ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторного задания;Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Гидрология и гидрометрия, их роль в обосновании параметров дорожных сооружений. Цель и содер¬жание гидрологических исследований дорожных сооружений. Организация гидрометрических ра¬бот.
Круговорот воды на земном шаре. Уравнение водного баланса речного бассейна. Образование речных русел, пойм и долин. Продольный и по¬перечные профили реки. Питание и водный ре¬жим рек. Зимний режим рек.
Методы оценка максимального стока. Основы теории добегания воды. Гидрографы паводков и половодий. Максимальные расходы паводков и их характеристики
Способы определения расчетных расходов воды. Определение расчетного расхода по данным многолетних наблюдений. Удлинение и обработка удлиненных рядов. Перенос характеристик реки на проектный створ. Определение расчетных расходов паводков по формулам СНиП 2.01.14-83. Определение максимальных расходов половодий. Определение максимальных расходов методом анало¬гий
Классификация малых водопропускных дорожных сооружений. Цель гидравлического расчета. Определение расчетных расходов. Основные схемы протекания воды через отверстия малых мостов и труб. Растекание потока в нижнем бъефе. Размывы отводящих русел. Гидравлический расчет водопропускных сооружений с учетом аккумуляции воды в водохранилище перед со¬оружением. Особые случаи расчета труб (метал¬лические гофрированные и металлические, шахтные водосбросы, дюкеры)
Происхождение речных наносов. Взвешенные и донные наносы. Размываемая и не заиливающая скорости. Твердый расход водотока. Грядовая форма перемещения донных наносов. Классификация речных русел по очертанию в плане и типу руслового процесса. Селевые потоки
Измерение уровней воды в реках. Типы водо¬мерных постов. Обработка результатов водо-мерных наблюдений. Взбивка гидрометрических створов. Определение направления движения струй. Измерение глубин различными способами. Приборы для измерения глубин. Гидромет¬рические профилографы. Измерение скоростей течения. Аппаратура для измерения скоростей. Таррирование гидрометрических вертушек об¬работка данных измерения скоростей течения. Определение расходов воды. Построение расхо¬дов воды, площадей живых сечений и средних скоростей. Применение аэрогидролоии. Сведения об измерении твердого расхода водотока.
(Нахождение границ и площади водосборного бассейна. Вычисление геодезических высот¬ных отметок верхней части и нижней части лога, точек пересечения водосборного бассей¬на с автомобильной дорогой. Вычисление длины и уклона лога)
Расчет максимального расхода воды от весеннего половодья, расчет максимального расхода воды от дождевых паводков (ливневый расход)
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену:
1. Факторы формирования речного стока: метеорологические и подстилающие поверхности.
2. Особенности гидрологического режима рек в предледоставный и ледоставный периоды, при вскрытии реки.
3. Параметры речного стока: средний расход воды, модуль стока, слой стока, коэффициент стока, модульные коэффициенты стока.
4. Уравнение водного баланса речного бассейна за год и в многолетнем разрезе.
5. Формирование дождевого паводка на суходолах.
6. Зимний режим уровней и расходов рек в Европейской части России. Толщина ледяного покрова.
7. Гидрографическая сеть и ее звенья.
8. Водный режим реки и его характеристика. Водомерные посты. Измерение уровней и расходов.
9. Мутность рек. Зонирование территории России по величине мутности. Средний многолетний сток взвешенных наносов.
10. Твердый сток рек. Взвешенные и влекомые наносы. Гряооообразование. Закон Эри для веса влекомых наносов.
11. Предмет и задачи курса инженерной гидрологии. Значение курса для строительства и эксплуатации транспортных сооружений.
12. Река. Речной бассейн. Речная система. Долина реки и ее система.
13. Типы дождей. Их влияние на гидрологический режим малых рек.
14. Изменчивость внутригодового стока. Классификация рек по видам питания и форме гидрографа.
15. Зимний режим уровней и расходов рек в Европейской части России. Толщина ледяного покрова.
16. Русловой процесс. Типы. Классификация рек по степени устойчивости русла.
17. Водная эрозия и формирование речных наносов.
18. Влияние площади водосбора речного бассейна на величину стока и форму гидрографа.
20. Измерение уровней. Водомерные посты.
21. Измерение скорости течения воды.
22. Измерение направления течения воды.
23. Определение расходов воды.
24. Определение расходов наносов.
25. Термический режим рек, озер, водохранилищ.
26. Волнения и течения в морях, озерах, водохранилищах.
27. Колебания уровней морей, озер, водохранилищ и рек.
28. Статистические методы обработки гидрологических величин.
29. Повторяемость и продолжительность.
30. Обеспеченность стока.
31. Построение кривой обеспеченности.
32. Расчет минимального стока.
33. Расчет максимального стока.
34. Методы расчета годового стока.
35. Регулирование стока рек.
36. Виды переходов через водотоки.
37. Водоспуски.
38. Берегозащитные сооружения.
39. Регуляционные сооружения.
40. Основные положения проектирования мостовых переходов.
41. Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов.
42. Русловые деформации у опор мостов.
43. Расчет отверстий малых мостов.
44. Условия работы пойменных насыпей.
45. Расчет дорожных водопропускных сооружений
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
Определение расчетного расхода для малого водосборного бассейна; определение нормальных глубин систем дорожного водоотвода; определение критической глубины и уклона; построение кривой свободной поверхности для всей системы дорожного водоотвода; расчет 2-х кривых при неравномерном движении; расчет безколодезного перепада; расчет дорожной водопропускной трубы или малого моста; расчет системы водоотвода на размыв одежды дна канала на участках; построение продольного профиля всей системы водоотвода в искаженном масштабе с указанием всех рассчитанных РГР№1-3 характерных сечений.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
Определить нормальные глубины потока в канале переменного уклона.
Определить критическую глубину потока в канале переменного уклона
Определить критический уклон потока в канале переменного уклона
Построить кривую свободной поверхности потока в канале переменного уклона.
Рассчитать кривую свободной поверхности потока в канале переменного уклона.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Определить размеры водопропускного сооружения для потока в канале переменного уклона
Определить размеры водобойных сооружений для потока в канале переменного уклона.
Рассчитать одежду канала.
По итогам расчетов начертить продольный профиль канала. Указать все характерные глубины и размеры сооружений.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.