2024-2025_z09_03_01_АСУ_24_plx_Профессиональный русский язык_Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
ФТД.ДВ.01.02 Профессиональный русский язык
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-4.1 Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.2 Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи
 
УК-4.3 Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
УК-4 
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 1 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный  опрос;письменная работа;контрольная работа .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Профессиональный русский язык
 
1.1
Введение в предметную область специальности на русском профессиональном языке
0
0
0
3
3
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.2
Профессиональный русский язык как дисциплинарный феномен, обслуживающий область информатики и информационных технологий
0
0
0
3
3
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.3
Основы формирования овладения предметно-языковым материалом
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.4
Базовый категориально-понятийный аппарат изучения основных понятий аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.5
Профессиональная русская терминология для изучения основ операционных систем и сетей
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.6
Специальный профессиональный материал и его использование в заданных профессиональных ситуациях
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.7
Характеристика содержания предметной области по специальности на русском языке
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.8
Профессиональная компетенция: ориентация в текстах на русском языке, монологическое высказывание профессионального содержания
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.9
Связь профессионального русского языка с дисциплинами
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.10
Трансформация и дифференциация профессионального русского языка
0
0
0,5
3,25
9,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Всего часов:
0
0
4
26,25
36
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках факультативной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Учебная практика
 
Эксплуатационная практика
 
Производственная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Производственная практика
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-4.1 Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.2 Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи
 
УК-4.3 Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
УК-4 
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 1 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
4
36
6
26,25
в том числе:
Практические занятия (Пр)
4
4
4
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
26,25
26,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
36
36
Общая трудоемкость, З.Е.
1
1
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Профессиональный русский язык
 
1.1
Введение в предметную область специальности на русском профессиональном языке
0
0
0
3
3
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.2
Профессиональный русский язык как дисциплинарный феномен, обслуживающий область информатики и информационных технологий
0
0
0
3
3
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.3
Основы формирования овладения предметно-языковым материалом
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.4
Базовый категориально-понятийный аппарат изучения основных понятий аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.5
Профессиональная русская терминология для изучения основ операционных систем и сетей
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.6
Специальный профессиональный материал и его использование в заданных профессиональных ситуациях
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.7
Характеристика содержания предметной области по специальности на русском языке
0
0
0,5
3
3,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.8
Профессиональная компетенция: ориентация в текстах на русском языке, монологическое высказывание профессионального содержания
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.9
Связь профессионального русского языка с дисциплинами
0
0
0,5
2
2,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
1.10
Трансформация и дифференциация профессионального русского языка
0
0
0,5
3,25
9,5
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Всего часов:
0
0
4
26,25
36
 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Специальный профессиональный материал для изучения стратегий

решения задач и поиска решений. Концепции и свойства алгоритмов, реализация

алгоритмов на русском языке. Профессиональные термины на русском языке в

области основ разработки алгоритмов

0,5
опрос
 
2
1
Основные понятия представления, методов и средств получения,

преобразования, передачи, хранения и использования информации на русском

языке. Базовый категориально-понятийный аппарат изучения аппаратного и

программного обеспечения компьютерных систем. Особенности описания

аппаратного и программного обеспечения на русском языке. Основные понятия

блок-схем (элементы блок-схем, типы блоков) на русском языке

0,5
опрос
 
3
1
Формирование профессионального словаря основных терминов области

информатики на русском языке. Специфика перевода базовых категорий

информатики на русском языке. Особенности составления глоссария. Навыки

использования профессиональных словарей области информатики.

Использование электронных словарей. Использование Wikipedia.

Профессиональная терминология, используемая в области проектирования и

использования операционных систем

0,5
опрос
 
4
1
Особенности научного стиля в сфере информационных технологий.

Техника построения устного сообщения. Способы построения научного

доклада. Изучение алгоритмов сортировки и поиска на русском языке

0,5
опрос
 
5
1
Техника написания аннотаций. Техника составления реферата. Написание

тезисов. Написание сообщений. Написание частных писем. Принципы

составления деловых писем. Написание биографий. Анализ эффективности

алгоритмов на русском языке

0,5
ПР
 
6
1
Приемы перевода речевых произведений. Единицы перевода научных

текстов. Лексические приемы перевода научных текстов. Грамматические

приемы перевода научных текстов. Стилистические приемы перевода

научных текстов.

Понимание диалогической речи в сфере профессиональной

коммуникации. Понимание монологической речи в сфере профессиональной

коммуникации.

Изучение предметной области при проектировании баз данных с

использованием профессиональной терминологии на русском языке

0,5
ПР
 
7
1
Основные правила чтения русскоязычных текстов. Способы

выделения главных частей в тексте. Выбор ключевых слов в тексте.

Профессиональная казахская терминология в областях изучения

языков программирования и современных информационных технологий.

Изучение современных технологий программирования на русском

языке

0,5
 
8
1
Понятие дифференциации лексики профессионального русского языка

по сферам применения (терминологическая, общенаучная и официальная).

Терминологическая лексика. Общенаучная лексика. Официально-деловая

лексика. Обсуждение перспектив развития современных языков

программирования на русском языке

0,5
ПР
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный  опрос
опрос
 
2
письменная работа
ПР
 
3
контрольная работа
К
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-4 
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Иностранный язык
x
Зачет,Экзамен
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
Деловая среда и искусство общения
x
Зачет
Профессиональный русский язык
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-4.1 Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает выбор актуальных коммуникативных технологий для обеспечения академического и профессионального взаимодействия, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-4.2 Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Владеет профессиональной лексикой и базовой грамматикой для обеспечения профессионального взаимодействия в устной и письменной речи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-4.3 Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Публично представляет результаты академической и профессиональной деятельности, выбирая наиболее подходящий формат взаимодействия и средства информационно-коммуникативных технологий, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Роль и значение дисциплины «Профессиональный русский язык» в структуре подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий.

Анализ роли информатики как единства науки и технологии на русском языке.

Использование русского языка для изучения структуры современной информатики, места информатики в системе наук.

Особенности формирования системно-информационного подхода к анализу окружающего мира и происходящих в нем информационных процессов на русском языке.

Использование профессиональных технических словарей для освоения базовых понятий булевой алгебры, систем счисления, архитектуры компьютера на русском языке.

Специальный профессиональный материал для изучения стратегий решения задач и поиска решений. Концепции и свойства алгоритмов, реализация алгоритмов на русском языке.

Профессиональные термины на русском языке в области основ разработки алгоритмов.

Основные понятия представления, методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации на русском языке.

Базовый категориально-понятийный аппарат изучения аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем. Особенности описания аппаратного и программного обеспечения на русском языке.

Основные понятия блок-схем (элементы блок-схем, типы блоков) на русском языке.

Формирование профессионального словаря основных терминов области информатики на русском языке.

Специфика перевода базовых категорий информатики на русском языке.

Особенности составления глоссария.

Навыки использования профессиональных словарей области информатики.

Использование электронных словарей.

Использование Wikipedia.

Профессиональная терминология, используемая в области проектирования и использования операционных систем.

Особенности научного стиля в сфере информационных технологий.

Техника построения устного сообщения.

Способы построения научного доклада.

Изучение алгоритмов сортировки и поиска на русском языке.

Техника написания аннотаций.

Техника составления реферата.

Написание тезисов.

 
Написание сообщений.

Написание частных писем.

Принципы составления деловых писем.

Написание биографий.

Анализ эффективности алгоритмов на русском языке.

Приемы перевода речевых произведений.

Единицы перевода научных текстов.

Лексические приемы перевода научных текстов.

Грамматические приемы перевода научных текстов.

Стилистические приемы перевода научных текстов.

Понимание диалогической речи в сфере профессиональной коммуникации.

Понимание монологической речи в сфере профессиональной коммуникации.

Изучение предметной области при проектировании баз данных с использованием профессиональной терминологии на русском языке.

Основные правила чтения русскоязычных текстов.

Способы выделения главных частей в тексте.

Выбор ключевых слов в тексте.

Профессиональная казахская терминология в областях изучения языков программирования и современных информационных технологий.

Изучение современных технологий программирования на русском языке.

Понятие дифференциации лексики профессионального русского языка по сферам применения (терминологическая, общенаучная и официальная).

Терминологическая лексика. Общенаучная лексика.

Официально-деловая лексика.

Обсуждение перспектив развития современных языков программирования на русском языке.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Задания для письменной работы

1. Подготовка обзорной научной статьи о существующих языках программирования.

2. Написание эссе на тему «Значение компьютерных технологий в жизни современного человека».

3. Проведение сравнительного анализа существующих Web технологий с указанием их преимуществ и недостатков.

4. Подготовка рефератов на темы «Современные коммуникационные средства», «Система защиты информации в Интернете», «Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности».

5. Проведение обзора литературы по базовым тенденциям развития операционных систем

Вопросы к устному опросу:

1 Математические знаки и десятки. Глаголы: складывать, вычитать, умножать, делить.

2. Математические действия, их компоненты и сотни.

3. Числительные от тысячи до миллиарда, решение задач. Глаголы: решать, вычислять, определять, найти.

4. Геометрические фигуры и латинский алфавит. Глаголы: обозначаться.

5. Чтение обыкновенных дробей, компоненты дроби и действия с дробями.

6. Виды обыкновенных дробей. Глаголы: сокращать – сократить, записывать – записать.

7. Чтение десятичных дробей. Глаголы: округлять до – округлить до.

8. Чтение выражений со степенями. Глаголы: возводить – возвести.

 
9. Чтение выражений с корнями. Глаголы: извлекать – извлечь.

10. Чтение тригонометрических выражений и графики функции. Глаголы: зависеть от

11. Чтение выражений с логарифмами и интегралами

12. Структура компьютера и презентации на русском языке.

13. Основные понятия в физике: физические тела, явления.

14. Физические величины, их обозначение и формулы.

15. Векторные и скалярные величины.

16. Единицы измерения физических величин.

17. Виды движения физических тел и система координат

18. Траектория, перемещение и путь.

19. Структура науки и необходимые разделы

20. Грамматические модели уровня В1 в контексте разделов: употребление отглагольных существительных, глаголов, обозначающих процессы, закрепление грамматики уровня В1 в контесте научных текстов.

21. Грамматика определения: что – это что, что является чем, что представляет собой что, что называется как.

22. Использование синонимов и антонимов для интерпретации научных терминов (перефразирование)

23. Грамматические модели для ссылок

24. Работа с основным текстом и реферирование

25. Работа с заключением и выводами

26. Работа с текстом выступления для защиты

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Основная: 1 Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 389 с. 2. Козырев, В. А.  Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация : учебник и практикум для вузов / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 167 с Дополнительная литература: 1. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 525 с. 2. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий : учебное пособие для вузов / Е. В. Ганапольская [и др.] ; под редакцией Е. В. Ганапольской, Т. Ю. Волошиновой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 304 с. 3. Самсонов, Н. Б.  Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 228 с
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,

 
«особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также

 
самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .