2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Основы менеджмента_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.09 Основы менеджмента
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-6.3 Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
ОПК-4.1 Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Менеджмент
 
1.1
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.2
Методологические основы менеджмента. Управление социально-экономическими системами
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.3
Инфраструктура менеджмента. Социофакторы и этика менеджмента
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.4
Природа и состав функций менеджмента. Моделирование ситуаций и разработка решений
4
0
4
6
14
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.5
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения
4
0
4
6
14
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.6
Формы организации менеджмента. Управление изменениями
3
0
3
7,5
50
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
Всего часов:
17
0
17
37,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Тайм-менеджмент
 
Антикоррупционная политика
 
Правоведение
 
Социология
 
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
 
Финансы
 
Общий менеджмент
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Ознакомительная практика
 
Экономика и управление интегрированными корпоративными структурами в строительстве
 
Управление персоналом
 
Основы логистической деятельности
 
Финансовый менеджмент
 
Организация и нормирование труда в строительстве
 
Основы профессионального развития
 
Философия
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-6.3 Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
ОПК-4.1 Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
6
108
36
37,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
6
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
37,5
37,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Менеджмент
 
1.1
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.2
Методологические основы менеджмента. Управление социально-экономическими системами
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.3
Инфраструктура менеджмента. Социофакторы и этика менеджмента
2
0
2
6
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.4
Природа и состав функций менеджмента. Моделирование ситуаций и разработка решений
4
0
4
6
14
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.5
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения
4
0
4
6
14
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
1.6
Формы организации менеджмента. Управление изменениями
3
0
3
7,5
50
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.2, УК-6.3, ОПК-4.1
 
Всего часов:
17
0
17
37,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами

Общая теория управления. Менеджмент как фактор экономического развития. Сущность и

функции менеджмента в современной экономике. Взаимосвязь основных категорий

менеджмента: цель, предмет, субъекты и объекты. Виды и принципы менеджмента. Человек в

системе менеджмента. Роли менеджеров по Г.Минцбергу, структура корпуса менеджеров по

П.Друккеру.

 
Методологические основы менеджмента. Управление социально-экономическими системами

Концепция менеджмента. Наука и практика менеджмента: проблемы взаимодействия.

Типология управления. Научный подход к управлению: особенности и основные черты.

Концепция системного подхода. Процессуальный подход. Целевое и ситуационное

управление. Количественные и вероятностные аспекты менеджмента. Методологические

схемы менеджмента. Постоянные и переменные элементы менеджмента. Цели, структура,

функции, задачи, технология, персонал, информация, техника

 
Инфраструктура менеджмента. Социофакторы и этика менеджмента

Основные черты социально- экономической сферы.

Факторы прямого влияния социально-экономической сферы на менеджмент. Факторы

косвенного влияния социально-экономической сферы на менеджмент. Развитие

международного бизнеса, глобализация экономики и управления

 
Природа и состав функций менеджмента. Моделирование ситуаций и разработка решений

Функции в

организации: разделение и объединение труда. Функции менеджмента: назначение и

характеристика. Анализ и проектирование функций менеджмента. Организационное и

социально-психологическое содержание функций управления. Взаимосвязь общих

функций, в процессе управления. Функции специализации аппарата управления

 
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Цель, прогноз, программа,

стратегия: связи и взаимодействие в современном менеджменте. Разновидности планов и

типы планов. Приемы, процедуры и правила разработки стратегических и тактических планов.

Социальные и экономические факторы стратегического планирования. Стратегическое

планирование и разработка программ. Оценивание стратегии. Эталонные стратегии развития

бизнеса. Конкурентные стратегии М. Портера. Модели стратегического управления бизнесом

 
Формы организации менеджмента. Управление изменениями

Формы организации системы менеджмента. Организационная структура управления: ее

основные элементы. Типология структуры управления. Организационное конструирование

структуры. Функциональное обособление звеньев в системе менеджмента. Формирование

организационных подразделений в системе менеджмента. Факторы организационной

интеграции в системе менеджмента. Иерархические и бюрократические структуры

управления. Адекватные структуры. Организация управления проектом. Организация с

программно - меняющейся структурой, компьютерная техника в оптимизации

организационных форм менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте.

Реинжиниринг бизнес - процессов и реорганизация организационной структуры

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Закономерность управления различными системами. Кибернетические и экономические

системы: сходство и различия. Система и свойства системы. Характеристика

производственной системы. Основные элементы системы управления: цель управления,

процесс управления, механизм управления. Дифференциация и интеграция управления.

Автократическое коллегиальное, коллективное и либеральное управление. Внутрисистемные и

внесистемные контуры управления.

2
УО
 
2
1
Понятие и сущность организации. Основы построения и развития организации. Механические

и органические организационные системы. Корпоративная и индивидуалистическая

организации. Фаза жизненного цикла организации. Социально-экономические системы и

адаптация к требованиям рынка. Делиринговые и даунсайдинговые организации, оценка

эффективности управления

2
ПО
 
3
1
Социальная ответственность: формы и развитие.

Правовые факторы, культура и этика менеджмента. Система подготовки менеджеров:

методология, организация и перспективы

2
ПО
 
4
1
Моделирование ситуаций, методологические принципы

построения моделей, типы моделей, применяемых в управлении. Природа и классификация

управленческих решений, методология и организация разработки решения, основные факторы

ограничения рациональности решения. Информационное обеспечение разработки решения.

Поведение менеджеров и принятие управленческих решений, оценка последствий

принимаемых решений

4
ПО
 
5
1
Организационные отношения в системе менеджмента. Зависимость организации от

социально-экономической среды. Типы организаций. Регламенты, нормативы и инструкции

как элементы организации. Типы организационных связей. Организационно-структурные

характеристика менеджмента. Факторы децентрализации и организационной интеграции в

менеджменте. Распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе

менеджмента. Полномочия и ответственность. Структура персонала и структура

организационно-формализованных функций

4
ПО
 
6
1
Управление организационными изменениями. Организационные изменения и цели развития

организации. Организационные изменения и динамичность экономических и управленческих

процессов. Типология и классификация организационных изменений. Инжиниринг и

реинжиниринг бизнес процессов и организационные изменения. Реорганизация: цели, объект

и предмет проведения, методологические принципы реорганизации. Перманентная

реорганизация. Технология проведения реорганизации. Методы оценки эффективности

организационных изменений. Организационный потенциал и методы его оценки

3
ПО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тайм-менеджмент
x
Зачет
Организация и нормирование труда в строительстве
x
Экзамен,Курсовой проект
Основы менеджмента
x
Экзамен
Общий менеджмент
x
Экзамен
Правоведение
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-4 Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы менеджмента
x
Экзамен
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Зачет с оценкой,Зачет
 
Безопасность жизнедеятельности
x
Зачет
Физическая культура и спорт
x
Зачет
Основы логистической деятельности
x
Зачет с оценкой
Антикоррупционная политика
x
Экзамен
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы менеджмента
x
Экзамен
Общий менеджмент
x
Экзамен
Социология
x
Зачет
Деловая среда и искусство общения
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы профессионального развития
x
Зачет
Тайм-менеджмент
x
Зачет
Управление персоналом
x
Зачет
Экономика и управление интегрированными корпоративными структурами в строительстве
x
Зачет
Философия
x
Зачет
Основы менеджмента
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-6.3 Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.1 Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Менеджмент: отличия от бизнеса и предпринимательства.

2. Структура управленческого персонала по Парсонсу.

3. Уровни управления по Друкеру.

4. Система подготовки менеджеров.

5. Роли менеджера по Минцбергу.

6. Современные направления развития практики менеджмента.

7. Вклад древних цивилизаций в развитие практики управления.

8. Вклад Макиавелли в развитие практики управления средневековым государством.

9. Школы менеджмента, их характерные особенности и вклад в развитие теории управления.

10. Процессный подход к управлению, общие функции управления, их характеристика.

11. Взаимодействие функций в процессе управления.

12. Функции специализации системы управления.

13. Системный подход к управлению предприятием.

14. Система, ее свойства, условия управляемости.

15. Характеристика производственной системы.

16. Особенности сложных систем управления.

17. Принципы функционирования рациональной системы управления.

18. Типология управленческих решений.

19. Схема принятия рационального решения Г. Саймона.

20. Процесс моделирования управленской ситуации.

21. Типы моделей, применяемых в управлении.

22. Бюджетные модели и особенности их использования в управлении.

23. Статистические модели в управлении.

24. Модель "дерево решения".

25. Метод дисконтирования и компаундинга в принятии инвестиционных решений.

26. Модель логистического процесса.

27. Мультипродуктовые модели безубыточности и нормальной рентабельности.

28. Коэффициент Фехнера и метод векторного прогнозирования в принятии экстренных решений.

29. Стратегический менеджмент, его отличия от оперативного.

30. Стратегии и миссия предприятия.

31. Эталонные стратегии развития бизнеса.

32. Стратегии конкуренции М. Портера.

33. Пирамида стратегического планирования.

34. Стратегии вхождения в рынок.

35. SWOT - анализ - цели и результаты проведения.

36. Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

37. Матрица "Мак-Кинси".

38. Экспонентальная кривая соотношения объемов производства и удельных затрат.

39. Матрица "продукция - рынок".

40. Организационная структура управления и ее элементы.

41. Иерархические структуры управления.

42. Дивизиональные структуры управления.

43. Адаптивные структуры управления.

44. Квазииерархические структуры управления.

45. Руководство и лидерство, источники власти руководителя.

46. Теории лидерских качеств, харизматические теории лидерства.

47. Поведенческие теории лидерства.

48. Процессуальные теории лидерства.

49. Коммуникации, типы коммуникаций.

50. Коммуникационный процесс, типы коммуникаторов.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

 
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного и/или письменного опроса

Менеджмент как фактор экономического развития.

Сущность и функции менеджмента в современной экономике.

Взаимосвязь основных категорий менеджмента.

Виды и принципы менеджмента.

Человек в системе менеджмента.

Роли менеджеров по Г. Минцбергу.

Структура корпуса менеджеров по П. Друкеру

Кибернетические и экономические системы: сходство и различия.

Система и свойства системы. Характеристика производственной системы.

Основные элементы системы управления: цель управления, процесс управления, механизм управления.

Дифференциация и интеграция управления.

Автократическое коллегиальное, коллективное и либеральное управление.

правление, ориентированное на результат и на персонал.

Внутрисистемные и внесистемные контуры управления

Понятие и сущность организации.

Основы построения и развития организации.

Разновидности и формы организационных систем.

Фазы жизненного цикла организации.

Социально-экономические системы и адаптация к требованиям рынка

Основные черты социально- экономической сферы.

Факторы прямого влияния социально-экономической сферы на менеджмент.

Факторы косвенного влияния социально-экономической сферы на менеджмент.

Развитие международного бизнеса, глобализация экономики и управления

Социальная ответственность: формы и развитие.

Правовые факторы, культура и этика менеджмента.

Система подготовки менеджеров: методология, организация и перспективы

Человеческое общение в трудовых процессах, типы коммуникаций.

Коммуникационный процесс и его элементы, развитие делового общения.

Организационные и межличностные коммуникационные барьеры, методы их преодоления.

Эмоциональная окраска коммуникационного процесса.

Эго-состояния коммуникаторов и эффективность коммуникаций.

Теория транзакций М.Шоу

Природа и классификация управленческих решений, методология и организация разработки решения, основные факторы ограничения рациональности решения.

Информационное обеспечение разработки решения.

Поведение менеджеров и принятие управленческих решений, оценка последствий принимаемых решений

Цель, прогноз, программа, стратегия: связи и взаимодействие в современном менеджменте.

Разновидности стратегических и тактических планов, процедура разработки планов.

Стратегическое планирование и разработка программ, эталонные стратегии развития бизнеса.

Оценивание эффективности стратегии развития бизнеса.

Стратегический анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития предприятия.

Теория 5 сил конкуренции М.Портера, эффективные конкурентные стратегии по Портеру.

Модели стратегического управления бизнесом

 
Регламентирование управленческой деятельности в организации.

Принципы построения рациональной организации.

Распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе менеджмента.

Структура персонала и структура организационно-формализованных функций

Организационные изменения и цели развития организации.

Типология и классификация организационных изменений.

Инжиниринг и реинжиниринг бизнес процессов и организационные изменения.

Методологические принципы реорганизации работы современного предприятия.

Методы оценки эффективности организационных изменений

Мотивационный процесс и его элементы.

Мотивационные теории потребностей.

Процессуальные теории мотивации.

Практика мотивации в современном менеджменте

Природа и цель контроля, разновидности контроля.

Предварительный, сопутствующий и заключительный контроль, организационные формы контроля.

Социально-психологические аспекты контроля.

Информационное обеспечение контроля.

Контроллинговые службы и регулирование деятельности предприятия

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 280с. 2. Ермолаева, Л.Д. Основы менеджмента. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 88 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/51792 — Загл. с экрана. 3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.:  Издательство Юрайт, 2013. – 640 с. 4. Менеджмент: учебник для бакалавров / И.Н. Шапкина. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 690с. 5. Тихомирова О. Г. Менеджмент организации: теория, история, практика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). б) дополнительная литература: 1.Веснин В.Р. Менеджмент: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2012. – 616с. 2.Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.Д. Воронин, А.В. Королев. — Электрон. дан. — Минск: "Вышэйшая школа", 2014. — 175 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65328 — Загл. с экрана 3.Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2013. – 500 с. 4.Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева. – М.: Изд-во Омега-Л, 2012.-488с.: табл., ил. 5.Лясников Н.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин. – М.: КНОРУС, 2012.- 256с. 6.Мочалова Л.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Л.А. Мочалова, А.В. Касьянова, Э.И. Рау;  под ред. Л.А. Мочаловой. – М.: КНОРУС, 2012. – 384с. 7.Поздняков В. Я. Производственный менеджмент [Электронный ресурс]: Учеб. / Под ред. проф. В.Я.Позднякова, В.М.Прудникова - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 412 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=367655 8.Покровский, В.В. Математические методы в бизнесе и менеджменте. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 113 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70768 — Загл. с экрана 9.Покровский, А.К. Риск-менеджмент на предприятиях промышленности и транспорта: учебное пособие / А.К. Покровский. – М.: КНОРУС, 2014. – 160с. 10.Производственный менеджмент: учебник для бакалавров / И.Н. Иванов, А.М. Беляев; под ред. И.Н. Иванова. -  М.:  Издательство Юрайт, 2013. – 574 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
435
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (8 шт), стенд (6 шт), стулья (16 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

 
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет

 
значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .