ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические задания;Курсовая работа;Тестирование;Отчет по лабораторной работе .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Общее устройство автомобиля
Общее устройство автомобиля, понятия и определения. Классификация автомобилей. Классификация автомобилей по различным признакам. Система обозначения и маркировка автомобилей. Классификация легковых автомобилей и автобусов, их обозначение и маркировка. Классификация грузовых автотранспортных средств, их обозначение и маркировка. Классификация автомобильных двигателей и их сравнительная оценка
Основные механизмы ДВС.
Типы и виды двигателей. Основные типы двигателей внутреннего сгорания. Основные параметры поршневых двигателей. Рабочие процессы четырехтактного карбюраторного двигателя и четырехтактного дизеля. Блок и головка цилиндров. Поршневая группа и шатуны. Коленчатый вал и маховик. Требования, предъявляемые к поршню и особенности конструкции. Основы конструкции и материалы гильз цилиндров. Требования, предъявляемые при комплектовании поршней и гильз. Типы и основы конструкции компрессионных и маслосъемных колец. Основы конструкции и материалы поршневых пальцев и шатунов. Требования, предъявляемые при комплектовании КШМ. Основы конструкции и материал коленчатых валов и вкладышей.
Типы газораспределительных механизмов. Общее устройство. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме. Привод распределительного вала. Фазы газораспределения. Основы конструкции, материал и виды термообработки деталей ГРМ: клапанов, направляющих втулок, распредвалов, толкателей, штанг, коромысел.
Трансмиссия автомобиля. Проходимость и плавность хода.
Назначение и классификация трансмиссий автомобилей. Принципиальная схема, работа и характеристика гидротрансформатора. Назначение и классификация сцеплений. Устройство и работа однодискового и двухдискового сцеплений. Приводы включения сцеплений, их классификация. Устройство и принцип работы усилителей привода сцеплений.
Классификация и общее устройство коробок передач. Типы синхронизаторов, их назначение, устройство и работа. Механизмы управления коробкой передач. Кинематическая схема КП с делителем, устройство и принцип действия. Схема управления делителем, принцип действия. Гидромеханическая передача, устройство и принцип действиям. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Механизм включения привода переднего моста и понижающей передачи.
Классификация, кинематические схемы и принцип действия дифференциалов. Необходимость блокировки дифференциалов. Устройство и работа самоблокирующегося дифференциала. Принцип действия системы включения принудительной блокировки межосевого дифференциала. Полуоси, назначение, классификация и устройство. Особенности конструкции полуосей ведущих управляемых колес. Типы ШРУСов, назначение, устройство и работа. Назначение, классификация и общее устройство зависимых подвесок автомобилей. Типы амортизаторов, устройство и работа. Назначение, классификация и общее устройство независимых подвесок автомобилей. Стабилизация управляющих колес, углы установки колес и шкворней, параметры стабилизации и способы регулировки.
Механизмы управления автомобиля, управляемость, маневренность и устойчивость.
Типы тормозных приводов. Двухконтурный привод: П-образный и X -образный, преимущества и недостатки приводов. Принципиальная схема гидравлического привода тормозов с вакуумным усилителем, устройство и работа. Принципиальная схема пневматического привода тормозов, основные агрегаты и их назначение. Основы конструкции и работа аппаратов питающей части привода: компрессора, регулятора давления, устройства против замерзания, двойного и тройного защитных клапанов. Основные агрегаты контуров рабочей тормозной системы, их конструкция и работа. Назначение, общее устройство и работа регуляторов тормозных сил и антиблокировочные систем (АБС). Контур стояночной тормозной системы.
Методы проверки тормозной системы при дорожных испытаниях и на роликовом тормозном стенде.
Рулевое управление автомобиля, основные элементы, их назначение и конструктивные особенности. Типы рулевых механизмов, передаточное число рулевого управления. Гидрообъемное рулевое управление: общее устройство, принцип действия, работа следящего механизма. Типы усилителей рулевого управления. Удобство и работа гидроусилителя руля. Требования к техническому состоянию рулевого управления и методы проверки.
Газораспределительный механизм двигателя КамАЗ
Смазочная система. Система охлаждения.
Смазочная система. Система охлаждения.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Классификация автомобилей
2. Общее устройство автомобиля, понятия и определения
3. Основные типы двигателей внутреннего сгорания
4. Основные параметры поршневых двигателей
5. Рабочие процессы четырехтактного карбюраторного двигателя
6. Рабочие процессы четырехтактного дизеля
7. Методы форсирования двигателей
8. Многоцилиндровые двигатели
9. Блок и головка цилиндров
10. Поршневая группа и шатуны
11. Коленчатый вал и маховик
12. Основные типы механизмов газораспределения
13. Привод распределительного вала
14. Фазы газораспределения
15. Устройство и работа системы смазки
16. Приборы смазочной системы
17. Устройство и работа системы охлаждения
18. Устройство и работа системы питания
19. Приборы системы питания
20. Карбюратор
21. Классификация и требования к сцеплению
22. Фрикционные однодисковые сцепления
23. Основные элементы фрикционного сцепления
24. Детали клапанного механизма
25. Привод сцепления
26. Назначение и типы коробки передач
27. Трехвальная коробка передач
29. Гидромеханическая коробка передач
30. Назначение и типы мостов
31. Ведущий мост
32. Главная передача
33. Дифференциал
34. Полуоси
35. Назначение и типы тормозных систем
36. Тормозные механизмы
37. Тормозные приводы
38. Регулятор тормозных сил
39. Назначение и типы колес
40. Типы, размеры и маркировка шин
41. Камерные и бескамерные шины
42. Профиль шин
43. Двухвальная коробка передач
44. Назначение и типы рулевого управления
45. Травмобезопасное рулевое управление
46. Рулевой механизм
47. Рулевой привод
48. Рулевой усилитель
49. Понятия, определения и классификация потребительских свойств
50. Условия эксплуатации транспортного средства
51. Радиусы колеса
52. Режимы качения колеса
53. Оценка потерь, связанных с качением колеса
54. Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
55. Движущие силы автомобиля
56. Силы сопротивления, действующие на автомобиль
57. Силовой и мощностной баланс автомобиля
58. Тягово-скоростные свойства, оценочные показатели и их содержание
59. Экспериментальное определение показателей тягово-скоростных свойств
60. Расчетно-аналитическое определение показателей тягово-скоростных свойств
61. Обобщенный показатель тягово-скоростных свойств.
62. Определения, оценочные показатели и нормы тормозных свойств
63. Уравнение движения автомобиля при торможении
64. Оптимальное распределение тормозных сил
65. Торможение с неполным использованием сил сцепления
66. Методы оценки тормозных свойств (экспериментальные и расчетно-аналитические)
67. Определения и оценочные показатели топливной экономичности
68. Уравнения расхода топлива
69. Особенности экспериментального определения показателей топливной экономичности
70. Расчетное определение показателей топливной экономичности
71. Влияние конструктивных факторов на топливную экономичность
72. Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность
73. Определения, оценочные показатели управляемости и методика их экспериментального определения
74. Кинематика поворота
75. Понятие, определения и оценочные показатели устойчивости
76. Поперечная устойчивость
77. Занос переднего и заднего мостов
78. Продольная устойчивость
79. Аэродинамическая устойчивость
80. Понятие и определение проходимости
82. Тяговые и опорные показатели проходимости
83. Влияние конструкции на проходимость автомобиля
84. Увеличение проходимости
85. Определения и оценочные показатели маневренности
86. Экспериментальное и расчетное определение показателей маневренности
87. Определения и измерители плавности хода
88. Влияние колебаний на человека
89. Колебания автомобиля
90. Повышение плавности хода
91. Вибрации и шум
92. Регуляторы тормозных сил с обратной связью
93. Регуляторы тормозных сил без обратной связи
94. Коэффициент учета вращающихся масс
95. Графический метод решения уравнений силового и мощностного балансов
96. Приемистость
97. Динамическое преодоление дорожных сопротивлений
98. Расчет служебного торможения
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Классификация автомобилей
2. Общее устройство автомобиля, понятия и определения
3. Основные типы двигателей внутреннего сгорания
4. Основные параметры поршневых двигателей
5. Рабочие процессы четырехтактного карбюраторного двигателя
6. Рабочие процессы четырехтактного дизеля
7. Методы форсирования двигателей
8. Многоцилиндровые двигатели
9. Блок и головка цилиндров
10. Поршневая группа и шатуны
11. Коленчатый вал и маховик
12. Основные типы механизмов газораспределения
13. Привод распределительного вала
14. Фазы газораспределения
15. Устройство и работа системы смазки
16. Приборы смазочной системы
17. Устройство и работа системы охлаждения
18. Устройство и работа системы питания
19. Приборы системы питания
20. Карбюратор
21. Классификация и требования к сцеплению
22. Фрикционные однодисковые сцепления
23. Основные элементы фрикционного сцепления
24. Детали клапанного механизма
25. Привод сцепления
26. Назначение и типы коробки передач
27. Трехвальная коробка передач
28. Многовальная коробка передач
29. Гидромеханическая коробка передач
30. Назначение и типы мостов
31. Ведущий мост
32. Главная передача
33. Дифференциал
34. Полуоси
35. Назначение и типы тормозных систем
36. Тормозные механизмы
38. Регулятор тормозных сил
39. Назначение и типы колес
40. Типы, размеры и маркировка шин
41. Камерные и бескамерные шины
42. Профиль шин
43. Двухвальная коробка передач
44. Назначение и типы рулевого управления
45. Травмобезопасное рулевое управление
46. Рулевой механизм
47. Рулевой привод
48. Рулевой усилитель
49. Понятия, определения и классификация потребительских свойств
50. Условия эксплуатации транспортного средства
51. Радиусы колеса
52. Режимы качения колеса
53. Оценка потерь, связанных с качением колеса
54. Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
55. Движущие силы автомобиля
56. Силы сопротивления, действующие на автомобиль
57. Силовой и мощностной баланс автомобиля
58. Тягово-скоростные свойства, оценочные показатели и их содержание
59. Экспериментальное определение показателей тягово-скоростных свойств
60. Расчетно-аналитическое определение показателей тягово-скоростных свойств
61. Обобщенный показатель тягово-скоростных свойств.
62. Определения, оценочные показатели и нормы тормозных свойств
63. Уравнение движения автомобиля при торможении
64. Оптимальное распределение тормозных сил
65. Торможение с неполным использованием сил сцепления
66. Методы оценки тормозных свойств (экспериментальные и расчетно-аналитические)
67. Определения и оценочные показатели топливной экономичности
68. Уравнения расхода топлива
69. Особенности экспериментального определения показателей топливной экономичности
70. Расчетное определение показателей топливной экономичности
71. Влияние конструктивных факторов на топливную экономичность
72. Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность
73. Определения, оценочные показатели управляемости и методика их экспериментального определения
74. Кинематика поворота
75. Понятие, определения и оценочные показатели устойчивости
76. Поперечная устойчивость
77. Занос переднего и заднего мостов
78. Продольная устойчивость
79. Аэродинамическая устойчивость
80. Понятие и определение проходимости
81. Геометрические показатели проходимости
82. Тяговые и опорные показатели проходимости
83. Влияние конструкции на проходимость автомобиля
84. Увеличение проходимости
85. Определения и оценочные показатели маневренности
86. Экспериментальное и расчетное определение показателей маневренности
87. Определения и измерители плавности хода
88. Влияние колебаний на человека
89. Колебания автомобиля
91. Вибрации и шум
92. Регуляторы тормозных сил с обратной связью
93. Регуляторы тормозных сил без обратной связи
94. Коэффициент учета вращающихся масс
95. Графический метод решения уравнений силового и мощностного балансов
96. Приемистость
97. Динамическое преодоление дорожных сопротивлений
98. Расчет служебного торможения
Примеры тестовых заданий
Задание № 1
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета муфты сцепления»
1. Определить основные параметры сцепления.
2. Рассчитать работу трения сцепления.
3. Рассчитать привод управления сцеплением.
Приведите схему привода в масштабе 1:2.
Задание № 2
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета коробки передач»
1. По имеющемуся методическому материалу обоснуйте:
а) выбор схемы коробки передач;
б) число ступеней;
в) передаточных чисел.
Используйте расчет главной передачи.
2. Определить основные параметры КП:
а) межосевое расстояние;
б) модуль зубчатой передачи;
в) ширину венцов.
2.1. Определить по эмпирическим формулам параметры ( и d) валов коробки передач.
2.2. Определить по эмпирическим формулам параметры подшипников валов КП.
3. Определить силы, действующие на зубчатые колеса.
3.1. Определить реакции опор на валах.
3.2. Определить изгибающие и крутящие моменты на валах.
3.3. Построить эпюры моментов.
3.4. Определить напряжения в сечениях.
3.5. Рассчитать валы КП на жесткость.
3.6. Определить динамическую грузоподъемность и долговечность подшипников.
Задание № 3
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета главной передачи»
1. Дайте характеристику применяемых главных передач на отечественных марках автомобилей. Обоснуйте необходимость их применения и значение передаточных чисел.
1.1. По приведенным в таблицах 4.5 параметрам рассчитать:
а) силы, действующие в зацеплении конической пары шестерен;
б) реакции опор;
в) проверить валы главной передачи на прочность и жесткость.
2. Рассчитать напряжение на зубьях шестерен.
3. Ведущий вал передачи автомобиля рассчитать на жесткость:
по величине прогиба:
а) в вертикальной плоскости;
б) в горизонтальной плоскости;
в) по углу поворота φ.
Задание № 4
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета дифференциала»
1. Дайте характеристику применяемых на отечественных автомобилях дифференциалов.
1.1. На симметричном коническом дифференциале определить:
а) окружную силу, действующую на сателлит;
в) напряжение среза шипа крестовины;
г) напряжение смятия в месте крепления шипа в корпусе дифференциала под действием окружной силы.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Классификацировать технологический и специальный транспорт, используемый в
отраслях народного хозяйства;
2.Анализировать конструкцию транспортно-технологических машин (ТТМ) и их
место в технологическом процессе.
3.Определять общее устройство автомобиля и выявление базисных деталей.
4.Классифицировать конструкцию двигателя внутреннего сгорания.
5. Определять конструкции главных передач, дифференциалов и карданных передач.
6. Определять конструктивные схемы трансмиссий ТТМ при различных видах привода навесного оборудования.
7.Прогнозировать на основе информационного поиска конкретные эксплуатационные свойства ТиТМО.
Задания для проверки результатов обучения «владеть»:
1.Владеть знаниями работы кривошипно-шатунный механизм двигателя КамАЗ.
2.Владеть знаниями работы газораспределительного механизма двигателя КамАЗ.
3.Владеть знаниями работы система питания дизельного, бензинового и газового двигателей, смазочной системы, системы охлаждения.
4.Владеть знаниями устройства сцепления и коробки передач автомобиля КамАЗ, ведущего моста автомобиля КамАЗ.
5. Рассчитывать проходимость автомобиля.
6.Разбираться в устройстве ходовой части и рулевого управления автомобиля КамАЗ. 7.Рассчитывать круговой поворот.
8.Владеть знаниями движителей автомобилей.
9.Владеть методами расчёта силового и мощностного баланса автомобиля.
10.Владеть методами расчёта динамической характеристики автомобиля.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Классификацировать технологический и специальный транспорт, используемый в
отраслях народного хозяйства;
2.Анализировать конструкцию транспортно-технологических машин (ТТМ) и их
место в технологическом процессе.
3.Определять общее устройство автомобиля и выявление базисных деталей.
4.Классифицировать конструкцию двигателя внутреннего сгорания.
5. Определять конструкции главных передач, дифференциалов и карданных передач.
6. Определять конструктивные схемы трансмиссий ТТМ при различных видах привода навесного оборудования.
7.Прогнозировать на основе информационного поиска конкретные эксплуатационные свойства ТиТМО.
Задания для проверки результатов обучения «владеть»:
1.Владеть знаниями работы кривошипно-шатунный механизм двигателя КамАЗ.
2.Владеть знаниями работы газораспределительного механизма двигателя КамАЗ.
3.Владеть знаниями работы система питания дизельного, бензинового и газового двигателей, смазочной системы, системы охлаждения.
4.Владеть знаниями устройства сцепления и коробки передач автомобиля КамАЗ, ведущего моста автомобиля КамАЗ.
5. Рассчитывать проходимость автомобиля.
8.Владеть знаниями движителей автомобилей.
9.Владеть методами расчёта силового и мощностного баланса автомобиля.
10.Владеть методами расчёта динамической характеристики автомобиля.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Примеры тестовых заданий
Задание № 1
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета муфты сцепления»
1. Определить основные параметры сцепления.
2. Рассчитать работу трения сцепления.
3. Рассчитать привод управления сцеплением.
Приведите схему привода в масштабе 1:2.
Задание № 2
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета коробки передач»
1. По имеющемуся методическому материалу обоснуйте:
а) выбор схемы коробки передач;
б) число ступеней;
в) передаточных чисел.
Используйте расчет главной передачи.
2. Определить основные параметры КП:
а) межосевое расстояние;
б) модуль зубчатой передачи;
в) ширину венцов.
2.1. Определить по эмпирическим формулам параметры ( и d) валов коробки передач.
2.2. Определить по эмпирическим формулам параметры подшипников валов КП.
3. Определить силы, действующие на зубчатые колеса.
3.1. Определить реакции опор на валах.
3.2. Определить изгибающие и крутящие моменты на валах.
3.3. Построить эпюры моментов.
3.4. Определить напряжения в сечениях.
3.5. Рассчитать валы КП на жесткость.
3.6. Определить динамическую грузоподъемность и долговечность подшипников.
Задание № 3
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета главной передачи»
1. Дайте характеристику применяемых главных передач на отечественных марках автомобилей. Обоснуйте необходимость их применения и значение передаточных чисел.
1.1. По приведенным в таблицах 4.5 параметрам рассчитать:
а) силы, действующие в зацеплении конической пары шестерен;
б) реакции опор;
в) проверить валы главной передачи на прочность и жесткость.
2. Рассчитать напряжение на зубьях шестерен.
3. Ведущий вал передачи автомобиля рассчитать на жесткость:
по величине прогиба:
а) в вертикальной плоскости;
б) в горизонтальной плоскости;
Задание № 4
Тема: «Анализ конструкций, элементы расчета дифференциала»
1. Дайте характеристику применяемых на отечественных автомобилях дифференциалов.
1.1. На симметричном коническом дифференциале определить:
а) окружную силу, действующую на сателлит;
б) напряжение смятия на шипах крестовины под сателлитом;
в) напряжение среза шипа крестовины;
г) напряжение смятия в месте крепления шипа в корпусе дифференциала под действием окружной силы.
Тематика курсовой работы
Каждый студент получает индивидуальное задание на курсовое проектирование по теме: «"Рабочие процессы агрегатов и механизмов автомобиля"».
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.