ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 9 зачетных единиц (З.Е.).
Понятие о финансах, их историческая и экономическая сущность, функции и значение финансов в общественном воспроизводстве
Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев
Государственные, муниципальные и территориальные (региональные) финансы. Государственный кредит
Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль
Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс
Финансы валютно - кредитных отношений
Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств
Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. История денег ведущих государств Западной Европы.
2. Функции денег.
3. Виды денежных знаков
4. Денежные агрегаты.
5. Соотношение между денежными агрегатами
6. Что такое денежная база
7. Что входит в денежную массу
8. Типы и виды денежных систем.
9. Зачем рассчитывается банковский мультипликатор
10. Дайте определение денежного оборота.
11. Сформулируйте понятие денежного обращения
12. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.
13. Количество денег в обращении – основные формулы.
14. Формы безналичных расчётов.
15. Схема наличного денежного оборота в РФ.
16. Виды и формы инфляции.
17. Схема расчётов с помощью документарного аккредитива.
18. Отличие кредита от денег.
19. Перечислите принципы и функции кредита.
20. В чем проявляется необходимость и сущность кредита.
21. Субъекты кредитных отношений.
22. Формы и виды кредита.
23. Классификация форм ссудного процента.
24. Отличие кредита от денег.
25. Субъекты кредитных отношений.
26. Формы и виды кредита.
27. Классификация форм ссудного процента.
29. Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность финансов.
30. Признаки финансов и финансовых отношений.
31. Состав финансовой системы России, экономические основы ее построения.
32. Централизованные и децентрализованные финансы
33. Финансовые ресурсы, формируемые на уровне государства, органов местного самоуправления, предприятий и населения
34. Финансовая стратегия и тактика
35. Этапы формирования финансовой политики на разных этапах развития экономики.
36. Виды финансовых планов, их характеристика, взаимосвязь.
37. Органы управления государственными финансами, финансовый аппарат.
38. Классификация финансового контроля по формам.
39. Классификация финансового контроля по субъектам
40. Классификация финансового контроля по методам
41. Задачи и функции аудита
42. Уровни бюджетной системы
43. Что включает в себя консолидированный бюджет государства
44. Основные функции государственного бюджета
45. Стадии бюджетного процесса.
46. Бюджетная классификация доходов
47. Классификация расходов государственного бюджета
48. Сущность, содержание и принципы бюджетного федерализма.
49. Роль налогов в системе финансовых отношений, их функции и классификация.
50. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.
51. Отличие государственного бюджета от финансовой категории кредит
52. Состав и роль внебюджетных фондов социального назначения.
53. Понятие и сущность финансов хозяйствующих субъектов
54. Характеристика функций финансов предприятий и организаций
55. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования в условиях рынка.
56. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов
57. Роль финансов в кругообороте производственных фондов.
58. Основные и оборотные средства, финансовая база их воспроизводства
59. Экономические показатели финансовой деятельности предприятий.
60. Особенности организации финансов некоммерческих организаций
61. Механизмы государственного регулирования объема бюджета домашнего хозяйства
62. Платежный баланс России
63. Финансовое окружение предприятий
64. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной системой, между предприятиями и кредитной системой.
65. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций
66. Финансовые потоки между финансовыми посредниками и коммерческими организациями.
67. Формирование прибыли предприятия. Основные понятия
68. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности.
69. Формы и методы инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций.
70. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
Тесты по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
1. Покупательная способность денег
а) увеличивается с ростом цен
б) может расти и уменьшаться
в) всегда остается постоянной
г) уменьшается со снижением цен
2. Закон денежного обращения определяет
а) скорость оборота денег
в) покупательную способность денег
г) величину денежной массы
3. Инфляция означает
а) падения уровня цен
б) повышение покупательной способности денег
в) обесценивание денег
г) развитие товарного производства
4. Денежный агрегата включающий в себя наличные – это агрегат
а) М 0
б) М 1
в) М 2
г) М 3
5. Гиперинфляция – это инфляция, при которой прирост цен составляет
а) 40% в год
б) 80% в год
в) 100% в год
г) 5% - 10% в год
6. Финансовая система состоит из следующих элементов
а) государственные и муниципальные финансы
б) централизованные и децентрализованные финансы
в) финансы хозяйствующих субъектов и муниципальные финансы
г) финансы граждан и муниципальные финансы
7. Государственные финансы состоят
а) из внебюджетных фондов, бюджетной системы, государственного кредита
б) финансов граждан и муниципальных финансов
в) финансов хозяйствующих субъектов и муниципальных финансов
г) финансов коммерческих предприятий и некоммерческих предприятий
8. Финансовый механизм – это
а) совокупность экономических отношений по формированию денежных фондов
б) совокупность денежно-кредитных институтов, с помощью которых формируются и расходуются денежные фонды
в) совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений
г) система установленных государством форм, методов и видов организации финансовых отношений
9. Государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими лицами и физическими лицами, при этом государство чаще всего выступает в качестве
а) заемщика
б) кредитора
в) гаранта
г) страховщика
10. Финансы – это
а) деньги
б) всеобщий эквивалент соизмеримой стоимости товаров
в) экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД
г) фонды денежных средств
11. Финансовый результат деятельности предприятия - это
а) прибыль или убыток
б) доход
в) рентабельность
г) издержки
12. Монометаллизм - это
а) ценные коммерческие бумаги, предназначенные для совершения платежей и различных имущественных сделок
б) бумажные деньги, выпускаемые правительственным учреждением, владеющим кассовым
в) денежная система, при которой всеобщим эквивалентом является только один металл: или серебро, или золото
г) восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы
13. «Денежная масса» - это
а) совокупность покупательных, платежей и накопленных средств
б) денежная система, при которой всеобщим эквивалентом является только один металл: или серебро, или золото
в) ценные коммерческие бумаги, предназначенные для совершения платежей и различных имущественных сделок
г) восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы
14. Акцепт – это
а) вид денег
б) согласие на оплату
в) денежная единица
г) денежная система
15. Денежная система - это
а) движение денег, связанное с реализацией товара
б) золотой стандарт, установленный государством
в) форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством
г) переполнение сферы обращения денежными знаками
16. Доля наличного денежного оборота в стабильной экономической ситуации не должна превышать
а) 80%
б) 30%
в) 20%
г) 10%
17. Высшим органом, осуществляющим управление финансовыми отношениями, является
а) Министерство финансов РФ
б) Министерство налогов и сборов РФ
в) Федеральное собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации
г) Управление Федеральным казначейством
18. Аккумулирующая функция финансов выражается
а) в процессе использования фондов денежных средств для удовлетворения целевых потребностей государства и субъектов хозяйства
б) в процессе целевого финансового контроля
в) в процессе независимого финансового контроля
г) в процессе образования, накопления, мобилизации фондов денежных средств
19. Образующим звеном финансовой системы Российской Федерации является
а) государственные финансы
б) финансы предприятий
в) финансы домохозяйств
г) внебюджетные фонды
20. Сегодня реальную стоимость банкноты определяет
а) стоимость бумаги, на которой она напечатана
б) стоимость золота
в) стоимость товаров, которые можно на нее купить
г) стоимость труда, затраченного на ее печатание
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задача 1. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 8 000 000,00 рублей. Согласно договору купли-продажи первоначально выплачивается 30% стоимости, а оставшаяся сумма погашается в течение 3 лет ежемесячными платежами. Рассчитать величину ежемесячных платежей, если годовая ставка дисконтирования составляет 18%.
Задача2.Банк выдал кредит на 6 месяцев в сумме 350 000 рублей. Ожидаемый месячный уровень инфляции – 3 %, требуемая реальная доходность операции равна 12% годовых. Определите
Задача 3.
Три платежа 400 000 рублей, 650 000 рублей и 800 000 рублей со сроками погашения 1год 130 дней, 1год 160 дней и 1 год 200 дней, отсчитываемыми от одной даты, заменяются одним платежом со сроком погашения 1 год 300 дней. Стороны согласились на консолидацию платежей при использовании ставки сложных процентов 12% годовых. Определите консолидированную сумму.
Задача 4.
Фирма имеет ряд финансовых обязательств перед одним кредитором – 1,7 млн. рублей, 2,1 млн. рублей и 2,4 млн. рублей, которые должна погасить через 150, 200 и 300 дней после 01.01 текущего года. По согласованию сторон решено заменить их одним платежом, равным 6,8 млн.рублей, с продлением срока оплаты, используя процентную ставку 14% годовых (простые проценты). Определите срок уплаты консолидированного платежа.
Задача 5.
Предприятие испытывающее недостаток текущих финансовых средств решило получить банковский кредит в сумме 4 млн. руб., сроком на 6 мес. После оценки финансового состояния предприятия банк согласился выдать кредит под материальное обеспечение в размере 1,2 суммы кредита.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. История денег ведущих государств Западной Европы.
2. Функции денег.
3. Виды денежных знаков
4. Денежные агрегаты.
5. Соотношение между денежными агрегатами
6. Что такое денежная база
7. Что входит в денежную массу
8. Типы и виды денежных систем.
9. Зачем рассчитывается банковский мультипликатор
10. Дайте определение денежного оборота.
11. Сформулируйте понятие денежного обращения
12. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.
13. Количество денег в обращении – основные формулы.
14. Формы безналичных расчётов.
15. Схема наличного денежного оборота в РФ.
16. Виды и формы инфляции.
17. Схема расчётов с помощью документарного аккредитива.
18. Отличие кредита от денег.
19. Перечислите принципы и функции кредита.
20. В чем проявляется необходимость и сущность кредита.
21. Субъекты кредитных отношений.
22. Формы и виды кредита.
23. Классификация форм ссудного процента.
24. Отличие кредита от денег.
25. Субъекты кредитных отношений.
26. Формы и виды кредита.
28. Зачем необходимо составлять кредитный договор
29. Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность финансов.
30. Признаки финансов и финансовых отношений.
31. Состав финансовой системы России, экономические основы ее построения.
32. Централизованные и децентрализованные финансы
33. Финансовые ресурсы, формируемые на уровне государства, органов местного самоуправления, предприятий и населения
34. Финансовая стратегия и тактика
35. Этапы формирования финансовой политики на разных этапах развития экономики.
36. Виды финансовых планов, их характеристика, взаимосвязь.
37. Органы управления государственными финансами, финансовый аппарат.
38. Классификация финансового контроля по формам.
39. Классификация финансового контроля по субъектам
40. Классификация финансового контроля по методам
41. Задачи и функции аудита
42. Уровни бюджетной системы
43. Что включает в себя консолидированный бюджет государства
44. Основные функции государственного бюджета
45. Стадии бюджетного процесса.
46. Бюджетная классификация доходов
47. Классификация расходов государственного бюджета
48. Сущность, содержание и принципы бюджетного федерализма.
49. Роль налогов в системе финансовых отношений, их функции и классификация.
50. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.
51. Отличие государственного бюджета от финансовой категории кредит
52. Состав и роль внебюджетных фондов социального назначения.
53. Понятие и сущность финансов хозяйствующих субъектов
54. Характеристика функций финансов предприятий и организаций
55. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования в условиях рынка.
56. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов
57. Роль финансов в кругообороте производственных фондов.
58. Основные и оборотные средства, финансовая база их воспроизводства
59. Экономические показатели финансовой деятельности предприятий.
60. Особенности организации финансов некоммерческих организаций
61. Механизмы государственного регулирования объема бюджета домашнего хозяйства
62. Платежный баланс России
63. Финансовое окружение предприятий
64. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной системой, между предприятиями и кредитной системой.
65. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций
66. Финансовые потоки между финансовыми посредниками и коммерческими организациями.
67. Формирование прибыли предприятия. Основные понятия
68. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности.
69. Формы и методы инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций.
70. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.