ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный или письменный опрос;Выполнение РГР;Выполнение курсовой работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Тема 1.1. Принципы размещения подземных инженерных сетей в городских условиях. Выбор способа прокладки подземных инженерных сетей. Технология строительства подземных инженерных сетей в раздельных и совмещенных траншеях. Технологические схемы. Земляные работы. Устройство оснований под трубопроводы. Монтаж трубопроводов. Монтаж наземных элементов трубопроводов. Заделка стыков и испытание сетей. Обратная засыпка и уплотнение грунта в траншеях. Тема 1.2. Технология строительства коллекторов прямоугольного сечения. Выбор типа, формы и конструкции коллектора. Маркировка и основные показатели элементов сборных коллекторов. Материалы для изготовления коллекторов. Технологическая схема строительства коллекторов. Земляные работы. Устройство оснований под коллектор. Транспортировка и подготовка деталей к установке. Монтаж деталей. Заделка вертикальных стыков. Укладка сетей внутри коллекторов. Монтаж плит перекрытия. Гидроизоляция стеновых блоков. Внутренние отделочные работы. Устройство наземных элементов коллекторов. Испытание сетей. Обратная засыпка котлована и вывоз лишнего грунта. Тема 1.3. Технология строительства коллекторов различных конструкций. Технологическая схема строительства коллекторов из объемных секций. Технология строительства коллекторов из железобетонных безнапорных труб. Конструкции колодцев и камер. Тема 1.4. Безтраншейный способ прокладки подземных сетей. Способы безтраншейного производства подземных работ. Щитовой способ. Продавливание. Прокол. Горизонтальное бурение.
Тема 2.1. Закрытая система водоотвода. Элементы закрытой системы водоотвода. Трубопроводы. Водоприемные колодцы. Смотровые колодцы. Оголовки. Конструкции водоприемных колодцев. Конструкции смотровых колодцев. Тема 2.2.
Технология строительства водостоков. Технологическая схема строительства водостоков. Земляные работы. Устройство оснований под трубопроводы. Монтаж труб. Омоноличивание стыков труб. Устройство смотровых колодцев и камер. Прокладка веток, установка дождеприемных колодцев. Обратная засыпка и вывоз лишнего грунта. Тема 2.3. Расчет и конструирование водостоков. Особенности конструирования водостоков. Расчет водоотводящей сети. Элементы очистки дождевого стока. Пересечение трубопроводов с железными и автомобильными дорогами. Методы реконструкции водоотводящих сетей. Санитарно-техническое состояние водостоков и защита открытых водостоков от загрязнения.
3.1. Траншеи под укладку инженерных с вертикальными стенками, откосами или смешанного Определение объемов работ под продольный водосток, смотровые и водоприемные колодцы. 3.2. Способы крепления стенок траншеи для различных грунтово - геологических условий строительства. 3.3. Основные принципы выбора землеройных машин для разработки траншей различного типа. Технологические схемы работы экскаватора, при разработке различного вида траншей. Разработка траншеи, ширина траншеи, крутизна откосов, основные схемы работы экскаватора. 3.4. Искусственное понижение уровня грунтовых вод при строительстве водостоков и других трубопроводов. Виды водопонизительных установок. Выбор схемы расположения водопонизительной установки. Иглофильтровые установки.
Подготовительные работы. Разработка основной технической документации. Планирование производства работ и выполнение основных строительно-монтажных и испытательных работ. Определение местоположения действующих коммуникаций. Временные дороги и промежуточное складирование труб. Снятие растительного грунта. Разбивочные геодезические работы. 4.2. Строительно- монтажные работы. Монтаж трубопроводов. Выбор крана. Погрузоразгрузочные работы. Последовательность выполнения технологических операций. 4.3. Испытание трубопроводов. Испытания рабочие и приемочные . Специфика испытания напорных и безнапорных трубопроводов. Допустимая утечка воды в напорных и безнапорных трубопроводах. Гидравлические и пневматические испытания.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Классификация трубопроводов водоотводящих сетей.
3. Общая схема и основные элементы водоотведения.
4. Использование водоотводящих сетей для удаления снега.
5. Водно-тепловой режим земляного полотна.
6. Способы отвода поверхностных вод.
7. Виды различных водоотводных канав.
8. Способы разработки грунта в канаве.
9. Способы укрепления водоотводных и нагорных канав.
10. Виды водогасящих устройств.
11. Дорожные водопропускные трубы.
12. Типы оголовков труб.
13. Технология устройства водостоков из прямоугольных труб с оголовками раструбного и коридорного типов..
14. Технология разработки котлована под трубы в несвязных грунтах.
15. Технология устройства гидроизоляции поверхности звеньев труб.
Задания
1. Подобрать материал труб и типы стыкового соединения для трубопроводов различного назначения.
2. Разместить инженерные сети в поперечном профиле городской улицы.
3.Рассчитать объемы земляных работ для прокладки трубопроводов, смотровых и водоприемных колодцев, при прокладке водоотводных веток. выбрать основную строительно-монтажную технику ( экскаватор, кран).
4. Выбрать машины для строительства инженерных сетей (кран, экскаватор).
5. Разместить инженерные сети в совмещенной траншее.
6. Подобрать коллектор для размещения инженерных сетей.
7. Рассчитайте необходимое количество смотровых и водоприемных колодцев на заданной трассе.
6. Определите объемы земляных работ под колодцы.
7. Запланируйте основные технологические операции по прокладке продольного водостока.
8 . Найдите оптимальную длину захватки при строительстве водостока.
9. Составьте календарный график строительства водостока.
10. Составьте календарный график проведения рабочих испытаний водостока.
11. Подберите оптимальную технику для выполнения одной из технологических операций.
12. перечислите основные критерии оптимизации состава отряда при строительстве водостока.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Перечень заданий для выполнения РГР
1. Трубопроводы и коллекторы. Материалы для изготовления труб и коллекторов.
2. Круговорот воды в природе и атмосферные осадки.
3. Смотровые колодцы и камеры. Конструкции.
4. Формирование поверхностного стока и его организация.
5. Конструкции перепадных колодцев. Основные формулы расчета перепадных колодцев.
6. Конструктивная схема открытой системы водоотвода.
7. Пересечение трубопроводов с автомобильными дорогами.
9. Открытая система водоотвода.
10. Принципы расчета сети ливневой канализации.
11. Конструкции открытого водоотвода на дорогах с лотками.
12. Бестраншейные методы прокладки подземных трубопроводов.
13. Схема закрытого водоотвода на дорогах с твердым покрытием.
14. Характеристика атмосферных осадков.
15. Схемы водоотводящих путей.
16. Подземные дренажные системы. Технология устройства.
17. Схемы сборных смотровых колодцев.
18. Полная раздельная система устройства водостоков.
19. Расчет водоотводящей сети.
20. Полураздельная система устройства водостоков.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Классификация трубопроводов водоотводящих сетей.
2. Сточные воды и их характеристика.
3. Общая схема и основные элементы водоотведения.
4. Использование водоотводящих сетей для удаления снега.
5. Водно-тепловой режим земляного полотна.
6. Способы отвода поверхностных вод.
7. Виды различных водоотводных канав.
8. Способы разработки грунта в канаве.
9. Способы укрепления водоотводных и нагорных канав.
10. Виды водогасящих устройств.
11. Дорожные водопропускные трубы.
12. Типы оголовков труб.
13. Технология устройства водостоков из прямоугольных труб с оголовками раструбного и коридорного типов..
14. Технология разработки котлована под трубы в несвязных грунтах.
15. Технология устройства гидроизоляции поверхности звеньев труб.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.