ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Контрольная работа;Устный опрос;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Виды ресурсов: ресурсы обеспечения транспортного процесса. Топливо, шины, смазочные материалы, труд водителя; ресурсы восстановления работоспособности автомобиля – запчасти, лакокрасочные материалы, аккумуляторы, труд ремонтных рабочих; ресурсы обеспечения производства – электроэнергия, вода (холодная, горячая, оборотная – техническая и др.), сжатый воздух, газы для сварочных работ, топливо (природный газ, мазут, уголь, дрова) для обогрева АТП и автотранспорта при безгаражном хранении. Воздух и вентиляционно-калориферные установки (теплый воздух для отопления помещений и постов ТО и ремонта). Моющие средства, труд рабочих;
Вторичные ресурсы – регенерированные масла, восстановленные шины, восстановленные запасные части, очищенная вода от мойки автомобиля и др.
Контроль качества материалов, используемых в АТП. Материально техническое снабжение и ресурсосберегающие технологии при хранении материалов, критерии выбора материалов используемых в АТП. Материально техническое снабжение и качество хранения материалов, использование оптимальных условий и ресурсосберегающих технологий при хранении.
Факторы влияющие на ресурс и выход шин из строя.
Нормирование расхода топлива и смазочных материалов. Основные направления экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Показатели эффективности использования топлива на автомобильном транспорте.
Общие требования к утилизации ресурсов: технологические процессы утилизации мойки, аккумуляторов, очистки воздуха, металлических элементов и т.п.
Взаимосвязь мероприятий по ресурсосбережению и экономическими показателями.
Взаимодействие ресурсосберегающих и экологических служб АТП.
Экономический, социальный, технологический и другие эффекты ресурсосбережения в системе оценок экологии.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы:
1. Введение в предмет. Понятие о ресурсах потребляемых при эксплуатации автомобильного транспорта и строительно-дорожных машин.
2. Виды ресурсов.
3. Ресурсосбережение в системе технической эксплуатации. Критерии экономии ресурсов.
4. Общие принципы и методы экономии ресурсов.
5. Энергетические и материальные затраты технологических процессов в АТП.
6. Баланс потребления энергии.
7. Влияние уровня ТО и ТР на сбережение энергетических и материальных затрат.
8. Возможности инженерно-технической службы в экономии ресурсов.
9. Вредные воздействия автотранспорта и строительно-дорожных машин на окружаю-щую среду.
10. Способы снижения вредного воздействия автотранспорта и строительно-дорожных машин на окружающую среду.
11. Экология и техническое состояние автомобиля и строительно-дорожных машин.
12. Ресурсосберегающее вождение автомобиля и строительно-дорожных машин.
13. Интенсивность эксплуатации и использование подвижного состава в автотранспорт-ной отрасли.
14. Техническая эксплуатация подвижного состав автотранспорта и строительно-дорожных машин. Зарубежный опыт.
15. Экономия топливно-энергетических ресурсов и экологичность автотранспорта и строительно-дорожных машин.
16. Влияние конструкции автомобиля на экономное ресурсосбережение.
17. Эксплуатационные мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов.
18. Пути экономии моторных топлив.
19. Влияние технического обслуживание автомобилей и строительно-дорожных машин на экономию топлива.
20. Эксплуатация автомобилей и строительно-дорожных машин в условиях высокогорья.
21. Нормативные показатели расхода топлива автомобиля и строительно-дорожных ма-шин.
22. Нормирование расхода топлива на АТП.
23. Планирование расхода топлива.
24. Перевозка, хранение и заправка жидким топливом.
25. Перевозка, хранение и заправка сжиженным и сжатым газом.
26. Перевозка, хранение и заправка смазочными материалами.
27. Пути экономии горюче-смазочных материалов.
28. Влияние технического состояния шины на движение автомобиля.
29. Влияние технического состояния шин на топливно-экономические и тягово-сцепные свойства автомобиля.
30. Факторы определяющие ресурс шин.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для выполнения контрольной работы:
1. Основные понятия, термины и определения.
3. Виды и группы ресурсов
4. Классификация ресурсов по выдам и группам.
5. Ресурсы обеспечения транспортного процесса: топливо, шины, смазочные материалы, труд водителя.
6. Ресурсы обеспечения производства: электроэнергия, вода (холодная, горячая, техническая и др.), сжатый воздух, газы для сварочных работ и подогрева при безгаражном хранении.
7. Техническое обслуживание и ремонт, как потребители ресурсов.
8. Технологический процесс ТО и ремонта и ресурсы. Надѐжность автомобиля и ресурсосбережение.
9. Понятие о ресурсах потребляемых при эксплуатации автомобильного транспорта, ресурсы вспомогательное средство и составная часть затрат транспортного процесса и технологических процессов ТО и ТР.
10. Основные задачи ресурсосбережения, понятие об экономном расходовании ресурсов. Ресурсы и их нормирование.
11. Общие принципы экономии ресурсов.
12. Технология и организация сбережения ресурсов технологических процессов.
13. Взаимодействие ресурсосберегающих и экологических служб АТП.
15. Определение потребности АТП в тепловой энергии.
16. Определение годового нормирования расхода воды, потребляемого на АТП.
17. Определение потребности АТП в электрической энергии.
18. Учет, хранение, распределение и сохраняемость материалов и запасных частей.
19. Ресурсосбережение и материально-техническое обеспечение.
20. Влияние пробега и других эксплуатационных факторов на расход запасных частей и других ресурсов для поддержания технического состояния.
21. Рациональное использование ресурсов смазочных материалов.
22. Организация сбора и утилизации отработанных масел.
23. Пути экономии моторных топлив: применение альтернативных топлив.
24. Ресурсосберегающие смазочные материалы с антифрикционными добавками.
25. Сферы и сравнительная эффективность применения альтернативных видов топлива.
26. Анализ путей и пределов снижения топливозатрат в подсистеме службы технической эксплуатации и службы перевозок.
27. Система управления расходом топлива в АТП.
28. Цели и задачи системы управления расходом топлива в АТП.
29. Методы обучению водителей экономичному вождению.
30. Технические средства экономии расхода топлива. Методы экономии топлива при хранении и заправке.
31. Экономические аспекты расхода шин на АТП.
32. Затраты на шины в статье общих затрат на приобретение и эксплуатацию автомобиля. Сравнительная характеристика шин различных конструкций и назначений.
33. Основы взаимодействия шины с дорогой с позиции безопасности движения автомобиля, его тягово-сцепных и топливо экономических качеств.
34. Закономерности и характер износа протектора при несоблюдении нормативных, параметров технического состояния автомобиля.
35. Причины преждевременной утилизации шин. Возможные потери ресурса шин по производственным участкам АТП.
36. Новые формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора.
37. Методика выбора технической службой АТП приоритетных мероприятий по сокращению расхода шин.
38. Шинное хозяйство, пути реализации его структуры, новые формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора.
39. Учёт шин на АТП и документы его отражающие.
40. Утилизация и повторное использование ресурсов.
1. Что относится к ресурсам :
1. Рабочие.
2. Технологический процесс.
3. Вода.
2. Какие ресурсу подлежат утилизации:
1. Оборудование.
2. Финансы
3. Электроэнергия.
3. На основании каких документов производится учет ГСМ:
1. Путевой лист
2. Авансовый отчет
3. Чек на топливо.
4.1 По показаниям какого прибора фиксируется расход электроэнергии:
1. Спидометр
2. Счетчик Тахограф
4.2 Какие факторы влияют на ресурсосбережения электроэнергии:
1. Мощность оборудования
2. Вес оборудования
3. Тарифы на электроэнергию
5. Что влияет на ресурс шин:
1. Давление в шине
2. Коэффициент сцепления
3. Правила монтажа шин
6. Периодичность технических обслуживаний автомобилей устанавливается:
1) в мотто-часах работы;
2) в тоннах перевозимого груза;
3) в километрах пробега;
4) по массе расходуемого топлива.
7. Диагностированием при сезонном техническом обслуживании определяется:
1) остаточный ресурс машины;
2) готовность машины к работе в течение смены;
3) готовность машины к работе до очередного номерного обслуживания;
4) готовность машины к соответствующим условиям эксплуатации.
8. Заявочное диагностирование применяется для:
1) выявления вида, причины и места отказа в машине;
2) определения остаточного ресурса машины;
3) оценки качества ремонта машины;
4) обеспечения сохранности машины в период хранения.
9. В период хранения диагностирование осуществляют с целью:
1) обеспечения сохранности машины;
2) обнаружения возникших отказов;
3) определения остаточного ресурса машины;
4) обеспечения готовности машины к эксплуатации.
10. Объективный метод диагностирования машин предусматривает:
1) применение инструментов и приборов;
3) измерение структурных параметров диагностирования;
4) измерение структурных параметров диагностируемого объекта.
11. При подготовке машины к длительному хранению на открытой площадке необходимо:
1) снять составные части, подлежащие складскому хранению, и произвести
ее консервацию;
2) укомплектовать и отрегулировать ее;
3) накрыть ее влагонепроницаемым материалом;
4) продиагностировать ее техническое состояние.
12. Техническое обслуживание машин в период длительного хранения открытым способом следует выполнить:
1) ежедневно ; 2) один раз в два месяца;
3) ежемесячно; 4) по мере необходимости.
13. Техническое обслуживание машин в период длительного хранения закрытым способом следует выполнить:
1) один раз в два месяца; 2) ежемесячно;
3) ежедневно; 4) по мере необходимости.
14. При снятии машин с хранения, помимо сборочных работ, необходимо произвести:
1) ремонт всех составных частей;
2) окраску наружных поверхностей;
3) консервацию неокрашенных поверхностей;
4) технологические регулировки.
15. Подготовку на длительное хранение машин, работающих в агрессивной среде следует произвести:
1) сразу после окончания работ;
2) не позднее, чем через 10 дней после окончания работ;
3) на следующий день после окончания работ;
4) через месяц после окончания работ.
16. При хранении резинотехнических изделий на открытых площадках в качестве защитных средств применяют:
1) мело-казеиновый состав; 2) гашѐную известь;
3) микро-восковые составы; 4) грунт-преобразователь ржавчины.
17. Централизованный способ организации заправки машин топливом и смазочными материалами предусматривает:
1) заправку техники на автозаправочных станциях;
2) заправку техники на постах заправки подразделений хозяйств;
3) заправку техники на центральном стационарном посту и с помощью
передвижных заправочных агрегатов;
4) заправку техники фирмами заводов-изготовителей.
18. Автономный способ организации заправки машин ГСМ предусматривает:
1) заправку техники на постах заправки подразделений хозяйств;
2) заправку техники на центральном стационарном посту и с помощью
передвижных заправочных агрегатов;
3) заправку техники на автозаправочных станциях;
4) заправку техники фирмами заводов-изготовителей.
19. Номерные технические обслуживания оборудования нефтескладов должны выполняться:
1) специализированным звеном рабочих;
3) мастерами-наладчиками, обслуживающими всю технику;
4) работниками нефтеснабжающих организаций.
20. Потери нефтепродуктов бывают:
1) текущие и долгосрочные;
2) производственные и непроизводственные;
3) восполнимые и невосполнимые;
4) количественные, качественные и смешанные.
21. При заправке топливом машин с помощью передвижных заправочных агрегатов запрещается:
1) работать без заземляющих устройств;
2) работать под открытым небом;
3) производить заправку тракторов с работающим двигателем;
4) располагать заправщик относительно машины с ветреной стороны.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.