ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменная работа;тестирование;контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Общие основы экономической теории. Предмет и метод экономической теории. Общие черты экономического развития. Экономическая система и ее типы
Микроэкономика. Общая характеристика рыночной экономики. Теория спроса и предложения. Теория потребительского по-ведения
Предприятие в системе рыночной экономики. Издержки производства и прибыль
Типы рыночных структур. Рынки факторов производства и факторные доходы. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Теория провалов рынка. Роль государства в рыночной экономике
Мезоэкономика. Агропромышленный комплекс как многоотраслевая функциональная подсистема экономической системы. Топливно-энергетический комплекс – важнейший элемент современной мезоэкономики
Экономика науки, сферы образования. Теоретические основы формирования региональной экономики
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов;
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегическог
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегическог
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегическог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Интерпретирует основные события мировой и отечественной экономической истории и понимает основные текущие процессы, происходящие в мировой и отечественной экономике
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен анализировать, интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применением изучаемых теоретических моделей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать»:
1. Организация (фирма): понятие, краткая характеристика, классификация.
2. Производственный кооператив.
3. Полные товарищества. Коммандитные товарищества.
4. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью.
5. Акционерные общества.
6. Кооперативы и малые организации.
7. Объединения предприятий.
8. Жизненный цикл организации.
9. Производственная структура организации.
10. Организационная структура организации.
11. Производственный процесс и принципы его организации.
12. Типы, формы и методы организации производства.
13. Уставной капитал и имущество организации.
14. Сущность и состав основных фондов.
15. Виды оценки основных фондов.
16. Показатели простого и расширенного воспроизводства основных фондов.
17. Амортизация основных фондов.
18. Показатели состояния и движения основных фондов.
19. Показатели эффективности использования средств труда.
20. Состав и структура оборотных средств.
21. Кругооборот оборотных средств.
22. Нормирование оборотных средств.
23. Структура и состав работников организации.
24. Показатели движения численности работников.
25. Управление кадром (персоналом)
26. Производительность труда.
28. Оплата труда. Формы и системы оплаты труда. Мотивация труда.
29. Рынок труда.
30. Сущность и типы стратегий.
31. Выбор стратегии деятельности.
32. Функциональные стратегии.
33. Сущность и принципы планирования.
34. Виды планирования.
35. Определение оптимального объема производства продукции.
36. Разработка и выполнение производственной программы.
37. Производственные мощности организации.
38. Понятия и показатели качества продукции.
39. Государственные и международные стандарты и системы качества.
40. Продукция организации и ее конкурентоспособность.
41. Среда функционирования организации: внешняя и внутренняя.
42. Ценовая политика организации.
43. Виды предпринимательства, их взаимосвязь особенности участия в бизнесе.
44. Понятие инноваций и их роль в развитии организации.
45. Сущность и содержание инвестиционной деятельности.
46. Финансовые ресурсы организации: собственные и заемные.
47. Сущность и классификация издержек.
48. Смета и калькуляция затрат. Основные направления снижения издержек производства.
49. Прибыль организации, ее сущность и формирование.
50. Рентабельность работы организации.
51. Учет и отчетность организации
52. Аналитическая деятельность организации.
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1. Дано: Еd = -0.5, p = 10, Q = 5. На сколько увеличится доход, если цена возрастет на 4 единицы.
2. Дана функция спроса Q = 10 - р. Построить Q(р), функцию дохода от Q. Найти оп-тимальные по максимуму дохода Qопт и Ропт. Показать точки, где эластичность Еd = -1, 0, оо, участки, где |Еd|<1,>1. Построить функцию Еd (р), Еd(q). Показать фигуру, отражаю-щую доход от продаж при p = Pопт.
3. Коэффициент эластичности спроса по цене Еd = -0.3, предложения Еs = +0.4. При рыночном равновесии потребляется 20 единиц блага по цене 4 д. е.
- вывести функции спроса и предложения в аналитическом виде, при условии, что они линейны
- определить равновесную рыночную цену и объем продаж после введения потовар-ного налога, уплачиваемого производителями в размере 2 д. е./шт.
4. Как изменится положение кривых потребительского выбора:
А) при увеличении полезности товаров 1 и 2
Б) при увеличении полезности товара 1
5. Как выглядят кривые потребительского выбора
1) для абсолютно независимых товаров
2) для товаров, имеющих абсолютно одинаковую, стандартную функцию предельной полезности
3) для товаров, имеющих абсолютно ровную (горизонтальную) функцию предельной полезности
4) для товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
5) для товаров, имеющий четкий предел насыщения потребностей, нарисовать се-мейство кривых.
6) если товар 1, начиная с некоего уровня, имеет нулевую полезность
7) если товар 1 в определенных количествах исключительно необходим
8) если оба товара, начиная с определенного уровня исключительно необходимы. Построить семейство кривых, начиная с нулевой полезности.
10) если функция предельной полезности товара 1 при малых количествах имеет ко-нечное значение
11) если функция предельной полезности товара 1 имеет отрицательный участок
12) если функция предельной полезности для обоих товаров имеет отрицательный участок
6. Пусть не известны кривые потребительского выбора, но известен характер товара. Можно примерно показать направление и соотношение величин эффектов дохода и заме-щения, а так же суммарное изменение объемов потребления обоих товаров (на графике) при изменении цены одного товара. Сделайте это для следующих случаев. Товар 2 нор-мальный, растет цена на товар 1. Товар 1:
А) нормальный товар высшей группы
Б) нормальный товар низшей группы
В) п. Б) цена на товар 1 падает
Г) товар Гиффена
Д) товар престижа
7. Если в задаче 2.11. вместо товара х2 поставить совокупные расходы по всем остальным товарам - Iост, то уравнение бюджетной линии будет выглядеть как Iсовок = Р1*х1 + Iост, а линия потребительского выбора будет означать выбор между покупкой то-вара х1 и покупками всех остальных товаров. В этом случае зависимость между ценой то-вара Р1 и количеством покупаемого товара х1 есть функция спроса на товар 1. Постройте ее на графике : ось ординат - цена Р1, ось абсцисс - количество х1. Сделайте это с помощью графика потребительского выбора. Соотнесите оси абсцисс.
8. Дана функция общих экономических издержек одной фирмы.
ТС (q) = 0.02 q*(q – 20) 2 + 5*q + 125
а) - найти объем постоянных издержек FC
- найти и построить функции общих средних издержек АТС, средних переменных издержек AVC, предельных издержек МС
- Найти оптимальный объем производства и прибыль фирмы, если рыночная цена продукции Р = 20
б) В совершенно конкурентной отрасли действуют несколько таких же фирм. Функ-ция спроса отрасли Q(p) = 1р
Найти объем производства в отрасли, цену продукции, количество работающих фирм в долгосрочном периоде.
9. Дана функция переменных издержек VC (Q) фирмы. Фирма способна при посто-янной цене продукции Р = 36 окупить все свои издержки, поддерживая объем производ-ства не менее Qбез. = 20. Найти функцию прибыли ( убытков), функцию предложения фирмы, точку максимальной прибыли и точку минимума средних издержек. Проиллю-стрировать графиком.
Q
VC 1100
10. Дана производственная функция F = x1 1/ 3 * x2 2/ 3
Доказательно найти пофакторную эластичность, определить эффект масштаба.
11. Семейство решило приобрести на рынке банку земляники, если ее цена не дороже 50 руб. Но цена оказалась 100 руб. Тогда семейство съездило в лес, затратив 80 руб. на би-леты (личные усилия в расчет не принимаются). Была набрана банка земляники. Найти:
а) действительный (альтернативный) доход семейства
б) индивидуальную стоимость земляники (себестоимость)
в) общественно необходимые затраты (стоимость) земляники
г) прибыль от продажи, если бы семейство продало ягоду.
д) условный доход (экономическую прибыль), если семейство ягоду съело бы само.
12. Известно, что затраты на труд составили 1 м. р., на капитал = 0,5 м. р., выручка от продажи продукции = 2 м. р. Определить отдачу от масштаба.
13. Дана производственная функция F = 2*x1 + 3*x2
Найти норму технологической замены.
14. Известно, что при оптимальном соотношении использования газа и мазута пре-дельная теплотворность газа = 4, мазута = 16. По какой цене, скорее всего, продается мазут, если цена газа =
15. Доказать, что факторная эластичность производственной функции равна доле за-трат данного фактора (в денежном выражении) в выручке от продаж продукции.
16. Доказать, что MP1
MRTS 2/1 = MP2
где MRTS - предельная норма технологического замещения
МР - предельный продукт
17. Доказать, что АС в точке минимума пересекается с МС.
18. В стране могут существовать 5 фирм, их издержки на производство таковы:
№ фирмы
издержки
каждая фирма производит 1 единицу продукции
Функция спроса отрасли P
Q (P
Сколько фирм будут существовать в отрасли, какая фирма предельная?
19. Дана функция спроса отрасли Q(P) и данные о средних издержках разных фирм. Считается, что каждая фирма производит 100 единиц продукции. Назвать предельную фирму, объем производства и цену в отрасли.
Цена
Объем продаж
Номер фирмы
Средние издержки
20. Вводное замечание. Единственная фирма - монополист устанавливает власть над всей отраслью, поэтому кривая краткосрочных и долгосрочных предельных издержек кон-курентной отрасли становится кривой краткосрочных SMC (MC) и долгосрочных LMC предельных издержек монополии. Показать:
а) перечислить точки (на графике), в которых краткосрочные и долгосрочные кривые средних издержек совпадают
б) цену и объем продаж для условий совершенной конкуренции
в) цену и объем продаж монополии в краткосрочном периоде после внезапного под-нятия цены с уровня издержек min-min
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения устного опроса
1. Что относится к предмету экономической теории?
2. Какова история развития предмета, его трактовка различными школами и направлениями?
3. Перечислите функции экономической теории?
8. Охарактеризуйте методы исследования экономических явлений: сравнительного анализа, научной абстракции, графических изображений, математического моделирования, компьютерного моделирования, экспериментов, индукции и дедукции?
9. Позитивный и нормативный анализ?
10. Экономические категории и законы?
11. Понятие потребностей, их классификация?
12. Закон возвышения потребностей?
13. Экономические ресурсы и их виды?
14. Понятие редкости ресурсов?
