2024-2025_z09_03_01_АСУ_24_plx_Защита интеллектуальной собственности_Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.18 Защита интеллектуальной собственности
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-10.1 Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
 
УК-10.2 Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
 
УК-10.3 Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
УК-10 
Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.1 Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
 
ОПК-4.3 Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в интеллектуальную собственность
 
1.1
Введение в интеллектуальную собственность
1
0
0
10
11
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
2
Патенты. Товарные знаки.
 
2.1
Патенты. Товарные знаки.
1
0
0
10
11
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
3
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности
 
3.1
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности
2
0
0
16,25
18,25
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
4
Защита прав интеллектуальной собственности
 
4.1
Защита прав интеллектуальной собственности
2
0
0
24
31,75
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
Всего часов:
6
0
0
60,25
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Производственная практика
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Производственная практика
 
Эксплуатационная практика
 
Ознакомительная практика
 
Учебная практика
 
Основы управления дорожным движением
 
Основы организации транспортных систем
 
Управление ресурсами предприятия
 
Системы реального времени
 
Микропроцессорные системы
 
Аппаратно-программные комплексы
 
Защита информации
 
Системы искусственного интеллекта
 
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Трудовое и предпринимательское право
 
Схемотехника
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-10.1 Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
 
УК-10.2 Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
 
УК-10.3 Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
УК-10 
Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.1 Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
 
ОПК-4.3 Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 2 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
6
72
8
60,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
6
6
6
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
60,25
60,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в интеллектуальную собственность
 
1.1
Введение в интеллектуальную собственность
1
0
0
10
11
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
2
Патенты. Товарные знаки.
 
2.1
Патенты. Товарные знаки.
1
0
0
10
11
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
3
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности
 
3.1
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности
2
0
0
16,25
18,25
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
4
Защита прав интеллектуальной собственности
 
4.1
Защита прав интеллектуальной собственности
2
0
0
24
31,75
УК-2.2, УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-4.1, ОПК-4.3
 
Всего часов:
6
0
0
60,25
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в интеллектуальную собственность

Понятие, виды и значение интеллектуальной собственности. Основы авторского права, объекты авторского права, права авторов и их защита.

 
Патенты. Товарные знаки.

Процедура патентования, виды патентов, права патентообладателя. Определение и функции товарных знаков, процесс регистрации, защита прав на товарные знаки.

 
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности

Основные международные договоры и организации, регулирующие защиту интеллектуальной собственности (например, ВОИС, TRIPS).

 
Международные соглашения в области интеллектуальной собственности

Анализ примеров судебных дел, связанных с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

 
Защита прав интеллектуальной собственности

Проблемы и решения, связанные с онлайн-нарушениями. Роль защиты интеллектуальной собственности в развитии инновационного бизнеса. Разработка и реализация эффективных стратегий защиты.

 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
УК-10 
Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
УК-10 
Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Основы теории управления
x
Зачет,Курсовая работа
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет с оценкой
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен,Курсовой проект
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Компьютерная графика
x
Экзамен,Курсовая работа
Микропроцессорные системы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Аппаратно-программные комплексы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы организации транспортных систем
x
Зачет
Основы управления дорожным движением
x
Зачет
Защита интеллектуальной собственности
x
Зачет
Защита информации
x
Зачет
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной 
 
1
2
3
4
5
аттестации
Начертательная геометрия и инженерная графика
x
Экзамен
Системы автоматизированного проектирования
x
Зачет
Защита интеллектуальной собственности
x
Зачет
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Трудовое и предпринимательское право
x
Зачет
Информатика и цифровые технологии
x
Экзамен
Защита интеллектуальной собственности
x
Зачет
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-10.1 Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает основные термины и понятия гражданского права, используемые в антикоррупционном законодательстве, действующее антикоррупционное законодательство и практику его применения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.2 Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает возможность возникновения коррупционных рисков при решении задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.3 Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.1 Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла цифровых управляющих систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4.3 Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает стандарты, нормы и правила, составляет техническую документацию, на проектируемые объекты

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Анализ патента

Задача: Найдите патент, относящийся к новому технологическому продукту (например, смартфону или гаджету). Проанализируйте его содержание, выделите основные аспекты патента, такие как описание изобретения, требования к патенту и фигуры.

Цель: Научиться пониать структуру патента и оценивать его патентоспособность.

2. Оценка рисков нарушения прав

Задача: Рассмотрите гипотетическую ситуацию, в которой ваша компания использует программное обеспечение, разработанное третьей стороной, без лицензии. Оцените потенциальные юридические риски и последствия.

Цель: Понять важность соблюдения авторских прав и лицензирования.

3. Разработка стратегии защиты

Задача: Создайте стратегию защиты интеллектуальной собственности для стартапа, работающего в области технологий. Включите в стратегию использование патентов, товарных знаков и авторских прав.

Цель: Научиться разрабатывать комплексные стратегии защиты ИС.

4. Исследование товарного знака

Задача: Выберите известный товарный знак и проведите исследование его истории, процесса регистрации и защиты. Оцените, как этот товарный знак стал известным и какие юридические меры были предприняты для его защиты.

Цель: Понять процесс регистрации товарного знака и его значение для бизнеса.

5. Сравнительный анализ правовых систем

Задача: Проведите сравнительный анализ защиты интеллектуальной собственности в двух разных странах (например, США и России). Обратите внимание на различия в законах, процедурах регистрации и правоприменении.

Цель: Изучить международные аспекты защиты ИС и понять, как они могут влиять на бизнес.

6. Разработка NDA (соглашения о неразглашении)

Задача: Напишите проект соглашения о неразглашении (NDA) для компании, работающей с конфиденциальной информацией. Убедитесь, что документ включает все необходимые положения.

Цель: Научиться составлять юридические документы для защиты коммерческой тайны.

7. Кейс-стадия по нарушению прав

Задача: Изучите известное дело о нарушении прав интеллектуальной собственности (например, дело Apple против Samsung). Подготовьте краткий отчет о сути дела, решении суда и его последствиях.

Цель: Понять, как работают судебные процессы в области ИС и какие факторы влияют на решения судов.

8. Создание презентации

Задача: Подготовьте презентацию на тему "Современные вызовы в защите интеллектуальной собственности в цифровую эпоху". Включите в нее примеры и возможные решения.

Цель: Развить навыки публичного выступления и критического мышления по актуальным вопросам.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Что такое интеллектуальная собственность и какие её основные виды вы знаете?

2. В чем заключается значение защиты интеллектуальной собственности для экономики и бизнеса?

 
3. Какие объекты защищаются авторским правом?

4. Каковы основные права автора на произведение?

5. Что такое патент и какие виды патентов существуют?

6. Какова процедура получения патента и какие требования необходимо выполнить?

7. Что такое товарный знак и какие функции он выполняет?

8. Каковы этапы регистрации товарного знака?

9. Что такое коммерческая тайна и какие сведения могут быть отнесены к ней?

10. Какие меры могут быть предприняты для защиты коммерческой тайны?

11. Назовите основные международные соглашения, регулирующие защиту интеллектуальной собственности.

12. Какое значение имеет соглашение TRIPS для стран-участниц?

13. Приведите пример известного дела, связанного с нарушением прав интеллектуальной собственности, и объясните его суть.

14. Какие меры могут быть применены судом в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность?

15. Какие проблемы возникают при защите интеллектуальной собственности в интернете?

16. Каковы основные способы борьбы с нарушениями прав в онлайн-пространстве?

17. Какие стратегии могут быть использованы для защиты интеллектуальной собственности в компании?

18. Какова роль лицензирования в защите интеллектуальной собственности?

19. Каковы основные риски, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность?

20. Какие последствия могут возникнуть для бизнеса в случае нарушения прав интеллектуальной собственности?

21. Каковы отличия между интеллектуальной собственностью и материальными активами?

22. Что такое "плагиат" и какие последствия он может иметь?

23. Каковы особенности защиты программного обеспечения в рамках авторского права?

24. В чем разница между личными и имущественными правами автора?

25. Каковы критерии патентоспособности изобретения?

26. В чем заключается разница между патентом на изобретение и патентом на полезную модель?

27. Какие существуют виды товарных знаков (например, коллективные, серийные)?

28. Каковы основания для отказа в регистрации товарного знака?

29. Какие действия могут быть квалифицированы как нарушение коммерческой тайны?

30. Какова роль NDA (соглашения о неразглашении) в защите коммерческой тайны?

31. Какое влияние на защиту интеллектуальной собственности оказывают соглашения ВТО?

32. Каковы основные положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений?

33. Каковы этапы судебного разбирательства по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность?

34. Какие доказательства могут быть использованы для подтверждения факта нарушения прав?

35. Интернет и интеллектуальная собственность:

36. Каковы основные инструменты защиты авторских прав в интернете (например, DMCA)?

37. Какие проблемы возникают при использовании пользовательского контента на платформах социальных сетей?

38. Какова роль патентного троллинга в защите интеллектуальной собственности?

39. Как компании могут использовать лицензирование для монетизации своих активов интеллектуальной собственности?

40. Каковы основные факторы, влияющие на оценку рисков нарушения прав на интеллектуальную собственность?

41. Какие шаги могут предпринять компании для минимизации рисков, связанных с нарушением прав?

 
 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496. 2. Барышникова К. А. Интеллектуальные права на объекты хореографического искусства. М.: Юрайт, 2024. 132 с. 3. Бирюков П. Н. Право интеллектуальной собственности. М.: Юрайт, 2023. 316 с. 4. Вопрос-ответ // ФТС России: официальный сайт. 2023. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 08.12.2023). 5. Воробьев Н.С. К вопросу о роли Суда Европейского союза при толковании договоров, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. N 2. С. 144 — 149. 6. Гатауллина Р.Р. Принцип исчерпания права на результат интеллектуальной деятельности в условиях параллельного импорта // Право и экономика. 2023. N 4. С. 27 — 33. 7. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Юрайт, 2024. 258 с. 8. Дюмина В.Э. Комплементарность конкурентного законодательства и права интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики // Конкурентное право. 2023. N 2. С. 30 — 33. 9. Жарова А. К. Защита интеллектуальной собственности. М.: Юрайт, 2024. 342 с. 10. Жарова А. К. Интеллектуальное право. Защита интеллектуальной собственности. Учебник. М.: Юрайт, 2024. 380 с. 11. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности. М.: Юрайт, 2023. 578 с. 12. Ивлиев Г.П. Среднесрочные и долгосрочные задачи права в сфере интеллектуальной собственности в Евразийском регионе // Журнал российского права. 2024. N 1. С. 18 — 24. 13. Какая ответственность предусмотрена за нарушение исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2024. 14. Кирсанова Е.Е. Правовое регулирование оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой экономике: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 228 с. 15. Корнеева Л.А. К вопросу о проблемах правового регулирования оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности // Юрист. 2023. N 5. С. 55 — 60. 16. Крупко С.И. Развитие международного частного права в сфере интеллектуальной собственности: опыт международной унификации // Международное правосудие. 2023. N 2. С. 92 — 114. 17. Липин В. Д. Патентование изобретений на устройство. Учебное пособие для вузов. М.: Лань, 2023. 172 с. 18. Лихолетов В. В., Рязанцева О. В. Экономико-правовая защита интеллектуальной собственности. М.: Юрайт, 2023. 196 с. 19. Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А. Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2023. 152 с. 20. Никифорова И.Н. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный в ходе разработки проектной документации // ИС. Авторское право и смежные права. 2023. N 3. С. 52 — 56. 21. Новоселова Л. А. Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации. Сборник. М.: РГ-Пресс, 2023. 336 с. 22. Позднякова Е. А. Авторское право. М.: Юрайт, 2023. 257 с. 23. Пономарченко А.Е. Право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности // Цивилист. 2023. N 1. С. 67 — 72. 24. Право интеллектуальной собственности / под ред. Е. А. Поздняковой. М.: Юрайт, 2023. 409 с. 25. Право интеллектуальной собственности / под ред. Л. А. Новоселовой. М.: Юрайт, 2023. 336 с.
 
26. Право интеллектуальной собственности для неюридических специальностей / под ред. Е. А. Поздняковой. М.: Юрайт, 2024. 334 с. 27. Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование / под ред. И. А. Близнеца, В. А. Зимина, И. П. Оленичева. М.: Юрайт, 2023. 285 с. 28. Самойлов И.Н. Актуальные вопросы залога исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2023. N 11. С. 43 — 46. 29. Слесарев С.А. Вопрос-ответ // СПС КонсультантПлюс. 2024. 30. Фоменко Е.В., Козлова Е.Б. Отдельные права на результаты интеллектуальной деятельности и права на получение в собственность объектов недвижимости как предмет подкупа // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. N 6. С. 77 — 88. 31. Фролова Е.Е., Купчина Е.В. Цифровые инструменты защиты прав на интеллектуальную собственность: на примере блокчейна и искусственного интеллекта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. N 3. С. 479 — 498. 32. Хлапотин В.Ю. Особенности правового статуса видеоигры как объекта права интеллектуальной собственности: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. N 4. С. 107 — 119. 33. Щербак Н. В. Право интеллектуальной собственности: общее учение. Авторское право и смежные права. М.: Юрайт, 2022. 343 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
4. Бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
3
305
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Доцент ФЗО И и ТТП, к.пс.н. Соловьева С.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .