ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный или писменный опрос;Выполнение контрольной работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Классификация элементов УДС населенных мест. Требования к элементам УДС. Основные понятия вертикальной планировки, терминология.
Основные положения Сводов правил, СНиПов, ГОСТов, МГСН необходимые для составления проектов вертикальной планировки. Состав рабочих чертежей генеральных планов.
Метод «проектных отметок». Метод «профилей». Метод «проектных горизонталей» - основной метод проектирования вертикальной планировки в городских условиях.
Принципиальные схемы вертикальной планировки площадок. Картограмма земляных работ. Подсчет объемов земляных работ по картограмме.
Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог на транзитных участках. Вертикальная планировка прямых в плане участков с постоянным уклоном, виражей, выпуклых и вогнутых вертикальных кривых.
Планировочные решения пересечений городских улиц и дорог в одном уровне. Особенности организации движения и классификация пересечений городских улиц и дорог. Принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения проезжих частей, тротуаров и разделительных полос. Проектирование вертикальной планировки регулируемых, нерегулируемых и кольцевых перекрестков.
Особенности планировочных решений городских транспортных развязок. Расчеты пандусов, принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения съездов развязок с основной проезжей части (переходно-скоростными полосами).
Модули систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог для проектирования вертикальной планировки городских улиц и дорог
Связь вертикальной планировки улиц и дорог с размещением водостоков Учет грунтовых, геологических и гидрологических условий в проектах вертикальной планировки городских улиц и дорог. Дренажные сооружения. Особенности гидрологических расчетов при проектировании городских улиц и дорог. Основные понятия гидравлических расчетов при проектировании закрытых систем отвода воды городских улиц и дорог.
Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог на участках с малыми продольными уклонами. Вертикальная планировка городских набережных. Расчет отметок набережных. Предмостовые площади.
Борьба с подтоплением территорий населенных мест. Закрытые и открытые системы поверхностного водоотвода. Проектирование дренажа.
Роль вертикальной планировки в обеспечении удобного и безопасного функционирования инфраструктурных объектов
(ACAD Civil 3D).
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
4 курс
1. Вертикальная планировка территорий.
2. Общие сведения о вертикальном проектировании городской территории часа.
3. Основные понятия вертикальной планировки, терминология.
4. Основные положения Сводов правил, СНиПов, ГОСТов, МГСН необходимые для составлении проектов вертикальной планировки.
5. Состав рабочих чертежей генеральных планов
6. Методы проектирования вертикальной планировки.
7. Метод «проектных отметок».
8. Метод «профилей».
9. Метод «проектных горизонталей».
10. Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок.
11. Принципиальные схемы вертикальной планировки площадок. Картограмма земляных работ.
12. Подсчет объемов земляных работ по картограмме.
13. Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
14. Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог на транзитных участках.
15. Вертикальная планировка прямых в плане участков с постоянным уклоном.
16. Вертикальная планировка на участках виражей.
17. Вертикальная планировка на участках выпуклых и вогнутых вертикальных кривых.
18. Вертикальная планировка пересечений в одном уровне.
19. Планировочные решения пересечений городских улиц и дорог в одном уровне.
20. Особенности организации движения и классификация пересечений городских улиц и дорог.
21. Принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения проезжих частей, тротуаров и разделительных полос.
22. Проектирование вертикальной планировки регулируемых пересечений.
23. Проектирование вертикальной планировки нерегулируемых пересечений.
24. Проектирование вертикальной планировки кольцевых пересечений.
25. Особенности планировочных решений городских транспортных развязок.Расчеты пандусов транспортных развязок.
26. Принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения съездов развязок с основной проезжей части (переходно-скоростными полосами).
1. Организация стока поверхностных вод при выполнении проекта вертикальной планировки.
2. Связь вертикальной планировки улиц и дорог с размещением водостоков.
3. Учет грунтовых, геологических и гидрологических условий в проектах вертикальной планировки городских улиц и дорог.
4. Дренажные сооружения.
5. Особенности гидрологических расчетов при проектировании городских улиц и дорог.
6. Основные понятия гидравлических расчетов при проектировании закрытых систем отвода воды городских улиц и дорог.
7. Проектирование вертикальной планировки территорий с необеспеченным поверхностным стоком.
8. Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог на участках с малыми продольными уклонами.
9. Вертикальная планировка городских набережных.
10. Расчет отметок набережных.
11. Вертикальная планировка пред мостовых площадей.
12. Вертикальная планировка территорий, подверженных подтоплению.
13. Борьба с подтоплением. Проектирование дренажа.
(При ответе на нижеприведенные вопросы допускается использование справочно-
14. Работа со справочно-информационно-обучающей системой ACAD Civil 3D и AutoCAD Map 3D.
15. Создание ЦМ рельефа и ситуации в ACAD Civil 3D.
16. Свойства анализ и редактирование поверхностей.
17. «Коридор», конструкции и поверхности земляного полотна.
18. Визуализация объектов ACAD Civil 3D.
19. Понятие «объект профилирования» (ЦМП) в ACAD Civil 3D.
20. Критерии профилирования, планировка и вертикальная планировка площадок.
21. Оптимизация объемов работ при автоматизированном проектировании в ACAD Civil 3D.
22. Особенности автоматизированного проектирования городских улиц и дорог.
23. Связь вертикальной планировки улиц и дорог с системой ливневой канализации при автоматизированном проектировании.
24. Особенности автоматизированного проектирования пересечений городских улиц и дорог
25. Общий объем, объем материалов, динамическая диаграмма перемещения земляных масс.
26. Картограмма земляных работ в ACAD Civil 3D.
27. Ведомости (отчеты), разбивочные таблицы.
28. Вывод графической части проекта.
29. Обмен данных с профильными САПРами (файлы форматов *.dxf и *.xml).
Задания для проверки результатов обучения
1. Обосновать размеры элементов поперечного профиля и выполнить проект вертикальной планировки городской магистральной улицы длиной 300 м в масштабе
1:500, а) на участке подъема/спуска с уклоном ____%; б) на участке выпуклой/вогнутой вертикальной кривой R = ______ м, сопрягающей подъем/спуск с уклонами ____% и _____%, соответственно; в) на участке выпуклой/вогнутой вертикальной кривой R = ______ м, сопрягающей подъем/спуск с уклонами ____%.
2. Выполнить проект вертикальной планировки прямоугольной строительной площадки в масштабе 1:500 (файл ___.dwg).
3. Определить положения линии нулевых работ и подсчитать объемы земляных работ по картограмме (файл ___.dwg).
4. Выполнить проект вертикальной планировки пересечения в одном уровне(файл ___.dwg).
5. Выполнить проект вертикальной планировки кольцевого пересечения водном уровне (файл ___.dwg).
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
1. Подготовить исходные данные (ЦМР) для выполнения проекта вертикальной планировки. Исходные данные: а) фрагмент растрового изображения топографической карты; б) файл результатов лазерного сканирования формата txt или las$ в) фрагмент электронной карты (файл ___.dwg).
_ _ _ _ _ _ _ _
Примечание - При выполнении задания студенты, по своему выбору, могут использовать САПРы: CREDO, IndorCAD или AutoCAD Civil 3D.
2. Выполнить проект вертикальной планировки городской магистральной улицы с применением САПР-АД: CREDO, IndorCAD или Autodesk Civil 3D (файл ___.dwg).
3. Выполнить проект вертикальной планировки линейных объектов улично-дорожной сети с использованием объекта «коридор» ACAD Civil 3D (файл ___.dwg).
4. Выполнить проект вертикальной планировки участка городской магистральной улицы с использованием объекта «коридор» ACAD Civil 3D (файл ___.dwg).
5. Выполнить проект вертикальной планировки локального объекта улично-дорожной сети (перекресток, площадь, парковочная площадка) с использованием ACAD Civil 3D (файл ___.dwg).
6. Оптимизировать проект вертикальной планировки локального объекта улично-
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Вертикальная планировка территорий.
2. Общие сведения о вертикальном проектировании городской территории часа.
3. Основные понятия вертикальной планировки, терминология.
4. Основные положения Сводов правил, СНиПов, ГОСТов, МГСН необходимые для составлении проектов вертикальной планировки.
5. Состав рабочих чертежей генеральных планов6. Методы проектирования вертикальной планировки.
7. Метод «проектных отметок».
8. Метод «профилей».
9. Метод «проектных горизонталей».
10. Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок.
11. Принципиальные схемы вертикальной планировки площадок. Картограммаземляных работ.
12. Подсчет объемов земляных работ по картограмме.
13. Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
14. Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог на транзитных участках.
15. Вертикальная планировка прямых в плане участков с постоянным уклоном.
16. Вертикальная планировка на участках виражей.
17. Вертикальная планировка на участках выпуклых и вогнутых вертикальных кривых.
18. Вертикальная планировка пересечений в одном уровне.
19. Планировочные решения пересечений городских улиц и дорог в одном уровне.
20. Особенности организации движения и классификация пересечений городских улиц и дорог.
21. Принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения проезжих частей, тротуаров и разделительных полос.
22. Проектирование вертикальной планировки регулируемых пересечений.
23. Проектирование вертикальной планировки нерегулируемых пересечений.
24. Проектирование вертикальной планировки кольцевых пересечений.
25. Особенности планировочных решений городских транспортных развязок.Расчеты пандусов транспортных развязок.
26. Принципы увязки проектных горизонталей на участках сопряжения съездов развязок с основной проезжей части (переходно-скоростными полосами).
1. Организация стока поверхностных вод при выполнении проекта вертикальной планировки.
2. Связь вертикальной планировки улиц и дорог с размещением водостоков.
3. Учет грунтовых, геологических и гидрологических условий в проектах вертикальной планировки городских улиц и дорог.
4. Дренажные сооружения.
5. Особенности гидрологических расчетов при проектировании городских улиц и дорог.
6. Основные понятия гидравлических расчетов при проектировании закрытыхсистем
7. Проектирование вертикальной планировки территорий с необеспеченнымповерхностным стоком.
8. Проектирование вертикальной планировки городских улиц и дорог научастках с малыми продольными уклонами.
9. Вертикальная планировка городских набережных.
10. Расчет отметок набережных.
11. Вертикальная планировка предмостовых площадей.
12. Вертикальная планировка территорий, подверженных подтоплению.
13. Борьба с подтоплением. Проектирование дренажа.
(При ответе на нижеприведенные вопросы допускается использование справочно-информационной системой ACAD Civil 3D)
14. Работа со справочно-информационно-обучающей системой ACAD Civil 3Dи AutoCAD Map 3D.
15. Создание ЦМ рельефа и ситуации в ACAD Civil 3D.
16. Свойства анализ и редактирование поверхностей.
17. «Коридор», конструкции и поверхности земляного полотна.
18. Визуализация объектов ACAD Civil 3D.
19. Понятие «объект профилирования» (ЦМП) в ACAD Civil 3D.
20. Критерии профилирования, планировка и вертикальная планировка площадок.
21. Оптимизация объемов работ при автоматизированном проектировании вACAD Civil 3D.
22. Особенности автоматизированного проектирования городских улиц идорог.
23. Связь вертикальной планировки улиц и дорог с системой ливневойканализации при автоматизированном проектировании.
24. Особенности автоматизированного проектирования пересечений городскихулиц и дорог
25. Общий объем, объем материалов, динамическая диаграмма перемещенияземляных масс.
26. Картограмма земляных работ в ACAD Civil 3D.
27. Ведомости (отчеты), разбивочные таблицы.
28. Вывод графической части проекта.
29. Обмен данных с профильными САПРами (файлы форматов *.dxf и *.xml).
Перечень заданий для выполнения контрольной работы
1. Проект вертикальной планировки городской магистральной улицы
2. Проект вертикальной планировки строительной площадки. Подсчет объемовземляных работ по картограмме
3. Проект вертикальной планировки пересечения в одном уровне
4. Особенности вертикальной планировки пересечений в разных уровнях
5. Составление проекта вертикальной планировки с применением САПР-АД.Модули систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог для проектирования вертикальной планировки городских улиц и дорог.
6. Проектирование вертикальной планировки с использованием ACAD Civil 3D.
Подготовка исходных данных. Формирование цифровых моделей рельефа 7. Проектирование вертикальной планировки с использованием ACAD Civil 3D. Проектирование вертикальной планировки линейных объектов улично-дорожной сети с использованием модуля «коридор». Создание и редактирование объектов «трасса», «профиль», «конструкция» «сечение». Подсчет объемов работ (объект «сечение»).
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие,