ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование;отчет по лабораторной работе .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Статистика как наука
Статистическое наблюдение
Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблица и графики
Абсолютные и относительные показатели
Средние величины
Показатели вариации
Выборочное наблюдение
Статистическое изучение взаимосвязи явлений
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
Экономические индексы
Введение в экономическую статистику
Статистика населения. Статистика уровня жизни и доходов населения. Статистика рынка труда
Статистика национального богатства. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов
Статистика экономической конъюнктуры. Статистика продукции предприятий
Статистика персонала предприятия
Статистическое изучение основных фондов предприятия
Статистическое изучение оборотных фондов
Статистика издержек производства продукции
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет основы теории вероятностей, математической статистики и эконометрики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, типы экономических данных, основы регрессионного анализа, суть метода наименьших квадратов и его применение в экономическом анализе и основные методы проверки качества эконометрических моделей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории.
2. Предмет, метод и задачи статистики.
3. Основные понятия и категории статистики.
4. Понятие статистического наблюдения.
5. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
6. Понятие о сводке и о группировке. Задачи группировок.
7. Виды группировок.
9. Понятие, формы и виды статистических показателей.
10. Абсолютные показатели.
11. Относительные показатели.
12. Сущность и значение средних величин.
13. Виды средних величин и способы их вычисления.
14. Средняя арифметическая.
15. Свойства средней арифметической.
16. Средняя гармоническая.
17. Средняя геометрическая.
18. Средняя квадратическая, кубическая.
19. Мода в дискретных и интервальных рядах.
20. Медиана в дискретных и интервальных рядах.
21. Абсолютные показатели вариации.
22. Относительные показатели вариации.
23. Общая, межгрупповая, внутригрупповая дисперсии.
24. Правило сложения дисперсии (раскрыть формулы дисперсий).
25. Дисперсия альтернативного признака.
26. Понятие выборочного наблюдения.
27. Ошибки выборочного наблюдения.
28. Формулы предельной ошибки случайной выборки.
29. Формулы предельной ошибки типической выборки.
30. Формулы предельной ошибки серийной выборки.
31. Формулы определения необходимой численности выборки.
32. Понятие о рядах динамики ,их виды и сопоставимость.
33. Показатели ряда динамики.
34. Средние в рядах динамики.
35. Методы укрупнения интервалов скользящей средней.
36. Метод аналитического выравнивания.
37. Элементы прогнозирования и интерполяции.
38. Понятие экономических индексов. Классификация индексов.
39. Индивидуальные и общие индексы.
40. Индексы средних величин.
41. Понятие о корреляционной связи и условиях применения корреляционно-регрессионного анализа (КРА).
42. Задачи и основные этапы корреляционно-регрессионного анализа. Выбор формы уравнения регрессии и расчет его параметров.
43. Показатели тесноты связи и оценка их надежности при парной корреляции
44. Понятие о множественной корреляции
Задания к экзамену:
Задача 1. Имеются данные 6%-ного механического отбора магазинов торговой фирмы по стоимости основных фондов (млрд. руб.).
На основе приведенных данных произвести группировку магазинов по стоимости основных фондов, выделив 6 групп с равными интервалами.
На основе группировки:
полученный ряд распределения изобразить графически;
определить среднюю стоимость основных фондов обследованных магазинов;
определить модальную величину стоимости основных фондов магазинов;
рассчитать показатели вариации стоимости основных фондов магазинов.
На основе показателей выборочной совокупности (обследованных магазинов) рассчитать для генеральной совокупности (всех магазинов фирмы):
с вероятностью 0,954 возможные значения средней стоимости основных фондов магазинов;
с вероятностью 0,997 возможные значения доли магазинов фирмы, имеющих стоимость основных фондов до 3,2 млрд. руб.
Рассчитать среднеквартальные уровни продажи электропылесосов, определить общий характер тенденции продажи за 2015 - 2017 гг.;
Измерить сезонные колебания продажи пылесосов (выбрав соответствующий метод выравнивания ряда динамики);
Сезонную волну изобразить графически;
Рассчитать годовой объем продажи пылесосов за каждый год;
На основе данных п.4 рассчитать базисные темпы прироста, темпы наращивания, абсолютный среднегодовой прирост пылесосов за 2015 - 2017 гг.
Сделать прогноз объема продажи пылесосов на 2018 г.
Используя рассчитанные индексы сезонности, сделать прогноз продажи пылесосов по кварталам 2017 г.
Задача 3. Имеются данные о выпуске стиральных машин заводами края.
Определить:
Индивидуальные индексы физического объема, общие индексы товарооборота в действующих и сопоставимых ценах на основе данных за январь и март;
Изменение объема выпущенной продукции (в стоимостном выражении) за счет изменения цен на готовую продукцию в марте по сравнению с январем;
Индивидуальные и общий индексы цен на основании данных за март и май;
Как повлияло изменение структуры выпущенной продукции на изменение средней цены в мае по сравнению с мартом;
Индексы цен постоянного состава для периода январь-март, март-май.
Задача 4. За отчетный период получена информация о выполнении норм выработки и заработной плате 20 рабочих промышленного предприятия.
На основе приведенных данных необходимо:
Установить зависимость между выполнением норм выработки рабочими предприятия и их заработной платой, определить форму связи.
Выбрав соответствующее уравнение связи, рассчитать его параметры.
Вычислить показатель тесноты связи - коэффициент корреляции.
Используя теоретическое уравнение регрессии, сделать прогноз возможного размера заработной платы для рабочего, имеющего выработку 110%.
Задача 5. Имеются данные о численности населения в городе за 2015 г. (тыс. чел.):
Численность постоянного населения на 1 января – 650.
Численность временно проживающих на 1 января – 25.
Из числа постоянного населения на 1 января отсутствовало – 10.
Умерло всего за год – 18,5.
Родилось – 17,5.
Вернулось на постоянное место жительства из числа временно отсутствующих – 6.
Выехало постоянных жителей в другие города на постоянное жительство – 3.
Кроме того, численность детей на 1 января 2001 года в возрасте от 4 до 7 лет и их вероятность дожития составила (данные в файле).
Определить:
Численность наличного населения на начало и конец года.
Численность постоянного населения на конец года.
Среднегодовую численность постоянного и наличного населения.
Коэффициенты рождаемости, смертности, жизненности, естественного прироста.
Возможный коэффициент учащихся 1-4 классов на 1 сентября 2017 г.
Задача 6. По акционерному промышленному предприятию имеются следующие данные за два периода (данные в файле). Определить:
Динамику производительности труда по каждому виду продукции
Общие индексы производительности труда и трудоемкости
Экономию (перерасход) рабочего времени, полученную в результате роста производительности труда.
Задача 7. По результатам биржевых торгов определить (данные в файле):
Общий рост оборота по реализации на торгах.
Задача 8. Известны данные о работе акционерного общества (в файле). Определить:
Изменение средней фондоотдачи по акционерному обществу и факторы этого изменения (индексы переменного и постоянного состава и структурных сдвигов).
Абсолютное изменение объема продукции по акционерному обществу, в том числе за счет изменения стоимости фондов и фондоотдачи.
Задача 9. Имеются сведения по двум фермерским хозяйствам по производству и себестоимости картофеля (в файле). Определить:
Среднюю стоимость 1 ц картофеля по периодам.
Динамику себестоимости у каждого фермера отдельно и по периодам.
Изменение средней себестоимости 1 ц картофеля за счет изменения себестоимости у каждого фермера и структурных сдвигов в сборе картофеля.
Разложить абсолютное изменение общих затрат на производство картофеля за счет динамики и структуры сбора картофеля и за счет себестоимости у каждого фермера.
Задача 10. Имеются следующие данные по промышленному предприятию, млн. руб. (в файле). Определить:
Быстрореализуемые активы.
Ликвидные средства.
Краткосрочные обязательства.
Коэффициент ликвидности.
Коэффициент покрытия.
Задача 11. Определите единовременную нетто-ставку на случай смерти для лица в возрасте 40 лет сроком на 2 года, используя данные таблицы. Вспомогательная таблица коммутационных чисел дана в файле.
Задача 12. Имеются данные о посевной площади, урожайности и валовом сборе в 2-х районах области зерновых культур:
№ совхоза Первый район Второй район
Валовый сбор, ц Урожайность, ц/га Урожайность, ц/га Посевная площадь, га
1 6300 32 31 300
2 6500 27 28 340
Определите среднюю урожайность зерновых в каждом из районов области. Укажите виды рассчитанных средних величин.
Задача 13. В целях изучения затрат времени на изготовление одной детали рабочими завода проведена 10%-ная случайная бесповторная выборка, в результате которой получено следующее распределение деталей по затратам времени:
Затраты времени на одну деталь, мин. Число деталей, шт.
До 20 10
От 20 до 24 20
От 24 до 28 50
От 28 до 32 15
Свыше 32 5
Итого 100
На основании данных вычислите:
1. Средние затраты времени на изготовление одной детали.
2. Средний квадрат отклонений (дисперсию) и среднее квадратическое отклонение.
3. Коэффициент вариации.
4. С вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной средней и возможные
границы, в которых ожидаются средние затраты времени на изготовление другой
детали на заводе.
5. С вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной доли и границы
удельного веса числа деталей с затратами времени на их изготовление от 20 до 28
мин. Сделайте выводы.
Задача 14. Производство картофеля в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн:
2010 84
2011 78
2012 83
2013 85
2014 82
2015 86
2016 89
Для анализа производства картофеля в регионе за 1995-2000 гг. вычислите:
1. Абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к 1995 году. Полученные показатели представьте в таблице.
2. Среднегодовое производство картофеля.
3. Среднегодовой темп роста и прироста производства картофеля за 1995-2000 гг. и за 1990-1995 гг.
4. Постройте график производства картофеля в регионе за 1990-2000гг.
Сделайте выводы.
Задача 15. Для изучения тесноты связи между кредитными вложениями (факторный признак) и суммой активов (результативный признак) по данным задачи №1 вычислите эмпирическое корреляционное отношение. Сделайте выводы.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Статистическая закономерность.
2. Статистические совокупности.
3. Предмет, метод и задачи статистики.
4. Признаки и их классификация.
5. Требования, предъявляемые к собираемым данным.
6. Организация государственной статистики в РФ и международной статистики.
7. Формы организации и виды статистического наблюдения.
8. Подготовка статистического наблюдения.
9. Статистическая отчетность.
10. Ошибки статистического наблюдения.
11. Методы контроля данных наблюдения.
12. Сущность и значение статистических показателей.
13. Показатель и его атрибуты.
14. Классификация статистических показателей.
15. Общие принципы построения относительных статистических показателей.
16. Понятие о системах статистических показателей.
17. Функции статистических показателей.
18. Статистические таблицы.
19. Основные виды графиков.
20. Картограммы и картодиаграммы.
21. Однородность и вариация массовых явлений.
22. Средняя арифметическая величина.
23. Формы средних величин.
24. Средняя величина как выражение закономерности.
25. Вариация массовых явлений.
27. Структурные характеристики вариационного ряда.
28. Показатели размера и интенсивности вариации.
29. Моменты распределения и показатели его формы.
30. Предельно возможные значения показателей вариации и их применение.
31. Значение и сущность группировки
32. Виды группировок.
33. Многомерные группировки.
34. Причины применения выборочного наблюдения.
35. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки.
36. Ошибки выборки.
37. Влияние вида выборки на величину ошибки выборки.
38. Задачи, решаемые при применении выборочного метода.
39. Распространение данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
40. Малая выборка.
41. Статистическая проверка гипотез.
42. Основы дисперсионного анализа.
43. Понятие о статистической и корреляционной связи.
44. Условия применения и ограничения корреляционного – регрессионного метода.
45. Задачи корреляционного – регрессионного анализа и моделирования.
46. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной корреляции.
47. Статистическая оценка надёжности параметров парной корреляции.
48. Применение парного линейного уравнения регрессии.
49. Вычисление параметров парной линейной корреляции на основе аналитической группировки.
50. Коэффициент корреляции рангов.
51. Параболическая корреляция.
52. Гиперболическая корреляция.
53. Множественное уравнение регрессии.
54. Меры тесноты связей в многофакторной системе.
55. Вероятные оценки параметров множественной регрессии и корреляции.
56. Корреляционно – регрессионные модели и их применение в анализе и прогнозе.
57. Изменение связи неколичественных признаков.
58. Составляющие элементы динамики: основная тенденция и колебания.
59. Показатели, характеризующие тенденцию динамики.
60. Особенности показателей динамики для рядов, состоящих из относительных уровней.
61. Средние показатели тенденции динамики.
62. Методы выявления типа тенденции динамики.
63. Методика измерения параметров тренда.
64. Методика изучения и показатели колеблемости.
65. Измерение устойчивости в динамике.
66. Сезонные колебания и полное разложение дисперсии уровней динамического ряда.
67. Прогнозирование на основе тренда и колеблемости.
68. Корреляция рядов динамики.
69. Понятие индекса.
70. Индекс как показатель центральной тенденции.
71. Агрегатные индексы. Система индексов.
72. Свойства индексов.
73. Индексный анализ взвешенной средней. Индекс структуры.
74. Построение индексов при обобщении данных по единицам совокупности и по элементам.
75. Границы и условия применения индексного метода.
76. Комплексное использование индексного и регрессионного методов анализа.
77. Показатели простой /одномерной/ структуры.
78. Показатели иерархической «древовидной» структуры.
79. Показатели балансовой структуры.
81. Сравнительный анализ структур.
82. Показатели концентраций, специализации, монополизации. Многомерная структура.
83. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры.
84. Ранговые и инновационные изменения структуры.
85. Задачи и основные разделы социально-экономической статистики.
86. Показатели численности, состава и движения населения.
87. Система показателей численности, состава и движения трудовых ресурсов.
88. Статистическое изучение фондов рабочего времени, их структуры и использования.
89. Основополагающие концепции и определения в системе национальных счетов.
90. Национальное богатство и его состав.
91. Классификация основных и оборотных фондов предприятия.
92. Способы оценки основных фондов, баланс основных фондов.
93. Показатели состояния, движения и уровня использования основных фондов.
94. Основные макроэкономические показатели производства товаров и услуг: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, добавленная стоимость.
95. Методы расчета валового внутреннего продукта.
96. Микроэкономические показатели производства товаров и услуг: валовой оборот, валовая, товарная, реализованная продукция.
97. Стоимостные показатели продукции сельского хозяйства.
98. Стоимостные показатели продукции строительства.
99. Классификация статуса занятых.
100. Показатели занятости и безработицы населения.
101. Понятие о национальном доходе, методы его исчисления.
102. Показатели статистики цен и товаров.
103. Виды цен и тарифов.
104. Индекс потребительских цен, потребительская корзина.
105. Основные показатели статистики финансов предприятий.
106. Показатели статистики денежного обращения.
107. Основные показатели внешнеэкономической статистики.
108. Показатели статистики производительности труда.
109. Показатели статистики оплаты труда.
110. Показатели статистики себестоимости продукции.
111. Система показателей уровня жизни населения: российская рекомендованная ООН.
112. Показатели уровня и структуры доходов населения.
113. Показатели объема, структуры и уровня потребления населения материальных благ и услуг.
114. Международные сопоставления важнейших показателей социально-экономической статистики
Тестирование
1. Объектом статистического наблюдения являются:
1) явления, подлежащие обследованию;
2) совокупность элементов, подлежащих обследованию;
3) первичный элемент, от которого получают информацию;
4) первичный элемент, признаки которого регистрируются.
2. Единицей статистического наблюдения является:
1) первичный элемент, признаки которого регистрируются;
2) первичная единица совокупности, от которой получают информацию;
3) социально-экономическое явление (или процесс), которое изучается;
4) статистический формуляр (отчет, анкета, учетная карта).
3. Во время инвентаризации кредиторской задолженности клиентов коммерческих банков объектом наблюдения являются:
а) объемы кредиторской задолженности;
б) коммерческие банки.
Единицей совокупности являются:
г) клиенты-должники.
Ответы: 1) а, в; 2) а, г; 3) б, в; 4) б, г.
4. При выборочной проверке средних школ города по поводу качества питания учащихся в школьных столовых единицей наблюдения является:
а) учащийся школы;
б) школа.
Единицей совокупности является:
в) учащийся школы;
г) школьная столовая.
Ответы: 1) а, г; 2) б, в; 3) б, г; 4) а, в.
5. Цензом в статистике называют:
а) орган, осуществляющий наблюдение;
б) лицо, осуществляющее наблюдение;
в) набор количественных и качественных ограничительных признаков.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) в; 4) а, б.
6. Количественными признаками являются:
а) стаж работы; б) профессия.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
7. Непрерывными признаками являются:
а) оценка знаний студентов;
б) средний балл оценок.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
8. Дискретными признаками являются:
а) число стран-экспортеров;
б) объем экспорта товаров и услуг.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
9. Ошибки регистрации присущи наблюдению:
а) сплошному;
б) выборочному.
Ошибки репрезентативности присущи наблюдению:
в) сплошному;
г) выборочному.
Ответы: 1) а, в; 2) а, г; 3) б, г; 4) а, б, г.
10. Сводка статистических данных – это:
а)разбивка совокупности на группы и подгруппы по наиболее характерному признаку;
б) это упорядочивание, классификация и систематизация данных.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) - .
11. Многоступенчатое разбиение совокупности по атрибутивному признаку с четко определенными требованиями и условиями отнесения элементов к той или иной группе называют:
а) классификацией;
б) группировкой.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) - .
