ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Введение
Основные задачи планирования и виды планов дорожных организаций
Содержание и порядок разработки годовых планов деятельности дорожных организаций
Планирование производственной программы
Планирование технического развития производственной мощности, собственных капитальных вложений и повышения эффективности производства
Планирование механизации производства
Планирование материально-технического снабжения
Планирование работы подсобных производств и обслуживающих хозяйств
Планирование труда и заработной платы
Планирование себестоимости и прибыли работ
Планирование финансовой деятельности организации
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1.Содержание и задачи курса «Планирование на предприятии».
2.Система планирования строительного производства и ее значение в повышении его эффективности. Виды планов.
3.Основные принципы планирования производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций в условиях рыночных отношений.
4.Нормативная база планирования и пути ее совершенствования в условиях рыночных отношений.
5.Информационное обеспечение задач планирования.
6.Классификация задач годового планирования и особенности их решения в условиях рыночных отношений.
7.Система плановых показателей и ее совершенствование в условиях рынка.
8.Годовые планы строительных организаций: содержание, исходные данные и порядок разработки.
9.Производственная программа строительной организации: содержание, исходные данные и порядок разработки.
10.Производственная мощность строительной организации и ее учет на стадии разработки производственной программы.
11.Факторы, определяющие производственную мощность строительной организации. Методика расчета производственной мощности.
12.Особенности разработки производственной программы по пусковым объектам и объектам задела.
13.Разработка оптимального варианта производственной программы. Критерии, ограничения, порядок оптимизации.
14.Планирование работы строительных машин: содержание, исходные данные и порядок разработки плана.
15.Планирование потребности в строительных машинах и затрат на их эксплуатацию.
17.Планирование материально-технического обеспечения и комплектации строительства: содержание, исходные данные и порядок разработки.
18.Расчет годовой потребности в материалах, конструкциях, полуфабрикатах.
19.Расчет производственных запасов строительной организации.
20.Планирование затрат на материалы в составе себестоимости строительно-монтажных работ.
21.Планирование деятельности подсобных производств и обслуживающих хозяйств: содержание, исходные данные и порядок разработки.
22.Планирование трудоемкости продукции подсобных предприятий.
23.Планирование себестоимости продукции подсобных предприятий.
24.План по труду: содержание, исходные данные и порядок разработки.
25.Планирование производительности труда в строительных организациях.
26.Планирование численности и заработной платы рабочих строительной организации.
27.Планирование численности и заработной платы аппарата управления.
28.Планирование накладных расходов в составе себестоимости строительно-монтажных работ.
29.Планирование технического развития и повышения эффективности производства: содержание, исходные данные и порядок разработки.
30.Основные направления повышения эффективности в строительных организациях.
31.Методика расчета эффективности мероприятий по снижению трудоемкости строительно-монтажных работ.
32.Методика расчета эффективности мероприятий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
33.Планирование себестоимости строительно-монтажных работ: содержание, исходные данные и порядок расчета.
34.Состав и структура себестоимости строительно-монтажных работ.
35.Баланс доходов и расходов строительной организации: содержание, исходные данные и порядок разработки.
36.Планирование прибыли и рентабельности строительной организации.
37.Планирование оборотных средств строительной организации: содержание, исходные данные, порядок расчета.
38.Источники формирования оборотных средств.
39.Расчет величины оборотных средств необходимой для создания запасов материалов и покрытия незавершенного производства.
40.Планирование оборачиваемости оборотных средств.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
Задача №1
Определить провозные возможности и годовой пробег Автотранспортного предприятия, при следующих исходных данных:
Списочный состав парка составляет 12 автомобилей КАМАЗ 5511. Автомобили работают в области по дорогам второй категории. Среднее расстояние перевозки
23 км; время в наряде составляет 10,2 часа, коэффициент использования пробега – 0,65; среднетехническая скорость 27 км/час; осуществляется вывоз бытового мусора, класс груза 1; способ погрузки-разгузки механизированный; коэффициент выпуска автомобилей на линию – 0,78; режим работы предприятия 305 дней.
Задача № 2
Рассчитать коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска автомобилей на линию для парка, состоящего из 15 автомобилей КАМАЗ 5511, работающих в Центральной климатической зоне по дорогам 2 категории. Среднесуточный пробег одного автомобиля составляет 180 км. Пробег с начала эксплуатации у 60% автомобилей составляет 0,3 пробега до капитального ремонта, остальные 40% прошли 1,1 пробега до капитального ремонта. Режим работы предприятия 305 дней.
Задача № 3
Рассчитать производственную программу по ТО и ремонту подвижного состава для парка 15 автомобилей КАМАЗ 5511, если пробег с начала эксплуатации у 60% автомобилей составляет 0,3
Задача № 4
Определить потребность в топливе и смазочных материалах для парка 15 автомобилей КАМАЗ 5511, если годовой пробег 1 автомобиля составляет 45750 км, коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,82, режим работы предприятия 305 дней. Автомобили перевозят груз 1 класса с коэффициентом использования пробега 0,5 и работают в Центральной климатической зоне.
Задача № 5
Определить затраты на шины, запасные части и ремонтные материалы для парка 15 автомобилей КАМАЗ 5511, если годовой пробег 1 автомобиля составляет 45750 км, коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,82, режим работы предприятия 305 дней. Автомобили перевозят груз 1 класса с коэффициентом использования пробега 0,5 и работают в Центральной климатической зоне.
Задача № 6
Начислить амортизацию на полное восстановление линейным способом для парка 15 автомобилей КАМАЗ 5511, если годовой пробег 1 автомобиля составляет 45750 км.
Срок полезного использования составляет 8 лет. Первоначальная стоимость автомобиля 360 тыс.руб. Определить остаточную стоимость подвижного состава на конец третьего года.
Задача № 7
Начислить амортизацию на полное восстановление нелинейным способом (методом уменьшаемого остатка) для парка 15 автомобилей КАМАЗ 5511, если годовой пробег 1 автомобиля составляет 45750 км.
Срок полезного использования составляет 8 лет. Первоначальная стоимость автомобиля 360 тыс.руб. Определить остаточную стоимость подвижного состава на конец шестого года.
Задача № 8
Определить численный состав работников автотранспортного предприятия, состоящего из 25 автомобилей КАМАЗ 5511. Если время в наряде составляет 8 часов, коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,85; трудоемкость работ по ТО и ремонту за год 7225 чел.час, режим работы зоны ремонта 7 часов в смену.
Задача № 9
Определить Фонд оплаты труда по предприятию со следующим списочным составом работников:
-директор 12 тыс.руб.в месяц
-главный инженер 10 тыс.руб.в месяц
-главный бухгалтер 10 тыс.руб.в месяц
-менеджеры 2 чел с окладом 8 тыс.руб.в месяц
-водители 18 человек со сдельной оплатой труда
-ремонтные рабочие 3 человека с повременной оплатой труда.
За месяц было перевезено 5850 т груза на расстояние 14 км.
Трудоемкость работ по ТО и ремонту за месяц составила 504 чел.часа.
Задача № 10
Составить смету затрат за год и определить постоянные и переменные расходы, если
-фонд заработной платы составил 825тыс. руб.
- Отпускные 69тыс. руб.
- Амортизация основных средств 1236тыс. руб.
-Приобретение основных средств 3200тыс. руб.
-Приобретение лицензии на право перевозочной деятельности 1тыс. руб.
-Арендная плата за офисное помещение 60тыс. руб.
-Оплата услуг банка 10тыс. руб.
-Затраты на топливо 2096тыс. руб.
-Затраты на прочие материалы 505тыс. руб.
-Затраты на энергетические ресурсы 336тыс. руб.
-Возврат кредита 200тыс. руб.
-Выплата процента по кредиту 96тыс. руб.
-Транспортный налог 53 тыс. руб.
-Налог на имущество 11 тыс. руб.
-Оплата услуг связи 6 тыс. руб.
Задача № 11
Рассчитать реальную ценность проекта и определить графически внутреннюю норму доходности, если первоначальные инвестиции в основные средства составили 600 тыс.руб.
Чистая прибыль по годам составила:
Пчист.1=200тыс.руб., Пчист.2=300тыс.руб., Пчист.3=400тыс.руб.
Амортизационные отчисления по годам:
Ам1=70000 руб., Ам2=70000 руб., Ам3=70000 руб.
Ставка депозита по банковскому вкладу составляет 15% (Rдеп.=15%)
Задача № 12
Составить таблицу доходов и затрат при введении налога на вмененный налог, если доходы от экспортных перевозок составили 3236тыс. руб., доходы от перевозок на внутренних линиях 5040 тыс. руб., доходы от прочих видов работ 1421 тыс. руб. Из общей суммы доходов доходы, полученные наличными деньгами от физических лиц составили 1573 тыс. руб. Затраты по смете составили 6580 тыс. руб., из них содержащие НДС 2652 тыс. руб. Если списочное количество автомобилей 12 шт., единый социальный налог составляет 318 тыс. руб., отчисления на мероприятия по защите от травматизма 9 тыс. руб.
Задача № 13
Составить баланс активов и пассивов предприятия и рассчитать показатели деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала) и оценить интенсивность использования ресурсов при следующих исходных данных:
-Основные средства 500000 руб.
-Нематериальные активы 6500 руб.
-Уставный капитал 100000 руб.
-Дебиторская задолженность 100000 руб.
-Долгосрочные обязательства 120000 руб.
-Нераспределённая прибыль 600000 руб.
-Товароматериальные запасы 240000 руб.
-Расчетный счет 420000 руб.
-Краткосрочные обязательства 446500 руб.
Прибыль от основной деятельности составила 6500000 руб., а выручка от реализации 1230000 руб.
Задача № 14
Составить баланс активов и пассивов предприятия, рассчитать показатели, характеризующие платежеспособность предприятия (коэффициенты покрытия, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности) и выявить уровень кредитоспособности предприятия при следующих исходных данных:
-Основные средства 1285710 руб.
-Уставный капитал 500000 руб.
-Долгосрочные обязательства 1125000 руб.
-Прибыль 1844745 руб.
-Товароматериальные запасы 23648 руб.
-Расчетный счет 2553817 руб.
-Краткосрочные обязательства 393430 руб.
Задача № 15
Составить смету затрат за год и определить постоянные и переменные расходы, если
-фонд заработной платы составил 2951тыс. руб.
-Амортизация основных средств 321тыс. руб.
-Оплата услуг 60 тыс.руб.
-Приобретение основных средств 3200тыс. руб.
-Приобретение лицензии на право перевозочной деятельности 1тыс. руб.
-Арендная плата 779 тыс. руб.
-Оплата услуг банка 35 тыс. руб.
-Затраты на материалы 2045тыс. руб.
-Затраты на энергетические ресурсы 336тыс. руб.
-Возврат кредита 200тыс. руб.
-Выплата процента по кредиту 96тыс. руб.
-Затраты на рекламу127 тыс. руб.
-Затраты на подготовку кадров 6 тыс.руб.
-Транспортный налог 53 тыс. руб.
-Налог на имущество 11 тыс. руб.
Оплата услуг связи 6 тыс. руб.
Задача № 16
Рассчитать реальную ценность проекта и определить срок окупаемости, если первоначальные инвестиции в основные средства в нулевом году составили 500 тыс.руб. в первом году составили 2250 тыс.руб.
Чистая прибыль по годам составила:
Пчист.1=174 тыс.руб., Пчист.2=304 тыс.руб., Пчист.3=299 тыс.руб.
Амортизационные отчисления по годам:
Ам1=321 тыс. руб., Ам2=321тыс. руб., Ам3=321 тыс. руб.
Расчет проводится при r=10% (r=0,1), в том числе в условиях законченности, т.е. после трех лет основные средства продаются по остаточной стоимости.
Задача № 17
Рассчитать реальную ценность проекта и определить графически внутреннюю норму доходности, если первоначальные инвестиции в основные средства в нулевом году составили 500 тыс.руб. в первом году составили 2250 тыс.руб.
Чистая прибыль по годам составила:
Пчист.1=174 тыс.руб., Пчист.2=304 тыс.руб., Пчист.3=299 тыс.руб.
Амортизационные отчисления по годам:
Ам1=321 тыс. руб., Ам2=321тыс. руб., Ам3=321 тыс. руб.
Ставка депозита по банковскому вкладу составляет 22%.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задача 1.
Определите перечень товаров, которые могут быть включены в план производства, если предприятие, исходя из действующих производственных мощностей, может выпускать семь наименований товаров с уровнем конкурентоспособности: КС1 = 0,214, КС2 = 0,236, КС3 = 0,251, КС4 = 0,264, КС5 = 0,281, КС6 = 0,297, КС7 = 0,315. Уровень конкурентоспособности у товаропроизводителей аналогичной продукции: КС1 m = 0,212, КС2 m = 0,24, КС3 m = 0,256, КС4 m = 0,258, КС5 m = 0,28, КС6 m = 0,29, КС7 m = 0,318. Пояснение: в план производства включается номенклатура продукции, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя-конкурента.
Задача 2.
Парикмахерский салон «Чародеи» имеет два зала: женский на пять рабочих мест и мужской на три рабочих места. Один мужской мастер в среднем за час может обслужить 2 чел., а женский – 1,25 чел. Салон работает в две смены (по 6 ч каждая), без выходных дней. Праздничные дни – нерабочие. В микрорайоне, где находится салон, проживает 123 500 чел., 50 % из них потенциально могут быть клиентами салона. Определите: 1) годовую пропускную способность (производственную мощность) салона по обслуживанию клиентов; 2) уровень обеспечения жителей микрорайона услугами этого парикмахерского салона.
Задача 3.
Малое предприятие имеет 15 автомашин и выполняет грузовые перевозки по заказам граждан и организаций. В апреле текущего года планируется использовать 16 дней на текущий ремонт автомашин и 4 общих выходных дня. Среднее время работы автомашин – 12 ч. Определите коэффициент полезного использования парка машин по плану на месяц.
Задача 4.
Определите плановую выручку от реализации продукции, если объем производства продукции по плану на год предусмотрен на сумму 9 000 тыс. р., стоимость остатков готовой
Задача 5.
Выручка от реализации продукции по отчету прошлого года соста- вила 14 500 тыс. р. В плане предприятия на текущий год предусмотрено увеличение выручки от реализации за счет увеличения объема продаж на 8 % и роста планово-расчетных цен на 2 %. Определите: 1) объем выручки от реализации продукции по плану, тыс. р.; 2) плановый процент роста выручки от реализации продукции.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Классификация планов
2. Особенности разработки бизнес-планов
3. Особенности стратегического планирования
4. Структурная схема годового плана деятельности дорожной организации
5. Нормативная база разработки планов
6. Система показателей планирования
7. Количественные и качественные показатели планов
8. Понятие производственной мощности
9. Факторы, влияющие на производственную мощность
10. Классификация объектов по срокам начала и окончания работ
11. Содержание, исходные данные и порядок планирования производственной мощности в дорожной организации.
12. Особенности расчета производственной мощности в натуральных единицах измерения объемов работ и в денежном выражении.
13. Последовательность расчета производственной мощности в дорожной организации.
14. Основные факторы определяющие производственную мощность.
15. Описание основных особенностей плана технического развития и повышения эффективности производства: новая техника и организационно-технические мероприятия.
16. Исходные данные и расчет потребности собственных капитальных вложений необходимых для технического развития и повышения эффективности производства.
17. Содержание, исходные данные и порядок разработки планирования механизации производства.
18. Планирование потребности в строительных машинах и источники ее покрытия.
19. Планирование расходов на эксплуатацию строительных машин.
20. Особенности и формы эксплуатации строительных машин.
21. Описание основных групп затрат включаемых в себестоимость (единовременные, годовые, текущие).
22. Исходные данные и методика расчета стоимости машино-часа дорожных машин.
23. Содержание, исходные данные и порядок разработки материально-технического обеспечения.
24. Планирование потребности в основных и вспомогательных материалах для выполнения производственной программы.
25. Планирование производственных запасов и поставок.
26. Планирование затрат на материалы.
27. Содержание, исходные данные и порядок разработки планов работы подсобных производств и обслуживающих хозяйств.
28. Планирование трудоемкости продукции подсобных предприятий.
30. Определение основных различий между трудоемкостью производственной и управленческой.
31. Планирование себестоимости продукции подсобных предприятий по планово-расчетным ценам.
32. Описание производственной калькуляции себестоимости единицы сырья.
33. Планирование деятельности обслуживающих хозяйств.
34. Содержание, исходные данные и порядок разработки плана труда и заработанной платы.
35. Описание трех основных показателей, на основе которых базируется план по труду и заработанной плате (уровень производительности труда, численность рабочих и служащих, общий фонд заработанной платы).
36. Исходные данные и методика расчета уровня производительности труда, численности рабочих и служащих, а так же общего фонда заработанной платы.
37. Содержание, исходные данные и порядок планирования себестоимости и прибыли дорожных работ.
38. Содержание, исходные данные, порядок разработки сметы накладных расходов.
39. Описание основных частей плана себестоимости и прибыли (план формирования и использования прибыли, расчет заданий по снижению себестоимости, смета накладных расходов, смета затрат на производство).
40. Последовательность расчета себестоимости и прибыли дорожных работ.
41. Содержание, исходные данные и порядок планирования финансовой деятельности.
42. Баланс доходов и расходов дорожной организации с описанием основных статей финансового плана (доходы и поступления, расходы и отчисления, взаимоотношения с бюджетом).
43. Состав и назначение плана оборотных средств дорожной организации.
44. Порядок расчета величины оборотных средств, необходимых для создания запасов основных материалов и покрытия незавершенного производства.
45. Источники формирования обратных средств.
46. Последовательность расчета оборачиваемости оборотных средств
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.