2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Дорожно-строительные материалы_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.29 Дорожно-строительные материалы
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-7.1 Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации
 
ПК-7.2 Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций
 
ПК-7.3 Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования
ПК-7 
Способен обеспечивать строительное производство строительными материалами, изделиями и конструкциями
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные свойства строительных материалов
 
1.1
Основные свойства строительных материалов
1
0
0
5
6
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
2
Стандартизация свойств дорожно-строительных материалов
 
2.1
Стандартизация свойств дорожно-строительных материалов
2
0
0
4
6
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
3
Природные каменные материалы
 
3.1
Природные каменные материалы
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
4
Неорганические вяжущие  материалы. Цементобетон
 
4.1
Неорганические вяжущие  материалы. Цементобетон
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
5
Органические вяжущие вещества
 
5.1
Органические вяжущие вещества
2
0
0
10
12
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
6
Битумы
 
6.1
Битумы
2
0
0
8
10
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
7
Асфальтобетон
 
7.1
Асфальтобетон
2
0
0
7
9
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
8
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
 
8.1
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
9
Древесина
 
9.1
Древесина
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
Всего часов:
17
0
0
54
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Организация строительного производства на предприятии
 
Ценообразование
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Система государственных контрактов в строительстве
 
Государственно-частное партнерство
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-7.1 Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации
 
ПК-7.2 Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций
 
ПК-7.3 Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования
ПК-7 
Способен обеспечивать строительное производство строительными материалами, изделиями и конструкциями
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
17
72
18
54
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
54
54
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные свойства строительных материалов
 
1.1
Основные свойства строительных материалов
1
0
0
5
6
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
2
Стандартизация свойств дорожно-строительных материалов
 
2.1
Стандартизация свойств дорожно-строительных материалов
2
0
0
4
6
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
3
Природные каменные материалы
 
3.1
Природные каменные материалы
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
4
Неорганические вяжущие  материалы. Цементобетон
 
4.1
Неорганические вяжущие  материалы. Цементобетон
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
5
Органические вяжущие вещества
 
5.1
Органические вяжущие вещества
2
0
0
10
12
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
6
Битумы
 
6.1
Битумы
2
0
0
8
10
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
7
Асфальтобетон
 
7.1
Асфальтобетон
2
0
0
7
9
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
8
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
 
8.1
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
9
Древесина
 
9.1
Древесина
2
0
0
5
7
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
Всего часов:
17
0
0
54
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные свойства строительных материалов

Общие сведения. Механические свойства. Физические свойства. Химические свойства. Технологические свойства. Эксплуатационные свойства

 
Стандартизация свойств дорожно-строительных материалов

СНИПы, ГОСТы, ТУ в дорожном материаловедении

 
Природные каменные материалы

Разновидности природных каменных материалов.  Классификация горных пород.  Добыча и переработка горных пород.  Свойства   природных   каменных  материалов  и требования  к  ним.

 
Неорганические вяжущие  материалы. Цементобетон

Определение и классификация. Требования к материалам. Добавки. Основные свойства бетонной смеси и способы ее оценки. Основные свойства цементобетона и способы их оценки. Дорожный цементобетон  и другие виды бетонов. Проектирование и расчет состава цементобетона. Приготовление,   транспортирование   и   укладка   бетонной смеси. Контроль качества. Производство бетонных работ в зимнее время. Изготовление сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий. Строительные растворы.

 
Органические вяжущие вещества

Определение органических вяжущих, их классификация.  Свойства органических вяжущих веществ.

 
Битумы

Получение нефтяных битумов.  Классификация битумов. Свойства  вязких  битумов. Область применения вязких дорожных битумов.  Жидкие битумы. Битумные эмульсии

 
Асфальтобетон

Из истории.    Асфальтобетонная смесь, достоинства и недостатки. Требования к составам асфальтобетонных  смесей и асфальтобетонам.  Классификация асфальтобетона. Свойства асфальтобетона. Виды асфальтобетонов. Вторичное использование асфальтобетона. Технология тёплой регенерации асфальтобетонов "Аnt"

 
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)

Общие сведения. Особенности национальных стандартов на материал. Стабилизирующие добавки в щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси. Разновидности стабилизирующих добавок. Технология производства стабилизирующих добавок на основе целлюлозы. Свойства щебеночно-мастичного асфальтобетона. Особенности структуры щебеночно-мастичного асфальтобетона. Физико-механические свойства щебеночно-мастичного асфальтобетона. Эксплуатационные свойства покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Особенности технологии производства работ. Проектирование составов ЩМАС. Приготовление смесей. Укладка и уплотнение смесей. Основы контроля качества продукции

 
Древесина

Общие сведения о древесине. Основные породы древесины. Физико-механические свойства древесины. Материалы из древесины. Испытания древесины.

 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-7 
Способен обеспечивать строительное производство строительными материалами, изделиями и конструкциями
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-7 Способен обеспечивать строительное производство строительными материалами, изделиями и конструкциями
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация строительного производства на предприятии
x
Зачет,Курсовая работа
Ценообразование
x
Экзамен,Курсовая работа
Дорожно-строительные материалы
x
Зачет
Система государственных контрактов в строительстве
x
Экзамен
Государственно-частное партнерство
x
Экзамен
Основы логистической деятельности
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-7 Способен обеспечивать строительное производство строительными материалами, изделиями и конструкциями
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-7.1 Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями, конструкциями, контролирует ведение учетной документации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-7.2 Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет порядок закупки строительных материалов, изделий и конструкций

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-7.3 Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет подготовку и контроль заключения контрактов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Расскажите о классификации свойств строительных материалов.

2. Что такое «истинная плотность материала», расскажите  о  методах ее определения.

3. Дайте определение понятию «средняя плотность материала».  Расскажите   какие методы определения Вы знаете.

4. Относительная плотность и пористость материала, методы определения.

5. Каково влияние влажности строительных материалов на их свойства?

6. Водопоглощение строительных материалов, методы определения.

7. Дайте определение понятиям «водонепроницаемость, гигроскопичность». Приведите  примеры водонепроницаемых строительных материалов.

8. Что такое «морозостойкость строительных материалов»? Назовите  факторы, влияющие на морозостойкость.

9. Какие методы определения морозостойкости строительных материалов Вы знаете.

10. Расскажите  о теплопроводности строительных материалов.

11. Дайте определение понятию «огнестойкость строительных материалов», назовите группы строительных материалов по огнестойкости.

12. Огнеупорность строительных материалов. Группы строительных материалов по огнеупорности.

13. Прочность материалов. Какие факторы, влияющие на прочность материалов, Вам известны.

14. Какая существует зависимость между прочностью и плотностью материала?

15. Дайте определение «упругость, пластичность и хрупкость материалов».

16. Что такое «твердость, истираемость, износ материалов»?

17. Долговечность, химическая стойкость материалов.

18. Что такое «коэффициент конструктивного качества материалов»?

19. Расскажите о кристаллических и аморфных телах.

20. Что вы знаете об истинной и средней плотности материала?

21. Расскажите о физических свойствах материалов (пористости, водопоглощении, влажности, гигроскопичности, влагоотдаче).

22. От чего могут разрушаться материалы наружных конструкций зданий и со-оружений в зимний период?

23. Как оценивается морозостойкость материала

24. Какой главный фактор определяет теплопроводность материалов?

25.Как по результатам испытаний образца материала на сжатие определяют предел его прочности при сжатии?

26. Расскажите о прочности и твердости материалов.

27. Что такое удельная поверхность? На какие свойства материалов она влияет?

28. Как классифицируются горние породы по условиям их образования?

29. Что называют минералом и что горной породой?

30. На какие основные группы можно подразделить породообразующие минералы?

41. Из каких минералов состоят основные изверженные горные породы?

32. Из каких минералов состоят основные осадочные горные породы?

43. Из каких минералов состоят основные метаморфические горные породы?

34. Каковы характерные свойства минералов, образующих изверженные горные породы?

35. Каковы характерные свойства минералов, образующих осадочные горные породы?

36. Каковы характерные свойства минералов, образующих метаморфические горные породы?

37. Какими основными свойствами и признаками характеризуют минералы   и   горные породы?

38. Назовите горные породы, применяемые для производства минеральных вяжущих.

39. Каковы виды структуры природных каменных материалов?

40. Какие горные породы применяются в тяжелых и легких бетонах?

41. Какие природные каменные материалы применяют для облицовки внутренних и внешних

 
частей зданий и в качестве стенового материала отапливаемых зданий?

42. Для каких целей применяют в строительстве следующие горные породы: гранит, диабаз, базальт, кварц, известняк, мел, гипс?

43. Какие строительные материалы и изделия получают из горных пород?

44. Что вы знаете о воздушных и гидравлических вяжущих материалах?

45. По каким показателям маркируют гипсовые вяжущие?

46. Расскажите о недожоге и пережоге извести.

47. В чем различие гидравлической и воздушной извести?

48. Расскажите о производстве портландцемента.

49. Как определяют марку портландцемента?

50. Расскажите о разновидностях портландцемента.

51.    Перечислите основные химические элементы, входящие в состав битума

52. Каковы основные эксплуатационные свойства битума?

53. По каким показателям определяется марка битума?

54. Как используется битум  в дорожной  отрасли?

55. Как повысить эксплуатационные свойства битумных вяжущих веществ и материалов на их основе?

56. На какие виды разделяются асфальтобетонные смеси в зависимости от условий приготовления?

57. Какими свойствами обладает асфальтобетон?

58. Каковы основные достоинства и недостатки асфальтобетона?

59. Какие марки битумов используют для горячих, теплых и холодных асфальтобетонов?

60. Как определяется оптимальный расход битума в асфальтобетоне?

61. Какие физико-механические  свойства ЩМА вы знаете?

62. Расскажите  о достоинствах и недостатках ШМА

63. Какие добавки для ЩМА Вы знаете? Дайте характеристику им.

64. Какие древесные породы наиболее часто применяются в строительстве и почему?

65. Назовите положительные и отрицательные качества древесины. как строи тельного материала.

66. Как влияет содержание влаги на свойства древесины?

67. От чего зависит теплопроводность древесины?

68. При каком направлении усилий древесина имеет наибольшие показатели прочности?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Задания для устного опроса по темам:

1. Вычислить среднюю плотность камня, определить его пористость.

2. Определить среднюю плотность камня и его водопоглощение.

3. Определить коэффициент размягчения каменного материала,  его водостойкость.

4. Дать характеристику минерала.

5. Определить марку  портландцемента.

6. Определить марку битума.

7. Дать характеристику кровельных и гидроизоляционных материалов.

8. Рассчитать содержание щебня в асфальтобетоне.

9. Рассчитать содержание минерального порошка в асфальтобетоне.

10. Рассчитать содержание песка и высевок в асфальтобетоне

11. Определить стандартную прочность древесины

12. Определить коэффициент конструктивного качества древесины

 
 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Абдулханова, М. Ю. Технологии производства материалов и изделий и автоматизация технологических процессов на предприятиях дорожного строительства : учебное пособие / М. Ю. Абдулханова, В. А. Воробьев, В. П. Попов. - Москва : СОЛОН-Пресс, 2020. - 564 с. - ISBN 978-5-91359-108-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1858807 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Красовский, П. С. Строительные материалы : учебное пособие / П.С. Красовский. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 256 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-683-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1758037 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 3. Дворкин, Л. И. Справочник по строительному материаловедению : учебно-практическое пособие / Л. И. Дворкин, О. Л. Дворкин. - Москва : Инфра-Инженерия, 2010. - 472 с. - ISBN 978-5-9729-0029-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/521369 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 4. Ковалев, Я. Н. Дорожно-строительные материалы и изделия: Учебно-методическое пособие / Ковалев Я.Н., Кравченко С.Е., Шумчик В.К. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2019. - 630 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006403-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039185 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 5. Сироткин, О.С. Основы материаловедения : учебное пособие / Сироткин О.С. — Москва : КноРус, 2017. — 261 с. — ISBN 978-5-406-04106-2. — URL: https://book.ru/book/927893 (дата обращения: 18.01.2022). — Текст : электронный. б) дополнительная: 1. Рыбьев, И.А. Строительное материаловедение: учеб. пособие для бакалавров / И.А. Рыбьев. – 4-е изд. – М.:  Издательство Юрайт, 2012. – 701 с. 2. Рыбьев И.А. Строительное материаловедение: учеб. пособие для бакалавров / И.А. Рыбьев. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 701с. 3. Петров, В.П. Пористые заполнители и легкие бетоны: Материаловедение.Технология производства : учебное пособие / В.П. Петров, Н.И. Макридин, В.Н. Ярмаковский. - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. - 436 с. - ISBN 978-5-9585-0355-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144363 (18.11.2016). 4. Дворкин, Л. И. Структура, состав и свойства минеральных строительных материалов : учебное пособие. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2020. - 424 с. - ISBN 978-5-9729-0361-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1168606 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 5. Дворкин, Л.И. Практическая методология проектирования составов бетона : учеб. пособие / Л.И. Дворкин. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 604 с. - ISBN 978-5-9729-0304-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1053300 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 6. Ковалев, Я. Н. Теплотехнологическое обеспечение качества строительства дорожных асфальтобетонных покрытий: Учебно-метод. пособие / Ковалев Я.Н., Вербило И.Н., Кравченко С.Е.; Под ред. Ковалева Я.Н. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, Нов.знание, 2015. - 303 с. (ВО: Бакалавриат)ISBN 978-5-16-010293-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/483092 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 7. Чулкова, И.Л. Проектирование составов бетонных смесей с помощью современных информационных технологий : монография / И.Л. Чулкова, Т.А. Юрина. — Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. — 136 с. - ISBN 978-5-9729-0313-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1053302 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по
 
подписке. 8. Строительные материалы. Лабораторный практикум: Уч.-метод. пос. / Я.Н.Ковалев и др.; Под ред. д.т.н., проф. Я.Н.Ковалева. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 633 с.: ил.; . - (ВО: Бакалавр.). ISBN 978-5-16-006406-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/376170 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 9. Акимова Т.Н. Минеральные вяжущие вещества. Учебное пособие. МАДИ (ГТУ). 2007,  99 с. Гриф УМО 10. Волков Г.М. Материаловедение: учебник. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 448с 11. Грушко И.М., Королев И.В., Борщ И.М., Мищенко Г.М. Дорожно-строительные материалы. Учебник. М. Транспорт. 1991. 357 с. 12. Ежова, С.В. Материаловедение / С.В. Ежова. – Чебоксары: МАДИ, 2007.- 202с. 13. Касторных Л.И. Добавки в бетоны и строительные растворы: / Л.И. Касторных. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 221с. 14. Силкин В.В. Технология и организация работ на предприятиях дорожного строительства: учеб. пособие / В.В. Силкин, А.П. Лупанов. - М.: Изд-во АСВ, 2010. - 224с. 15. 16. Материаловедение и технология конструкционных материалов: учебник / В.Б. Арзамасова, А.А. Черепахина. – М.: Изд-во «Академия», 2009. – 448с 17. Соколов, Е.Н. Материаловедение: Лабораторный практикум: учебное пособие. – М.: Изд-во  «Академия», 2012. – 128с. 18. Технология конструкционных материалов: учебник для вузов / Ю.М. Барона. – СПб.: Питер, 2012. – 512с.: ил.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель СДиИЭ, Без степени Вязова Е.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .