ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Введение. Классификация дорожных машин. Основные требования к дорожным машинам и тенденции развития дорожного и строительного машиностроения. Производительность дорожных машин, примеры определения производительности для машин цикличного и непрерывного принципа действия. Детали общего назначения, классификация, назначение.
Общее устройства машин. Блок-схема устройства дорожных машин. Силовые агрегаты строительных и дорожных машин, их классификация и основные параметры. Устройство ДВС. Карбюраторные двигатели и дизельные двигатели. Системы управления дорожных машин, их назначение и классификация. Механические и пневматические системы управления, их преимущества и недостатки. Схема объемного гидропривода, ее преимущества и недостатки. Насосы объемного гидропривода, их классификация и принцип работы. Схема механической трансмиссии, ее преимущества и недостатки. Схема гидравлической трансмиссии, ее преимущества и недостатки. Схема дизель-электрической трансмиссии, ее преимущества и недостатки. Ходовое оборудование строительных и дорожных машин.
Подъемно-транспортные машины и машины непрерывного транспорта. Классификация подъемно-транспортных машин, их основные параметры. Самоходные стреловые краны, назначение, основные части и механизмы. Мостовые краны, область применения, основные параметры. Козловые краны, область применения, основные параметры. Определение производительности кранов различного типа. Погрузочно-разгрузочные машины, их назначение, классификация, принципиальные схемы. Схемы устройства и работы одноковшовых фронтальных погрузчиков. Многоковшовые погрузчики непрерывного действия. Ленточные конвейеры, назначение, схемы разгрузки, определение производительности. Винтовые конвейеры, назначение, схема устройства, определение производительности. Ковшовые конвейеры, назначение, схема устройства, определение производительности.
Землеройно-транспортные и землеройные машины. Бульдозеры. Скреперы. Автогрейдеры, назначение, классификация, принципиальная схема, колесные формулы. Основные виды работ, выполняемые автогрейдерами, определение их производительности. Основные группы машин для производства подготовительных и земляных работ, области применения. Одноковшовые экскаваторы, их классификация. Принципиальные схемы одноковшовых экскаваторов, их назначение, определение производительности. Сменное оборудование универсальных экскаваторов, область его применения. Экскаваторы с оборудованием «драглайн» и «грейфер», схемы устройства, область применения, определение производительности. Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия, их назначение, определение производительности.
Машины и комплексы для уплотнения грунтов. Уплотнители, катки, виброплиты: устройство, назначение. Оборудование для свайных работ. Свайные молоты. Копры и самоходные копровые установки.
Машины и комплексы для дробления каменных материалов: машины-камнедробилки, дробильно-сортировочные установки и мельницы. Устройство дробилок, их производительность. Машины для сортировки и мойки материалов.
Машины для строительства и уплотнения дорожных покрытий. Асфальтоукладчики, их классификация. Основные рабочие органы асфальтоукладчика. Комплекты машин для строительства цементобетонных покрытий. Состав комплекта. Особенности организации комплекта. Принцип управления машинами комплекта. Машины для уплотнения грунтов и строительных материалов, их классификация, области применения, способы уплотнения. Катки с гладкими вальцами, назначение, схема трансмиссии, схемы расположения вальцов. Катки на пневмошинах, назначение, принцип действия, конструктивные схемы. Вибрационные и трамбующие машины для уплотнения грунтов.
Машины для ремонта и содержания автомобильных дорог. Классификация машин для ремонта и содержания автомобильных дорог. Машины для летнего содержания дорог, их классификация и принцип действия. Машины для зимнего содержания дорог, их классификация. Снегоочистители, классификация, схема устройства. Снегоуборочные машины, схемы устройства.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Тенденции развития отечественного строительного и дорожного машиностроения.
2. Методы повышения производительности труда на строительных машинах. Технико-эксплуатационные показатели машин.
3. Детали общего назначения. Соединения. Их классификация.
4. Зубчатые передачи. Их классификация. Понятие о передаточном числе.
5. Редукторы. Их классификация и принципиальные схемы. Понятие о передаточном числе зубчатых редукторов.
6. Муфты. Их классификация и назначение.
7. Подшипники и подпятники. Их классификация и назначение.
8. Силовое оборудование строительных и дорожных машин. Классификация. Наименование основных параметров.
9. Устройство ДВС.
10. Системы управления дорожных машин, их назначение и классификация.
11. Механические и пневматические системы управления строительными и дорожными машинами. Преимущества и недостатки.
12. Гидравлическая система управления строительными и дорожными машинами. Преимущества и недостатки.
13. Принципиальная схема объемного гидропривода. Достоинства и недостатки гидропривода.
14. Схема механической трансмиссии. Преимущества и недостатки.
15. Схема гидравлической трансмиссии. Преимущества и недостатки.
16. Ходовое оборудование строительных и дорожных машин. Взаимодействие с опорной поверхностью
17. Основы тягового расчета (на примере бульдозера).
18. Классификация подъемно-транспортных машин. Наименование их основных параметров.
19. Домкраты. Их классификация и область применения.
20. Лебедки, тали и тельферы. Назначение, Классификация.
21. Схемы полиспастов. Определение усилия в канате, навиваемом на барабан лебедки. Понятие о кратности полиспастов.
22. Схема колодочного тормоза лебедки с электромагнитным управлением.
23. Самоходные стреловые краны. Назначение. Основные части и механизмы.
24. Основные части и механизмы мостового крана. Кинематические схемы механизмов. Область применения мостовых кранов. Определение производительности.
25. Козловые краны. Назначение. Классификация. Область применения. Принципиальные
26. Ленточные конвейеры. Назначение. Схемы разгрузки. Определение производительности.
27. Винтовые конвейеры (шнеки). Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
28. Ковшовые конвейеры. Назначение. Схема устройства. Определение производительности.
29. Погрузочно-разгрузочные машины. Назначение. Классификация. Принципиальные схемы.
30. Схемы устройства и работы одноковшовых фронтальных погрузчиков.
31. Многоковшовые погрузчики непрерывного действия.
32. Основные группы машин для производства подготовительных и земляных работ. Об-ласти применения.
33. Бульдозеры. Классификация. Конструктивные схемы. Основы тягового расчета.
34. Бульдозеры с гидравлическим управлением. Схемы устройства и применения. Определение производительности.
35. Скреперы. Их классификация. Области применения. Определение производительности скреперов.
36. Схема самоходного скрепера с гидравлическим управлением. Разгрузка ковша.
37. Автогрейдеры. Назначение. Классификация. Принципиальная схема. Длиннобазовые планировщики.
38. Виды работ, выполняемых автогрейдером. Колесные формулы. Определение производительности.
39. Одноковшовых экскаваторы. Классификация. Принципиальные схемы. Назначение. Определение производительности.
40. Сменное оборудование универсальных экскаваторов Область его применения.
41. Экскаваторы с оборудованием «драглайн» и «грейфер». Схемы устройства. Область применения. Определение производительности.
42.Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия. Их назначение. Определение производительности.
43. Бетоносмесители. Классификация.
44. Принципиальная схема устройства бетоносмесителей гравитационного (свободного) перемешивания. Определение производительности. Геометрический и производственный объем барабана.
45. Принципиальная схема устройства и работы бетоносмесителей принудительного перемешивания. Определение производительности.
46. Автобетоносмесители. Назначение. Особенности заправки компонентами цементобетонной смеси.
47. Бетоносмесительные установки. Классификация. Компоновочные схемы. Производительность.
48. Установки для приготовления асфальтобетонной смеси. Классификация. Перечень оборудования.
49. Машины для уплотнения грунтов и строительных материалов. Классификация области применения, способы уплотнения.
50. Катки с гладкими вальцами. Назначение. Схема трансмиссии. Схема расположения вальцов.
51. Катки на пневмошинах. Назначение. Принцип действия. Конструктивные схемы.
52. Вибрационные и трамбующие машины для уплотнения грунтов. Принцип действия. Классификация
53. Асфальтоукладчики. Их классификация. Основные рабочие органы асфальтоукладчика.
54. Комплект машин для скоростного строительства дорожных и аэродромных покрытий. Состав комплекта. Особенности организации комплекта. Принцип управления машинами комплекта.
55. Машины для летнего содержания дорожных покрытий. Их классификация и принцип действия.
56. Машины для зимнего содержания дорог. Классификация и принцип действия.
57. Организация условий безопасности при работе на строительных и дорожных машинах.
58. Требования, предъявляемые к строительным машинам с точки зрения экологии и
59. Основы технической эксплуатации строительных и дорожных машин.
60. Принцип построения системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта машин.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для устного опроса
1. Назовите состав деталей общего назначения. Приведите классификацию и примеры применения на ДСМ.
2. Назовите виды производительности дорожных машин, примеры определения производительности для машин цикличного и непрерывного принципа действия.
3. Составьте блок-схему ДСМ.
4. Назовите основные системы управления ДСМ и их особенности.
5. Назовите главные параметры бульдозера, автокрана, скрепера, дорожного катка.
6. Перечислите методы определения производительности ДСМ.
7. Назовите основные этапы подбора комплекта машин скрепер-толкач.
8. Перечислите основные этапы тягового расчета ДСМ.
9. Перечислите основные группы машин для зимнего и летнего содержания дорог.
10. Назовите основные элементы конструкции бульдозера, автокрана, скрепера, одноковшового экскаватора, конвейера, бетоносмесителя, погрузчика.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.