ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Общая теория управления. Менеджмент как фактор экономического развития. Сущность и
функции менеджмента в современной экономике. Взаимосвязь основных категорий
менеджмента: цель, предмет, субъекты и объекты. Виды и принципы менеджмента. Человек в
системе менеджмента. Роли менеджеров по Г.Минцбергу, структура корпуса менеджеров по
П.Друккеру.
Концепция менеджмента. Наука и практика менеджмента: проблемы взаимодействия.
Типология управления. Научный подход к управлению: особенности и основные черты.
Концепция системного подхода. Процессуальный подход. Целевое и ситуационное
управление. Количественные и вероятностные аспекты менеджмента. Методологические
схемы менеджмента. Постоянные и переменные элементы менеджмента. Цели, структура,
функции, задачи, технология, персонал, информация, техника
Основные черты социально- экономической сферы.
Факторы прямого влияния социально-экономической сферы на менеджмент. Факторы
косвенного влияния социально-экономической сферы на менеджмент. Развитие
международного бизнеса, глобализация экономики и управления
Функции в
организации: разделение и объединение труда. Функции менеджмента: назначение и
характеристика. Анализ и проектирование функций менеджмента. Организационное и
социально-психологическое содержание функций управления. Взаимосвязь общих
функций, в процессе управления. Функции специализации аппарата управления
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Цель, прогноз, программа,
стратегия: связи и взаимодействие в современном менеджменте. Разновидности планов и
типы планов. Приемы, процедуры и правила разработки стратегических и тактических планов.
Социальные и экономические факторы стратегического планирования. Стратегическое
планирование и разработка программ. Оценивание стратегии. Эталонные стратегии развития
бизнеса. Конкурентные стратегии М. Портера. Модели стратегического управления бизнесом
Формы организации системы менеджмента. Организационная структура управления: ее
основные элементы. Типология структуры управления. Организационное конструирование
структуры. Функциональное обособление звеньев в системе менеджмента. Формирование
организационных подразделений в системе менеджмента. Факторы организационной
интеграции в системе менеджмента. Иерархические и бюрократические структуры
управления. Адекватные структуры. Организация управления проектом. Организация с
программно - меняющейся структурой, компьютерная техника в оптимизации
организационных форм менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте.
Реинжиниринг бизнес - процессов и реорганизация организационной структуры
системы: сходство и различия. Система и свойства системы. Характеристика
производственной системы. Основные элементы системы управления: цель управления,
процесс управления, механизм управления. Дифференциация и интеграция управления.
Автократическое коллегиальное, коллективное и либеральное управление. Внутрисистемные и
внесистемные контуры управления.
и органические организационные системы. Корпоративная и индивидуалистическая
организации. Фаза жизненного цикла организации. Социально-экономические системы и
адаптация к требованиям рынка. Делиринговые и даунсайдинговые организации, оценка
эффективности управления
Правовые факторы, культура и этика менеджмента. Система подготовки менеджеров:
методология, организация и перспективы
построения моделей, типы моделей, применяемых в управлении. Природа и классификация
управленческих решений, методология и организация разработки решения, основные факторы
ограничения рациональности решения. Информационное обеспечение разработки решения.
Поведение менеджеров и принятие управленческих решений, оценка последствий
принимаемых решений
социально-экономической среды. Типы организаций. Регламенты, нормативы и инструкции
как элементы организации. Типы организационных связей. Организационно-структурные
характеристика менеджмента. Факторы децентрализации и организационной интеграции в
менеджменте. Распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе
менеджмента. Полномочия и ответственность. Структура персонала и структура
организационно-формализованных функций
организации. Организационные изменения и динамичность экономических и управленческих
процессов. Типология и классификация организационных изменений. Инжиниринг и
реинжиниринг бизнес процессов и организационные изменения. Реорганизация: цели, объект
и предмет проведения, методологические принципы реорганизации. Перманентная
реорганизация. Технология проведения реорганизации. Методы оценки эффективности
организационных изменений. Организационный потенциал и методы его оценки
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает собственное ресурсное состояние, выбирает средства коррекции ресурсного состояния
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Обосновывает экономические решения в деятельности предприятия
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Менеджмент: отличия от бизнеса и предпринимательства.
2. Структура управленческого персонала по Парсонсу.
3. Уровни управления по Друкеру.
4. Система подготовки менеджеров.
5. Роли менеджера по Минцбергу.
6. Современные направления развития практики менеджмента.
7. Вклад древних цивилизаций в развитие практики управления.
8. Вклад Макиавелли в развитие практики управления средневековым государством.
9. Школы менеджмента, их характерные особенности и вклад в развитие теории управления.
10. Процессный подход к управлению, общие функции управления, их характеристика.
11. Взаимодействие функций в процессе управления.
12. Функции специализации системы управления.
13. Системный подход к управлению предприятием.
14. Система, ее свойства, условия управляемости.
15. Характеристика производственной системы.
16. Особенности сложных систем управления.
17. Принципы функционирования рациональной системы управления.
18. Типология управленческих решений.
19. Схема принятия рационального решения Г. Саймона.
20. Процесс моделирования управленской ситуации.
21. Типы моделей, применяемых в управлении.
22. Бюджетные модели и особенности их использования в управлении.
23. Статистические модели в управлении.
24. Модель "дерево решения".
25. Метод дисконтирования и компаундинга в принятии инвестиционных решений.
26. Модель логистического процесса.
27. Мультипродуктовые модели безубыточности и нормальной рентабельности.
28. Коэффициент Фехнера и метод векторного прогнозирования в принятии экстренных решений.
29. Стратегический менеджмент, его отличия от оперативного.
30. Стратегии и миссия предприятия.
31. Эталонные стратегии развития бизнеса.
32. Стратегии конкуренции М. Портера.
33. Пирамида стратегического планирования.
34. Стратегии вхождения в рынок.
35. SWOT - анализ - цели и результаты проведения.
36. Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ).
37. Матрица "Мак-Кинси".
38. Экспонентальная кривая соотношения объемов производства и удельных затрат.
39. Матрица "продукция - рынок".
40. Организационная структура управления и ее элементы.
41. Иерархические структуры управления.
42. Дивизиональные структуры управления.
43. Адаптивные структуры управления.
44. Квазииерархические структуры управления.
45. Руководство и лидерство, источники власти руководителя.
46. Теории лидерских качеств, харизматические теории лидерства.
47. Поведенческие теории лидерства.
48. Процессуальные теории лидерства.
49. Коммуникации, типы коммуникаций.
50. Коммуникационный процесс, типы коммуникаторов.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
Менеджмент как фактор экономического развития.
Сущность и функции менеджмента в современной экономике.
Взаимосвязь основных категорий менеджмента.
Виды и принципы менеджмента.
Человек в системе менеджмента.
Роли менеджеров по Г. Минцбергу.
Структура корпуса менеджеров по П. Друкеру
Кибернетические и экономические системы: сходство и различия.
Система и свойства системы. Характеристика производственной системы.
Основные элементы системы управления: цель управления, процесс управления, механизм управления.
Дифференциация и интеграция управления.
Автократическое коллегиальное, коллективное и либеральное управление.
правление, ориентированное на результат и на персонал.
Внутрисистемные и внесистемные контуры управления
Понятие и сущность организации.
Основы построения и развития организации.
Разновидности и формы организационных систем.
Фазы жизненного цикла организации.
Социально-экономические системы и адаптация к требованиям рынка
Основные черты социально- экономической сферы.
Факторы прямого влияния социально-экономической сферы на менеджмент.
Факторы косвенного влияния социально-экономической сферы на менеджмент.
Развитие международного бизнеса, глобализация экономики и управления
Социальная ответственность: формы и развитие.
Правовые факторы, культура и этика менеджмента.
Система подготовки менеджеров: методология, организация и перспективы
Человеческое общение в трудовых процессах, типы коммуникаций.
Коммуникационный процесс и его элементы, развитие делового общения.
Организационные и межличностные коммуникационные барьеры, методы их преодоления.
Эмоциональная окраска коммуникационного процесса.
Эго-состояния коммуникаторов и эффективность коммуникаций.
Теория транзакций М.Шоу
Природа и классификация управленческих решений, методология и организация разработки решения, основные факторы ограничения рациональности решения.
Информационное обеспечение разработки решения.
Поведение менеджеров и принятие управленческих решений, оценка последствий принимаемых решений
Цель, прогноз, программа, стратегия: связи и взаимодействие в современном менеджменте.
Разновидности стратегических и тактических планов, процедура разработки планов.
Стратегическое планирование и разработка программ, эталонные стратегии развития бизнеса.
Оценивание эффективности стратегии развития бизнеса.
Стратегический анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития предприятия.
Теория 5 сил конкуренции М.Портера, эффективные конкурентные стратегии по Портеру.
Модели стратегического управления бизнесом
Принципы построения рациональной организации.
Распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Структура персонала и структура организационно-формализованных функций
Организационные изменения и цели развития организации.
Типология и классификация организационных изменений.
Инжиниринг и реинжиниринг бизнес процессов и организационные изменения.
Методологические принципы реорганизации работы современного предприятия.
Методы оценки эффективности организационных изменений
Мотивационный процесс и его элементы.
Мотивационные теории потребностей.
Процессуальные теории мотивации.
Практика мотивации в современном менеджменте
Природа и цель контроля, разновидности контроля.
Предварительный, сопутствующий и заключительный контроль, организационные формы контроля.
Социально-психологические аспекты контроля.
Информационное обеспечение контроля.
Контроллинговые службы и регулирование деятельности предприятия
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.