2024-2025_v38_03_01_2023_plx_Риск-менеджмент_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.02 Риск-менеджмент
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Риск-менеджмент
 
1.1
Сущность риска и его роль в развитии организации. Рисковые виды предпринимательства в России и за рубежом. Природа риска. Классификация рисков. Риск и неопределенность
1
0
1
19
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации. Понятие риска, его основные черты. Источники возникновения предпринимательского риска. Классическая и неоклассическая теории риска. Подходы к классифицированию предпринимательских рисков организации. Проблемы риск-менеджмента в условиях российского предпринимательства. Рейтинг рискового предпринимательства.
2
0
2
17
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Идентификация и измерение рисков деятельности организации. Процедура идентификации предпринимательских рисков. Инструменты идентификации рисков. Реестр рисков. Матрица рисков
2
0
2
17
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Оценка влияния рисков на организацию. Математические модели и методы обоснования рисковых предпринимательских решений. Оценка тяжести последствия рискового события. Пороговые значения риска для организации. Интегральные показатели оценки риска
2
0
2
18
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Методы воздействия на риски организации. Возможные реакции предприятия на рисковую ситуацию. Стратегии поведения в рисковой ситуации (уклонение, сокращение, передача). Прогнозирование рисков. Метод отказа от риска. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба). Метод снижения частоты ущерба или предотвращения убытка. Метод уменьшения размера убытков. Метод разделения риска (дифференциация и дублирование). Метод аутсорсинга риска. Методы покрытия убытков (финансирования рисков). Источники покрытия убытков
2
0
2
18
23
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
9
0
9
89
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Основы военной подготовки
 
Финансовый менеджмент
 
Стратегический менеджмент
 
Управление инвестициями организации
 
Экология
 
Экономическая оценка инвестиций
 
Экономический анализ
 
Внешнеэкономический потенциал регионов
 
Организация производства на предприятии
 
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
 
Сметное дело
 
Экономическая безопасность
 
Бизнес-планирование
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Управление бизнес-процессами
 
Управление проектами
 
Ценообразование на транспорте
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
28
9
4
108
29
79
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
10
10
10
Практические занятия (Пр)
18
9
4
18
18
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
79
79
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Риск-менеджмент
 
1.1
Сущность риска и его роль в развитии организации. Рисковые виды предпринимательства в России и за рубежом. Природа риска. Классификация рисков. Риск и неопределенность
1
0
1
19
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации. Понятие риска, его основные черты. Источники возникновения предпринимательского риска. Классическая и неоклассическая теории риска. Подходы к классифицированию предпринимательских рисков организации. Проблемы риск-менеджмента в условиях российского предпринимательства. Рейтинг рискового предпринимательства.
2
0
2
17
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Идентификация и измерение рисков деятельности организации. Процедура идентификации предпринимательских рисков. Инструменты идентификации рисков. Реестр рисков. Матрица рисков
2
0
2
17
21
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Оценка влияния рисков на организацию. Математические модели и методы обоснования рисковых предпринимательских решений. Оценка тяжести последствия рискового события. Пороговые значения риска для организации. Интегральные показатели оценки риска
2
0
2
18
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Методы воздействия на риски организации. Возможные реакции предприятия на рисковую ситуацию. Стратегии поведения в рисковой ситуации (уклонение, сокращение, передача). Прогнозирование рисков. Метод отказа от риска. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба). Метод снижения частоты ущерба или предотвращения убытка. Метод уменьшения размера убытков. Метод разделения риска (дифференциация и дублирование). Метод аутсорсинга риска. Методы покрытия убытков (финансирования рисков). Источники покрытия убытков
2
0
2
18
23
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
9
0
9
89
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Сущность риска и его роль в развитии организации. Рисковые виды предпринимательства в России и за рубежом. Природа риска. Классификация рисков. Риск и неопределенность

Сущность риска и его роль в развитии организации

 
Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации. Понятие риска, его основные черты. Источники возникновения предпринимательского риска. Классическая и неоклассическая теории риска. Подходы к классифицированию предпринимательских рисков организации. Проблемы риск-менеджмента в условиях российского предпринимательства. Рейтинг рискового предпринимательства.

Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации

 
Идентификация и измерение рисков деятельности организации. Процедура идентификации предпринимательских рисков. Инструменты идентификации рисков. Реестр рисков. Матрица рисков

Идентификация и измерение рисков деятельности организации

 
Оценка влияния рисков на организацию. Математические модели и методы обоснования рисковых предпринимательских решений. Оценка тяжести последствия рискового события. Пороговые значения риска для организации. Интегральные показатели оценки риска

Оценка влияния рисков на организацию

 
Методы воздействия на риски организации. Возможные реакции предприятия на рисковую ситуацию. Стратегии поведения в рисковой ситуации (уклонение, сокращение, передача). Прогнозирование рисков. Метод отказа от риска. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба). Метод снижения частоты ущерба или предотвращения убытка. Метод уменьшения размера убытков. Метод разделения риска (дифференциация и дублирование). Метод аутсорсинга риска. Методы покрытия убытков (финансирования рисков). Источники покрытия убытков

Методы воздействия на риски организации

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Сущность риска и его роль в развитии организации
1
 
2
1
Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации
2
 
3
1
Идентификация и измерение рисков деятельности организации
2
 
4
1
Оценка влияния рисков на организацию
2
 
5
1
Методы воздействия на риски организации
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
3
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
 
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страхование
x
Зачет
Риск-менеджмент
x
Зачет
 
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
Экология
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
x
Зачет
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация производства на предприятии
x
Зачет
Экономический анализ
x
Экзамен
Финансы, денежное обращение и кредит
x
x
Экзамен
Экономика отрасли (Автомобильный транспорт)
x
Зачет
Экономика отрасли (Дорожное строительство)
x
Зачет
Налоги и налогообложение
x
x
Зачет,Экзамен
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Стратегический менеджмент
x
Зачет
Экономическая безопасность
x
Зачет
Ценообразование на транспорте
x
Экзамен
Сметное дело
x
Экзамен
Страхование
x
Зачет
Риск-менеджмент
x
Зачет
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
x
Экзамен
Внешнеэкономический потенциал регионов
x
Экзамен
Управление инвестициями организации
x
Экзамен
Экономическая оценка инвестиций
x
Экзамен
Оценка бизнеса
x
Экзамен,Курсовая работа
Оценка стоимости предприятия
x
Экзамен,Курсовая работа
Бизнес-планирование
x
Экзамен
Управление бизнес-процессами
x
Экзамен
Управление проектами
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Понятие риска, его основные черты. Классическая и неоклассическая теории риска.

2. Принципы классификации рисков.

3. Цели и задачи комплексного риск-менеджмента.

4. Элементы системы управления рисками предприятия.

5. Современные стандарты системы риск-менеджмента.

6. Принципы информационного обеспечения системы управления риском предприятия.

7. Процедура идентификации рисков предприятия.

8. Методы выявления рисков и рискообразующих факторов.

9. Техники и инструменты идентификации рисков.

10. Психологическая основа принятия рисковых решений.

11. Экспертные технологии в определении и измерении рисков.

12. Риск-профиль предприятия.

13. Матрица рисков предприятия.

14. Принятие рисковых решений на основе дисперсионного метода.

15. Интервальный (балансовый) метод оценки рискового потенциала предприятия.

16. Анализ чувствительности как метод оценки рисков организации.

17. Сценарный анализ как метод оценки рисков организации.

18. Использование показателя VaR для измерения величины рисков организации.

19. Стратегии поведения предприятия в рисковой ситуации.

20. Уклонение от риска: преимущества и недостатки.

21. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба).

22. Пути снижения частоты ущерба или предотвращения убытка.

23. Способы уменьшения размера убытков предприятия.

24. Инструменты разделения риска: дифференциация и дублирование.

25. Аутсорсинг риска: преимущества и недостатки.

26. Финансирование рисков предприятия.

27. Внутренние и внешние источники покрытия убытков от рисков.

28. Мониторинг рисков

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

1. Владеть методами расчета показателя VaR

2. Владеть методами сценарного анализа

3. Владеть методами снижения частоты ущерба или предотвращения убытка

 
4. Владеть методами определения ущерба и страхового возмещения

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы для проведения устного и/или письменного опроса

1. Понятие риска, его основные черты. Классическая и неоклассическая теории риска.

2. Принципы классификации рисков.

3. Цели и задачи комплексного риск-менеджмента.

4. Элементы системы управления рисками предприятия.

5. Современные стандарты системы риск-менеджмента.

6. Принципы информационного обеспечения системы управления риском предприятия.

7. Процедура идентификации рисков предприятия.

8. Методы выявления рисков и рискообразующих факторов.

9. Техники и инструменты идентификации рисков.

10. Психологическая основа принятия рисковых решений.

11. Экспертные технологии в определении и измерении рисков.

12. Риск-профиль предприятия.

13. Матрица рисков предприятия.

14. Принятие рисковых решений на основе дисперсионного метода.

15. Интервальный (балансовый) метод оценки рискового потенциала предприятия.

16. Анализ чувствительности как метод оценки рисков организации.

17. Сценарный анализ как метод оценки рисков организации.

18. Использование показателя VaR для измерения величины рисков организации.

19. Стратегии поведения предприятия в рисковой ситуации.

20. Уклонение от риска: преимущества и недостатки.

21. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба).

22. Пути снижения частоты ущерба или предотвращения убытка.

23. Способы уменьшения размера убытков предприятия.

24. Инструменты разделения риска: дифференциация и дублирование.

25. Аутсорсинг риска: преимущества и недостатки.

26. Финансирование рисков предприятия.

27. Внутренние и внешние источники покрытия убытков от рисков.

28. Мониторинг рисков.

6.1.2. Материалы для проведения тестирования

1. Для негативного риска вероятность наступления в 50% по стандартам FERMA считается:

• низкой

• средней

• высокой

• может быть любой в зависимости от выбранной шкалы

2. Какие дополнительные аспекты бизнеса рассматривает STEEPLED-анализ по сравнению с PESTLE-анализом?

• Ни один ответ не верен

• Образовательные и риски неопределенности

• Образовательные и демографические

• Демографические и риски экспорта

3. Каким образом можно организовать исполнение функции риск-менеджмента в соответствии со стандартами FERMA в организации?

 
• Пригласить внештатного консультанта

• Выделить или набрать специалистов по управлению рисками

• Сформировать отдельное структурное подразделение

• Все ответы верны

4. Какой из методов анализа целесообразно применить для выявления рисков, связанных с недостатками договорной работы?

• Планирование непрерывности бизнеса

• Рассмотрение бизнес-процессов

• Анализ сценариев

• PESTLE-анализ

5. Какой в соответствии со стандартом FERMA является вероятность позитивного риска в 50%?

• средней

• низкой

• высокой

• может быть любой в зависимости от выбранной шкалы

6. Какой из методов анализа целесообразно применить для выявления стратегических рисков?

• FMEA

• PESTLE

• HAZOP

• FTA

7. Какова ключевая особенность современного подхода к управлению рисками?

• Все ответы верны

• Рассмотрение как позитивных, так и негативных рисков

• Наличие наработок, позволяющих определить возможные риски для каждой из отраслей

• Использование самых современных и точных математических методов

8. Что такое оценка рисков?

• определение приемлемости риска для организации

• качественная оценка вероятности его наступления и возможного ущерба

• процесс присвоения значений вероятности и ущерба

• процесс сравнения рассчитанного риска с представленными критериями риска для определения его существенности

9. Что является преимуществом экспертных методов расчета рисков по сравнению со статистическими?

• Возможность расчета финансовых рисков

• Привлечение квалифицированных экспертов

• Возможность оценки любого риска

• Возможность расчета рисков опасностей

10. Какой тип рисков невозможно рассчитать статистическими методами?

• Стратегический

• Операционный

• Риск прочих опасностей

• Финансовый

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная 1. Страхование / Годин А.М., Косов М.Е., Фрумина С.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-02684-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415002 2. Страхование: Учебное пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 357 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-003575-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/547980 3. Ермасов, С.В. Страхование: учебник для бакалавров/ С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 748 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс 4. Шихов, А.К. Страхование: организация, экономика, правовые аспекты: учеб. пособие для вузов / А.К. Шихов. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. – 368с. б) дополнительная литература: 1. Страхование внешнеэкономической деятельности / Блау С.Л., Романова Ю.А. - М.:Дашков и К, 2017. - 176 с.: ISBN 978-5-394-02323-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450795   2. Медицинское страхование: Учебное пособие / Цыганова О.А., Ившин И.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-16-009226-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427879    3. Социальное страхование / Павлюченко В.Г., - 2-е изд., перераб и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 480 с.: ISBN 978-5-394-02422-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513307    4. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: применение законодательства: Практическое пособие / Верховцев А. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 20 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-16-011713-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541196 5. Инвестиционная политика в страховых организациях. Теория и практика. Страхование: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика", "Менеджмент" / Никулина Н.Н., Березина С.В., Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02468-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884553 6. Архипов А.П. Страхование: учебник / А.П. Архипов. – М.: КНОРУС, 2012. – 288с. 7. Жиляков Д.И. Финансово – экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): учебное пособие/ Д.И. Жиляков, В.Г. Зарцкая. – М.: КНОРУС, 2012. – 368с. 8. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учеб. пособие / А.Я. Кибанов. - М.: КНОРУС, 2010. -208 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .