ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Введение в макроэкономику
Национальная экономика и основные показатели ее развития
Макроэкономическое равновесие и его модели
Динамика макроэкономического развития: цикличность и экономический рост
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица
Денежная система. Кредитно-денежная политика
Финансовая система. Бюджетно-налоговая политика
Социальная политика государства
Международные экономические отношения
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену:
1. Предмет макроэкономики. Сравнительный анализ микро- и макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.
2. Методы макроэкономического анализа. Виды и назначение моделей в курсе макроэкономики.
3. Становление и развитие макроэкономических исследований.
4. Макроэкономический кругооборот.
5. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт: сходство и различие показателей. Способы измерения ВВП.
6. Номинальный и реальный ВВП. Макроэкономические индексы.
7. Система национального счетоводства.
8. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса. Примеры шоков в современной экономике России.
9. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения. Факторы совокупного предложения. Примеры шоков в современной экономике России.
10. Макроэкономическое равновесие в модели «AD – AS». «Теория эффективного спроса» Дж. М. Кейнса. Эффект «храповика». Закон рынков Ж. Б. Сэя.
11. Смещение макроэкономического равновесия. Причины нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России.
12. Функции потребления и сбережения. Коэффициенты Дж. М. Кейнса: средние и предельные склонности, мультипликатор расходов.
13. Совокупные расходы: аналитическое представление и графический анализ. Расчет равновесного ВВП.
14. Инвестиции и сбережения. Макроэкономическое равновесие в модели «Инвестиции – Сбережения». Парадокс бережливости.
15. Производные инвестиции и эффект акселератора. Модель мультипликатора-акселератора.
16. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест» («Совокупные доходы
17. Корректировка макроэкономического равновесия в модели «Кейнсианский крест». Незапланированное накопление и сокращение запасов.
18. Потенциальный и фактический ВВП. Разрыв ВВП. Инфляционный и рецессионный разрывы: понятия и графиче-ская трактовка.
19. Графический анализ определения равновесного ВВП в моделях «Кейнсианский крест» и «Инвестиции – Сбережения».
20. Экономические циклы: виды, модели. Рецессия и экономический рост. Специфика современного экономического кризиса в России.
21. Сущность экономической цикличности. Показатели экономической конъюнктуры. Характеристика колебательных процессов в экономике.
22. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект мультипликатора-акселератора.
23. Инфляция: сущность; причины; виды; показатели, последствия. Антиинфляционная политика и ее особенности в современной России.
24. Механизм инфляции спроса и его особенности в российской экономике.
25. Характеристика инфляции издержек. Объяснение специфики инфляции издержек в России.
26. Механизм «инфляционной спирали» в экономике.
27. Инфляция и ставка процента. Понятие дисконтирования. Текущая дисконтированная стоимость. Значение дисконтирования при принятии инвестиционных решений.
28. Безработица как важнейшая форма макроэкономической нестабильности. Виды безработицы. Закон А. Оукена.
29. Измерение уровня безработицы. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Характеристика основных направлений государственного регулирования рынка труда в России. Социальная защита населения.
30. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция.
31. Социальная политика РФ. Основные виды доходов населения и их источники. Коэффициенты дифференциации доходов.
32. Показатели уровня и качества жизни населения. Социальная защита населения в РФ.
33. Деньги. Эволюция появления различных форм денег. Покупательная способность денег. Денежная масса. Функции денег. Уравнение И. Фишера.
34. Денежная система. Закон денежного обращения. «Монетарное» правило.
35. Спрос на деньги и денежное предложение. Денежная база и денежные агрегаты. Механизм установления равновесия на денежном рынке.
36. Структура банковской системы современной России. Методика определения совокупной денежной массы в экономике страны.
37. Балансовый отчет коммерческого банка. Активные и пассивные банковские операции. Обязательные, фактические и избыточные резервы. Резервная норма и ставка рефинансирования. Кредитная мультипликация.
38. Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
39. Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликатор. Кредитные возможности банка и банковской системы.
40. Характеристика современной налоговой системы России. Налоги и их виды.
41. Использование теории эластичности в налогообложении.
42. Способы взимания налогов. Кривая А. Лаффера: аналитическое представление и графический анализ.
43. Бюджетный дефицит и инфляция. Сеньораж и инфляционный налог. Социально-экономические последствия инфляции.
44. Государственный бюджет и его структура. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования.
45. Характеристика трех состояний госбюджета. Сальдо госбюджета. Смысл перераспределения ВВП через госбюджет.
46. Механизм действия налогового мультипликатора и мультипликатора расходов. Расчет равновесного ВВП с учетом бюджетно-налоговой политики.
48. Государственный долг: понятие, виды, причины. Рефинансирование государственного долга. Реструктуризация государственного долга.
49. Экономический рост. Типы и факторы экономического роста. Графическое представление экономического роста.
50. Механизм экономического роста в кейнсианских (модели Е. Домара и Р. Харрода) и неоклассических теориях (модель Р. Солоу).
51. Общее экономическое положение России в 2013-2014 гг. Основные социально-экономические приоритеты развития России на среднесрочную перспективу.
52. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Формы международных экономических отношений. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.
53. Международная торговля: понятие, причины, показатели, значение. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.
54. Валютный рынок и валютные курсы. Фиксированный и плавающий валютные курсы. Конвертируемость валюты. Девальвация и ревальвация валюты.
55. Внешнеэкономическая политика. Протекционизм и фритредерство. Платежный баланс страны и его структура.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного опроса
ТЕМА 1. Введение в макроэкономику
1. Какие цели преследует макроэкономическая политика государства, и какие инструменты использует?
2. Перечислите ключевые проблемы, исследуемые макроэкономикой.
3. Охарактеризуйте основной специфический метод макроэкономики.
4. Назовите экономические модели, применяемые в макроэкономике.
5. Какова роль ожиданий в макроэкономике?
6. Что такое народнохозяйственный кругооборот и как это понятие соотносится с понятием «воспроизводство»?
7. Чем отличаются известные вам модели кругооборота?
8. В чем состоит аксиома кругооборота?
9. Какими способами государство участвует в народнохозяйственном кругообороте?
10. Как иностранный сектор связан с механизмом кругооборота?
11. Объясните смысл понятий «утечки» и «инъекции».
ТЕМА 2. Национальная экономика и основные показатели ее развития
1. Чем ВВП отличается от ВНП?
2. Чем ВНП отличается от НД?
3. Что представляет собой проблема двойного счета?
4. Как учитываются при исчислении национального продукта товары и услуги, не поступающие в рыночный оборот?
5. Какова структура ВВП в сфере производства?
6. Какова структура ВВП в сфере потребления?
7. Какова структура ВВП в сфере распределения?
8. Является ли ВВП (ВНП) точным измерителем благосостояния страны?
9. Чем ЛД отличается от ЛРД?
ТЕМА 3. Макроэкономическое равновесие и его модели
1. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса?
2. Какие участки выделяются на кривой совокупного предложения?
3. Какими причинами можно объяснить а) увеличение совокупного предложения; б) уменьшение совокупного предложения?
4. Что общего и чем отличаются детерминанты спроса и предложения в микро- и макроэкономике?
5. Почему под действием детерминант возможна разная динамика ВВП номинального и реального? Приведите примеры.
6. Что означает понятие «макроэкономическое равновесие»?
7. Какие явления характерны для экономики, находящейся в состоянии неравновесия?
8. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования?
9. Почему необходимо при макроэкономическом анализе выделять номинальный, реальный и потенциальный ВВП?
10. Почему «перегрев» ресурсов не может сопровождаться снижением цен?
11. Имеется ли нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России? В чем его причины? Каковы пути достижения макроэкономического равновесия?
12. Какое общее правило Вы могли бы вывести, характеризуя взаимосвязи при смещениях кривых потребления – C и сбережений – S? Есть ли исключения из правила, характеризующего взаимосвязанные сдвиги кривых S и C?
13. Проблемы макроэкономического равновесия можно графически иллюстрировать при помощи двух моделей: 1) модель «кейнсианского креста» и 2) модель «совокупного спроса – совокупного предложения». В чем Вы видите различия между этими моделями? Есть ли они вообще?
14. Что показывает функция потребления и сбережения?
15. Каковы количественные показатели предельной и средней склонности к потреблению и сбережению (больше или меньше нуля, больше или меньше единицы)?
16. Какими причинами объясняется действие мультипликационного эффекта?
17. Каково практическое значение мультипликативного эффекта при регулировании экономики?
18. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?
19. Что общего и чем отличаются классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия?
20. Какими способами можно восстановить макроэкономическое равновесие при отклонении ВВП реального от потенциального?
21. В чем суть парадокса бережливости?
ТЕМА 4. Динамика макроэкономического развития: цикличность и экономический рост
1. В чем состоит различие между экстенсивным и интенсивным типом экономического роста?
2. Назовите факторы и показатели экономического роста?
3. В чем причины экономических кризисов? Каковы их разновидности?
4. Способствуют ли экономические кризисы экономическому росту?
5. В чем причина существования разных видов циклов?
6. Каково влияние «длинных волн» на общество?
7. Что такое трансформационный спад?
8. В чем разница между экономическим ростом и экономическим развитием?
9. Почему в последние годы происходит замедление темпов экономического ро-ста?
10. Какова взаимосвязь экономических циклов и разрывов ВВП?
ТЕМА 5. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица
1. В чем отрицательное влияние инфляции на экономику? Правы ли те, кто утверждает, что небольшая инфляция стимулирует экономический рост?
2. Как влияет инфляция на доходы населения? Есть ли социальные слои, выигрывающие от
3. Как меняется поведение отдельных слоев населения в условиях высокой ин-фляции?
4. Какой вид инфляции характерен для экономики России?
5. Соответствует ли кривая Филипса современному состоянию экономики?
6. Почему в последнее время высокий уровень инфляции и безработицы сосуще-ствуют одновременно? В чем причина?
7. Каковы причины наличия незанятой рабочей силы?
8. В чем положительная и отрицательная роль безработицы?
9. От каких факторов зависит естественный уровень безработицы?
10. Чем объяснить рост уровня безработицы за последние несколько десятилетий?
11. Какие виды безработицы характерны для России?
12. Какой вред наносит безработица экономике России?
ТЕМА 6. Денежная система. Кредитно-денежная политика
1. Назовите наиболее важные детерминанты спроса и предложения денег для российского рынка.
2. Какую роль выполняют денежные агрегаты, насколько эффективно они используются в России?
3. Как банки создают деньги?
4. Каково практическое значение банковского мультипликатора?
5. Почему необходимы обязательные резервы по депозитным счетам?
6. Насколько банки заинтересованы в создании дополнительных резервов?
7. Какую роль в регулировании денежно-кредитной системы играет учетная ставка процента (ставка рефинансирования)?
8. Как влияет на денежно-кредитную систему выпуск государственных ценных бумаг?
9. Насколько эффективна денежно-кредитная политика правительства? Отчего это зависит?
10. Почему денежно-кредитная политика правительства зачастую имеет вынужденный характер?
ТЕМА 7. Финансовая система. Бюджетно-налоговая политика
1. Почему налоговые ставки зачастую имеют прогрессивную дифференциацию? Какие задачи за счет этого решаются?
2. Какова роль государственного бюджета в современной экономике?
3. Почему во многих странах бюджет государства является дефицитным?
4. Является ли большой государственный долг бременем для экономики? Всегда ли это справедливо?
5. Какие наиболее важные причины дефицита государственного бюджета наиболее часто встречаются?
6. Может ли инфляция сократить дефицит государственного бюджета?
7. Могут ли внешние заимствования решить проблему дефицита государственно-го бюджета?
ТЕМА 8. Социальная политика государства
1. Почему в современных условиях правительство активно вмешивается в экономику? Почему это необходимо? Что этому способствует?
2. Чем ограничено вмешательство государства в экономику?
3. Почему в развитых странах периодически пересматриваются концепции госу-дарственной политики?
4. Насколько эффективно государственное регулирование экономики? От чего это зависит?
5. Какие направления государственной экономической политики в настоящее время наиболее приоритетны? Почему?
6. Какие инструменты воздействия на экономику используются в последнее вре-мя наиболее активно?
7. Чем отличаются и что общего у понятий «стоимость жизни» и «уровень жизни»?
8. В чем состоят трудности сопоставления уровня и качества жизни в различных странах?
9. В чем причина дифференциации населения по доходам? Хорошо это или плохо?
11. Какие виды социального обеспечения вы знаете? В чем их преимущества и недостатки?
12. Почему государство регулирует доходы населения и заработную плату работников? Насколько это необходимо?
13. Каково экономическое значение понятий «прожиточный минимум» и «минимальная заработная плата»? Насколько эти категории в России соответствуют принципам рыночной экономики?
14. Насколько эффективно в России социальные фонды выполняют свои задачи?
15. Почему борьба с бедностью является одной из приоритетных задач государства? Насколько актуальна эта проблема для России?
ТЕМА 9. Международные экономические отношения
1. Каково место России в мировом хозяйстве 2008-2016 гг?
2. Почему в мировом хозяйстве усиливаются интеграционные процессы?
3. Как сложилась группа «новых индустриальных стран»? Какова их роль в мировом сообществе?
4. Почему роль и значение развивающихся стран в последнее время усиливается?
5. Почему современную эпоху называют эпохой «глобализации»? Что под этим понимается?
6. Какие общие тенденции и закономерности характерны для современного состояния мировых рынков товаров, услуг, рабочей силы?
7. Как за счет внешней торговли может быть увеличен ВВП?
8. В чем противоречивость государственного регулирования внешней торговли? В чьих интересах это делается?
9. Почему международная торговля взаимовыгодна?
10. В чем причины протекционизма? Почему многие страны от него отказываются?
11. В чем смысл абсолютного и сравнительного преимущества в торговле? Какие проблемы возникают у стран, имеющих абсолютное преимущество?
Тестовые задания:
1. Макроэкономика изучает такие долгосрочные цели экономической политики государства, как …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. повышение качества жизни населения
b. создание потенциала для будущего развития
c. стабильность цен и валюты
d. рост доходной части бюджета
2. Структура системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует …
a. специальный счет или группа счетов
b. свой показатель
c. поток и запас
d. коэффициент полных затрат
3. В модели кругооборота доходов и продуктов к утечкам относятся … Укажите не менее двух вариантов ответа
a. импорт товаров
b. налоги с частного сектора, взимаемые государством
c. экспорт товаров
d. государственные закупки товаров и услуг
4. При расчете ВВП не учитывается (-ются) …
a. стипендии студентам
b. оплата труда работников
c. государственные закупки товаров и услуг
d. валовая прибыль
5. Для оценки изменения благосостояния людей необходимо индекс потребительских цен сопоставлять с …
b. дефлятором
c. индексом Фишера
d. индексом РТС (Российской торговой системы)
6. Если в России в 2020 году дефлятор ВВП был 115,2 %, а индекс потребительских цен – 109,0 %, то индекс Фишера равен ____ %.
a. 112,06
b. 111,1
c. 103,6
d. 96,5
7. Если известны следующие данные об элементах ВВП: оплата труда наемных работников 2625 млрд. ден. ед. , валовая прибыль и валовые смешанные доходы 3600 млрд. ден. ед. , чистые налоги на производство и импорт 1275 млрд. ден. ед. , чистый экспорт 1125 млрд. ден. ед. , сальдо доходов из-за границы 300 млрд. ден. ед. , то ВВП равен _____ млрд. ден. ед.
a. 7500
b. 7200
c. 8625
d. 8325
8. Наибольший вклад в развитие теории межотраслевого баланса внес …
a. В. В. Леонтьев
b. А. Смит
c. Дж. Кейнс
d. М. Фридман
9. Предельная склонность к сбережению …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. это отношение прироста сбережений к приросту располагаемого дохода
b. находится в пределах от нуля до единицы (0<MPS<1)
c. это отношение прироста сбережений к приросту потребления
d. снижается с ростом располагаемого дохода
10. К собственным источникам финансирования инвестиционной активности не относят …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. налоговый инвестиционный кредит
b. доходы от эмиссии акций
c. средства амортизационного фонда
d. средства фонда развития производства
11. Если при предельной склонности к потреблению MPC = 0,75 и 12 % ставке подоходного налога правительство намерено устранить рецессионный разрыв в экономике в 100 млн песо, то оно должно государственные расходы ______ на млн песо.
a. увеличить на 40
b. увеличить на 133,3
c. уменьшить на 40
d. уменьшить на 133,3
12. В долгосрочном периоде рост подоходного налога и налога на личное имущество приведет к …
a. снижению общего уровня цен
b. повышению общего уровня цен
c. повышению объема национального производства
d. снижению объема национального производства
13. Установите правильную последовательность результатов принятого парламентом страны закона о повышении размера минимальной оплаты труда.
a. рост издержек производства и смещение кривой SRAS вверх
b. повышение уровня безработицы и уменьшение совокупного предложения в краткосрочном периоде
c. снижение издержек ставок заработной платы вследствие роста безработицы
d снижение уровня цен, увеличение совокупного спроса и восстановление естественного уровня производства
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. высокой эластичности спроса на инвестиции к ставке процента
b. большой предельной склонности к потреблению
c. низкой эластичности спроса на инвестиции к ставке процента
d. маленькой предельной склонности к потреблению
15. Предоставляют возможность осуществлять платежи через Интернет, мобильный телефон ______ деньги.
a. электронные
b. кредитные
c. бумажные
d. металлические
16. Снятие человеком наличных денег с текущего счета коммерческого банка …
a. уменьшает предложение денег в обращении
b. увеличивает предложение денег в обращении
c. увеличивает банковский мультипликатор
d. уменьшает скорость оборота денег
17. Если в экономике страны при денежной базе в 10 млрд песо и коэффициенте депонирования (отношение налич-ность – депозиты), равном 0,5, Центральный банк повысил норму обязательного резерва с 2 % до 4 %, то предложение денег ____ млрд песо.
a. уменьшилось на 1,0
b. уменьшилось на 2,0
c. увеличилось на 2,0
d. увеличилось на 1,0
18. Горизонтальный участок кривой LM называется …
a. ликвидной ловушкой
b. инвестиционной ловушкой
c. валютной ловушкой
d. стерилизацией
19. Если в экономике существует ликвидная ловушка, то снижение автономных налогов …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. повысит уровень дохода
b. не изменит ставку процента
c. уменьшит уровень дохода
d. повысит ставку процента
20. Человек, потерявший работу потому, что его знания и навыки перестали быть востребованными рынком труда, относится к _________ безработице.
a. структурной
b. фрикционной
c. циклической
d. постоянной
21. Инфляция ведет к …
a. повышению общего уровня цен
b. увеличению богатства кредиторов
c. снижению доходов государства от сеньоража
d. росту реальных доходов пенсионеров
22. Для модели экономического роста Солоу правильными являются утверждения о том, что …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. при полном использовании факторов производства устойчивый рост достижим при любой норме сбережений
b. темп прироста национального дохода всегда равен темпу прироста населения
c. устойчивый рост возможен только при превышении производительности труда над производительностью капитала
d. темп прироста национального дохода всегда будет больше темпа прироста населения
23. Создателем теории «длинных волн» является …
b. В. В. Леонтьев
c. В. В. Немчинов
d. А. В. Чаянов
24. Если в стране при фактическом уровне безработицы 10%, ожидаемом уровне инфляции 9,5% и коэффициенте эластичности инфляции от безработицы 0,75 естественный уровень безработицы повысится с 5% до 6%, то …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. уровень инфляции повысится с 5,75 % до 6,5 %
b. кривая Филлипса сместится вверх и станет более пологой
c. уровень инфляции понизится с 5,75 % до 6,5 %
d. кривая Филлипса сместится вверх и станет более крутой
25. Если при темпе инфляции 8 % номинальный доход увеличился на 10 %, то реальный доход …
a. вырос на 1,85 %
b. вырос на 22,2 %
c. сократился на 1,81 %
d. сократился на 2 %
26. По источникам выплат налогов таможенные пошлины относят к платежам …
a. уплачиваемым из прибыли
b. включаемым в издержки
c. входящим в цену изделия
d. уплачиваемым из валового дохода
26. Установите правильную последовательность результатов сдерживающей налогово-бюджетной политики в открытой экономике.
a. 1 повышение ставки налогов
b. 2 снижение дохода
c. 3 снижение ставки процента и падение курса национальной валюты
d. 4 увеличение чистого экспорта частично нейтрализует эффект повышения налогов
28. К налоговым доходам государственного бюджета относятся …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. федеральные налоги и сборы
b. таможенные платежи
c. доходы от продажи госимущества
d. прибыль унитарных предприятий
29. Функция налогов имеет вид а функция социальных трансфертов государственные закупки (G) составляют 8640. Потенциальный объем производства (Yf) – 24000. Если фактический объем национального производства (Y) на 3000 меньше потенциального уровня, то структурный излишек (профицит) государственного бюджета равен …
a. 1200
b. – 300
c. 0
d. 600
30. Дилемма целей кредитно-денежной политики заключается в том, что невозможно одновременно регулировать …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. денежную массу
b. ставки процента
c. занятость
d. инфляцию
31. Большую роль в формировании открытой экономики сыграли … Укажите не менее двух вариантов ответа
a. государство
b. транснациональные компании
c. военные действия
d. Организация объединенных наций
a. международное кооперирование
b. внешняя торговля
c. международная миграция рабочей силы
d. научно-техническое сотрудничество
33. На рисунке приведены кривая спроса (D) на сахар и кривая предложения (S) сахара в двух странах Оризонии и Бомонии. Цены выражены в единой валюте, а транспортные расходы на перевозку сахара равны нулю.
Установите правильную последовательность результатов свободной торговли сахаром между этими странами.
a. Оризония будет экспортировать, а Бомония импортировать сахар
b. в Оризонии предложение сахара уменьшится, а в Бомонии увеличится
c. цена сахара в Оризонии повысится, а в Бомонии снизится
d. потребление сахара в Оризонии сократится, а в Бомонии увеличится
34. Высокий реальный валютный курс рубля …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. выгоден российским потребителям
b. невыгоден российским производителям, ориентированным на экспорт
c. выгоден иностранным потребителям
d. выгоден российским производителям, ориентированным на внутренний спрос
35. Если экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (в точке Е) и Центральный банк с целью ограничения роста цен объявляет о сокращении денежной массы, то согласно теории рациональных ожиданий в экономике …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. не произойдет роста совокупного спроса
b. не произойдет сокращение совокупного предложения
c. произойдет падение совокупного спроса
d. произойдет падение совокупного предложения
Кейс-задания:
40. В 2020 году денежные доходы населения РФ достигли 34774,6 млрд. руб. , увеличившись на 10,5 %. На покупку товаров и оплату услуг россияне потратили 74,1 % своих доходов. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 434,6 млрд. руб. Наиболее заметными изменениями в структуре использования денежных доходов были увеличение доли доходов, используемых на потребительские цели на 4,2 %, и снижение на 4,3 % доли сбережений.
Со снижением предельной склонности к сбережению …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. увеличивается величина мультипликатора автономных расходов
b. уменьшается величина мультипликатора автономных расходов
c. величина мультипликатора автономных расходов сначала возрастает, а затем снижается
d. увеличивается величина коэффициента q-Тобина
41. В 2011 году денежные доходы населения РФ достигли 34774,6 млрд. руб. , увеличившись на 10,5 %. На покупку товаров и оплату услуг россияне потратили 74,1 % своих доходов. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 434,6 млрд. руб. Наиболее заметными изменениями в структуре использования денежных доходов были увеличение доли доходов, используемых на потребительские цели на 4,2 %, и снижение на 4,3 % доли сбережений. (Журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции» № 2 (227), 2012, С. 19. ).
В 2011 году произошло увеличение потребления, что может быть объяснено ________, снижение сбережений россиян в этом же периоде может быть вызвано …
Укажите не менее двух вариантов ответа
a. ростом располагаемого дохода
b. отложенным спросом
c. усилением инфляции
d. падением курса национальной валюты
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.