2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Кооперативные интеллектуальные транспортные системы_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
ПК-5.1 Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
ПК-5 
Способен формировать требования к технологиям управления транспортным комплексом, элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем и дорожному оборудованию
 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
 
1.1
1. Характеристика и оценка развития существующих систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России
3
0
3
6
12
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.2
2. Анализ  отечественного  опыта  реализации  проектов  ИТС  на автомагистралях
4
0
4
9
17
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.3
3. Определение основных целей, задач и направлений развития ИТС. Архитектура ИТС
4
0
4
9
17
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.4
4. Перспективы развития ИТС на автомобильных дорогах федерального значения России. Кооперативные ИТС
6
0
6
9
26
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Интеллектуальная собственность
 
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
 
Разработка проектов организации дорожного движения
 
Технологическое предпринимательство
 
Системы искусственного интеллекта
 
Безопасность дорожного движения и автотранспортных средств
 
Основы транспортного планирования в агломерациях и урбанистики
 
Логические устройства в интеллектуальных транспортных системах
 
Электроника и микропроцессорная техника
 
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
ПК-5.1 Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
ПК-5 
Способен формировать требования к технологиям управления транспортным комплексом, элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем и дорожному оборудованию
 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
10
72
35
37
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
10
17
17
Другие виды самостоятельной работы
37
37
Контактная работа
1
1
1
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
1
1
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
 
1.1
1. Характеристика и оценка развития существующих систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России
3
0
3
6
12
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.2
2. Анализ  отечественного  опыта  реализации  проектов  ИТС  на автомагистралях
4
0
4
9
17
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.3
3. Определение основных целей, задач и направлений развития ИТС. Архитектура ИТС
4
0
4
9
17
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
1.4
4. Перспективы развития ИТС на автомобильных дорогах федерального значения России. Кооперативные ИТС
6
0
6
9
26
ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-5.1, ПК-9.3
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Характеристика и оценка развития существующих систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России

Содержание темы: АССУД центральных автомагистралей

 
2. Анализ  отечественного  опыта  реализации  проектов  ИТС  на автомагистралях

Содержание темы: Основные магистрали РФ.

 
3. Определение основных целей, задач и направлений развития ИТС. Архитектура ИТС

Содержание темы: Цели развития ИТС. Задачи развития ИТС. Направления развития ИТС. Мировая практика построения архитектуры ИТС. Построение национальной архитектуры ИТС в Российской Федерации. Определение приоритетных сервисов ИТС. Определение приоритетных подсистем ИТС

 
4. Перспективы развития ИТС на автомобильных дорогах федерального значения России. Кооперативные ИТС

Содержание темы: Пространственное развитие, расширение функционала всех основных подсистем ИТС. Интеграционное развитие. Внедрение мобильных комплексов различных подсистем ИТС. Развитие рыночных пакетов ИТС. Кооперативные ИТС в системе управления транспортными потоками. Развертывание базовых элементов кооперативных ИТС. Технология DSRC. Общие данные. Взимание платы с помощью технологии DSRC. DSRC в кооперативных ИТС. Общая телекоммуникационная архитектура. Нормативные документы. Основные проблемы внедрения. Оценка эффективности

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Характеристика и оценка развития существующих систем управления, информирования и мониторинга транспортных потоков на автомагистралях России
3
УО
 
2
1
Анализ  отечественного  опыта  реализации  проектов  ИТС  на автомагистралях
4
УО
 
3
1
Определение основных целей, задач и направлений развития ИТС. Архитектура ИТС
4
УО
 
4
1
Перспективы развития ИТС на автомобильных дорогах федерального значения России. Кооперативные ИТС
6
УО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
ПК-5 
Способен формировать требования к технологиям управления транспортным комплексом, элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем и дорожному оборудованию
 
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы математической статистики и работы с базами данных
x
Зачет
Информационная безопасность и защита информации на транспорте
x
Зачет
Логические устройства в интеллектуальных транспортных системах
x
Экзамен
Безопасность дорожного движения и автотранспортных средств
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
x
Экзамен,Курсовая работа
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен,Курсовая работа
Интеллектуальная собственность
x
Зачет
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Сервисы подключенных транспортных средств
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-5 Способен формировать требования к технологиям управления транспортным комплексом, элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем и дорожному оборудованию
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технические средства организации движения и интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен
Системы дорожного метеомониторинга для управления транспортным комплексом
x
Зачет
Электроника и микропроцессорная техника
x
Зачет
Разработка проектов организации дорожного движения
x
Зачет
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен,Курсовая работа
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
x
Экзамен
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Сервисы подключенных транспортных средств
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-9 Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация дорожного движения
x
Экзамен
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы транспортного планирования в агломерациях и урбанистики
x
Экзамен
 
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Сервисы подключенных транспортных средств
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Современные методы управления транспортными потоками
x
Экзамен
Теория транспортных потоков
x
Экзамен
Проектная деятельность
x
x
x
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-2 Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5 Способен формировать требования к технологиям управления транспортным комплексом, элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем и дорожному оборудованию
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9 Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

АССУД центральных автомагистралей.

Основные магистрали РФ.

Цели развития ИТС.

Задачи развития ИТС.

Направления развития ИТС.

Мировая практика построения архитектуры ИТС.

Построение национальной архитектуры ИТС в Российской Федерации.

Определение приоритетных сервисов ИТС.

Определение приоритетных подсистем ИТС.

Пространственное развитие, расширение функционала всех основных подсистем ИТС.

Интеграционное развитие.

Внедрение мобильных комплексов различных подсистем ИТС.

Развитие рыночных пакетов ИТС.

Кооперативные ИТС в системе управления транспортными потоками.

Развертывание базовых элементов кооперативных ИТС.

Технология DSRC.

Взимание платы с помощью технологии DSRC.

DSRC в кооперативных ИТС.

Общая телекоммуникационная архитектура.

Нормативные документы.

Основные проблемы внедрения.

Оценка эффективности.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
АССУД центральных автомагистралей.

Основные магистрали РФ.

Цели развития ИТС.

Задачи развития ИТС.

Направления развития ИТС.

Мировая практика построения архитектуры ИТС.

Построение национальной архитектуры ИТС в Российской Федерации.

Определение приоритетных сервисов ИТС.

Определение приоритетных подсистем ИТС.

Пространственное развитие, расширение функционала всех основных подсистем ИТС.

Интеграционное развитие.

Внедрение мобильных комплексов различных подсистем ИТС.

Развитие рыночных пакетов ИТС.

Кооперативные ИТС в системе управления транспортными потоками.

Развертывание базовых элементов кооперативных ИТС.

Технология DSRC.

Взимание платы с помощью технологии DSRC.

DSRC в кооперативных ИТС.

Общая телекоммуникационная архитектура.

Нормативные документы.

Основные проблемы внедрения.

Оценка эффективности.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». 3. Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности». 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». 6. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». 7. Федеральный закон от 02 июля 2021 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». 8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. 9. Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р «О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования». 10. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р (ред. от 2 августа 2011 г.) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте». 11. Распоряжение Правительства РФ от 04 ноября 2017 г. № 2438¬р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации». 12. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы
 
экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации». 13. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р. 14. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р. 15. Проект «Беспилотные логистические коридоры» в составе Стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3744-р. 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы “Беспилотные логистические коридоры” на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 “Нева”». 17. Комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия инженера-испытателя в салоне транспортного средства, предусматривающих их опытную коммерческую эксплуатацию в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, 12 марта 2021 г. № 2189п-П50. 18. Концепция создания и функционирования национальной сети ин-теллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденная Распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2022 г. № АК-247-р. 19. План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет». 20. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». 21. ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы. 22. ГОСТ Р 56294-2014 Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем. 23. ГОСТ Р 56350-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к динамическим информационным табло. 24. ГОСТ Р 56351-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к технологии информирования участников дорожного движения посредством динамических информационных табло. 25. ГОСТ О1 ML R 76-1-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Метрологические и технические требования. 26. ГОСТ 24.104-85 Автоматизированные системы управления. 27. ГОСТ 24.501-82 Автоматизированные системы управления дорожным движением. Общие требования. 28. ГОСТ 24.701-86 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения. 29. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения. 30. ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. 31. ГОСТ 34.401-90 Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. 32. ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания.
 
33. ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы. 34. ГОСТ 34.603-92 Виды испытаний автоматизированных систем. 35. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. 36. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем. 37. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. 38. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. 39. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем. 40. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. 41. ГОСТ 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. 42. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения. 43. ГОСТ Р 55691-2013/ISO/TS 15624:2001 Системы управления и информации на транспорте. Системы оповещения о дорожных происшествиях (TIWS). Требования к системе. 44. ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. 45. ISO 21217:2010 Интеллектуальные транспортные системы — Доступ к коммуникациям для наземных мобильных систем — Архитектура. 46. ISO 19133:2005 Географическая информация — Услуги на основе определения местоположения — Отслеживание и навигация. 47. ISO 19101-1:2014 Географическая информационно-справочная модель — Часть 1: Основы. 48. ISO 19101-2:2018 Географическая информация — Эталонная модель — Часть 2: Изображения. 49. ISO 19103:2015 Географическая информация — язык концептуальных схем. 50. ISO 19104:2016 Географическая информация — терминология. 51. ISO 19105:2022 Географическая информация — соответствие и тестирование. 52. ISO 19107:2019 Географическая информация — Пространственная схема. 53. ISO 19109:2015 Географическая информация — Правила для схемы применения. 54. ISO 19110:2016 Географическая информация — методология каталогизации объектов. 55. ISO 19111:2019 Географическая информация — привязка по координатам. 56. ISO 19112:2019 Географическая информация — привязка к пространству с помощью географических идентификаторов. 57. ISO 19115-1:2014 Географическая информация — Метаданные — Часть 1: Основы. 58. ISO 19115-2: 2019 Географическая информация — Метаданные — Часть 2: Расширения для сбора и обработки. 59. ISO/PRF 19115-3 Географическая информация — Метаданные — Часть 3: Реализация схемы XML для фундаментальных концепций. 60. ISO/TS 19115-3:2016 Географическая информация — Метаданные — Часть 3: Реализация схемы XML для фундаментальных концепций. 61. ISO 19116:2019 Услуги в области геоинформационного позиционирования. 62. ISO 19117:2012 Географическая информация — Изображение. 63. ISO 19118:2011 Географическая информация — Кодирование. 64. ISO/TR 19121:2000 Географическая информация — изображения и данные с привязкой к сетке. 65. ISO 19123:2005 Географическая информация — схема геометрии и функций покрытия. 66. ISO 19125-1:2004 Географическая информация — Простой доступ к функциям — Часть 1: Общая архитектура. 67. ISO 19126:2021 Географическая информация — словари и регистры понятий
 
объектов. 68. ISO 19128:2005 Географическая информация — интерфейс сервера веб-карт. 69. ISO/TS 19129:2009 Географическая информация — изображения, привязка к сетке и структура данных о покрытии. 70. ISO 19132:2007 Географическая информация — Сервисы, основанные на местоположении — Эталонная модель. 71. ISO 19133:2005 Географическая информация — Сервисы, основанные на местоположении — Отслеживание и навигация. 72. ISO 19134:2007 Географическая информация — Услуги на основе определения местоположения — Мультимодальная маршрутизация и навигация. 73. ISO 19136-1:2020 Географическая информация — Язык разметки географии (GML) — Часть 1: Основы. 74. ISO 19136-2:2015 Географическая информация — Язык разметки географии (GML) — Часть 2: Расширенные схемы и правила кодирования. 75. ISO 19137:2007 Географическая информация — основной профиль пространственной схемы. 76. ISO/TS 19139-1:2019 Географическая информация — реализация схемы XML — Часть 1: Правила кодирования. 77. ISO 19141:2008 Географическая информация — схема для движущихся объектов. 78. ISO 19142:2010 Географическая информация — Веб-сервис функций. 79. ISO 19144-1:2009 Географическая информация — Системы классификации — Часть 1: Структура системы классификации. 80. ISO 19144-2:2012 Географическая информация — Системы классификации — Часть 2: Метаязык растительного покрова (LCML). 81. ISO 19145:2013 Географическая информация — Реестр представлений местоположения географических точек. 82. ISO 19146:2018 Географическая информация — междоменные словари. 83. ISO 19148:2021 Географическая информация — Линейная привязка. 84. ISO/TS 19150-1:2012 Географическая информация — Онтология — Часть 1: Структура. 85. ISO 19150-2:2015 Географическая информация — Онтология — Часть 2: Правила разработки онтологий на языке веб-онтологий (OWL). 86. ISO 19150-4: 2019 Географическая информация — Онтология — Часть 4: Онтология сервиса. 87. ISO/PRF 19150-6 Географическая информация — Онтология — Часть 6: Реестр онтологий сервисов. 88. ISO 19154:2014 Географическая информация — Повсеместный общедоступный доступ — Эталонная модель. 89. ISO 19155-2:2017 Архитектура географических сведений — идентификаторов мест (PI) — Часть 2: Привязка идентификаторов мест (PI). 90. ISO 19155:2012 Архитектура географических информационных идентификаторов мест (PI). 91. ISO 19156:2011 Географическая информация — Наблюдения и измерения. 92. ISO 19157:2013 Географическая информация — Качество данных — Часть 1: Общие требования. 93. ISO/TS 19157-2:2016 Географическая информация — Качество данных — Часть 2: Реализация схемы XML. 94. ISO/TS 19158:2012 Географическая информация — Гарантия качества предоставления данных. 95. ISO 6709:2022 Стандартное представление местоположения географической точки по координатам выравнивание и позиционирование, сбор данных, анализ данных и отчетность. 96. ISO 20524-1:2020 Интеллектуальные транспортные системы — файлы географических данных (GDF) GDF5.1 — Часть 1: Независимые от приложений картографические данные, совместно используемые несколькими источниками. 97. ISO 20524-2:2020 Интеллектуальные транспортные системы — Файлы географических данных (GDF) GDF5.1 — Часть 2: Картографические данные, используемые в
 
автоматизированных системах вождения, совместном ITS и мультимодальном транспорте. 98. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 448-ФЗ «О публично-правовой компании “Роскадастр”». 99. ISO 14296:2016 (en) Интеллектуальные транспортные системы — Расширение спецификаций картографической базы данных для приложений кооперативного ИТС. 100. ОДМ «Рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, используемых на сети федеральных автомобильных дорог». 101. СТО АВТОДОР 8.2-2013 Элементы интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах Государственной компании. 102. СТО АВТОДОР 8.3-2013 Технические и организационные требования к системам связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 103. СТО АВТОДОР 8.4-2013 Требования к проектной документации и типовым разделам технических заданий на строительство систем связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 104. СТО АВТОДОР 8.5-2013 Технические и организационные требования к телекоммуникационным сервисам Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 105. ПНСТ 460-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Ко-оперативные интеллектуальные транспортные системы. Часть 1. Роли и ответственность в контексте архитектуры кооперативных интеллектуальных транспортных систем. 106. ETSI EN 302 895 (2014) Интеллектуальные транспортные системы (ITS); Автомобильная связь; базовый набор приложений; локальная динамическая карта (LDM). 107. ETSI NR 102 863 Интеллектуальные транспортные системы (ИТС); Автомобильная связь; базовый набор приложений; локальная динамическая карта (LDM); Обоснование и руководство по стандартизации. 108. Приказ Федерального агентства связи от 23 декабря 2016 г. № 278 «Об утверждении методик проведения сертификационных испытаний функциональных свойств технических средств связи, приема и передачи информации для обеспечения транспортной безопасности и формы сертификата соответствия». 109. Отчет по итогам анализа сегментов рынка направления НТИ «Автонет» 1: Телематические транспортные и информационные системы (платформы, системы управления, транспортные средства), включая описание основных характеристик и ключевых индикаторов рынка 2019 (Рынок телематических транспортных и информационных cucmeM.pdf). 110. Артынов, А. П. Автоматизация управления транспортными си¬стемами / А. П. Артынов [и др.] / отв. ред. А. А. Воронов. М., 1984. 272 с. 111. Рэнкин, В. У. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения: справочник / В. У. Рэнкин [и др.]; пер. с англ. М., 1981. 592 с. 112. Бабков, В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. для вузов / В. Ф. Бабков. М.: Трансп., 1993. 271 с. 113. Беляев, Э. И. Применение современных методов оптимизации транспортной системы // Инновации в науке: материалы на- уч.-практ. конф. / Э. И. Беляев, И. В. Макарова, Р. Г. Хабибуллин / под ред. Я. А. Полонского. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. 110 с. 114. Бахирев, И. А. Автомобилизация и потребности развития дорожно-уличной сети // Транспортное строительство. 2008. № 10. С. 2-5. 115. Власов, В. М. Телематика на автомобильном транспорте / В. М. Власов [и др.]. М.: МАДИ, 2003. 173 с. 116. Воробьев, А. И. Методика определения мест установки системы фото- и видеофиксации и дополнительных элементов инфраструктуры / А. И. Воробьев, М. В. Гаврилюк // Вестник МАДИ. 2013. № 2 (33). С. 82-87. 117. Временные методические указания по определению экономической эффективности технических средств и систем управления дорожным движением // Всесоюз. науч.-исслед. ин-т безопасности дорож. движения Министерства внутр. дел СССР. М., 1982. 208 с. 118. Резван, И. И. Экспериментальное исследование малоразмерных сетей стандарта Wi-Fi / И. И. Резван // Вестник СибГУТИ. 2014. № 4. 8 c.
 
119. Галабурда, В. Г. Единая транспортная система: учеб. для вузов / В. Г. Галабурда [и др.]. М.: Транспорт, 1996. 295 с. 120. Иносэ, X. Управление дорожным движением / Х. Иносэ, Т. Хамада; пер. с англ. М. П. Печерского / под ред. М. Я. Блинкина. М., 1983. 248 с. 121. Карабанова, Л. Н. Развитие транспортной инфраструктуры города Магнитогорска / Л. Н. Карабанова. Коллекция ВЭГУ, 2000. 122. Комаров, В. В. Архитектура и стандартизация телематических и интеллектуальных транспортных систем. Зарубежный опыт и отечественная практика / В. В. Комаров, С. А. Гараган. М.: НТБ «Энергия», 2012. 123. Кожевников, В. И. Автоматизированная система управления до¬рожным движением / В. И. Кожевников [и др.] // Вестник СевКав ГТУ. 2003. № 1 (6). (Серия «Естественнонаучная»). 124. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движе¬ния: учеб. для вузов / В. И. Коноплянко [и др.]. Кемерово: Кузбас- свузиздат, 1998. 236 с. 125. Отчет Московского автомобильно-дорожного института по Госу-дарственному контракту № УД-47/261 от 07.10.2009 на выполнение НИР по проекту: «Разработка концепции создания интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах федерального aiia4eiiua>>.hUps://pandia.rii/text/79/19/l/4282.php 126. Петров, В. В. Технология координированного управления транспортными потоками / В. В. Петров, Л. А. Якушин. М.: Издательство НИИ спецтехники МВД СССР, 1988. 127. Проблемы разработки автоматизированных систем управления дорожным движением: материалы Всесоюз. науч.-техн. семинара 18-20 окт. 1989 г. / под ред. Е. Б. Хилажева. Омск, 1990. 50 с. 128. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период: сб. / под ред. В. Н. Лившица. М.: Фолиум, 1996. 136 с. 129. Рыбин, А. А. Методика выбора мероприятий по безопасности движения / А. А. Рыбин // Повышение качества организации движения и автомобильных перевозок: сб. науч. тр. / Моск. автомо- бил.-дорож. ин-т. М., 1986. С. 88-91. 130. Сильянов, В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения / В. В. Сильянов. М.: Транспорт, 1977. 301 с. 131. Антонов, А. В. Системный анализ: учеб. для вузов / А. В. Антонов. М.: Высш. шк., 2004. 132. Мовчан, В. П. Современные методы организации дорожного движения / В. П. Мовчан, Н. И. Артемов. Пермь, 2000. 299 с. 133. Эльвик, Р. Справочник по безопасности дорожного движения: Обзор мероприятий по безопасности дорожного движения / Р. Эльвик [и др.]; пер. с норв. под рук. У. Агаповой. Ин-т экономики трансп. (Осло). Осло; Копенгаген, 1996. 646 с. 134. Волкова, В. Н. Теория систем: учеб. пособие / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. М.: Высш. шк., 2006. 135. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. А. Троицкая. М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2003. 240 с. 136. Жанказиев, С. В. Динамическое предоставление приоритета проезда для средств общественного транспорта / С. В. Жанкази- ев, П. Пржибыл, А. В. Шадрин // Автотранспортное предприятие. 2011. № 7. С. 24-27. 137. Жанказиев, С. В. Концептуальные подходы к созданию комплекс¬ного полигона ИТС / С. В. Жанказиев, А. И. Воробьев, Т. В. Воро¬бьева // Транспорт РФ. 2020. № 3-4 (88-89). С. 31-35. 138. Жанказиев, С. В. МАДИ. Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2016. 139. Козлов, Л. Н. О концептуальных подходах формирования и развития интеллектуальных транспортных систем в России / Л. Н. Козлов, Ю. М. Урличич, Б. Е. Циклис // Транспорт РФ. 2009. № 3-4 (22-23). 140. Козлов Л. Н. О приоритетах в формировании и развитии между-народных транспортных коридоров / Л. Н. Козлов // Евразийская Экономическая Интеграция. 2009. № 4 (5). 141. Климов, А. А. и др. Архитектура автономных (беспилотных) автомобилей и инфраструктура для их эксплуатации // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. № 14 (3). С. 727-736.
 
142. Покусаев, О. Н. и др. Мировой рынок автономных (беспилотных) автомобилей // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. № 14 (3). С. 737-747. 143. Шаклеин, А. Г. и др. Мотивы внедрения автономных (беспилот¬ных) автомобилей в ЕС и США // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. № 7 (1). 144. Покусаев, О. Н. и др. Мировой рынок автономных (беспилот¬ных) автомобилей // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. № 14 (3). С. 727-736. 145. Климов, А. А. и др. BIM и инженерные формализованные онтологии на цифровой железной дороге Европы в объединении EULYNX-экономика данных // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. № 6 (8). 146. Шадрин, С. С. Возможности использования бортовых сетей передачи данных автотранспортных средств в задачах интеллектуальных транспортных систем / С. С. Шадрин, А. М. Иванов // Автотранспортное предприятие. 2014. Май. 147. Синицын, Л. А. Безопасность движения. Автоматическая противогололедная установка / Л. А. Синицын, А. Г. Макушев, С. К. Ко¬тов // Транспорт РФ. 2006. № 7. 148. Бачманов, М. Д. Опыт применения современных детекторов транспорта в задачах управления транспортным потоком / М. Д. Бачманов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2014. № 2 (2), декабрь. 149. Тур, А. А. Математические подходы к обоснованию проектов информирования участников дорожного движения в интеллекту¬альных транспортных системах / А. А. Тур // Вестник МАДИ. 2012. № 1 (28). С. 109-113. 150. Михайлов, В. Г. Использование имитационного моделирования для отладки беспилотных автомобилей / В. Г. Михайлов // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2020. № 3. С. 112-120. 151. Рябова, Н. Ю. Роль государства в инновационном развитии стра¬ны / Н. Ю. Рябова // Вестник Омского университета. 2009. № 4. С. 44-47. (Серия «Экономика»). 152. Куприяновский, В. П. Цифровые транспортные коридоры ЕС — 5G, платониг, ИТС и MaaS / В. П. Куприяновский, А. А. Климов, И. А. Соколов, О. Н. Покусаев // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Vol. 7. N 8. 153. Кудрявцев, О. Н. Перспективы и тенденции развития V2X в кон¬тексте кооперативных ИТС: монография / О. Н. Кудрявцев. 2018. 154. Комиссина, И. Н. Стандартизация в Китае: современные тренды и перспективы развития / И. Н. Комиссина // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 1 (70). С. 191-218. 155. Писарева, О. М. Развитие интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации: определение требований и организация создания полигонов тестирования информационной безопасности / О. М. Писарева, В. А. Алексеев, Д. Н. Медников, А. В. Стариковский // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 5. С. 7-23.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

 
Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе

 
подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Маркиянов ВВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .