ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Развитие транспортной системы народного хозяйства Российской Федерации. Автомобилизация страны. Напряженность движения в условиях транспортных заторов. Миграция населения в крупные города. Развитие дорожной сети Российской Федерации. Перспектива строительства платных автомобильных дорог. Обеспечение безопасности движения в проектах реконструкции дорог. Учет экологических требований. Проблемы городского движения. Ограничение доступа в городские кварталы крупнотоннажных автомобилей. Оплата за парковку. Многоэтажные гаражи и стоянки автомобилей. Строительство кольцевых и хордовых магистралей с непрерывным движением автомобилей. Усиление контроля за дорожным движением. Активная и пассивная безопасность автомобилей. Влияние технического состояния автомобилей на безопасность движения. Применение ремней безопасности и подушек безопасности. Автомобили с адаптивной системой переднего освещения. Влияние погодно-климатических факторов и уровня содержания дорог на безопасность движения.
Влияние геометрических элементов дорог и их сочетаний на безопасность дорожного движения. Характеристики движения автомобилей. Разновидности скоростей движения. Статистическая обработка измеренных скоростей движения и определение минимальной средней и расчетной скоростей движения по кумулятивной кривой. Влияние ограничения максимальной скорости движения на аварийность. Закономерности изменения среднесуточной и часовой интенсивности движения и их практическое применение для обоснования мероприятий по улучшению условий движения. Состав транспортного потока и вовлечение в ДТП различных автомобилей. Интенсивность движения и ее влияние на частоту возникновения ДТП и тяжесть травмирования людей при ДТП. Обеспечение свободного маневрирования транспортных средств и допустимые коэффициенты загрузки дороги движением.
Классификация ДТП и правила их учета. Учетная карточка ДТП и ее содержание. Причины возникновения ДТП. Частота возникновения ДТП и риск вовлечения в ДТП участников движения. Тяжесть последствий ДТП. Тенденции изменения показателей аварийности в Российской Федерации и в зарубежных странах. Потери народного хозяйства от ДТП.
Правовое обеспечение участников дорожного движения. Пропаганда безопасности дорожного движения. Обучение водителей и воспитательная работа в школах и дошкольных учреждениях. Разработка стандартов и нормативных документов для повышения безопасности дорожного движения. Совершенствование конструкций транспортных средств и контроль за их эксплуатационным состоянием. Сетевые и локальные методы повышения безопасности дорожного движения. Улучшение условий движения при изменении планировки дорог, улиц и перекрестков. Достигаемый эффект от улучшения эксплуатационного состояния дорог и улиц. Регулирование движения и контроль за соблюдением Правил дорожного движения.
Модели прогнозирования ДТП. Прямые и косвенные методы прогнозирования ДТП. Выявление опасных для движения участков дорог и улиц. Метод определения мест концентрации ДТП. Метод коэффициентов аварийности. Метод конфликтных точек. Метод коэффициентов безопасности. Метод конфликтных ситуаций.
Структура ДТП на городских дорогах. Обеспечение безопасности движения пешеходов. Оценка безопасности движения на городской скоростной дороге и магистральной улице с использованием моделей прогнозирования ДТП. Прогнозирование ДТП при проектировании 3-сторонних и 4-сторонних регулируемых перекрестков городских улиц. Прогнозирование ДТП при устройстве регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Изменение показателей аварийности при использовании видеонаблюдения за нарушениями Правил дорожного движения и проездами автомобилей через перекресток при включенном красном сигнале светофора. Методики прогнозирования ДТП, применяемые для оценки безопасности движения в жилых кварталах городов. Обеспечение безопасности движения на внутриквартальных территориях и улицах местного значения. Обеспечение безопасности движения на улицах с односторонним или реверсивным движением. Безопасность движения в зонах остановочных пунктов маршрутного пассажирского транспорта. Успокоение движения транспортных потоков на городских дорогах. Принудительное снижение скоростей движения с использованием искусственных неровностей, кольцевых пересечений с мини-островками, островков безопасности на наземных пешеходных переходах, искусственно созданных искривлений проезжей части улицы, а также с устройством проезжей части из брусчатых камней на перекрестке или возвышающегося над проезжей частью островка, ограничивающего возможность движения автомобилей в прямом направлении через перекресток. Конструкции тактильных плит и понижения бортовых камней, устраиваемые для облегчения пересечения улиц инвалидами. Интеллектуальные системы управления дорожным движением. Выделенные полосы движения и их назначение. Организация внеуличных и накопительных стоянок автомобилей. Прогнозирование ДТП на участках производства дорожных работ в городах. Стратегии и планировочные схемы организации движения. Планирование выполнения дорожных работ в ночное время. Обустройство зон производства дорожных работ и переходов к ним.
Структура ДТП на автомобильных дорогах. Определение количества ДТП на 2-полосных автомобильных дорогах с использованием моделей прогнозирования ДТП. Оценка безопасности движения на автомобильных дорогах I категории и на зарубежных автомагистралях. Безопасность движения на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне и ее оценка по методу конфликтных точек. Оценка безопасности движения на кольцевых пересечениях автомобильных дорог в одном уровне с использованием метода конфликтных точек. Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях. Оценка безопасности движения на железнодорожных переездах и разработка мероприятий по улучшению условий движения. Прогнозирование ДТП на кривых в плане, расположенных изолированно или в непосредственной близости от других подобных кривых. Методы повышения безопасности движения в ночное время. Снижение ослепления светом фар при установке экранов и ограждений. Оценка безопасности движения на мостовых сооружениях. Состояние проезжей части и безопасность движения. Предупреждение возникновения ДТП при наездах автомобилей на боковые продольные водоотводные лотки, откосные лотки и оголовки труб. Укрепление обочин. Использование шумовых и рифленых полос для предупреждения заездов автомобилей на обочину. Планировочные схемы и обустройство площадок для отдыха водителей и площадок для аварийной остановки автомобилей. Предупреждение наездов на стоящие автомобили.
Причины вынужденных съездов автомобилей с дороги и наездов на препятствия. Последствия ДТП при опрокидываниях автомобилей. Влияние крутизны откосов насыпей и высоты насыпей на количество ДТП и тяжесть последствий ДТП. Крутизна откоса насыпи, обеспечивающая безопасный съезд легкового автомобиля с дороги. Предельные поперечные уклоны откосов земляного полотна, водоотводных канав и выемок назначаемые для обеспечения безопасности движения. Прогнозирование ДТП, вызванных вынужденными съездами автомобилей с дороги. Тяжесть последствий ДТП при наездах автомобилей на массивные препятствия, расположенные на придорожной полосе, обочине или разделительной полосе. Перемещение, ограждение и снижение травмоопасности массивных препятствий.
Виды дорожных знаков и их составные части. Конструкции световозвращающих пленок. Применение многопозиционных дорожных знаков (знаков с изменяемой информацией). Ударобезопасные стойки дорожных знаков. Общие правила установки дорожных знаков на автомобильных дорогах. Влияние дорожных знаков на режим движения автомобилей и безопасность движения. Схемы установки дорожных знаков на автомобильных дорогах и последовательность установки дорожных знаков. Виды горизонтальной и вертикальной разметки. Требования к дорожной разметке и используемые материалы. Долговечность линий дорожной разметки. Разработка схем дорожной разметки. Влияние дорожной разметки на безопасность движения. Классификация дорожных ограждений, предназначенных для удерживания автомобиля. Потребительские свойства удерживающих ограждений и их определение при испытаниях. Требования к установке удерживающих ограждений на автомобильных дорогах. Минимальная удерживающая способность ограждений, допустимый прогиб ограждения и рабочая ширина ограждения. Конструкции и потребительские свойства металлических барьерных, железобетонных парапетных и тросовых ограждений. Конструкции фронтальных ограждений. Размещение на дорогах фронтальных ограждений. Расчет конструкции фронтальных ограждений, устроенных из стальных бочек. Влияние освещения дорог и улиц на безопасность движения. Основные светотехнические термины. Участки автомобильных дорог, на которых требуется устраивать освещение. Нормы освещения автомобильных дорог и улиц. Достоинства и недостатки ламп, применяемых для освещения. Ударобезопасные опоры светильников. Расчет шага опор светильников при освещении автомобильной дороги. Способы улучшения видимости при въездах в автодорожные тоннели в дневное время. Особенности размещения опор светильников при освещении перекрестков, кольцевых пересечений, транспортных развязок, кривых в плане малых радиусов. Расчет освещения транспортной развязки методом компоновки изолюкс. Последствия наездов автомобилей на сигнальные столбики. Ударобезопасные конструкции сигнальных столбиков. Конструкции удерживающих ограждений для пешеходов. Размещение ограждений на тротуарах и островках безопасности. Требования к прочности конструкций ограждений.
Структура ДТП на горных дорогах. Извилистость трассы и аварийность. Удерживание автомобилей от падений в ущелья с использованием прочных ограждений. Влияние состояния проезжей части и обочин на безопасность движения автомобилей в условиях горной местности. Способы улучшения видимости на горных дорогах и ограничение максимальных скоростей движения. Применение зеркал. Правила устройства противоаварийных съездов в горной местности и определение их основных размеров. Устройство дополнительных полос для движения грузовых автомобилей на подъем. Совмещение дополнительных полос с примыканиями и кольцевыми пересечениями автомобильных дорог в одном уровне. Обеспечение безопасности движения в горных тоннелях и в снегозащитных галереях. Защита водителей и пешеходов от падающих на горную дорогу камней, оползней и осыпей. Использование сеток и устройств, отпугивающих диких копытных животных для предупреждения аварийных ситуаций. Устройство зверопроходов. Обустройство мест производства дорожных работ на автомобильных дорогах с учетом требований безопасности движения.
Эффективность проводимых мероприятий. Очередность выполнения работ. Особенности проведения мероприятий по повышению безопасности движения при реконструкции и ремонте дорог.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету (7 семестр)
1. Какое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) возникает из-за неудовлетворительных дорожных условий?
2. Какие конструктивные элементы транспортного средства обеспечивают активную безопасность автомобиля?
3. Какие конструктивные элементы транспортного средства обеспечивают пассивную безопасность автомобиля?
4. Где регистрируют наибольшее количество ДТП в городах или на автомобильных дорогах?
5. Какими средствами в настоящее время контролируют скорости движения и фиксируют нарушения Правил дорожного движения?
6. Зачем нужны ремни безопасности и подушки безопасности?
7. В какой период года чаще возникают ДТП (летом или зимой)?
8. Разновидности скоростей движения.
9. Расчетная скорость движения.
10. Статистическая обработка измеренных скоростей движения.
11. Для чего используют кумулятивную кривую скоростей движения?
12. Как влияет ограничение максимальной скорости движения на аварийность?
13. Основные закономерности изменения интенсивности движения (три основные формулы).
14. Какие типы транспортных средств чаще вовлекаются в ДТП и как влияет состав транспортного потока на аварийность?
15. Уменьшается или увеличивается количество ДТП с ранениями людей при увеличении интенсивности движения?
16. Виды ДТП.
17. Содержание учетной карточки ДТП.
18. Причины возникновения ДТП из-за дорожных условий.
19. Какое место занимает Российская Федерация по удельным показателям аварийности
20. Как разделяют ДТП по степени тяжести наступивших последствий?
21. Какие составные элементы входят в состав потерь народного хозяйства от ДТП?
22. Как называется документ, который устанавливает порядок дорожного движения?
23. Какой нормативный документ устанавливает правила применения дорожных знаков, светофоров и других подобных устройств?
24. Приведите примеры использования сетевых методов повышения безопасности дорожного движения.
25. Перечислите несколько локальных методов повышения безопасности дорожного движения.
26. Какие Вам известны прямые методы прогнозирования ДТП?
27. Какие участки дорог и улиц обычно являются местами концентрации ДТП?
28. От каких факторов зависит итоговый коэффициент аварийности и как его определяют?
29. Какие бывают конфликтные точки на пересечениях?
30. Как оценивают безопасность движения на пересечениях по конфликтным точкам?
31. Как определить коэффициент безопасности и какое его значение означает,что движение является безопасным?
32. Какие события на автомобильной дороге называют конфликтными ситуациями?
33. Модель прогнозирования ДТП на скоростных городских дорогах (перечень учитываемых показателей).
34. Модель прогнозирования ДТП на магистральных улицах (перечень учитываемых показателей).
35. Какие факторы учитывают при прогнозировании ДТП на 3-сторонних и4-сторонних регулируемых перекрестках в городах?
36. Какие показатели учитывают при прогнозировании ДТП на регулируемых пешеходных переходах?
37. Какие показатели учитывают при прогнозировании ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах?
38. Каков эффект от установки камер видеонаблюдения при решении проблемы уменьшения количества ДТП?
39. Какие факторы учитывают при прогнозировании аварийности в жилых кварталах городов?
40. Перечислите особенности мероприятий по обеспечению безопасности движения на внутриквартальных территориях и улицах местного значения.
41. Достоинства и недостатки введения одностороннего движения на городских дорогах.
42. Когда введение одностороннего движения на улицах городов считается оправданным?
43. В чем смысл реверсивного движения?
44. Как организовать левые повороты автомобилей на улицах с реверсивным движением?
45. Какая из схем размещения остановочных пунктов маршрутного
пассажирского транспорта на улице или перекрестке является безопасной и почему?
(предлагаются для осмотра 2 схемы).
46. Перечислите способы принудительного снижения скоростей движения в городах (успокоения движения).
47. Как оценивается эффект от принудительного снижения скорости (какое снижение скорости достигается)?
48. Где нужно устраивать искусственные неровности?
49. Где не следует устраивать искусственные неровности?
50. Для чего нужны тактильные плиты и какую они имеют форму лицевой поверхности?
51. Из чего состоит интеллектуальная система управления дорожным движением?
52. В каких местах устраивают накопительные стоянки автомобилей и зачем они нужны?
53. Для чего предназначены выделенные полосы движения и как изменяется при этом движение транспортного потока?
54. Где нужно устраивать внеуличные стоянки автомобилей?
55. Когда рекомендуется выполнять дорожные ремонтные работы в городах?
56. Три стратегии организации движения при выполнении дорожных работ в городах.
58. Обустройство мест производства дорожных работ на магистральных улицах.
59. Обустройство мест производства дорожных работ на перекрестках улиц.
60. Обустройство мест производства дорожных работ на улицах в жилых кварталах городов.
Вопросы к экзамену ( 8 семестр)
1. Методика прогнозирования ДТП на 2-полосных дорогах (учитываемыефакторы и значения показателей).
2. Методика прогнозирования ДТП на автомобильных дорогах I категории.
3. Оценка безопасности движения на пересечениях в одном уровне по методуконфликтных точек.
4. Оценка безопасности движения на кольцевых пересечениях в одном уровнепо методу конфликтных точек.
5. Прогнозирование ДТП на транспортных развязках.
6. Прогнозирование ДТП на переходно-скоростных полосах автомобильныхдорог I категории.
7. Прогнозирование количества ДТП на железнодорожных переездах.
8. Методика оценки безопасности движения на железнодорожном переезде.
9. Зачем нужно устраивать дополнительные полосы на железнодорожномпереезде и как следует определять их длины?
10. Методика прогнозирования количества ДТП на кривых в плане с учетомналичия соседних кривых.
11. Мероприятия по улучшению условий движения на кривых в плане.
12. Методы повышения безопасности дорожного движения в ночное время.
13. Назначение и конструкции противоослепляющих экранов.
14. Обеспечение безопасности движения на мостовых сооружениях.
15. Как влияет состояние проезжей части автомобильной дороги на безопасность движения?
16. Безопасные конструкции боковых продольных водоотводных лотков, люковколодцев и откосных лотков.
17. Модель прогнозирования ДТП при устройстве рифленых полос на обочине.
18. На каком расстоянии друг от друга рекомендуется располагать объектыдорожного сервиса на автомобильной дороге?
19. Безопасные откосы насыпей водоотводных канав и выемок.
20. Методика определения количества ДТП и тяжести последствий ДТП присъездах автомобилей с дороги.
21. Перечень массивных препятствий на придорожной полосе и рекомендациипо их размещению.
22. Оценка опасности массивных препятствий по величине коэффициентаопасности.
23. Модели прогнозирования ДТП, вызванных вынужденными съездамиавтомобилей с дороги.
24. Виды дорожных знаков и их составные части.
25. Конструкции световозвращающих пленок.
26. Виды многопозиционных дорожных знаков.
27. Конструкции ударобезопасных стоек дорожных знаков.
28. Основные правила установки дорожных знаков.
29. Схемы установки дорожных знаков на пересечениях в одном уровне.
30. Виды горизонтальной и вертикальной разметки.
31. Как влияют дорожные знаки и разметка на безопасность движения?
32. Классификация дорожных ограждений.
33. Потребительские свойства дорожных удерживающих ограждений.
34. Как устанавливают удерживающую способность дорожных ограждений?
36. Достоинства и недостатки тросовых удерживающих ограждений.
37. Достоинства и недостатки железобетонных парапетных ограждений.
38. Конструкции ограждений для пешеходов.
39. Конструкции фронтальных ограждений.
40. Где на дорогах размещают фронтальные ограждения?
41. Расчет конструкций фронтальных ограждений, устроенных из стальныхбочек.
42. Как влияет освещение дорог и улиц на аварийность?
43. Основные светотехнические термины.
44. Какие участки автомобильных дорог требуется освещать в ночное время?
45. Нормы освещения автомобильных дорог и улиц.
46. Достоинства и недостатки ламп, применяемых для наружного освещения.
47. Схемы размещения опор светильников на дорогах и улицах.
48. Мачты, применяемые для подвеса светильников и ударобезопасные опорысветильников.
49. Расчет шага опор светильников.
50. Способы улучшения видимости при въездах в тоннели при яркомсолнечном свете.
51. Как разместить опоры светильников на перекрестках, кольцевых пересечениях, на транспортных развязках, на кривых в плане малых радиусов?
52. Расчет освещения транспортной развязки методом компоновки изолюкс.
53. Ударобезопасные конструкции сигнальных столбиков.
54. Конструкции ограждений для удерживания пешеходов.
55. Прогнозирование ДТП на горных дорогах и структура ДТП.
56. Методы повышения безопасности движения на горных дорогах.
57. Зачем нужны зеркала на горных дорогах и где устанавливают зеркала?
58. Условия для устройства противоаварийных съездов на горных дорогах.
59. Методика проектирования противоаварийных съездов.
60. Проектирование дополнительных полос для движения на подъем.
61. Обустройство мест производства дорожных работ на автомобильныхдорогах с учетом требований безопасности движения.
62. Оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для проверки результатов обучения
1. Определить значение итогового коэффициента аварийности, если из 17 частных коэффициентов аварийности один равен 2,5, а остальные 16 - 1,0.
2. Рассчитать интенсивность движения в 2018 году, если в 2016 году она составляла 2000 авт/сутки, а коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения составляет 1,1.
3. Определить значение коэффициента безопасности для участка дороги, на котором допустимая скорость движения равна 60 км/ч,а возможная скорость въезда на этот участок –100 км/ч.
4. Определить кинетическую энергию автомобиля в момент его наезда на фронтальное ограждение под углом 90 градусов, если масса автомобиля составляет 2 т, а скорость движения 50 км/ч.
5. Определить среднюю горизонтальную освещенность поверхности дороги,если известна средняя яркость поверхности покрытия и коэффициент перехода от яркости к
6. Определить показатель относительной аварийности при следующих исходных данных: количество ДТП на участке дороги за 1 год – 5; интенсивность движения 10000 авт/сутки; длина участка 1,5 км.
7. Определить максимально допустимую скорость движения по кривой в плане радиусом 100 м при уклоне виража 0,03 и коэффициенте поперечной силы 0,12.
8. Определить продолжительность прохода пешехода по нерегулируемому пешеходному переходу, если известно, что длина перехода 20 м, а скорость пешехода 1 м/с.
9. Определить длительность зеленой фазы светофорного цикла при длительность горения зеленого сигнала 30 с, а желтого сигнала – 4 с.
10. Определить максимально возможное количество дорожных знаков,располагаемых на одной стойке и предназначенных для водителей автомобилей, двигающихся по одной половине проезжей части дороги.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.