12. Вариационным рядом распределения является:
а) распределение городов по количеству жителей;
б) распределение фермерских хозяйств по размеру посевных площадей.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
13. В форме дискретного ряда целесообразно представить распределение рабочих предприятия:
а) по стажу работы;
б) по уровню квалификации (тарифные разряды).
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
14. Показатели, характеризующие объемы, размеры социально-экономических явлений, - величины:
а) абсолютные;
б) относительные.
в) натуральными, трудовыми, стоимостными;
г) коэффициентами, процентами.
Ответы: 1) а, в; 2) а, г; 3) б, в; 4) б, г.
15. Укажите относительные величины интенсивности:
а) на 1000 женщин приходится 895 мужчин;
б) количество новорожденных на 1000 жителей составляет 13,5.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
16. На начало года капитал коммерческих банков составлял, млн. ден. ед.: банка А – 760, банка В – 420; прибыль соответственно 266 и 147. Прибыльность капитала (прибыль/капитал):
1)больше в банке А;
2) больше в банке В;
3) в обоих банках одинакова;
4) вывод сделать невозможно.
17. Укажите относительные величины структуры:
а) бюджетные расходы на охрану здоровья составляют 10%;
б) в экспорте продукции акционерного общества 48% приходится на Китай, 29% - на Россию.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
18. Укажите относительные величины структуры:
а) оборотные средства фирмы за прошлый год увеличились на 20%;
б) товарно-материальные ценности в оборотных средствах составляют 44%.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
55. На начало года в регионе проживало 2,5 млн чел., в том числе в городах – 1,5. Доля
19. Для определения среднего значения признака, объем которого представляет сумму индивидуальных его значений, выраженных абсолютными показателями, нужно применить формулу средней:
1) гармонической;
2) арифметической;
3) геометрической;
4) квадратической.
Ответы: 1, 2, 3, 4.
20. Если все индивидуальные значения признака увеличить в 5 раз, то средняя:
1) увеличится в 5 раз;
2) не изменится;
3) увеличится на пять;
4) изменение средней предсказать нельзя.
Ответы: 1, 2, 3, 4.
21. Налог на добавленную стоимость для всех товаропроизводителей увеличен на 3%. Как изменился средний размер налога на добавленную стоимость?
Ответы: 1) увеличился; 2) не изменился; 3) ответ не определен.
22. Мода в ряду распределения – это:
а) наиболее распространенное значение признака;
б) наибольшая частота.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
23. Медиана в ряду распределения – это:
а) наиболее распространенное значение признака;
б) значение признака, делящее ряд пополам.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
24. Вариация – это:
а) разнообразие значений определенного признака в статистической совокупности;
б) отличия значений разных признаков у отдельного элемента совокупности.
Можно ли измерять вариацию по данным ряда распределения?
в) да; г) нет.
Ответы: 1) а, в; 2) а, г; 3) б, в; 4) б, г.
25. Какое (какие) из указанных ниже действий необходимо произвести для расчета средней
а) закрыть интервалы;
б) заменить интервалы их среднем значением;
в) рассчитать среднюю арифметическую взвешенную.
Ответы: 1) а, б; 2) а, в; 3) б, в; 4) а, б, в.
26. Какие показатели являются показателями центра распределения вариационного ряда:
а) мода;
б)медиана;
в) средняя арифметическая;
г) коэффициент вариации;
д) темп роста.
Ответы: 1) все; 2) а, б; 3) а, б, г; 4) а, б, д; 5) -.
27. Сводка статистических материалов включает следующие этапы:
а) контроль первичных данных;
б) группировка;
в) подсчет итогов;
г) изложение результатов сводки в
виде таблиц.
Ответ: 1) а, б, в; 2) б, в, г; 3) а, в, г; 4) а, б, г.
28. Статистической группировкой называется:
а) расчленение совокупности на группы и подгруппы по определенным существенным признакам;
б) собирание статистических данных по определенным объектам, группам и т.д.
Ответ: 1) а; 2) б; 3) а, б; 4) -.
29. Остатки оборотных средств на конец каждого квартала – это ряд динамики:
а) интервальный;
б) моментный.
Средний уровень этого ряда рассчитывается по формуле средней:
в) арифметической;
г) хронологической.
Ответы: 1) а,в; 2) а,г; 3) б,в; 4) б,г.
30. Коэффициент вариации менее 10%, что это обозначает:
а) вариация слабая, совокупность качественно однородна и средняя типична;
б) вариация умеренная, совокупность качественно однородная и средняя типична;
в) вариация сильная, совокупность качественно неоднородная и средняя нетипична.
Ответы: 1) а; 2) б; 3) в; 4) -.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.