2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.03 Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторного задания;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Гидрология и гидрометрия в дорожном строительстве.      
 
1.1
Гидрология и гидрометрия в дорожном строительстве.      
1
0
0
10
11
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
2
Общие сведения о гидрологии суши. 
 
2.1
Общие сведения о гидрологии суши. 
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
3
Основы формирования и расчета максимального стока. 
 
3.1
Основы формирования и расчета максимального стока. 
1
2
0
15
18
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
4
Определение расчетных расходов и уровней воды. 
 
4.1
Определение расчетных расходов и уровней воды. 
2
2
0
15
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
5
Расчет отверстий малых водопропускных сооружений. 
 
5.1
Расчет отверстий малых водопропускных сооружений. 
2
3
0
15,5
20,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
6
Движение наносов на реках. 
 
6.1
Движение наносов на реках. 
1
0
0
13
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
7
Основы речной гидрометрии.
 
7.1
Основы речной гидрометрии.
2
2
0
13
17
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
8
Контроль
 
8.1
Контроль
0
0
0
0
30,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
Всего часов:
10
10
0
93,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Деловая среда и искусство общения
 
Технология сплавов и сварки
 
Технология производства вяжущих материалов
 
Производственная база дорожного строительства
 
Тайм-менеджмент
 
Технологии информационного моделирования (проектирование)
 
Инновационные технологии в дорожном материаловедении
 
Управление и контроль качества дорожных работ
 
Экология отрасли
 
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
 
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
 
Эксплуатация автомобильных дорог
 
Реконструкция автомобильных дорог
 
Проектная практика
 
Исполнительская практика
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
20
6
8
144
25
93,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
10
8
10
10
Лабораторные занятия (Лаб)
10
6
10
10
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
3,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
93,5
93,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Гидрология и гидрометрия в дорожном строительстве.      
 
1.1
Гидрология и гидрометрия в дорожном строительстве.      
1
0
0
10
11
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
2
Общие сведения о гидрологии суши. 
 
2.1
Общие сведения о гидрологии суши. 
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
3
Основы формирования и расчета максимального стока. 
 
3.1
Основы формирования и расчета максимального стока. 
1
2
0
15
18
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
4
Определение расчетных расходов и уровней воды. 
 
4.1
Определение расчетных расходов и уровней воды. 
2
2
0
15
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
5
Расчет отверстий малых водопропускных сооружений. 
 
5.1
Расчет отверстий малых водопропускных сооружений. 
2
3
0
15,5
20,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
6
Движение наносов на реках. 
 
6.1
Движение наносов на реках. 
1
0
0
13
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
7
Основы речной гидрометрии.
 
7.1
Основы речной гидрометрии.
2
2
0
13
17
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
8
Контроль
 
8.1
Контроль
0
0
0
0
30,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5
 
Всего часов:
10
10
0
93,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Гидрология и гидрометрия в дорожном строительстве.      

Гидрология и гидрометрия, их роль в обосновании параметров дорожных сооружений. Цель и содер¬жание гидрологических исследований дорожных сооружений. Организация гидрометрических ра¬бот.

 
Общие сведения о гидрологии суши.

Круговорот воды на земном шаре. Уравнение водного баланса речного бассейна. Образование речных русел, пойм и долин. Продольный и по¬перечные профили реки. Питание и водный ре¬жим рек. Зимний режим рек.

 
Основы формирования и расчета максимального стока.

Методы оценка максимального стока. Основы теории добегания воды. Гидрографы паводков и половодий. Максимальные расходы паводков и их характеристики

 
Определение расчетных расходов и уровней воды.

Способы определения расчетных расходов воды. Определение расчетного расхода по данным многолетних наблюдений. Удлинение и обработка удлиненных рядов. Перенос характеристик реки на проектный створ. Определение расчетных расходов паводков по формулам СНиП 2.01.14-83. Определение максимальных расходов половодий. Определение максимальных расходов методом анало¬гий

 
Расчет отверстий малых водопропускных сооружений.

Классификация малых водопропускных дорожных сооружений. Цель гидравлического расчета. Определение расчетных расходов. Основные схемы протекания воды через отверстия малых мостов и труб. Растекание потока в нижнем бъефе. Размывы отводящих русел. Гидравлический расчет водопропускных сооружений с учетом аккумуляции воды в водохранилище перед со¬оружением. Особые случаи расчета труб (метал¬лические гофрированные и металлические, шахтные водосбросы, дюкеры)

 
Движение наносов на реках.

Происхождение речных наносов. Взвешенные и донные наносы. Размываемая и не заиливающая скорости. Твердый расход водотока. Грядовая форма перемещения донных наносов. Классификация речных русел по очертанию в плане и типу руслового процесса. Селевые потоки

 
Основы речной гидрометрии.

Измерение уровней воды в реках. Типы водо¬мерных постов. Обработка результатов водо-мерных наблюдений. Взбивка гидрометрических створов. Определение направления движения струй. Измерение глубин различными способами. Приборы для измерения глубин. Гидромет¬рические профилографы. Измерение скоростей течения. Аппаратура для измерения скоростей. Таррирование гидрометрических вертушек об¬работка данных измерения скоростей течения. Определение расходов воды. Построение расхо¬дов воды, площадей живых сечений и средних скоростей. Применение аэрогидролоии. Сведения об измерении твердого расхода водотока.

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Назначение водосборного бассейна реки.

(Нахождение границ и площади водосборного бассейна. Вычисление геодезических высот¬ных отметок верхней части и нижней части лога, точек пересечения водосборного бассей¬на с автомобильной дорогой. Вычисление длины и уклона лога)

1
Выпаление ЛЗ,УО
0
 
2
Построение годового гидрографа реки.
2
Выпаление ЛЗ,УО
0
 
3
Определение расчетных гидрологических характеристик

Расчет максимального расхода воды от весеннего половодья, расчет максимального расхода воды от дождевых паводков (ливневый расход)

2
Выпаление ЛЗ,УО
0
 
4
Гидравлический расчет водопропускной трубы и малого моста. Расчет укрепления русла за сооружением.
3
Выпаление ЛЗ,УО
0
 
5
Построение поперечного и продольного профиля русла реки и определение его характеристик
2
Выпаление ЛЗ,УО
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение лабораторного задания
Выпаление ЛЗ
 
2
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
 
 
 
 
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
x
Экзамен,Курсовая работа
Инженерно-геодезические работы в строительстве
x
Курсовая работа,Экзамен
Дорожное грунтоведение
x
Зачет
Дорожное материаловедение
x
Экзамен
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
x
Экзамен,Курсовая работа
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
x
x
x
x
Зачет,Курсовой проект,Экзамен,Курсовая работа
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
x
Экзамен,Курсовая работа
 
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Деловая среда и искусство общения
x
Зачет
Тайм-менеджмент
x
Зачет
Основы инженерного творчества
x
Зачет,Курсовая работа
Геоинформационные системы в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Основы аэрогеодезии
x
Зачет
Основы фотограмметрии
x
Зачет
Технология сплавов и сварки
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (проектирование)
x
Зачет
Технология производства вяжущих материалов
x
Зачет
Инновационные технологии в дорожном материаловедении
x
Зачет
Проектная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экология отрасли
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (изыскания)
x
Зачет
ПК-3 Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
x
Экзамен,Курсовая работа
Инженерно-геодезические работы в строительстве
x
Курсовая работа,Экзамен
Дорожные и строительные машины
x
Зачет
Эксплуатация автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовой проект,Курсовая работа
Реконструкция автомобильных дорог
x
Экзамен,Курсовая работа
Производственная база дорожного строительства
x
Зачет,Курсовая работа
Управление и контроль качества дорожных работ
x
Зачет,Курсовая работа
Исполнительская практика
x
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экология отрасли
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену:

1. Факторы формирования речного стока: метеорологические и подстилающие поверхности.     

2. Особенности гидрологического режима рек в предледоставный и ледоставный периоды, при вскрытии реки.

3. Параметры речного стока: средний расход воды, модуль стока, слой стока, коэффициент стока, модульные коэффициенты стока.

4. Уравнение водного баланса речного бассейна за год и в многолетнем разрезе.

5. Формирование дождевого паводка на суходолах.

6. Зимний режим уровней и расходов рек в Европейской части России. Толщина ледяного покрова.

7. Гидрографическая сеть и ее звенья.

8. Водный режим реки и его характеристика. Водомерные посты. Измерение уровней и расходов.

9. Мутность рек. Зонирование территории России по величине мутности. Средний многолетний сток взвешенных наносов.

10. Твердый сток рек. Взвешенные и влекомые наносы. Гряооообразование. Закон Эри для веса влекомых наносов.

11. Предмет и задачи курса инженерной гидрологии. Значение курса для строительства и эксплуатации транспортных сооружений.

12. Река. Речной бассейн. Речная система. Долина реки и ее система.

13. Типы дождей. Их влияние на гидрологический режим малых рек.

14. Изменчивость внутригодового стока. Классификация рек по видам питания и форме гидрографа.

15. Зимний режим уровней и расходов рек в Европейской части России. Толщина ледяного покрова.

16. Русловой процесс. Типы. Классификация рек по степени устойчивости русла.    

17. Водная эрозия и формирование речных наносов.

18. Влияние площади водосбора речного бассейна на величину стока и форму гидрографа.

 
19. Фазы ледового режима. Формы ледообразования. Вскрытие рек. Защита мостов при ледоходе.

20. Измерение уровней. Водомерные посты.

21. Измерение скорости течения воды.

22. Измерение направления течения воды.

23. Определение расходов воды.

24. Определение расходов наносов.

25. Термический режим рек, озер, водохранилищ.

26. Волнения и течения в морях, озерах, водохранилищах.

27. Колебания уровней морей, озер, водохранилищ и рек.

28. Статистические методы обработки гидрологических величин.

29. Повторяемость и продолжительность.

30. Обеспеченность стока.

31. Построение кривой обеспеченности.

32. Расчет минимального стока.

33. Расчет максимального стока.

34. Методы расчета годового стока.

35. Регулирование стока рек.

36. Виды переходов через водотоки.

37. Водоспуски.

38. Берегозащитные сооружения.

39. Регуляционные сооружения.

40. Основные положения проектирования мостовых переходов.

41. Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов.

42. Русловые деформации у опор мостов.

43. Расчет отверстий малых мостов.

44. Условия работы пойменных насыпей.

45. Расчет дорожных водопропускных сооружений

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Задания для проверки результатов обучения «знать».

Определение расчетного расхода для малого водосборного бассейна; определение нормальных глубин систем дорожного водоотвода; определение критической глубины и уклона; построение кривой свободной поверхности для всей системы дорожного водоотвода; расчет 2-х кривых при неравномерном движении; расчет безколодезного перепада; расчет дорожной водопропускной трубы или малого моста; расчет системы водоотвода на размыв одежды дна канала на участках; построение продольного профиля всей системы водоотвода в искаженном масштабе с указанием всех рассчитанных РГР№1-3 характерных сечений.

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

Определить нормальные глубины потока в канале переменного уклона.

Определить критическую глубину потока в канале переменного уклона

Определить критический уклон потока в канале переменного уклона

Построить кривую свободной поверхности потока в канале переменного уклона.

Рассчитать кривую свободной поверхности потока в канале переменного уклона.

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

Определить размеры водопропускного сооружения для потока в канале переменного уклона

Определить размеры водобойных сооружений для потока в канале переменного уклона.

 
Определить размеры сопрягающих сооружений для потока в канале переменного уклона.

Рассчитать одежду канала.

По итогам расчетов начертить продольный профиль канала.  Указать все характерные глубины и размеры сооружений.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
6.1 Основная литература 1. Лапташкина Л.М. Расчет малых водопропускных сооружений. Учебное пособие к выполнению курсового проекта/ Л.М. Лапташкина. - Чебоксары: ВФ МАДИ, 2011. - 56 с. 2. Орлов, В. Г. Основы инженерной гидрологии: учеб. пособие [Текст] / В. Г. Орлов, А. В. Сикан; ред. А. М. Владимирова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 192 с. 4.2 Дополнительная литература 1. Бабков, В. Ф. Проектирование автомобильных дорог [Текст] / В. Ф. Бабков, О. В. Андреев. - М. : Транспорт, 1987. - 368 с. 2. Федотов, А. Г. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника [Текст] / под общ. ред. Г. А. Федотова. - М. : Транспорт, 1989. - 437 с. 3. Красильщиков, И. М. Проектирование автомобильных дорог [Текст] : учеб. пособие для техникумов / И. М. Красильщиков, Л. В. Елизаров. - М. : Транспорт, 1986. - 215 с. 4. Семенов, В. Н. Унификация и стандартизация проектной документации в строительстве [Текст] / В. Н. Семенов. - Л. : Стройиздат, 1985. - 224 с. 5. Константинов, Н. М. Гидравлика, гидрология, гидрометрия [Текст] : учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. II. Специальные вопросы / под ред. Н. М. Кон¬стантинова. - М. : Высш. шк., 1987. - 431 с. 6. Афиногенов, О. П. Конструирование и расчет дорожных одежд [Текст] / О. П. Афиногенов, В. Н. Ефеменко, С. В. Ефеменко. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. - 371 с. 7. Федотов  Г. А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог в 2 кн. Кн. 1 : учебник для студентов вузов, обучающихся по специально¬сти «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки «Транспортное строительство» [Текст] / Г. А. Федотов, П. И. Поспелов. - М. : Высш. шк., 2009. Для высших учебных заведений: Строительство и архитектура. - 646 с. Интернет ресурсы 1. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы [Текст] / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1991. - 216 с. 2. СП 33-101-2003. Определение основных расчетных гидрологических характеристик [Текст] / Госстрой России. - М. : Стройиздат, 2003. - 59 с. 3. СНиП 2.01.14-83. Определение расчетных гидрологических характеристик [Текст] / Госстрой СССР. - М. : Стройиздат, 1985. - 36 с. 4. СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги [Текст] / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 2003. - 56 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 
Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, к.г.н. Еремеева С..С.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .