценка стоимости предприятия. Гудвилл.
27. Корпоративное управление.
28. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия.
29. Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятий.
30. Public Relations на предприятии
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.