15.Проблема эффективного использования ресурсов?
17.Признаки экономической системы, ее элементы.
18. Цели и приоритеты системы.
19. Экономический выбор и социально-экономические типы систем.
20. Эволюция экономических систем: формационный и цивилизационный подходы.
21. Основные формы общественного хозяйства.
22. Натуральное хозяйство.
23. Товарное производство и предпосылки его возникновения.
24. Деньги, их сущность, функции и эволюция.
25. Сущность и функции рынка.
26. Субъекты и объекты рыночного хозяйства
27. Классификация рынков.
28. Спрос и предложение
29. Рыночное равновесие
30. Понятие эластичности
31. Эластичность спроса и предложения
32. Понятие полезности.
33. Кривая безразличия, ее свойства.
34.Бюджетная линия, ее свойства.
35. Предприятие и его организационно-правовые формы
36. Понятие предпринимательства и его виды
37. Условие равновесия производителя.
38. Понятие издержек.
39. Экономические и бухгалтерские издержки.
40. Виды издержек.
41. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
42. Доход предприятия.
43. Классификация рынков по степени ограничения конкуренции.
44. Классификация рынков с точки зрения количества покупателей и их поведения на рынке.
45. Рынок труда и его особенности
46. Рынок земельных ресурсов
47. Рынок капитала
6.2. Материалы для проведения письменных работ
Задача 1. Варианты взаимодействия спроса и предложения. Даны типичные кривые спроса и предложения, т. е. |Еs|,| Ed| примерно = 1. Показать изменения положения функций, равновесного объема спроса, предложения и равновесной цены при:
- снижении издержек производства
- повышении доходов населения
- появлении заменяющего товара
- повышении цены на товар, который является заменителем и, одновременно основным исходным материалом для данного товара
- уменьшении стоимости денежной единицы
- общем повышении эффективности народного хозяйства, считая, что товар средний
Задача 2. Воздействие налога, субсидии на положение точки равновесия. Показать, как меняется положение функций спроса и предложения, Qравн, Рравн., показать на графике - кто реально платит налог или получает субсидию, в следующих случаях (указаны характер функций спроса и предложения по величине эластичности):
- введен потоварный налог на производителя а) |Es|>>1,|Ed|=1, б)|Ed|>>1,|Es|=1, в)|Ed|=0,|Es|=1, г*) |Ed|=1,|Es|=0
- введена субсидия покупателю а)|Es|=0, |Ed|=1, б)|Ed>>1,|Es|=1
- введена субсидия продавцу а)|Ed|=0, |Es|=1,б)|Ed|>>1,|Es|=1
Задача 3. Функция спроса задана таблично. Найти эластичность спроса в каждой точке и на отрезках между ними.
P, руб.
Задача 4. Дана некая функция спроса.. В точке Ро и Qо эластичность Ed = -1. Как изменится эластичность а) при Р = Ро, если спрос увеличится в два раза; б) при Q = Qо, если функция спроса сдвинется на + Ро.
Задача 5. Обнаружено, что при остановке автоматического станка происходит уменьшение выработки за день с 200 ед. прод. до 180 ед. прод. В случае невыхода на работу 10 сотрудников уменьшение объема производства составляет с 200 ед. прод. до 190 ед. прод. Сколько сотрудников можно сократить безболезненно для объема выпуска, если купить дополнительно 1 станок? Как этот показатель называется на языке экономической теории?
Задача 6. На оптимальное соотношение факторов производства.
Цена рабочей силы - 1000 руб.
Цена работы единицы оборудования - 2000 руб.
Какой прирост производства продукции принесет найм трех дополнительных рабочих, если только что установленный станок привел к увеличению объема производства на 100 ед. прод., считая, что структура производства оптимальна.
Задача 7. Построить производственную функцию методом изоквант, найти линию оптимального производства ( графически) при ценах факторов производства Рх1 = 2 р./шт., Рх2 = 4 р,/шт. Производственная функция
1/2 1/2
F ( х1,х2) = х1 * х2
Задача 8. Дана функция общих экономических издержек ТС (Q) совершенно конкурент-ной фирмы.
Q, ед. прод
ТС, д. е.36 46
Введен налог на продукцию в размере 2 д. е./ д. е. продукции. Рыночная цена продукции Р = 10 д. е./ед. прод. Определить: - изменение прибыли при введении налога
- максимальный налог, при котором фирма будет работать в долгосрочном периоде;
- налог, при котором фирма будет вынуждена закрыть производство немедленно;
- изменение объема производства и прибыли при введении постоянного ( неизменного при любом объеме производства) налога Н = 2 д. е.
- то же при введении налога на прибыль: Нп = 20% прибыли.
Задача 9. Дана производственная функция F(x1,x2)= x1 1/4 *x2 1/4
Известны цены факторов производства Рх1 = 2, Рх2 = 4.
а) построить производственную функцию методом изоквант
б) Определить соотношение количества применяемых факторов производства, если фирма добилась максимума прибыли.
в) определить эффект масштаба производства
Задача 10. При объеме производства Q = 80 средние общие издержки составили 22. После снижения объема производства до Q = 60 средние общие издержки составили 26. Какую минимальную цену можно назначить, не закрывая производства в краткосрочном и долго-срочном периоде в пределах данных объемов производства. Считаем, что AVC = Conct.
Задача 11. По результатам анализа отчетных показателей фирмы известно, что при объеме производства 400 шт./мес. затраты составили 120 т. р./ мес. При объеме 200 шт./ мес. за-траты составили 80 т. р./мес.
Определить, до какой величины надо увеличить объем производства, что бы не терпеть убытков, если цена продукции 0.25 т. р./шт. Считаем, что AVC = Conct.
Задача 12. Студент поступил в ВУЗ. Плата за обучение 10 т. р./год. Зарплата работника без высшего образования 15 т. р./год., а с В/о - 25 т. р./год. Определить: каковы в действительности издержки на обучение, имеет ли экономический смысл получать В/о. Определить Явные, неявные, альтернативные издержки обучения. Срок окупаемости В/о при 5 – летнем обучении.
Задача 13. На заданном производстве возможно производство основной и альтернатив-ной продукции.
Прямые издержки производства основной продукции составили
а) 1 млн. р. б) 2 млн. р.
Возможная выручка от продажи альтернативной продукции при тех же прямых затратах на
Процент по государственным облигациям
30 30
Принадлежащая собственнику предприятия земля, на которой расположено предприятие, могла быть сдана в аренду за сумму
100 тыс. р. 100 тыс. р.
Выручка от реализации основной продукции
2 млн. р. 3 млн. р.
Определить: бухгалтерские, альтернативные, экономические, неявные издержки, бухгалтерскую и экономическую прибыль. Нормальную прибыль для данного предпринимателя. Сделать экономические выводы.
Задача 14. На предприятии число работающих Xраб = 1000 чел., объем выпуска Q = 30000 ед., средняя зарплата Wраб = 2000 р./ч., цена продукции Р = 100 р./ед. RL/K = MRTS L/K = 10 чел./ст. Найти объем применяемого капитала, если отдача от масштаба постоянна, применение факторов производства и объем производства оптимален.
Задача 15.
d AC * Q_
Если эластичность функции средних издержек Eac/q = d Q AC,
d TR * P_
эластичность функции дохода по цене Еtr/p= d P TR,
dTR * Q
а эластичность функции дохода по объему продаж Etr/q= d Q TR, то:
- доказать, что эластичность функции спроса по цене Еd = Etr/p - 1 ;
- при Еас/q = +0.5 найти эластичность производственной функции ЕF/q и определить эффект масштаба;*
- при Еtr/q = +1 найти эластичность функции спроса по цене и определить характер то-вара.*
* здесь следует найти формулу связи между эластичностями, аналогично п. А)
6.3. Материалы для проведения тестирования
Тестовые задания.
1. При одновременном повышении доходов покупателей и внедрении ресурсосберегающих технологий в производство цена и объем продаж нормального товара изменятся следующим образом:
а) объем продаж сократится, цена вырастет;
б) объем продаж вырастет, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;
в) цена вырастет, объем продаж может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменным;
г) объем продаж сократится, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной.
2. Когда конкурентная фирма достигает уровня производства, при котором денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене этого ресурса, то она:
1. Производит продукт при минимальных издержках, но не обязательно получает максимальную прибыль.
2. Получает максимальную прибыль, но не обязательно производит продукт при минимальных издержках.
3. Получает максимальную прибыль при минимальных издержках производства.
4. Не обязательно получает максимальную прибыль, либо достигает минимального уровня издержек.
5. Ни один из ответов не является правильным.
3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
1. Выпускаются дифференцированные товары.
2. На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.
3. Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.
4. Выпускаются однородные товары
5. Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
1. Монополистических конкурентов.
2. Монополистов.
3. Участников картеля.
4. Олигополистов, не участвующих в картеле.
5. Совершенных конкурентов.
5. Какой из нижеприведенных продуктов никогда не производился в рамках картель-ного соглашения производителей:
1. Нефть
2. Сахар
3. Пшеница
4. Кофе
5. Кукуруза
6. Олигополия - это рыночная структура, где оперирует:
1. Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.
2. Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.
3. Небольшое количество конкурирующих фирм.
4. Только одна крупная фирма.
5. Только один крупный покупатель.
7. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?
1. Электроэнергия.
2. Маяки.
3. Полиция.
4. Оборона страны.
5. Защита от наводнений.
8. Кто не является лауреатом Нобелевской премии по экономике
а. Пол Самуэльсон
б.Василий Леонтьев
в. Джон Менард Кейнс
9. Какие экономисты являются сторонниками теории трудовой стоимости?
а. А.Смит
б. К.Менгер
в. Е.Бем-Баверк
г. Д.Рикардо
д. К.Маркс
е. В. Визер
ж.Г.Госсен
10. Эффект замещения – это:
а. увеличение величины спроса на товар в результате снижения цены этого товара
б. увеличение величины спроса на товар, когда его относительная цена снижается
11. Показателем, измеряющим величину экономической эффективности, является
а. отношение затрат к общему результату производства
б. величина разности между результатами производства к стоимости затрат на произ-водство
в. отношение стоимости результата производства к стоимости затрат на производство
г. все ответы неверны
12. Какие черты характеризуют только товарное производство:
а. общественное разделение труда
в. производство продукта не для собственного потребления, а для продажи
г. благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку
13. Товар – это:
а. вещь, обладающая потребительной стоимостью или полезностью
б. вещь, являющаяся продуктом человеческого труда
в. вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги
г. благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку
14. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:
а. акция
б. недвижимость
в. облигации
г. деньги
д. товары первой необходимости
15. Собственность - это:
а. отношение человека к вещи
б. сама вещь
в. отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей
16. Трансакционные издержки – это:
а. издержки обмена
б. издержки производства и обмена
в. издержки, связанные с обменом и защитой правомочий
г. издержки защиты прав собственности
17. Выделите признаки, характеризующие только рыночную экономику:
а. экономическая власть централизована
в. экономическая власть рассредоточена между экономическими субъектами
б.основным экономическим субъектом является государство
г. экономическая обособленность производителей
д.частный экономический интерес доминирует над общими интересами
е.наличие товарно-денежных отношений
18. Выберите правильный ответ (ответы). Конкуренция:
а. способствует производству необходимых обществу товаров
б. способствует улучшению экологической ситуации в стране
в. создает условия для снижения издержек производства
г. препятствует появлению в обществе богатых и бедных, так как предполагает равные права для производителей и потребителей и исключает преследование чьих–либо эгоистиче-ских интересов
19. Рынок – это:
а. совокупность актов купли-продажи
б. взаимодействие спроса и предложения
в. взаимоотношения между продавцами и покупателями
г. экономическая система обмена, в которой продукт является товаром
д. система экономических отношений производства, распределения, обмена и потребле-ния
е. все ответы верны
20. Что означает следующая ситуация: возрастание цены на хлеб не вызывает снижения спроса на них
а. закон спроса здесь не действует
б. хлеб является товаром Гиффена
г, все ответы неверны
21. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает
а. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товар
а. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товар
22. Выбрать ситуации, в которых происходит сдвиг кривой предложения указанного товара:
а. повышение цены на пшеницу привело к увеличению ее продаж
б.хороший урожай абрикосов увеличил число их продавцов
в. снижение цен на фотоаппараты увеличило предложение фотопленки
г. снижение налога на продажу спиртных напитков увеличило их предложение
23. Что относится к внутренним источникам формирования предпринимательского ка-питала:
а. продажа активов
б. амортизационный фонд
в. получение кредита
г. прибыль фирмы
д. выпуск акций
е. выпуск облигаций
24. Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 2 доллара за единицу, и покупает ресурс по цене 10 долларов, то денежное выражение предель-ного продукта данного ресурса равно:
1. 2 долл.
2. 5 долл.
3. 10 долл.
4. 20 долл.
5. Нельзя определить на основе имеющихся данных.
25. Если с увеличением дохода при прочих равных условиях потребитель сокращает объем приобретения товара А, то мы можем заключить:
а) товар А – некачественный товар для этого потребителя;
б) товар А – нормальный товар для этого потребителя;
в) потребитель действует нерационально;
г) такие ситуации экономическая теория не рассматривает.
26. Если оптимальный выбор для данного потребителя состоит только из одного блага, то можно утверждать, что:
1. Цены обоих благ равны;
2. Предельная норма замены равна отношению цен данных благ;
3. Потребитель максимизировал предельную норму замены;
4. Все ответы неверны.
27. Исходя из следующей информации можно сделать вывод:
Цена блага А Количество А Доход Цена блага Б
1000 5 200000 1000
1000 7 300000 1000
1000 7 200000 800
800 7 200000 1000
1. А и Б являются субститутами, при этом А – полноценное благо.
2. А и Б являются комплементарными благами, при этом А – полноценное благо.
3. А и Б являются субститутами, при этом А – неполноценное благо.
4. А и Б являются комплементарными благами, при этом А – полноценное благо.
28. Какая из вышеприведенных производственных функций характеризуется уменьша-ющейся отдачей от масштаба?
1. Q=(K2+L2)0,5;
2. Q=6K+3L;
3. Q=(KL)0,5;
4. Q=3K0,4+L0,5.
29. Неявные издержки – это:
а. бухгалтерские издержки
б. экономические издержки
в. издержки упущенных возможностей
г. альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы
30. Бухгалтерские издержки – это:
а. явные издержки
б. затраты в денежной форме на производство продукции
в. затраты в денежной форме на производство и реализацию продукции
г. затраты ресурсов по цене их приобретения
д. все ответы неверны
31. Средине постоянные издержки – это:
а. затраты на сырье, оборудование, заработную плату
б.бухгалтерские затраты на единицу продукции
в. постоянные затраты в расчете на единицу продукции
г. экономические издержки на единицу продукции
32. Средние переменные издержки - это:
а. затраты на сырье, электроэнергию производственного назначения, з/пл рабочих в рас-чете на единицу продукции
б. переменные издержки на единицу продукции
в. (общие издержки – постоянные издержки )/объем производства
г. все ответы неверны
33. Предельные издержки при увеличении объема производства:
а. не изменяются
б. убывают
в. возрастают
г. могут вести себя по-разному
34. Что включается в понятие основного капитала
а. станки, машины, оборудование
б. готовая продукция
в. сырье, материалы
г. здания, сооружения
д. заработная плата
е. земля
ж. ценные бумаги
35. Если средние издержки (АС) фирмы меньше предельных (МС) при любом объеме производства, то это означает:
1. Имеют условия совершенной конкуренции;
2. Средние издержки падают с увеличением объема производства;
3. Средние издержки растут с увеличением объема производства;
4. Предельные издержки не зависят от объема производства.
1. Кривая краткосрочных издержек понижается вправо;
2. Краткосрочные издержки меньше долгосрочных средних издержек;
3. Долгосрочные средние издержки снижаются по мере роста выпуска;
4. Кривая долгосрочных средних издержек лежит ниже кривой долгосрочных предель-ных издержек.
37. Фирмы заинтересованы в минимизации издержек. Они могут добиться этого при соблюдении следующего условия:
1. Покупать факторы производства на конкурентных условиях;
2. Соблюдать равенство между предельной нормой технического замещения факторов и соотношением цен этих факторов;
3. Поддерживать равенство между переменными и постоянными издержками;
4. Поддерживать максимальный уровень производства.
38. Предельная норма замены одного ресурса другим равна:
1. Отношению средних производительностей этих ресурсов;
2. Отношению предельных производительностей этих ресурсов;
3. Отношению эластичностей выпусков этих ресурсов;
4. Отношению стоимостей затрачиваемых ресурсов.
39. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже равновесной цены, то:
1. Выигрыш покупателей как правило больше, чем потери продавцов;
2. Продавая прежнее количество, продавцы не понесут потерь;
3. Благосостояние потребителей может снизиться;
4. Прибыли производителей обязательно возрастут.
40. Риск в предпринимательстве – это:
а. вероятность убытков
б. движущий стимул эффективного использования капитала
в. непредсказуемость поведения партнеров
г.результата хозяйственной деятельности, связанной с личностью предпринимателя и обусловленный природными факторами
д. недостаточность информации
е. все ответы верны
41. Для какой организационно-правовой формы справедливо утверждение, что имуще-ственная ответственность осуществляется пропорционально вложенной доле участника в ка-питале предприятия:
а. индивидуальное предпринимательство
б. товарищества
в. полное товарищество
г. смешанное товарищество
д. общество с ограниченной ответственностью
е. акционерное общество
42. Какой союз не является экономическим:
а. компания
б. товарищество
в. гильдия
д. акционерное общество
43. Документ, в котором поименованы все собственники компании, называется:
а. сертификат
б. устав
г. аллонж
44. Высшим органом управления акционерного общества является:
а. совет директоров
б. собрание уполномоченных
в. общее собрание акционеров
г. собрание держателей привилегированных акций
45. Налог на добавленную стоимость относится к:
1. Прогрессивным подоходным налогам.
2. Потоварным налогам.
3. Налогам на имущество.
4. Налогам на доход корпораций.
5. Налогам на наследство.
6.4. Примерная тематика контрольной работы
Вариант 1
1.Рыночная экономика и механизм ее функционирования.
2. Терминологический словарь: аллокация, акция, амортизация, банкротство, благо, бар-тер, внешние эффекты.
3.Задача. Функция спроса: Qd = 40 - 7р, функция предложения: Qs = -6 + 16р.
1) определить равновесную цену и равновесную Q;
2) как изменяется спрос и предложение, если равновесная цена станет 4 ед.
3) какая ситуация образуется на рынке, если равновесная цена снизится до 1 ед.
Вариант 2
1. Монополия и ее виды. Антимонопольная политика государства: сущность, цели и формы.
2. Терминологический словарь: банкротство, валовая выручка, вексель, венчурный капитал, аукцион, анализ, безработица, банкнота.
3. Задача. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза.
Вариант 3
1) Антимонопольное законодательство России
2) Терминологический словарь: классическая школа, олигополия, встроенные стабилизаторы, воспроизводство, граница производственных возможностей.
3) Задача. Функция спроса: Qd = 40 - 7р, функция предложения: Qs = -6 + 16р.
1) определить равновесную цену и равновесную Q;
2) как изменяется спрос и предложение, если равновесная цена станет 4 ед.
3) какая ситуация образуется на рынке, если равновесная цена снизится до 1 ед.
Вариант 4
1. Основные характеристики производства. Производственная функция. Изокванты, их виды, свойства.
2. Терминологический словарь бедность, клиринг, олигополия, теневая экономика, безналичные расчеты, ответственность долевая,
3. Задача. У потребителя имеются 3 бутылки лимонада. Условно полезности каждой бутылки определяется: первой - 10 ед., второй - 8 ед., третьей - 6 ед. Определить общую и предельную полезность запаса лимонада, изобразить графически кривую общей и предельной полезности.
Вариант 5
1) Типы рыночных структур и поведение производителя.
2) Терминологический словарь акция обыкновенная и привилегированная, взаимозаменяемые товары, износ физический, экономика рыночная, девальвация, дедукция, денежная система.
Вариант 6
2. Терминологический словарь амортизация, резидент, экономика традиционная, экономикс, коммандитное товарищество, депрессия, дивидент, чек.
3. Задача. Рыночна корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок. Начальная цена муки равна 8 руб/кг, яблок – 10 руб/кг. Цена муки не изменилась. Найти уровень инфляции, если цена яблок выросла на 60%.
Вариант 7
1. Общественные и частные блага. Равновесие Э.Линдаля, модель К.Тибу
2. Терминологический словарь амортизационный фонд, внебюджетные фонды, рынок, демонополизация, дефицит, дисконтирование, дисбаланс.
3. Задача. Определить оптовую (отпускную) цену товара при следующих исходных данных:
Материальные затраты-700 руб;
Затраты на оплату труда -200 руб;
Отчисления на социальные нужды – 80 руб;
Амортизация основных фондов – 60 руб;
Прочие расходы -160 руб;
Уровень рентабельности – 20%;
Налог на добавленную стоимость – 28%.
Вариант 8
1. Основной и оборотный капитал.
2. Терминологический словарь: санация, юридическое лицо, либерализация цен, дисконт, дотация, дуополия, дуопсония, эмитент.
3. Задача. Стоимость основных производственных фондов - 100 тыс. руб. Численность работающих - 600 чел. Выручка от реализации продукции - 1200 тыс. руб. определите: 1) уровень производительности труда; 2) фондоотдачу; 3) фондоемкость.
Вариант 9
1. Методы изменения форм собственности. Приватизация: понятие и этапы проведения.
2. Терминологический словарь: антимонопольное законодательство, естественная монополия, заемный капитал, закон Вальраса, закон Госсена первый, закон снижающейся предельной производительности.
3. Задача. Обратная функция спроса имеет вид:
Рхх = 600 - 2х.
1) Выразите функцию эластичности спроса х по цене.
2) При какой цене товара х (то есть Рхх) ценовая эластичность спроса равна -1?
Вариант 10
1. Акционерные общества, принципы их организации и функционирования.
2. Терминологический словарь: инновации, неограниченная ответственность, издержки производства, золотое правило накопления, закон Энгеля, альтернативные затраты, изокванта, изокоста.
3. Задача. Определите коэффициент эластичности, если известно, что при цене 20 ден. ед. объем спроса на товар - 600 штук, а при цене 80 ден. ед. - 200 штук.
Вариант 11
1) Деньги: понятие, функции, виды. Эволюция денежных систем.
2) Терминологический словарь: неэластичное предложение, скорость обращения денег, амортизация прямолинейная, меркантилизм, излишек производителя.
Задача. Рассчитать для предприятия критическую точку объема производства изделий (точку безубыточности), а также определить объем производства и продаж изделий для получения планируемой прибыли в размере 15 000 ден.ед. при следующих данных:
1. Цена продажи одного изделия -60 ден.ед.
2. Удельные переменные издержки на единицу изделия 40 ден.ед.
3. Постоянные издержки – 3000 ден.ед.
Вариант 12
1) Основы теории спроса и предложения.
2) Терминологический словарь: гибкие цены, казначейские билеты, неэластичный спрос, срочный вклад, арбитражный управляющий, индекс цен, индекс Херфиндаля-Хиршмана,
Вариант 13
1. Необходимость и способы нейтрализации внешних эффектов
2. Терминологический словарь: интеграция, инвестиционная ловушка, капиталовооруженность, картель, карта безразличия, кембриджское уравнение, классическая дихотомия.
Задача. Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ихх) для 12 фирм, продающих товар на рынке, а также определить, какое следует принять решение государственным органам (раз-решить или не разрешить) о слиянии:
а)1-й и 3-й фирм; б)4-й и 6-й фирмам при следующих исходных данных:
1) Общий удельный вес продаваемой продукции фирмами отрасли – 100%
2) Удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной фирмой на рынке относительно ее общей величины:
1-23%, 2-17%, 3-12%, 4-10%, 5-9%, 6-8%, 7-7%, 8-5%, 9-3%, 10-2%, 11-2%, 12-2%.
3. Слияние отдельных фирм разрешается при условии, если общее значение индекса Херфиндаля-Хиршмана не превышает 1800 ед..
Вариант 14
1) Кредитная система РФ
2) Терминологический словарь: совершенная конкуренция, товарищество, комплементарные блага, командная экономика, корпорация, кредитор, кривая Лаффера, кривая Лоренца.
3) Задача. В результате повышения цены на товар с 50 до 55 руб., объем спроса сокращается с 10 до 8 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
Вариант 15
1) Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2) Терминологический словарь: бизнес-план, кредитор, несовершенная конкуренция,
товарное производство, варрант, чистая прибыль, инвестиции, кривая производственных возможностей, кризис, кривая Филлипса.
Вариант 16
1. Особенности ценообразования на рынке капитала
2. Терминологический словарь: фондовая биржа, недобросовестная конкуренция, полезность, прожиточный минимум, естественная монополия.
Вариант 17
1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условия максимизации прибыли фирмы
2. Терминологический словарь: кривая производственных возможностей, приватизация, дотация, стагнация, ловушка ликвидности.
3. Задача. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 6Q + 2Q2. Какую прибыль получит фирма, производящая 25 ед. товара, реализуя их на совершенно конкурентном рынке по цене 36 ден. ед. за единицу продукции?
Вариант 18
1. Совершенная конкуренция и общественная эффективность
2. Терминологический словарь: дивиденд, лизинг, прожиточный минимум, фирма, дуопсония, лицензия, лизинг, меркантилизм, модель, монетаризм, мультипликатор.
Задача. Заработная плата равна 680 тыс. рублей в год. Найти величину страховых взносов.
Вариант 19
1. Теории социальной справедливости. Выбор между справедливостью и эффективностью.
2. Терминологический словарь: дилер, ликвидность, протекционизм, франшиза, убыток, налог, национальное счетоводство, нейтральность денег.
3. Задача. Определите коэффициент эластичности, если известно, что при цене 20 ден. ед. объем спроса на товар - 600 штук, а при цене 80 ден. ед. - 200 штук.
Вариант 20
1. Современная экономическая система и ее структура. Смешанная экономика: сущность и основные модели.
2. Терминологический словарь: микроэкономика, заемные средства, уставной капитал, амортизационный фонд, налог, нормальная прибыль, оборотный капитал.
Задача. Отец двоих детей заплатил в феврале НДФЛ в размере 455 рублей. Найти его
Вариант 21
1. Рынок труда и его структура. Заработная плата как цена на рынке труда.
2. Терминологический словарь: актив, дуополия, микроэкономика, разгосударствление, занятое население, общественное разделение труда, форс-мажор.
3.Задача. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 6Q + 2Q2. Какую прибыль получит фирма, производящая 25 ед. товара, реализуя их на совершенно конкурентном рынке по цене 36 ден. ед. за единицу продукции?
Вариант 22
1.Рынок капитала. Виды капитала.
2.Терминологический словарь: акциз, вексель, маркетинг, частная собственность, золотое обеспечение, общественные блага, оптимальность по Парето, хеджирование.
3.Задача. Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль составила 300 тыс. д.е., чистая экономическая прибыль – 100 тыс. д.е. Определите явные и неявные издержки предприятия, если совокупный доход предприятия - 800 тыс. д.е..
Вариант 23
1. Выбор потребителя на основе анализа характеристик элементов продукта
2. Терминологический словарь: акционерное общество, величина спроса, издержки, менеджмент, зона свободного предпринимательства, цена, порог рентабельности.
3. Задача. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 6Q + 2Q2. Какую прибыль получит фирма, производящая 25 ед. товара, реализуя их на совершенно конкурентном рынке по цене 36 ден. ед. за единицу продукции?
Вариант 24
1. Уровень жизни и бедность.
2. Терминологический словарь: акция, величина предложения, явные издержки, монополия, резидент, цена оптовая, оптимизация, отказы рынка,
3. Задача. Какова будет цена земельного участка, если землевладелец ежегодно получает 50 тыс. д.е. земельной ренты, банк выплачивает вкладчикам 10% годовых?
Вариант 25
1.Фондовый рынок и его роль в функционировании экономики. Ценные бумаги и их виды.
2.Терминологический словарь: экономическая свобода, инфляция спроса.
3.Задача. Общие издержки фирмы ТС=50+10Q-3Q2 +Q2. Определите размер постоянных издержек, величину средних и предельных издержек, если выпуск равен 10.
Вариант 26
1. Понятие и виды издержек. Экономические и бухгалтерские издержки.
2. Терминологический словарь: предприниматель, себестоимость продукции, инфляция издержек, парадокс сбережений, полезность блага, отдача от масштаба.
3. Задача. Валовые издержки равны 30+5Q. Определите: величину предельных издержек.
Вариант 27
1. Доход и прибыль фирмы.
2. Терминологический словарь: предпринимательство, ускоренная амортизация, франчайзинг, демонополизация, среднедушевой доход, полная и эффективная занятость, предельный продукт, закон предложения.
3. Задача. В результате повышения цены на товар с 30 до 35 руб., объем спроса сокращается с 10 до 8 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
Вариант 28
1.Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу и Е.Слуцкому.
2.Терминологический словарь: прибыль, «утечка умов», денежное обращение, провал рынка, процент, равновесие Курно, равновесие Штакельберга.
Вариант 29
1. Теория общественного выбора и «провалы» государства
2. Терминологический словарь: акция именная, венчурная фирма, неявные издержки, нерезедент, шоковая терапия, индекс цен, цена розничная.
3. Задача. Владелец фирмы выплатил наемным работникам 50 тыс. д.е.. Плата процентов за кредит составила 100 тыс. д.е.; амортизационные отчисления — 50 тыс. д.е.; затраты на сырье, отопление, освещение, ремонт и т. д. — 30 тыс. д.е.. Совокупный доход фирмы составил 300 тыс.
Владелец фирмы может сам устроиться на работу наемным работником в другую фирму и получать там 60 тыс. д.е.. От вложений своего капитала в другое предприятие владелец фирмы мог бы получить 20 тыс. д.е..
Определите:
1) бухгалтерские издержки;
2) экономические издержки;
3) бухгалтерскую прибыль;
4) экономическую прибыль;
5) следует ли владельцу фирмы продолжать свое дело.
Вариант 30
1. Экономические интересы людей и их роль в развитии экономики.
2. Терминологический словарь: акция на предъявителя, взаимодополняемые товары, износ моральный, рента, экономика смешанная, инкассация, цена свободная.
3. Задача. Кривая спроса на стулья описывается уравнением Qd = 600 - 2Р, а кривая предложения стульев Qз = 300 + 4Р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.