2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Общий курс транспорта_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.13 Общий курс транспорта
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общий курс транспорта
 
1.1
Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны. Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт. Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта. Основные понятия и терминология. Транспорт как отрасль материального производства. Классификация транспорта. Особенности развития грузового и пассажирского транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.2
Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта. Краткая историческая справка. Роль авиации в грузопассажирских перевозках. Классификация воздушного транспорта. Техническая основа. Средства и оборудования, обеспечивающие полеты воздушных аппаратов. Авиационные линии. Обеспечение безопасности полетов. Организация грузовых перевозок. Обслуживание пассажиров. Достоинства и недостатки воздушного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.3
Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта.   История возникновения и развития железных дорог. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе. Техническое оснащение железнодорожного транспорта. Железнодорожный путь. Искусственные сооружения железных дорог. Железнодорожные станции, платформы, узлы, вокзалы. Подвижной состав железных дорог. Классификация локомотивов. Самодвижущиеся единицы. Грузовой вагонный парк. Пассажирский вагонный парк. Средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. Средства связи. Организация перевозочного процесса. Система управления. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Пути развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.4
Технико-экономическая характеристика водного транспорта Роль водного транспорта в транспортной системе. Классификация видов. Морской транспорт. Краткая историческая справка о возникновении морского судоходства. Техническая база морского транспорта. Флот. Классификация судов. Морской путь. Комплекс зданий, портовых сооружений и устройств для обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Судоремонтные заводы. Технология работы морского транспорта. Организация перевозочного процесса. Средства связи. Структура управления. Достоинства и недостатки, перспективы развития морского транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.5
Технико-экономическая характеристика речного транспорта Особенности техники, технологии, организации и управления на речном транспорте. Флот. Водный путь. Порты и пристани. Технология работы речного транспорта. Организация перевозочного процесса. Достоинства и недостатки речного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.6
Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта История возникновения трубопроводного транспорта. Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны. Управление работой трубопроводов. Перспективы развития. Обеспечение безаварийности функционирования жидкостных и газовых трубопроводных систем
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.7
Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта Массовая роль автомобильного транспорта в перевозках. Подвижной состав. Классификация автомобилей. Грузовые и грузопассажирские автомобили. Автобусы. Классификация автобусов. Автомобильные дороги. Классификация автомобильных дорог. Искусственные сооружения на автомобильных дорогах. Автотранспортные предприятия. Технология работы АТП. Организация перевозочного процесса. Грузовые перевозки. Пассажирские перевозки. Система управления. Достоинства и недостатки автомобильного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.8
Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта.   Распределение грузовых и пассажирских перевозок между основными видами транспорта. Сопоставление достоинств и недостатков различных видов транспорта. Взаимодействие различных видов транспорта. Контейнерные, контрейлерные и пакетные перевозки. Научные проблемы транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.9
Экология и безопасность на транспорте Проблемы экологии на транспорте. Проблемы безопасности на транспорте. Организации, контролирующие вопросы безопасности на транспорте
1
0
1
9,5
48
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
17
0
17
73,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Философия
 
Управление проектами
 
Интеллектуальные транспортные системы
 
Проектирование схем организации дорожного движения
 
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
 
Высокотехнологичная мобильность в пространственных транспортных системах
 
Современные системы международного товародвижения
 
Экономическая теория
 
Технологическое предпринимательство
 
Экосистемные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения
 
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
 
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
 
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
 
Ознакомительная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
35,5
10
144
36
73,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
10
17
17
Другие виды самостоятельной работы
73,5
73,5
Контактная работа
2
2
2
Промежуточная аттестация(Ка)
1,5
1,5
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
0,5
0,5
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общий курс транспорта
 
1.1
Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны. Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт. Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта. Основные понятия и терминология. Транспорт как отрасль материального производства. Классификация транспорта. Особенности развития грузового и пассажирского транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.2
Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта. Краткая историческая справка. Роль авиации в грузопассажирских перевозках. Классификация воздушного транспорта. Техническая основа. Средства и оборудования, обеспечивающие полеты воздушных аппаратов. Авиационные линии. Обеспечение безопасности полетов. Организация грузовых перевозок. Обслуживание пассажиров. Достоинства и недостатки воздушного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.3
Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта.   История возникновения и развития железных дорог. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе. Техническое оснащение железнодорожного транспорта. Железнодорожный путь. Искусственные сооружения железных дорог. Железнодорожные станции, платформы, узлы, вокзалы. Подвижной состав железных дорог. Классификация локомотивов. Самодвижущиеся единицы. Грузовой вагонный парк. Пассажирский вагонный парк. Средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. Средства связи. Организация перевозочного процесса. Система управления. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Пути развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.4
Технико-экономическая характеристика водного транспорта Роль водного транспорта в транспортной системе. Классификация видов. Морской транспорт. Краткая историческая справка о возникновении морского судоходства. Техническая база морского транспорта. Флот. Классификация судов. Морской путь. Комплекс зданий, портовых сооружений и устройств для обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Судоремонтные заводы. Технология работы морского транспорта. Организация перевозочного процесса. Средства связи. Структура управления. Достоинства и недостатки, перспективы развития морского транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.5
Технико-экономическая характеристика речного транспорта Особенности техники, технологии, организации и управления на речном транспорте. Флот. Водный путь. Порты и пристани. Технология работы речного транспорта. Организация перевозочного процесса. Достоинства и недостатки речного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.6
Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта История возникновения трубопроводного транспорта. Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны. Управление работой трубопроводов. Перспективы развития. Обеспечение безаварийности функционирования жидкостных и газовых трубопроводных систем
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.7
Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта Массовая роль автомобильного транспорта в перевозках. Подвижной состав. Классификация автомобилей. Грузовые и грузопассажирские автомобили. Автобусы. Классификация автобусов. Автомобильные дороги. Классификация автомобильных дорог. Искусственные сооружения на автомобильных дорогах. Автотранспортные предприятия. Технология работы АТП. Организация перевозочного процесса. Грузовые перевозки. Пассажирские перевозки. Система управления. Достоинства и недостатки автомобильного транспорта. Перспективы развития
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.8
Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта.   Распределение грузовых и пассажирских перевозок между основными видами транспорта. Сопоставление достоинств и недостатков различных видов транспорта. Взаимодействие различных видов транспорта. Контейнерные, контрейлерные и пакетные перевозки. Научные проблемы транспорта
2
0
2
8
12
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.9
Экология и безопасность на транспорте Проблемы экологии на транспорте. Проблемы безопасности на транспорте. Организации, контролирующие вопросы безопасности на транспорте
1
0
1
9,5
48
ОПК-2.2, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
17
0
17
73,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны. Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт. Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта. Основные понятия и терминология. Транспорт как отрасль материального производства. Классификация транспорта. Особенности развития грузового и пассажирского транспорта

Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны

 
Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта. Краткая историческая справка. Роль авиации в грузопассажирских перевозках. Классификация воздушного транспорта. Техническая основа. Средства и оборудования, обеспечивающие полеты воздушных аппаратов. Авиационные линии. Обеспечение безопасности полетов. Организация грузовых перевозок. Обслуживание пассажиров. Достоинства и недостатки воздушного транспорта. Перспективы развития

Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта

 
Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта.   История возникновения и развития железных дорог. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе. Техническое оснащение железнодорожного транспорта. Железнодорожный путь. Искусственные сооружения железных дорог. Железнодорожные станции, платформы, узлы, вокзалы. Подвижной состав железных дорог. Классификация локомотивов. Самодвижущиеся единицы. Грузовой вагонный парк. Пассажирский вагонный парк. Средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. Средства связи. Организация перевозочного процесса. Система управления. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Пути развития

Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта

 
Технико-экономическая характеристика водного транспорта Роль водного транспорта в транспортной системе. Классификация видов. Морской транспорт. Краткая историческая справка о возникновении морского судоходства. Техническая база морского транспорта. Флот. Классификация судов. Морской путь. Комплекс зданий, портовых сооружений и устройств для обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Судоремонтные заводы. Технология работы морского транспорта. Организация перевозочного процесса. Средства связи. Структура управления. Достоинства и недостатки, перспективы развития морского транспорта

Технико-экономическая характеристика водного транспорта

 
Технико-экономическая характеристика речного транспорта Особенности техники, технологии, организации и управления на речном транспорте. Флот. Водный путь. Порты и пристани. Технология работы речного транспорта. Организация перевозочного процесса. Достоинства и недостатки речного транспорта. Перспективы развития

Технико-экономическая характеристика речного транспорта

 
Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта История возникновения трубопроводного транспорта. Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны. Управление работой трубопроводов. Перспективы развития. Обеспечение безаварийности функционирования жидкостных и газовых трубопроводных систем

Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта

 
Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта Массовая роль автомобильного транспорта в перевозках. Подвижной состав. Классификация автомобилей. Грузовые и грузопассажирские автомобили. Автобусы. Классификация автобусов. Автомобильные дороги. Классификация автомобильных дорог. Искусственные сооружения на автомобильных дорогах. Автотранспортные предприятия. Технология работы АТП. Организация перевозочного процесса. Грузовые перевозки. Пассажирские перевозки. Система управления. Достоинства и недостатки автомобильного транспорта. Перспективы развития

Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта

 
Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта.   Распределение грузовых и пассажирских перевозок между основными видами транспорта. Сопоставление достоинств и недостатков различных видов транспорта. Взаимодействие различных видов транспорта. Контейнерные, контрейлерные и пакетные перевозки. Научные проблемы транспорта

Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта

 
Экология и безопасность на транспорте Проблемы экологии на транспорте. Проблемы безопасности на транспорте. Организации, контролирующие вопросы безопасности на транспорте

Экология и безопасность на транспорте

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны
2
 
2
1
Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта
2
ПО
 
3
1
Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта
2
УО,ПО
 
4
1
Технико-экономическая характеристика водного транспорта
2
УО,ПО
 
5
1
Технико-экономическая характеристика речного транспорта
2
ПО
 
6
1
Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта
2
УО,ПО
 
7
1
Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта
2
УО,ПО
 
8
1
Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта
2
УО,ПО
 
9
1
Экология и безопасность на транспорте
1
ПО,тест
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
3
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
 
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История России
x
x
Экзамен,Зачет
Философия
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Общий курс транспорта
x
Экзамен
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
x
Зачет
Высокотехнологичная мобильность в пространственных транспортных системах
x
Экзамен
Современные системы международного товародвижения
x
Зачет
Экономическая теория
x
Зачет
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
x
Зачет
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-1 Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Управление проектами
x
Зачет
Проектирование схем организации дорожного движения
x
Зачет
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Экосистемные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения
x
Экзамен
Общий курс транспорта
x
Экзамен
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1 Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Зарождение и история развития транспорта.

2. Значение транспорта в жизни общества и экономике страны.

3. Особенности производственного процесса и продукции транспорта.

4. Влияние деятельности транспорта на окружающую среду. Негативные последствия развития транспорта.

5. Занятость территории подвижным составом и транспортными сооружениями.

6. Загрязнение земли, воды и атмосферы деятельностью транспорта.

7. Транспортный шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения – как экологические загрязнения.

8. Современный транспорт и перспективы развития.

9. Классификация транспорта. Транспорт как отрасль материального производства.

10. Роль морского транспорта в грузопассажирских перевозках.

11. Флот. Классификация морских судов. Понятие «качества» морского судна.

12. Морской путь. Портовые сооружения морского транспорта.

13. Техническая база морского транспорта.

14. Организация перевозочного процесса на морском транспорте. Виды плаваний.

15. Достоинства, недостатки и перспективы развития морского транспорта.

16. Роль авиации в грузопассажирских перевозках.

17. Характеристика воздушного транспорта России.

18. Техническая основа воздушного транспорта.

19. Классификация подвижного состава воздушного транспорта.

20. Аэропорт. Классификация аэропортов. Аэродром.

21. Оборудования,  обеспечивающие безопасность полетов. Авиационные линии. Воздушная трасса.

22. Организация перевозок на воздушном транспорте.

23. Воздушный транспорт: достоинства, недостатки и перспективы развития.

24. Место речного транспорта в транспортной системе России.

 
25. Характеристика речного транспорта России.

26. Техническая база речного транспорта.

27. Классификация речного флота.

28. Водный путь. Классификация речных путей.

29. Технические сооружения речного транспорта. Порты, пристани, причалы.

30. Организация перевозочного процесса на речном транспорте.

31. Достоинства, недостатки и перспективы развития речного транспорта.

32. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе страны. Взаимодействие с другими видами транспорта.

33. Техническое оснащение железнодорожного транспорта.

34. Подвижной состав железных дорог. Самодвижущиеся единицы.

35. Классификация локомотивов. Грузовой и пассажирский вагонный парк.

36. Железнодорожный путь и искусственные сооружения на железных дорогах. Железнодорожные станции.

37. Обеспечение безопасности движения на железных дорогах. Средства связи.

38. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

39. Железнодорожный транспорт: достоинства, недостатки и перспективы развития.

40. Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны, взаимодействие с другими видами транспорта.

41. Техническая база трубопроводного транспорта. Его достоинства и недостатки.

42. Перспективы развития трубопроводного транспорта. Обеспечение безаварийности трубопроводных систем.

43. Роль автомобильного транспорта  в грузопассажирских перевозках и взаимодействие с другими видами транспорта.

44. Подвижной состав автомобильного транспорта. Классификация автомобилей.

45. Классификация автомобильных дорог. Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах.

46. Автотранспортные предприятия.

47. Достоинства, недостатки и перспективы развития автомобильного транспорта.

48. Промышленный транспорт: классификация и особенности.

49. Характеристика городского и пригородного транспорта.

50. Использование различных видов городского и пригородного транспорта.

51. Взаимодействие различных видов транспорта.

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

1.Уметь характеризовать роль единой транспортной системы в развитии экономики страны

2. Определять провозные возможности  транспортной   системы

3. Рассчитывать производительность  транспортной  единицы,  транспортной   системы

4.Моделировать грузопотоки  и  пассажиропотоки

5. Оптимизировать маршрутную сеть.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного и/или письменного опроса

В рамках дисциплины предусмотрены контрольные вопросы отражающие следующие аспекты освоения дисциплины:

• Экономическое, государственное, социальное, военное и культурное значение транспорта.

• Роль транспорта в глобализации, интеграции и международной специализации

 
регионов.

• Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт.

• Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта.

• Основные понятия и терминология.

• Транспорт как отрасль материального производства.

• Классификация транспорта.

• Особенности развития грузового и пассажирского транспорта

• Основные элементы транспортных систем.

• Понятие транспортного процесса. Показатели мощности технического оснащения транспорта.

• Объемные показатели перевозочной работы. Показатели качества технической работы транспорта.

• Показатели экономической эффективности работы.

• Показатели развития транспортной сети.

• Роль авиации в грузопассажирских перевозках.

• Классификация воздушного транспорта.

• Средства и оборудования, обеспечивающие полеты воздушных аппаратов.

• Авиационные линии.

• Обеспечение безопасности полетов.

• Достоинства и недостатки воздушного транспорта.

• Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе.

• Техническое оснащение железнодорожного транспорта.

• Железнодорожный путь.

• Искусственные сооружения железных дорог.

• Железнодорожные станции, платформы, узлы, вокзалы.

• Подвижной состав железных дорог.

• Классификация локомотивов.

• Самодвижущиеся единицы.

• Грузовой вагонный парк.

• Пассажирский вагонный парк.

• Средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте.

• Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта

• Техническая база морского транспорта.

• Флот.

• Классификация судов.

• Морской путь.

• Судоремонтные заводы.

• Технология работы морского транспорта.

• Достоинства и недостатки, перспективы развития морского транспорта

• Особенности техники, технологии, организации и управления на речном транспорте.

• Водный путь.

• Порты и пристани.

• Технология работы речного транспорта.

• Организация перевозочного процесса.

• Достоинства и недостатки речного транспорта

• Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны.

• Управление работой трубопроводов.

• Обеспечение безаварийности функционирования жидкостных и газовых трубопроводных систем.

• Классификация автомобилей.

• Грузовые и грузопассажирские автомобили.

• Автобусы. Классификация автобусов.

• Автомобильные дороги. Классификация автомобильных дорог.

• Искусственные сооружения на автомобильных дорогах.

 
• Автотранспортные предприятия.

• Технология работы АТП.

• Организация перевозочного процесса.

• Грузовые перевозки.

• Пассажирские перевозки.

• Система управления.

• Достоинства и недостатки автомобильного транспорта

• Транспорт и окружающая среда.

• Технология работы, проблемы и перспективы развития различных видов транспорта

• Промышленные, муниципальные и энергетические транспортные системы.

• Новейшие транспортные системы и технологии.

• Взаимодействие видов транспорта.

• Модели выбора типа подвижного состава.

6.2.  Тестовые вопросы

1. Объем перевозки грузов различают:

а) планируемый и фактически выполненный;

б) универсальный и специальный;

в) отправленный и прибывший.

2. Объем перевозки грузов определяется как:

а) произведение отправленных (перевезенных грузов);

б) суммирование всех отправленных (перевезенных) грузов;

в) ни один ответ неверный.

3. Грузооборот учитывает:

а) только массу перевезенного груза;

б) массу перевезенного груза и расстояние его перевозки;

в) только расстояние перевезенного груза;

г) массу перевезенного груза и время затраченное в пути.

4. Грузооборот исчисляется по:

а) общей массе грузов;

б) общей массе грузов и по отдельным наименованиям;

в) отдельным наименованиям.

5. Объем перевозки пассажиров определяется по формуле:

а) a=∑al+pl

б) ∑a=a1+a2+…+an

в) lcp=∑al/∑a

6. Объем перевозки пассажиров обычно определяется:

а) за год;

б) за квартал;

в) за месяц;

г) все варианты верные.

7. Пассажирооборот – это:

а) сумма произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки;

б) продукция транспорта;

в) приведенный грузооборот.

8. Продукцией транспорта считаются:

а) грузооборот и пассажирооборот;

б) приведенный грузооборот;

в) объем перевозки пассажиров и грузов;

г) все ответы верны.

9. Приведенный грузооборот вычисляется:

а) на всех видах универсального транспорта;

б) на всех видах специального и специализированного транспорта;

в) все варианты верны.

10. Приведенный грузооборот учитывает:

а) общую суммарную работу по грузовому и пассажирскому движению;

б) суммарную работу различных видов транспорта;

 
в) верны оба варианта.

11. Приведенный грузооборот определяется по формуле:

а) ∑p=p1+p2+…+pn

б) lcp=∑al/∑a

в) ∑plприв=∑pl+K∑al

12. Значение коэффициента перевода (К):

а) на любом виде транспорта едино;

б) на каждом виде транспорта различно;

в) на каждом виде транспорта различно и в формулу подставляется среднее значение.

13. Значение коэффициента перевода пасс.-км  в ткм зависит:

а) от объема грузовых и пассажирских перевозок;

б) от себестоимости грузовых и пассажирских перевозок;

в) от расстояния перевозок.

14. Среднюю дальность перевозки груза рассчитывают:

а) по всему грузопотоку;

б) по отдельным наименованиям грузов;

в) все варианты верны.

15. Среднюю дальность перевозки пассажиров вычисляют:

а) по общему потоку пассажиров;

б) по отдельным сообщениям;

в) по потокам пригородных и городских пассажиров;

г) все ответы верны.

16. Скорость доставки пассажиров и грузов – это:

а) качественный показатель;

б) количественный показатель;

в) качественный и количественный показатель перевозочной работы транспорта.

17. С помощью количественных и качественных  показателей использования технических средств транспорта можно оценить качество использования подвижного состава:

а) во времени;

б) в части его мощности;

в) в части его грузоподъемности;

г) все ответы верны.

18. Оборот транспортной единицы – это:

а) время затрачиваемое транспортной единицей  на выполнение одного перевозочного цикла;

б) количество километров, которые проходит каждая транспортная единица;

19. Оборот транспортной единицы включает в себя:

а) погрузку, следование от пункта отправления до пункта назначения, выгрузку;

б) следование от пункта отправления до пункта назначения;

в) погрузку, следование от пункта отправления до пункта назначения, выгрузку, следование к пункту очередной погрузки.

20. Среднесуточный пробег – это:

а) количество километров, которые проходит в среднем каждая транспортная единица за сутки;

б) время затрачиваемое транспортной единицей  на выполнение одного перевозочного цикла.

21. Статическая нагрузка – это:

а) качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки;

б) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.

22. Производительность транспортной единицы – это:

а) качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки;

б) степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности, по мощности;

в) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.

 
23. Динамическая нагрузка – это:

а) степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности, по мощности;

б) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.

24. Главными показателями качества использования подвижного состава и парка в целом на всех видах транспорта являются:

а) статическая нагрузка;

б) динамическая нагрузка;

в) производительность на 1 т грузоподъемности;

г) производительность на 1 кВт мощности.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте : учебник / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 352 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a7dba496f0086.14296455. 2. Беспроводные технологии на автомобильном транспорте. Глобальная навигация и определение местоположения транспортных средств : учеб. пособие / В.М. Власов, Б.Я. Мактас, В.Н. Богумил, И.В. Конин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 184 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_591aea600e5f05.45330352. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851012 3. Минько, Р.Н. Транспортные системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте: учебно-методическое пособие / Р.Н. Минько. – М.: «ТрансЛит», 2011. – 80с. 4. Троицкая, Н.А. Единая транспортная система: учебник / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Изд-во «Академия», 2013. – 240с. 5 Амиров, М.Ш. Единая транспортная система: учебник / М.Ш. Амиров, С.М. Амиров. – М.: КНОРУС, 2012. – 184с. б) дополнительная литература: 1. Охрана труда на автомобильном транспорте : учеб. пособие / И.С. Туревский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945539 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Введение в специальность: Учеб. пособие / Туревский И.С. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0260-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/484237 3. Исаева, А. А. Организация и технология перевозок пассажиров, туристов и багажа на транспорте [Электронный ресурс] : Методические рекомендации. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2014. - 32 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com 4. Гусаков, Н.В. Техническое регулирование в автомобилестроении: словарь-справочник / Н.В. Гусаков, Б.В. Кисуленко. - М. : Машиностроение, 2008. - 272 с.    5 Дридж, Р. Автомобили мира / Ричард Дридж, пер. с англ. Э. Ионовой. - М.: Мир энциклопедии Аванта+, Астрель, 2010. - 216с. 6. Кузьмин Н.А. Автомобильный справочник-энциклопедия: справочное пособие / Н.А. Кузьмин, В.И. Песков. - М.: ФОРУМ, 2011. - 288с.: ил.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3.  Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета,

 
статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .