ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Понятие, виды и значение интеллектуальной собственности. Основы авторского права, объекты авторского права, права авторов и их защита.
Процедура патентования, виды патентов, права патентообладателя. Определение и функции товарных знаков, процесс регистрации, защита прав на товарные знаки.
Основные международные договоры и организации, регулирующие защиту интеллектуальной собственности (например, ВОИС, TRIPS).
Анализ примеров судебных дел, связанных с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
Проблемы и решения, связанные с онлайн-нарушениями. Роль защиты интеллектуальной собственности в развитии инновационного бизнеса. Разработка и реализация эффективных стратегий защиты.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Анализ патента
Задача: Найдите патент, относящийся к новому технологическому продукту (например, смартфону или гаджету). Проанализируйте его содержание, выделите основные аспекты патента, такие как описание изобретения, требования к патенту и фигуры.
Цель: Научиться пониать структуру патента и оценивать его патентоспособность.
2. Оценка рисков нарушения прав
Задача: Рассмотрите гипотетическую ситуацию, в которой ваша компания использует программное обеспечение, разработанное третьей стороной, без лицензии. Оцените потенциальные юридические риски и последствия.
Цель: Понять важность соблюдения авторских прав и лицензирования.
3. Разработка стратегии защиты
Задача: Создайте стратегию защиты интеллектуальной собственности для стартапа, работающего в области технологий. Включите в стратегию использование патентов, товарных знаков и авторских прав.
Цель: Научиться разрабатывать комплексные стратегии защиты ИС.
4. Исследование товарного знака
Задача: Выберите известный товарный знак и проведите исследование его истории, процесса регистрации и защиты. Оцените, как этот товарный знак стал известным и какие юридические меры были предприняты для его защиты.
Цель: Понять процесс регистрации товарного знака и его значение для бизнеса.
5. Сравнительный анализ правовых систем
Задача: Проведите сравнительный анализ защиты интеллектуальной собственности в двух разных странах (например, США и России). Обратите внимание на различия в законах, процедурах регистрации и правоприменении.
Цель: Изучить международные аспекты защиты ИС и понять, как они могут влиять на бизнес.
6. Разработка NDA (соглашения о неразглашении)
Задача: Напишите проект соглашения о неразглашении (NDA) для компании, работающей с конфиденциальной информацией. Убедитесь, что документ включает все необходимые положения.
Цель: Научиться составлять юридические документы для защиты коммерческой тайны.
7. Кейс-стадия по нарушению прав
Задача: Изучите известное дело о нарушении прав интеллектуальной собственности (например, дело Apple против Samsung). Подготовьте краткий отчет о сути дела, решении суда и его последствиях.
Цель: Понять, как работают судебные процессы в области ИС и какие факторы влияют на решения судов.
8. Создание презентации
Задача: Подготовьте презентацию на тему "Современные вызовы в защите интеллектуальной собственности в цифровую эпоху". Включите в нее примеры и возможные решения.
Цель: Развить навыки публичного выступления и критического мышления по актуальным вопросам.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Что такое интеллектуальная собственность и какие её основные виды вы знаете?
2. В чем заключается значение защиты интеллектуальной собственности для экономики и бизнеса?
4. Каковы основные права автора на произведение?
5. Что такое патент и какие виды патентов существуют?
6. Какова процедура получения патента и какие требования необходимо выполнить?
7. Что такое товарный знак и какие функции он выполняет?
8. Каковы этапы регистрации товарного знака?
9. Что такое коммерческая тайна и какие сведения могут быть отнесены к ней?
10. Какие меры могут быть предприняты для защиты коммерческой тайны?
11. Назовите основные международные соглашения, регулирующие защиту интеллектуальной собственности.
12. Какое значение имеет соглашение TRIPS для стран-участниц?
13. Приведите пример известного дела, связанного с нарушением прав интеллектуальной собственности, и объясните его суть.
14. Какие меры могут быть применены судом в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность?
15. Какие проблемы возникают при защите интеллектуальной собственности в интернете?
16. Каковы основные способы борьбы с нарушениями прав в онлайн-пространстве?
17. Какие стратегии могут быть использованы для защиты интеллектуальной собственности в компании?
18. Какова роль лицензирования в защите интеллектуальной собственности?
19. Каковы основные риски, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность?
20. Какие последствия могут возникнуть для бизнеса в случае нарушения прав интеллектуальной собственности?
21. Каковы отличия между интеллектуальной собственностью и материальными активами?
22. Что такое "плагиат" и какие последствия он может иметь?
23. Каковы особенности защиты программного обеспечения в рамках авторского права?
24. В чем разница между личными и имущественными правами автора?
25. Каковы критерии патентоспособности изобретения?
26. В чем заключается разница между патентом на изобретение и патентом на полезную модель?
27. Какие существуют виды товарных знаков (например, коллективные, серийные)?
28. Каковы основания для отказа в регистрации товарного знака?
29. Какие действия могут быть квалифицированы как нарушение коммерческой тайны?
30. Какова роль NDA (соглашения о неразглашении) в защите коммерческой тайны?
31. Какое влияние на защиту интеллектуальной собственности оказывают соглашения ВТО?
32. Каковы основные положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений?
33. Каковы этапы судебного разбирательства по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность?
34. Какие доказательства могут быть использованы для подтверждения факта нарушения прав?
35. Интернет и интеллектуальная собственность:
36. Каковы основные инструменты защиты авторских прав в интернете (например, DMCA)?
37. Какие проблемы возникают при использовании пользовательского контента на платформах социальных сетей?
38. Какова роль патентного троллинга в защите интеллектуальной собственности?
39. Как компании могут использовать лицензирование для монетизации своих активов интеллектуальной собственности?
40. Каковы основные факторы, влияющие на оценку рисков нарушения прав на интеллектуальную собственность?
41. Какие шаги могут предпринять компании для минимизации рисков, связанных с нарушением прав?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.