2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Геодезия_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.12.01 Геодезия
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-2.1 Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности
 
ОПК-2.2 Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий
 
ОПК-2.3 Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-3.1 Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии
 
ОПК-3.2 Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-3.3 Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практического задания;Устный опрос;Доклады .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о геодезии, геодезических измерениях 
 
1.1
Общие сведения о геодезии, геодезических измерениях 
1
0
0
7
8
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
. Земная поверхность и способы ее изображения. Системы координат
 
2.1
. Земная поверхность и способы ее изображения. Системы координат
1
0
1
7
9
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Ориентирование. Рельеф земной поверхности и его изображение.
 
3.1
Ориентирование. Рельеф земной поверхности и его изображение.
1
0
1
5
7
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
4
Общие сведения из теории ошибок измерений. 
 
4.1
Общие сведения из теории ошибок измерений. 
1
0
0,5
2
3,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
5
Линейные и угловые измерения. Математическая обработка результатов измерений. 
 
5.1
Линейные и угловые измерения. Математическая обработка результатов измерений. 
1
0
2
9
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
6
Геодезические сети.
 
6.1
Геодезические сети.
1
0
0,5
5
6,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
7
Топографические съёмки. 
 
7.1
Топографические съёмки. 
2
0
2
8
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
8
Инженерные изыскания и виды инженерно-геодезических опорных сетей для строительства дорог и мостов.
 
8.1
Инженерные изыскания и виды инженерно-геодезических опорных сетей для строительства дорог и мостов.
1
0
2
3
6
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
9
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах
 
9.1
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах
1
0
1
2
4
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контроль
0
0
0
0
4
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
10
0
10
48
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Философия
 
Техническая механика
 
Механика грунтов
 
Техническое регулирование
 
Информатика
 
Основы архитектуры и строительных конструкций
 
Физическая культура и спорт
 
Системы искусственного интеллекта
 
Цифровые методы инженерного анализа
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-2.1 Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности
 
ОПК-2.2 Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий
 
ОПК-2.3 Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-3.1 Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии
 
ОПК-3.2 Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-3.3 Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 2 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
20
4
72
24
48
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
10
10
10
Практические занятия (Пр)
10
4
10
10
Контактная работа в семестре (КС)
4
4
4
Другие виды самостоятельной работы
48
48
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о геодезии, геодезических измерениях 
 
1.1
Общие сведения о геодезии, геодезических измерениях 
1
0
0
7
8
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
. Земная поверхность и способы ее изображения. Системы координат
 
2.1
. Земная поверхность и способы ее изображения. Системы координат
1
0
1
7
9
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Ориентирование. Рельеф земной поверхности и его изображение.
 
3.1
Ориентирование. Рельеф земной поверхности и его изображение.
1
0
1
5
7
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
4
Общие сведения из теории ошибок измерений. 
 
4.1
Общие сведения из теории ошибок измерений. 
1
0
0,5
2
3,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
5
Линейные и угловые измерения. Математическая обработка результатов измерений. 
 
5.1
Линейные и угловые измерения. Математическая обработка результатов измерений. 
1
0
2
9
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
6
Геодезические сети.
 
6.1
Геодезические сети.
1
0
0,5
5
6,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
7
Топографические съёмки. 
 
7.1
Топографические съёмки. 
2
0
2
8
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
8
Инженерные изыскания и виды инженерно-геодезических опорных сетей для строительства дорог и мостов.
 
8.1
Инженерные изыскания и виды инженерно-геодезических опорных сетей для строительства дорог и мостов.
1
0
2
3
6
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
9
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах
 
9.1
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах
1
0
1
2
4
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контроль
0
0
0
0
4
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
10
0
10
48
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общие сведения о геодезии, геодезических измерениях

Геодезия и её содержание. Значение инженерной геодезии в народном хозяйстве и обороне страны.

 
. Земная поверхность и способы ее изображения. Системы координат

Форма Земли. Изображение земной поверхности на плоскости. Методы проекций. Системы координат. Определение положения точки на земной поверхности. Понятия план и карта, масштаб.

 
Ориентирование. Рельеф земной поверхности и его изображение.

Понятие ориентирование. Определение углов ориентирования. Понятия; азимут, румб, дирекционный угол. Определение углов поворота. Понятие рельеф, формы рельефа. Способы изображения рельефа на картах и планах. Основные характеристики рельефа и их определение. Изображение рельефа в цифровом виде.

 
Общие сведения из теории ошибок измерений.

Виды ошибок измерений. Свойства случайных ошибок. Средняя квадратическая, предельная, относительная ошибки. Оценка точности результатов измерений. Неравноточные измерения. Основные правила вычислений.

 
Линейные и угловые измерения. Математическая обработка результатов измерений.

Геодезические приборы. Приборы для измерения длин линий (землемерные ленты и рулетки). Компарирование. Линейные измерения. Математическая обработка результатов измерений.

Принцип измерения углов. Теодолит и его основные части, классификация. Поверки и юстировки теодолитов. Измерение углов, расстояний. Принципы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Математическая обработка результатов измерений.

Нивелирование. Нивелиры, их основные части, классификация. Поверки и юстировки  нивелира. Нивелирные рейки. Производство геометрического нивелирования.  Математическая обработка результатов измерений.

 
Геодезические сети.

Назначения, виды и особенности построения геодезических опорных сетей. Плановые и высотные геодезические сети. Методы создания геодезических сетей. Обозначение пунктов государственной геодезической сети на местности.

 
Топографические съёмки.

Назначение и виды геодезического обоснования топографических съёмок. Прямая и обратная геодезическая задачи. Плановые сети сгущения и съёмочные сети. Теодолитные ходы и их виды, обработка теодолитного хода. Высотное обоснование топографических съёмок, обработка полевых измерений. Методы и способы съёмок местности. Теодолитная съёмка. Нивелирная съёмка. Тахеометрическая съёмка. Съёмка площадных и линейных сооружений. Состав полевых и камеральных работ.

 
Инженерные изыскания и виды инженерно-геодезических опорных сетей для строительства дорог и мостов.

Виды и задачи инженерных изысканий. Изыскания площадных сооружений. Назначение геодезических работ при изысканиях и строительстве линейных объектов. Инженерно-геодезические изыскания. Современные методы инженерных изысканий. Назначение, виды и особенности построения опорных сетей: триангуляции, трилатерации, полигонометрии, линейно-угловые. Геодезическая строительная сетка. Высотные опорные сети.

 
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах

Глобальные системы определения местоположения НАВСТРАР и ГЛОНАСС. Системы отсчета времени и координат. Орбитальное движение спутников. Эфемериды. Измерения, выполняемые спутниковыми приемниками. Поправки, вводимые в результаты измерений. Преобразование координат.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Решение задач по топографическому плану
1
Проверка ПЗ,УО
 
2
3
Решение задач по топографическому плану
1
Проверка ПЗ,УО
 
3
4
Общие сведения из теории ошибок измерений
0,5
Проверка ПЗ,УО
 
4
5
Теодолиты, устройство теодолита 4Т30П, его основные части. Поверки теодолита. Измерения с помощью теодолита горизонтальных и вертикальных углов. Нивелиры, нивелир 3Н-5Л, устройство, основные части. Определение превышений.
2
Проверка ПЗ,УО
 
5
6
Геодезические сети
0,5
Проверка ПЗ,УО
 
6
7
Вычисление координат точек теодолитного хода. Вычисление превышений по замкнутому и диагональному ходу. Увязка превышений. Журнал геометрического нивелирования
2
Проверка ПЗ,УО
 
7
8
Пикетажный журнал. Элементы и главные точки круговых кривых, расчёт. Ведомость углов поворота, прямых  и кривых. План трассы линейного сооружения.
2
Проверка ПЗ,УО
 
8
9
Спутниковые методы измерений в инженерно-геодезических работах
1
УО,Д
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
2
Устный опрос
УО
 
3
Доклады
Д
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
 
 
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-3 Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Иностранный язык
x
x
Экзамен,Зачет
Техническое регулирование
x
Зачет
Модуль Инженерное обеспечение строительства (Геодезия; Геология)
x
x
Зачет,Курсовая работа
Геодезия
x
Зачет,Курсовая работа
Геология
x
Зачет,Курсовая работа
Основы архитектуры и строительных конструкций
x
Экзамен,Курсовой проект
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет
 
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История России
x
x
Экзамен,Зачет
Философия
x
Зачет
Информатика
x
x
Экзамен,Зачет
Инженерная графика
x
x
Экзамен
Модуль Механика (Теоретическая механика; Техническая механика; Механика грунтов)
x
x
x
Экзамен,Зачет
Теоретическая механика
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая механика
x
x
Экзамен
Механика грунтов
x
Экзамен
Модуль Инженерное обеспечение строительства (Геодезия; Геология)
x
x
Зачет,Курсовая работа
Геодезия
x
Зачет,Курсовая работа
Физическая культура и спорт
x
Зачет
Цифровые методы инженерного анализа
x
Зачет
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Математика
x
x
x
Экзамен,Зачет
Информатика
x
x
Экзамен,Зачет
Инженерная графика
x
x
Экзамен
Химия
x
Экзамен
Физика
x
x
Экзамен
Модуль Механика (Теоретическая механика; Техническая механика; Механика грунтов)
x
x
x
Экзамен,Зачет
Теоретическая механика
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая механика
x
x
Экзамен
Механика грунтов
x
Экзамен
Модуль Инженерное обеспечение строительства (Геодезия; Геология)
x
x
Зачет,Курсовая работа
Геодезия
x
Зачет,Курсовая работа
Геология
x
Зачет,Курсовая работа
 
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-2.1 Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы, содержащие релевантную информацию об объекте профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.2 Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует, обрабатывает и хранит информацию в профессиональной деятельности с помощью баз данных и компьютерных сетевых технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.3 Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет прикладное программное обеспечение для выполнения численного моделирования и расчетного обоснования проектных решений

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3 Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-3.1 Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает основные сведения об объектах и процессах профессиональной деятельности посредством использования профессиональной терминологии

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.2 Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-правовые, нормативно-технические или нормативно-методические документы для решения задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.3 Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и оценивает способы и методики решения задач профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли, опыта их решения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Общие сведения о государственных геодезических сетях.

2. Плановые геодезические сети.

3. Высотные геодезические сети.

4. Геодезические сети сгущения.

5. Знаки для закрепления геодезических сетей.

6. Съёмка и съёмочное обоснование.

7. Тахеометрическая съёмка.

8. Нивелирование поверхности.

9. Аэрофотограмметрическая съёмка.

10. Понятие об ориентировании.

11. Сближение, склонение, меридианов

12. Зависимость между дирекционным углом, географическим и магнитным азимутом.

13. Прямые и обратные дирекционные углы и азимуты.

14. Румбы.

15. Прямая геодезическая задача.

16. Обратная геодезическая задача.

17. Понятие о плане и карте.

18. Масштабы и их построение.

19. Условные знаки.

20. Какие геодезические приборы используются в строительстве?

21. Приборы для линейных измерений.

22. Современные угломерные приборы.

23. Классификация теодолитов.

24. Устройство зрительной трубы.

25. Отсчётное устройство теодолита.

26. Уровни теодолита.

27. Основные оси теодолита. Приведение теодолита в рабочее состояние.

28. Поверки теодолита.

29. Правила измерения горизонтальных углов.

30. Измерения вертикальных углов. Определение места нуля и угла наклона.

31. Методы нивелирования.

32. Классификация нивелиров.

33. Устройство нивелира.

34. Способы нивелирования. Способ из середины.

 
35. Нивелирная рейка. Снятие отсчета по рейке.

36. Поверки нивелира.

37. Сущность тригонометрического нивелирования.

38. Определения значения горизонта прибора.

39. Камеральная обработка результатов нивелирования.

40. Построение на местности проектного угла.

41. Понятие «обноска».

42. Элементы круговой кривой.

43. Как разбить строительную сетку.

44. Составление плана организации рельефа (вертикальная планировка).

45. Составление плана определения объёма земляных работ.

46. Полевое трассирование.

47. Привязка и закрепление точек на местности.

48. Теодолитные ходы и их классификация.

49. Способы съёмки ситуации местности.

50. Исполнительные съёмки.

51. Камеральное трассирование.

52. Элементы трассы.

53. Цифровые модели местности.

54. Геоинформационные системы.

Задания к зачету

1. Уметь работать с геодезическими приборами.

2. Уметь определять значения горизонта прибора.

3. Измерять горизонтальные углы способом полуприёмов.

4. Снимать отсчет по нивелирной рейке.

5. Производить тахеометрическую съемку.

6. Производить разбивочные работы при трассировании.

7. Уметь выносить отметки на дно котлована.

8. Выносить на местность точки с заданной проектной отметкой.

9. Детальная разбивка круговой кривой.

10. Определить координаты точек полигона.

11. Вычислить высоты точек полигона.

12. Вычислить превышения на реечные точки и определить их высоты.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Темы докладов:

1. Новейшая спутниковая аппаратура, характеристики, область применения.

2. Системы координат, применяемые в спутниковых технологиях.

3. Факторы, влияющие на точность спутниковых измерений.

4. Применение спутниковых систем в мониторинге сооружений, цели, задачи, методы.

5. Виды программных продуктов по обработке спутниковых измерений, их сходства и различия.

6. Различия, сходства и характеристики спутниковых систем ГЛОНАСС/ BEIDOU.

7. Различия, сходства и характеристики спутниковых систем ГЛОНАСС/ GPS.

8. Различия, сходства и характеристики спутниковых систем BEIDOU / GPS.

9. Использование ГНСС технологий для мониторинга деформаций.

10. Распространение радиоволн в тропосфере, методы учета влияния тропосферы на

 
измерения.

11. Распространение радиоволн в ионосфере, методы учета влияния ионосферы на измерения.

12. Методы и средства минимизации влияния многолучевости в спутниковых измерениях.

13. Использование VRS станций в спутниковых методах, цели и задачи.

14. Использование псевдоспутников, цели и задачи.

15. Фильтр Калмана, принцип использования в обработке спутниковых измерений. История развития.

16. Метод PPP в спутниковых методах, перспективы развития.

17. Технологии автоматизации геодезических процессов с помощью ГНСС.

18. Использование спутниковых технологий в создании межевых сетей.

19. Перспективные отрасли для внедрения спутниковых технологий, цели и задачи.

20.  Особенности обработки наблюдений ГЛОНАСС, точность определения координат ГЛОНАСС и GPS совместно и в отдельности.

21. Методы обработки данных ГЛОНАСС/GPS-измерений.

22. Использование метода RTK в спутниковых методах, перспективы развития.

23. Дифференциальный метод определения координат.

24. Одночастотный метод разрешения неоднозначности.

25. Российская спутниковая аппаратура потребителя, характеристики и перспективы развития.

26. Система координат WGS-84.

27. Система координат ПЗ-90.

28. Определение координат в локальном дифференциальном методе по кодовым измерениям.

29. Определение координат в дифференциальном методе по фазовым измерениям.

30. Формат обмена навигационными данными RINEX.

31. Преобразование между системами координат WGS-84 и ПЗ-90.

32. Методы вычисления положения спутника в пространстве.

33. Формат Standard Product 3 (SP3).

34. Основные элементы спутниковой системы навигации.

35. Разрешение неоднозначности для двухчастотных измерений.

36. Абсолютный метод определения координат в спутниковом позиционировании.

37. Относительный метод определения координат в спутниковом. позиционировании.

38. Методы сбора данных при статических измерениях.

39. Система глобального позиционирования GPS

40. Назначение, состав и принцип действия навигационной системы GPS

41. Cпособы определения координат в системе GPS

42. Дифференциальный режим DGPS

43. Псевдослучайные коды

44. Назначение, состав и принцип  действия  навигационной системы ГЛОНАСС

45. Способы определения координат в системе ГЛОНАСС

46. Радионавигационное поле. Структура сигнала ГЛОНАСС

47. Глобальная спутниковая система Galileo

48. Глобальная спутниковая система BeiDou

49. Формат RINEX как основа информационного обмена данными

50. Глобальная международная спутниковая сеть базовых станций IGS

51. Получение координат абсолютным и относительным методом (формулы расчета)

52. Режим Precise Point Positioning (PPP)

53. Расчет расстояний от спутников до приемника, пространственная засечка

54. Определение скорости потребителя при помощи спутниковой навигации

55. Программная реализация GPS+ГЛОНАСС навигационного алгоритма

56. Широкозонная дифференциальная система WAAS

57. Широкозонная дифференциальная система EGNOS

58. Широкозонная дифференциальная система MSAS

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1.  Геодезия: учебник / Д.Ш. Михелева. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 496с. 2. Киселев, М.И. Геодезия: учебник / М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев. – М.: Изд-во «Академия», 2013. – 384с. 3. Практикум по геодезии: учебное пособие / Г.Г. Поклада. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. – 470с. 4. Гиршберг, М. А. Геодезия : учебник / М.А. Гиршберг. - Изд. стереротип. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 384 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006351-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/966516 (дата обращения: 17.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 5. Гиршберг, М. А. Геодезия: задачник : учебное пособие / М. А. Гиршберг. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 288 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006350-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039035 (дата обращения: 17.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 6. Федотов, Г. А. Инженерная геодезия : учебник / Г.А. Федотов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). — DOI 10.12737/13161. - ISBN 978-5-16-013110-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1845495 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке. б) дополнительная литература: 1. Золотова, Е.В. Геодезия с основами кадастра: учебник / Е.В. Золотова, Р.Н. Скогорева. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012. – 413с. 2. Инженерная геодезия: Учеб. пособие Ч. 2. / Е. С. Богомолова, М. Я. Брынь, В. А. Коугия и др. - Спб, Петерб. инст. путей сообщения, 2008. - 93 с. 3. Инженерная геодезия. Геодезические разбивочные работы, исполнительные съемки и наблюдения за деформациями сооружений: Учеб. пособие / Е. Б. Михаленко, Н. Н. Загрядская, Н. Д. Беляев и др. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. - 88 с. 4. Курошев Г.Д. Топография: учебник / Г.Д. Курошев. - М.: Изд-во "Академия", 2011. - 192с. 5. Лапташкина Л.М. Основы проектирования автомобильных дорог. Учебное пособие и задания к дипломному, курсовому проекту "Проект участка автомобильной дороги" для студентов специальности 270205 "Автомобильные дороги и аэродромы" всех форм обучения/ Л.М. Лапташкина. - Чебоксары: ВФ МАДИ, 2011 - 185с. 6. Лапташкина Л.М. Составление плана и профилей трассы линейного сооружения. Методические указания. Чебоксары ВФ МАДИ (ГТУ), 2005 7. Подшивалов В.П. Инженерная геодезия [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Подшивалов. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Высшая школа, 2011. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/119764 8. Теория и практика автоматизации высокоточных измерений в прикладной геодезии / Под ред. В.П. Савиных. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2009. - 394 с. 9. Чекалин С.И. Основы картографии, топографии и инженерной геодезии: Учеб. пособие для вузов / С.И. Чекалин. - М.: Академический проект, 2009. - 393с. 10. Чекалин, С.И. Геодезия в маркшейдерском деле: учебное пособие / С.И. Чекалин. – М.: Академический Проект; Парадигма, 2012. – 543с. 11. Дробязко, Д.Л. Инженерная геодезия. Тезисы : учебное пособие / Дробязко Д.Л. — Москва : Русайнс, 2017. — 190 с. — ISBN 978-5-4365-2166-4. — URL: https://book.ru/book/926914 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст : электронный
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными

 
формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах

 
практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, кандидат географических наук Еремеева С.С.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .