2024-2025_v38_03_01_2023_plx_Финансы_ денежное обращение и кредит_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.06 Финансы, денежное обращение и кредит
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 9 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Финансы, денежное обращение и кредит
 
1.1
Понятие о финансах, их историческая и  экономическая сущность, функции  и значение финансов в общественном воспроизводстве. Понятие, сущность и функции финансов. Специфические принципы финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения стоимости. Объекты действия распределительной функции финансов, участники (субъекты)   распределительного процесса. Механизм первичного и вторичного распределения валового общественного продукта
2
0
4
29,5
35,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев. Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения. Признаки классификации финансовых отношений. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь и трансформация в условиях рыночных отношений. Финансы коммерческих предприятий и финансы населения как сферы децентрализованной области, звенья их составляющие. Государственные и муниципальные финансы, как сферы централизованной области финансовой системы. Особенности строения финансовой системы в современной России
2
0
4
30
36
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Государственные, муниципальные  и территориальные  (региональные) финансы. Государственный кредит. Взаимосвязь государственных, территориальных и муниципальных финансов. Понятие и состав территориальных финансов. Финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы. Основы функционирования муниципальных финансов. Понятие государственного и муниципального кредита. Задачи государственного кредита. Государственный кредит как метод формирования доходов бюджета. Различная роль государства в отношениях государственного кредита
2
0
4
30
36
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль Общее понятие об управлении финансами. Финансы как объект управления. Органы управления и финансовый аппарат, изменения организационно-институциональной системы управления финансами в рамках реализации административных реформ в России. Территориальный аспект управления финансами. Финансовый менеджмент как важнейший инструмент эффективного управления финансовыми потоками корпоративного сектора. Автоматизированные системы управления финансами, их значение и развитие. Содержание финансовой политики. Взаимосвязь финансов и финансовой политики. Финансовая политика на разных этапах развития экономики. Роль государства в разработке и осуществлении активной финансовой политики. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Понятие финансового механизма, его структура. Требования, предъявляемые к финансовому механизму. Составные части, звенья и элементы финансового механизма. Характеристика форм, видов и методов организации финансовых отношений. Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Контрольные органы, их права и обязанности. Изменение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Понятие аудиторского контроля, его значение. Перспективы развития финансового контроля
2
0
4
30
72,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс Понятие и социально-экономическая сущность государственного бюджета. Классификация доходов и расходов государственного бюджета. Налоговые доходы бюджета. Роль налоговой системы в регулировании экономики. Характеристика современной налоговой системы РФ. Современные тенденции изменений в налоговой системе РФ. Неналоговые доходы бюджета. Способы увеличения неналоговых доходов бюджета. Проблемы увеличения доходов бюджета от использования государственной собственности. Расходы государственного бюджета.  Понятие бюджетного дефицита. Структурный и циклический бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная классификация. Понятие бюджетной системы страны и бюджетного устройства. Модели построения бюджетной системы в разных системах государственных устройств. Бюджетная система в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ. Принципы построения бюджетной системы в РФ. Понятие бюджетного Федерализма. Бюджетный процесс в РФ. Бюджетный и финансовый год. Этапы бюджетного процесса. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Бюджетная роспись. Отчет об исполнении бюджета. Бюджет как ведущее звено региональных финансовых систем. Бюджетный федерализм. Модели бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения. Формы финансовой поддержки вышестоящих бюджетов нижестоящим. Дотации субсидии, субвенции. Распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы. Понятие закрепленных и регулирующих доходов. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов разных уровней
2
0
2
22,5
26,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
Финансы валютно - кредитных отношений Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики. Валютное регулирование. Валютный курс. Конвертируемость и обратимость валют. Международные финансовые организации. Основные направления развития мировых финансовых институтов. Платежный баланс страны. Структура платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс. Методы регулирования платежного баланса. Финансовая система США. Федеральная резервная система. Федеральный бюджет и государственный долг США. Финансы штатов и местных органов власти США. Финансовая система Великобритании. Специальные правительственные фонды. Финансовая система Германии. Принцип фискального федерализма. Особая система вертикального и горизонтального перераспределения части бюджетных средств. Принципы оказания бюджетной помощи землям с более низким экономическим потенциалом. Финансовая система Японии. Преобладание прямого налогообложения при формировании доходов. Тенденции развития финансовой системы
2
0
2
23
27
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств Финансы хозяйствующих субъектов - важнейшее звено финансовой системы. Характеристика финансовых отношений, составляющих содержание финансов хозяйствующих субъектов. Функции финансов хозяйствующих субъектов, принципы организации и их трансформация в условиях рынка. Финансовые ресурсы предприятий и организаций транспорта, особенности их формирования в условиях рынка. Экономический, бухгалтерский и расчетно-аналитический подходы к формулированию понятия «капитал» предприятия транспорта. Внутренние и внешние источники финансирования ресурсов предприятий и организаций транспорта. Собственные и заёмные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Краткосрочные и долгосрочные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Состав собственного капитала. Методы увеличения собственного капитала. Возможности привлечения государственного финансирования. Организация и управление финансовыми ресурсами и денежными фондами. Денежные накопления, их формы и экономическое содержание.  Финансы финансовых посредников. Классификация финансовых посредников. Роль и значение некоммерческих организаций в реализации социально-экономических программ. Источники финансирования учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги. Особенности организации финансов в разных видах общественных объединений Специфика финансов субъекта хозяйствования без образования юридического лица. Финансовые ресурсы населения. Базовые, дополнительные и альтернативные доходы населения, их качественная, социальная и правовая дифференциация. «Семейные бюджеты» и семейное финансовое планирование. Роль и значение кредитного предпринимательства, сберегательного дела в доходах, финансовом планировании, фондах и расходах
2
0
2
23
27
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
населения. Подходы к оценке денежных потоков во времени. Принцип неравноценности нынешних и будущих благ. Теория изменения стоимости денег во времени. Простые и сложные проценты. Наращение и дисконтирование. Модели оценки обычных денежных потоков и аннуитета во времени. Оценка активов с бесконечной рентой (постоянной и растущей). Оценка активов, порождающих неравномерные потоки доходов и их текущая стоимость. Влияние частоты выплат на текущую стоимость. Особенности инвестиционной деятельности предприятий и организаций транспорта. Показатели объёмов инвестиционной деятельности. Направления увеличения операционной прибыли за счёт осуществления инвестиционной деятельности. Формы и методы инвестиционной деятельности. Финансовая реализуемость и коммерческая эффективность инвестиционных проектов. Риск и его влияние на ставку дисконтирования. Структура процентной ставки. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности. Влияние инфляции и изменения процентных ставок на результаты финансовых расчетов. Вмененная (альтернативная) стоимость капитала. Доходы и расходы предприятий и организаций, их сравнительная характеристика. Виды классификации и учёта затрат. Источники доходов. Формирование прибыли при методе учета полных затрат и при методе учета переменных затрат (методе «директ-костинг»). Маржинальная прибыль. Эффект производственного рычага. Используемые понятия прибыли. Методы определения точки безубыточности. Факторы, влияющие на прибыль, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Политика распределения прибыли и ее влияние на финансовые показатели деятельности предприятия
 
1.8
Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий Финансовое окружение предприятий и организаций. Виды ответственности при организации финансовых взаимоотношений. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной и кредитной системой, финансовыми посредниками. Типы финансовых посредников. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ. Финансовые отношения в акционерных обществах, производственных кооперативах, на государственных и муниципальных предприятиях
2
0
2
23
63,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
16
0
24
211
324
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Налоги и налогообложение
 
Экономика отрасли (Автомобильный транспорт)
 
Оценка бизнеса
 
Оценка стоимости предприятия
 
Риск-менеджмент
 
Страхование
 
Финансовый менеджмент
 
Стратегический менеджмент
 
Управление инвестициями организации
 
Экономическая оценка инвестиций
 
Экономический анализ
 
Внешнеэкономический потенциал регионов
 
Организация производства на предприятии
 
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
 
Сметное дело
 
Экономическая безопасность
 
Бизнес-планирование
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Управление бизнес-процессами
 
Управление проектами
 
Ценообразование на транспорте
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 9 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
50
24
10
180
28
117,5
144
26
83,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
18
10
10
8
8
Практические занятия (Пр)
32
24
10
16
16
16
16
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
117,5
117,5
83,5
83,5
Контактная работа
Контроль, всего:
69
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Эк
Общая трудоемкость, ч.
324
180
144
Общая трудоемкость, З.Е.
9
5
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Финансы, денежное обращение и кредит
 
1.1
Понятие о финансах, их историческая и  экономическая сущность, функции  и значение финансов в общественном воспроизводстве. Понятие, сущность и функции финансов. Специфические принципы финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения стоимости. Объекты действия распределительной функции финансов, участники (субъекты)   распределительного процесса. Механизм первичного и вторичного распределения валового общественного продукта
2
0
4
29,5
35,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев. Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения. Признаки классификации финансовых отношений. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь и трансформация в условиях рыночных отношений. Финансы коммерческих предприятий и финансы населения как сферы децентрализованной области, звенья их составляющие. Государственные и муниципальные финансы, как сферы централизованной области финансовой системы. Особенности строения финансовой системы в современной России
2
0
4
30
36
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Государственные, муниципальные  и территориальные  (региональные) финансы. Государственный кредит. Взаимосвязь государственных, территориальных и муниципальных финансов. Понятие и состав территориальных финансов. Финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы. Основы функционирования муниципальных финансов. Понятие государственного и муниципального кредита. Задачи государственного кредита. Государственный кредит как метод формирования доходов бюджета. Различная роль государства в отношениях государственного кредита
2
0
4
30
36
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль Общее понятие об управлении финансами. Финансы как объект управления. Органы управления и финансовый аппарат, изменения организационно-институциональной системы управления финансами в рамках реализации административных реформ в России. Территориальный аспект управления финансами. Финансовый менеджмент как важнейший инструмент эффективного управления финансовыми потоками корпоративного сектора. Автоматизированные системы управления финансами, их значение и развитие. Содержание финансовой политики. Взаимосвязь финансов и финансовой политики. Финансовая политика на разных этапах развития экономики. Роль государства в разработке и осуществлении активной финансовой политики. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Понятие финансового механизма, его структура. Требования, предъявляемые к финансовому механизму. Составные части, звенья и элементы финансового механизма. Характеристика форм, видов и методов организации финансовых отношений. Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Контрольные органы, их права и обязанности. Изменение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Понятие аудиторского контроля, его значение. Перспективы развития финансового контроля
2
0
4
30
72,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс Понятие и социально-экономическая сущность государственного бюджета. Классификация доходов и расходов государственного бюджета. Налоговые доходы бюджета. Роль налоговой системы в регулировании экономики. Характеристика современной налоговой системы РФ. Современные тенденции изменений в налоговой системе РФ. Неналоговые доходы бюджета. Способы увеличения неналоговых доходов бюджета. Проблемы увеличения доходов бюджета от использования государственной собственности. Расходы государственного бюджета.  Понятие бюджетного дефицита. Структурный и циклический бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная классификация. Понятие бюджетной системы страны и бюджетного устройства. Модели построения бюджетной системы в разных системах государственных устройств. Бюджетная система в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ. Принципы построения бюджетной системы в РФ. Понятие бюджетного Федерализма. Бюджетный процесс в РФ. Бюджетный и финансовый год. Этапы бюджетного процесса. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Бюджетная роспись. Отчет об исполнении бюджета. Бюджет как ведущее звено региональных финансовых систем. Бюджетный федерализм. Модели бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения. Формы финансовой поддержки вышестоящих бюджетов нижестоящим. Дотации субсидии, субвенции. Распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы. Понятие закрепленных и регулирующих доходов. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов разных уровней
2
0
2
22,5
26,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
Финансы валютно - кредитных отношений Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики. Валютное регулирование. Валютный курс. Конвертируемость и обратимость валют. Международные финансовые организации. Основные направления развития мировых финансовых институтов. Платежный баланс страны. Структура платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс. Методы регулирования платежного баланса. Финансовая система США. Федеральная резервная система. Федеральный бюджет и государственный долг США. Финансы штатов и местных органов власти США. Финансовая система Великобритании. Специальные правительственные фонды. Финансовая система Германии. Принцип фискального федерализма. Особая система вертикального и горизонтального перераспределения части бюджетных средств. Принципы оказания бюджетной помощи землям с более низким экономическим потенциалом. Финансовая система Японии. Преобладание прямого налогообложения при формировании доходов. Тенденции развития финансовой системы
2
0
2
23
27
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств Финансы хозяйствующих субъектов - важнейшее звено финансовой системы. Характеристика финансовых отношений, составляющих содержание финансов хозяйствующих субъектов. Функции финансов хозяйствующих субъектов, принципы организации и их трансформация в условиях рынка. Финансовые ресурсы предприятий и организаций транспорта, особенности их формирования в условиях рынка. Экономический, бухгалтерский и расчетно-аналитический подходы к формулированию понятия «капитал» предприятия транспорта. Внутренние и внешние источники финансирования ресурсов предприятий и организаций транспорта. Собственные и заёмные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Краткосрочные и долгосрочные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Состав собственного капитала. Методы увеличения собственного капитала. Возможности привлечения государственного финансирования. Организация и управление финансовыми ресурсами и денежными фондами. Денежные накопления, их формы и экономическое содержание.  Финансы финансовых посредников. Классификация финансовых посредников. Роль и значение некоммерческих организаций в реализации социально-экономических программ. Источники финансирования учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги. Особенности организации финансов в разных видах общественных объединений Специфика финансов субъекта хозяйствования без образования юридического лица. Финансовые ресурсы населения. Базовые, дополнительные и альтернативные доходы населения, их качественная, социальная и правовая дифференциация. «Семейные бюджеты» и семейное финансовое планирование. Роль и значение кредитного предпринимательства, сберегательного дела в доходах, финансовом планировании, фондах и расходах
2
0
2
23
27
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
населения. Подходы к оценке денежных потоков во времени. Принцип неравноценности нынешних и будущих благ. Теория изменения стоимости денег во времени. Простые и сложные проценты. Наращение и дисконтирование. Модели оценки обычных денежных потоков и аннуитета во времени. Оценка активов с бесконечной рентой (постоянной и растущей). Оценка активов, порождающих неравномерные потоки доходов и их текущая стоимость. Влияние частоты выплат на текущую стоимость. Особенности инвестиционной деятельности предприятий и организаций транспорта. Показатели объёмов инвестиционной деятельности. Направления увеличения операционной прибыли за счёт осуществления инвестиционной деятельности. Формы и методы инвестиционной деятельности. Финансовая реализуемость и коммерческая эффективность инвестиционных проектов. Риск и его влияние на ставку дисконтирования. Структура процентной ставки. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности. Влияние инфляции и изменения процентных ставок на результаты финансовых расчетов. Вмененная (альтернативная) стоимость капитала. Доходы и расходы предприятий и организаций, их сравнительная характеристика. Виды классификации и учёта затрат. Источники доходов. Формирование прибыли при методе учета полных затрат и при методе учета переменных затрат (методе «директ-костинг»). Маржинальная прибыль. Эффект производственного рычага. Используемые понятия прибыли. Методы определения точки безубыточности. Факторы, влияющие на прибыль, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Политика распределения прибыли и ее влияние на финансовые показатели деятельности предприятия
 
1.8
Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий Финансовое окружение предприятий и организаций. Виды ответственности при организации финансовых взаимоотношений. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной и кредитной системой, финансовыми посредниками. Типы финансовых посредников. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ. Финансовые отношения в акционерных обществах, производственных кооперативах, на государственных и муниципальных предприятиях
2
0
2
23
63,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
16
0
24
211
324
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Понятие о финансах, их историческая и  экономическая сущность, функции  и значение финансов в общественном воспроизводстве. Понятие, сущность и функции финансов. Специфические принципы финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Взгляды экономистов на функции финансов. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе распределения стоимости. Объекты действия распределительной функции финансов, участники (субъекты)   распределительного процесса. Механизм первичного и вторичного распределения валового общественного продукта

Понятие о финансах, их историческая и  экономическая сущность, функции  и значение финансов в общественном воспроизводстве

 
Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев. Понятие финансовой системы России, экономические основы ее построения. Признаки классификации финансовых отношений. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь и трансформация в условиях рыночных отношений. Финансы коммерческих предприятий и финансы населения как сферы децентрализованной области, звенья их составляющие. Государственные и муниципальные финансы, как сферы централизованной области финансовой системы. Особенности строения финансовой системы в современной России

Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев

 
Государственные, муниципальные  и территориальные  (региональные) финансы. Государственный кредит. Взаимосвязь государственных, территориальных и муниципальных финансов. Понятие и состав территориальных финансов. Финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы. Основы функционирования муниципальных финансов. Понятие государственного и муниципального кредита. Задачи государственного кредита. Государственный кредит как метод формирования доходов бюджета. Различная роль государства в отношениях государственного кредита

Государственные, муниципальные  и территориальные  (региональные) финансы. Государственный кредит

 
Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль Общее понятие об управлении финансами. Финансы как объект управления. Органы управления и финансовый аппарат, изменения организационно-институциональной системы управления финансами в рамках реализации административных реформ в России. Территориальный аспект управления финансами. Финансовый менеджмент как важнейший инструмент эффективного управления финансовыми потоками корпоративного сектора. Автоматизированные системы управления финансами, их значение и развитие. Содержание финансовой политики. Взаимосвязь финансов и финансовой политики. Финансовая политика на разных этапах развития экономики. Роль государства в разработке и осуществлении активной финансовой политики. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Понятие финансового механизма, его структура. Требования, предъявляемые к финансовому механизму. Составные части, звенья и элементы финансового механизма. Характеристика форм, видов и методов организации финансовых отношений. Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Контрольные органы, их права и обязанности. Изменение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Понятие аудиторского контроля, его значение. Перспективы развития финансового контроля

Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль

 
Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс Понятие и социально-экономическая сущность государственного бюджета. Классификация доходов и расходов государственного бюджета. Налоговые доходы бюджета. Роль налоговой системы в регулировании экономики. Характеристика современной налоговой системы РФ. Современные тенденции изменений в налоговой системе РФ. Неналоговые доходы бюджета. Способы увеличения неналоговых доходов бюджета. Проблемы увеличения доходов бюджета от использования государственной собственности. Расходы государственного бюджета.  Понятие бюджетного дефицита. Структурный и циклический бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная классификация. Понятие бюджетной системы страны и бюджетного устройства. Модели построения бюджетной системы в разных системах государственных устройств. Бюджетная система в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ. Принципы построения бюджетной системы в РФ. Понятие бюджетного Федерализма. Бюджетный процесс в РФ. Бюджетный и финансовый год. Этапы бюджетного процесса. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Бюджетная роспись. Отчет об исполнении бюджета. Бюджет как ведущее звено региональных финансовых систем. Бюджетный федерализм. Модели бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения. Формы финансовой поддержки вышестоящих бюджетов нижестоящим. Дотации субсидии, субвенции. Распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы. Понятие закрепленных и регулирующих доходов. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов разных уровней

Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс

 
Финансы валютно - кредитных отношений Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики. Валютное регулирование. Валютный курс. Конвертируемость и обратимость валют. Международные финансовые организации. Основные направления развития мировых финансовых институтов. Платежный баланс страны. Структура платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс. Методы регулирования платежного баланса. Финансовая система США. Федеральная резервная система. Федеральный бюджет и государственный долг США. Финансы штатов и местных органов власти США. Финансовая система Великобритании. Специальные правительственные фонды. Финансовая система Германии. Принцип фискального федерализма. Особая система вертикального и горизонтального перераспределения части бюджетных средств. Принципы оказания бюджетной помощи землям с более низким экономическим потенциалом. Финансовая система Японии. Преобладание прямого налогообложения при формировании доходов. Тенденции развития финансовой системы

Финансы валютно - кредитных отношений

 
Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств Финансы хозяйствующих субъектов - важнейшее звено финансовой системы. Характеристика финансовых отношений, составляющих содержание финансов хозяйствующих субъектов. Функции финансов хозяйствующих субъектов, принципы организации и их трансформация в условиях рынка. Финансовые ресурсы предприятий и организаций транспорта, особенности их формирования в условиях рынка. Экономический, бухгалтерский и расчетно-аналитический подходы к формулированию понятия «капитал» предприятия транспорта. Внутренние и внешние источники финансирования ресурсов предприятий и организаций транспорта. Собственные и заёмные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Краткосрочные и долгосрочные источники финансирования ресурсов предприятий и организаций. Состав собственного капитала. Методы увеличения собственного капитала. Возможности привлечения государственного финансирования. Организация и управление финансовыми ресурсами и денежными фондами. Денежные накопления, их формы и экономическое содержание.  Финансы финансовых посредников. Классификация финансовых посредников. Роль и значение некоммерческих организаций в реализации социально-экономических программ. Источники финансирования учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги. Особенности организации финансов в разных видах общественных объединений Специфика финансов субъекта хозяйствования без образования юридического лица. Финансовые ресурсы населения. Базовые, дополнительные и альтернативные доходы населения, их качественная, социальная и правовая дифференциация. «Семейные бюджеты» и семейное финансовое планирование. Роль и значение кредитного предпринимательства, сберегательного дела в доходах, финансовом планировании, фондах и расходах населения. Подходы к оценке денежных потоков во времени. Принцип неравноценности нынешних и будущих благ. Теория изменения стоимости денег во времени. Простые и сложные проценты. Наращение и дисконтирование. Модели оценки обычных денежных потоков и аннуитета во времени. Оценка активов с бесконечной рентой (постоянной и растущей). Оценка активов, порождающих неравномерные потоки доходов и их текущая стоимость. Влияние частоты выплат на текущую стоимость. Особенности инвестиционной деятельности предприятий и организаций транспорта. Показатели объёмов инвестиционной деятельности. Направления увеличения операционной прибыли за счёт осуществления инвестиционной деятельности. Формы и методы инвестиционной деятельности. Финансовая реализуемость и коммерческая эффективность инвестиционных проектов. Риск и его влияние на ставку дисконтирования. Структура процентной ставки. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности. Влияние инфляции и изменения процентных ставок на результаты финансовых расчетов. Вмененная (альтернативная) стоимость капитала. Доходы и расходы предприятий и организаций, их сравнительная характеристика. Виды классификации и учёта затрат. Источники доходов. Формирование прибыли при методе учета полных затрат и при методе учета переменных затрат (методе «директ-костинг»). Маржинальная прибыль. Эффект производственного рычага. Используемые понятия прибыли. Методы определения точки безубыточности. Факторы, влияющие на прибыль, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Политика распределения прибыли и ее влияние на финансовые показатели деятельности предприятия

Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств

 
Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий Финансовое окружение предприятий и организаций. Виды ответственности при организации финансовых взаимоотношений. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной и кредитной системой, финансовыми посредниками. Типы финансовых посредников. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ. Финансовые отношения в акционерных обществах, производственных кооперативах, на государственных и муниципальных предприятиях

Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Понятие о финансах, их историческая и  экономическая сущность, функции  и значение финансов в общественном воспроизводстве
4
 
2
1
Финансовая система Российской Федерации, экономическое содержание ее основных звеньев
4
 
3
1
Государственные, муниципальные  и территориальные  (региональные) финансы. Государственный кредит
4
 
4
1
Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль
4
 
5
1
Государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс
2
 
6
1
Финансы валютно - кредитных отношений
2
 
7
1
Финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств
2
 
8
1
Финансовое окружение и финансовые отношения предприятий
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация производства на предприятии
x
Зачет
Экономический анализ
x
Экзамен
Финансы, денежное обращение и кредит
x
x
Экзамен
Экономика отрасли (Автомобильный транспорт)
x
Зачет
Экономика отрасли (Дорожное строительство)
x
Зачет
Налоги и налогообложение
x
x
Зачет,Экзамен
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Стратегический менеджмент
x
Зачет
Экономическая безопасность
x
Зачет
Ценообразование на транспорте
x
Экзамен
Сметное дело
x
Экзамен
 
Страхование
x
Зачет
Риск-менеджмент
x
Зачет
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
x
Экзамен
Внешнеэкономический потенциал регионов
x
Экзамен
Управление инвестициями организации
x
Экзамен
Экономическая оценка инвестиций
x
Экзамен
Оценка бизнеса
x
Экзамен,Курсовая работа
Оценка стоимости предприятия
x
Экзамен,Курсовая работа
Бизнес-планирование
x
Экзамен
Управление бизнес-процессами
x
Экзамен
Управление проектами
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. История денег ведущих государств Западной Европы.

2. Функции денег.

3. Виды денежных знаков

4. Денежные агрегаты.

5. Соотношение между денежными агрегатами

6. Что такое денежная база

7. Что входит в денежную массу

8. Типы и виды  денежных систем.

9. Зачем рассчитывается банковский мультипликатор

10. Дайте определение денежного оборота.

11. Сформулируйте понятие денежного обращения

12. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.

13. Количество денег в обращении – основные формулы.

14. Формы безналичных расчётов.

15. Схема наличного денежного оборота в РФ.

16. Виды и формы инфляции.

17. Схема расчётов с помощью документарного аккредитива.

18. Отличие кредита от денег.

19. Перечислите принципы и функции кредита.

20. В чем проявляется необходимость и сущность кредита.

21. Субъекты кредитных отношений.

22. Формы и виды кредита.

23. Классификация форм ссудного процента.

24. Отличие кредита от денег.

25. Субъекты кредитных отношений.

26. Формы и виды кредита.

27. Классификация форм ссудного процента.

 
28. Зачем необходимо составлять кредитный договор

29. Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность финансов.

30. Признаки финансов и финансовых отношений.

31. Состав финансовой системы России, экономические основы ее построения.

32. Централизованные и децентрализованные финансы

33. Финансовые ресурсы, формируемые на уровне государства, органов местного самоуправления, предприятий и населения

34. Финансовая стратегия и тактика

35. Этапы формирования финансовой политики на разных этапах развития экономики.

36. Виды финансовых планов, их характеристика, взаимосвязь.

37. Органы управления государственными финансами, финансовый аппарат.

38. Классификация финансового контроля по формам.

39. Классификация финансового контроля по субъектам

40. Классификация финансового контроля по методам

41. Задачи и функции аудита

42. Уровни бюджетной системы

43. Что включает в себя консолидированный бюджет государства

44. Основные функции государственного бюджета

45. Стадии бюджетного процесса.

46. Бюджетная классификация доходов

47. Классификация расходов государственного бюджета

48. Сущность, содержание и принципы бюджетного федерализма.

49. Роль налогов в системе финансовых отношений, их функции и классификация.

50. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.

51. Отличие государственного бюджета от финансовой категории кредит

52. Состав и роль внебюджетных фондов социального назначения.

53. Понятие и сущность финансов хозяйствующих субъектов

54. Характеристика функций финансов предприятий и организаций

55. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования в условиях рынка.

56. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов

57. Роль финансов в кругообороте производственных фондов.

58. Основные и оборотные средства, финансовая база их воспроизводства

59. Экономические показатели финансовой деятельности предприятий.

60. Особенности организации финансов некоммерческих организаций

61. Механизмы государственного регулирования  объема бюджета домашнего хозяйства

62. Платежный баланс России

63. Финансовое окружение предприятий

64. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной системой, между предприятиями и кредитной системой.

65. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций

66. Финансовые потоки между финансовыми посредниками и коммерческими организациями.

67. Формирование прибыли предприятия. Основные понятия

68. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности.

69. Формы и методы инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций.

70. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

Тесты по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

1. Покупательная способность денег

а) увеличивается с ростом цен

б) может расти и уменьшаться

в) всегда остается постоянной

г) уменьшается со снижением цен

2. Закон денежного обращения определяет

а) скорость оборота денег

 
б) уровень дивиденда

в) покупательную способность денег

г) величину денежной массы

3. Инфляция означает

а) падения уровня цен

б) повышение покупательной способности денег

в) обесценивание денег

г) развитие товарного производства

4. Денежный агрегата включающий в себя наличные – это агрегат

а) М 0

б) М 1

в) М 2

г) М 3

5. Гиперинфляция – это инфляция, при которой прирост цен составляет

а) 40% в год

б) 80% в год

в) 100% в год

г) 5% - 10% в год

6. Финансовая система состоит из следующих элементов

а) государственные и муниципальные финансы

б) централизованные и децентрализованные финансы

в) финансы хозяйствующих субъектов и муниципальные финансы

г) финансы граждан и муниципальные финансы

7. Государственные финансы состоят

а) из внебюджетных фондов, бюджетной системы, государственного кредита

б) финансов граждан и муниципальных финансов

в) финансов хозяйствующих субъектов и муниципальных финансов

г) финансов коммерческих предприятий и некоммерческих предприятий

8. Финансовый механизм – это

а) совокупность экономических отношений по формированию денежных фондов

б) совокупность денежно-кредитных институтов, с помощью которых формируются и расходуются денежные фонды

в) совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений

г) система установленных государством форм, методов и видов организации финансовых отношений

9. Государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими лицами и физическими лицами, при этом государство чаще всего выступает в качестве

а) заемщика

б) кредитора

в) гаранта

г) страховщика

10. Финансы – это

а) деньги

б) всеобщий эквивалент соизмеримой стоимости товаров

в) экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД

г) фонды денежных средств

11. Финансовый результат деятельности предприятия - это

а) прибыль или убыток

б) доход

в) рентабельность

г) издержки

12. Монометаллизм - это

а) ценные коммерческие бумаги, предназначенные для совершения платежей и различных имущественных сделок

б) бумажные деньги, выпускаемые правительственным учреждением, владеющим кассовым

 
исполнением государственного бюджета

в) денежная система, при которой всеобщим эквивалентом является только один металл: или серебро, или золото

г) восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы

13. «Денежная масса» - это

а) совокупность покупательных, платежей и накопленных средств

б) денежная система, при которой всеобщим эквивалентом является только один металл: или серебро, или золото

в) ценные коммерческие бумаги, предназначенные для совершения платежей и различных имущественных сделок

г) восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы

14. Акцепт – это

а) вид денег

б) согласие на оплату

в) денежная единица

г) денежная система

15. Денежная система - это

а) движение денег, связанное с реализацией товара

б) золотой стандарт, установленный государством

в) форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством

г) переполнение сферы обращения денежными знаками

16. Доля наличного денежного оборота в стабильной экономической ситуации не должна превышать

а) 80%

б) 30%

в) 20%

г) 10%

17. Высшим органом, осуществляющим управление финансовыми отношениями, является

а) Министерство финансов РФ

б) Министерство налогов и сборов РФ

в) Федеральное собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации

г) Управление Федеральным казначейством

18. Аккумулирующая функция финансов выражается

а) в процессе использования фондов денежных средств для удовлетворения целевых потребностей государства и субъектов хозяйства

б) в процессе целевого финансового контроля

в) в процессе независимого финансового контроля

г) в процессе образования, накопления, мобилизации фондов денежных средств

19. Образующим звеном финансовой системы Российской Федерации является

а) государственные финансы

б) финансы предприятий

в) финансы домохозяйств

г) внебюджетные фонды

20. Сегодня реальную стоимость банкноты определяет

а) стоимость бумаги, на которой она напечатана

б) стоимость золота

в) стоимость товаров, которые можно на нее купить

г) стоимость труда, затраченного на ее печатание

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

Задача 1. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 8 000 000,00 рублей. Согласно договору купли-продажи первоначально выплачивается 30% стоимости, а оставшаяся сумма погашается в течение 3 лет ежемесячными платежами. Рассчитать величину ежемесячных платежей, если годовая ставка дисконтирования составляет 18%.

Задача2.Банк выдал кредит на 6 месяцев в сумме 350 000 рублей. Ожидаемый месячный уровень инфляции – 3 %, требуемая реальная доходность операции равна 12% годовых. Определите

 
ставку процентов по кредиту с учетом инфляции и размер наращенной суммы.

Задача 3.

Три платежа 400 000 рублей, 650 000 рублей и 800 000 рублей со сроками погашения 1год 130 дней, 1год 160 дней и 1 год 200 дней, отсчитываемыми от одной даты, заменяются одним платежом со сроком погашения 1 год 300 дней. Стороны согласились на консолидацию платежей при использовании ставки сложных процентов 12% годовых. Определите консолидированную сумму.

Задача 4.

Фирма имеет ряд финансовых обязательств перед одним кредитором – 1,7 млн. рублей, 2,1 млн. рублей и 2,4 млн. рублей, которые должна погасить через 150, 200 и 300 дней после 01.01 текущего года. По согласованию сторон решено заменить их одним платежом, равным 6,8 млн.рублей, с продлением срока оплаты, используя процентную ставку 14% годовых (простые проценты). Определите срок уплаты консолидированного платежа.

Задача 5.

Предприятие испытывающее недостаток текущих финансовых средств решило получить банковский кредит в сумме 4 млн. руб., сроком на 6 мес. После оценки финансового состояния предприятия банк согласился выдать кредит под материальное обеспечение в размере 1,2 суммы кредита.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного и/или письменного опроса

1. История денег ведущих государств Западной Европы.

2. Функции денег.

3. Виды денежных знаков

4. Денежные агрегаты.

5. Соотношение между денежными агрегатами

6. Что такое денежная база

7. Что входит в денежную массу

8. Типы и виды  денежных систем.

9. Зачем рассчитывается банковский мультипликатор

10. Дайте определение денежного оборота.

11. Сформулируйте понятие денежного обращения

12. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.

13. Количество денег в обращении – основные формулы.

14. Формы безналичных расчётов.

15. Схема наличного денежного оборота в РФ.

16. Виды и формы инфляции.

17. Схема расчётов с помощью документарного аккредитива.

18. Отличие кредита от денег.

19. Перечислите принципы и функции кредита.

20. В чем проявляется необходимость и сущность кредита.

21. Субъекты кредитных отношений.

22. Формы и виды кредита.

23. Классификация форм ссудного процента.

24. Отличие кредита от денег.

25. Субъекты кредитных отношений.

26. Формы и виды кредита.

 
27. Классификация форм ссудного процента.

28. Зачем необходимо составлять кредитный договор

29. Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность финансов.

30. Признаки финансов и финансовых отношений.

31. Состав финансовой системы России, экономические основы ее построения.

32. Централизованные и децентрализованные финансы

33. Финансовые ресурсы, формируемые на уровне государства, органов местного самоуправления, предприятий и населения

34. Финансовая стратегия и тактика

35. Этапы формирования финансовой политики на разных этапах развития экономики.

36. Виды финансовых планов, их характеристика, взаимосвязь.

37. Органы управления государственными финансами, финансовый аппарат.

38. Классификация финансового контроля по формам.

39. Классификация финансового контроля по субъектам

40. Классификация финансового контроля по методам

41. Задачи и функции аудита

42. Уровни бюджетной системы

43. Что включает в себя консолидированный бюджет государства

44. Основные функции государственного бюджета

45. Стадии бюджетного процесса.

46. Бюджетная классификация доходов

47. Классификация расходов государственного бюджета

48. Сущность, содержание и принципы бюджетного федерализма.

49. Роль налогов в системе финансовых отношений, их функции и классификация.

50. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.

51. Отличие государственного бюджета от финансовой категории кредит

52. Состав и роль внебюджетных фондов социального назначения.

53. Понятие и сущность финансов хозяйствующих субъектов

54. Характеристика функций финансов предприятий и организаций

55. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования в условиях рынка.

56. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов

57. Роль финансов в кругообороте производственных фондов.

58. Основные и оборотные средства, финансовая база их воспроизводства

59. Экономические показатели финансовой деятельности предприятий.

60. Особенности организации финансов некоммерческих организаций

61. Механизмы государственного регулирования  объема бюджета домашнего хозяйства

62. Платежный баланс России

63. Финансовое окружение предприятий

64. Формирование финансовых потоков между предприятиями, между предприятиями и бюджетной системой, между предприятиями и кредитной системой.

65. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций

66. Финансовые потоки между финансовыми посредниками и коммерческими организациями.

67. Формирование прибыли предприятия. Основные понятия

68. Виды процентных ставок и методы их исчисления. Рыночная ставка доходности.

69. Формы и методы инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций.

70. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1.Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : Учеб. пособие для бакалавров по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" .— 4-е изд., перераб. и доп .— М. : Юрайт, 2012 .— 538 с. : ил. — (Бакалавр) .— Библиогр.: с. 536-538. 2. Финансы, денежное обращение и кредит : Учеб. для бакалавров по эконом. специальностям / Л. А. Чалдаева, О. А. Карпенко, Е. А. Морозова и др. ; Под ред. Л. А. Чалдаевой .— М. : Юрайт, 2012 .— 540 с. : ил., табл., схемы .— (Бакалавр) .— Библиогр.: с. [536]-540. 3. Шнурова, Л. К. Финансы : учебное пособие / МАДИ .— М., 2014 .— 123 с. : ил. — Библиогр.: с. 122. б) дополнительная литература: 1.Бюджетный кодекс РФ. Федеральный Закон от 31 июля 2013. №145. 2.Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2, глава 25, 2014. 3.Гражданский кодекс РФ. Части 1 -4, ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
3
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .