2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Изыскание и проектирование дорог_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.23 Изыскание и проектирование дорог
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
ПК-5 
Способен организовывать строительное производство на объекте капитального строительства
 
ПК-15.1 Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
 
ПК-15.2 Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
ПК-15 
Способен обосновывать решения в бизнесе строительной организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный или письменный опрос;Выполнение лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие понятия о путях сообщений и  технологических сооружениях.
 
1.1
Введение. Автомобильная дорога - комплексное инженерное сооружение. Закономерности движения транспортного потока
1
0
0
5
6
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2
Основы проектирования автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях.
 
2.1
Элементы автомобильной дороги в плане. Требования.
0
2
0
5
7
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.2
Основные принципы проектирования продольного профиля
2
4
0
5
11
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.3
Отвод поверхностной и грунтовой воды 
0
0
0
5
5
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.4
Основные принципы проектирования земляного полотна
2
4
0
7
13
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.5
Транспортно-эксплуатационные и транспортно-экономические  показатели автодороги
0
2
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.6
Узлы автомобильных и железных дорог.Пешеходные и транспортные тоннели.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3
Основы организации и технологии строительства, ремонта земляного полотна и дорожной одежды.
 
3.1
Технологическая последовательность сооружения земляного полотна
2
3
0
8
13
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.2
Общие сведения о дорожно-строительных материалах и их свойствах. Природные каменные материалы.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.3
Дорожная одежда. Слои. Классификация.
2
2
0
7
11
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.4
Организация эксплуатационной службы. Основные виды ремонтных работ и содержания.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.5
Инженерное обустройство автомобильной дороги. Основы составления схемы обустройства. 
2
0
0
3
5
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
4
Контроль
 
4.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
Всего часов:
17
17
0
73
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Бизнес-планирование
 
Организация строительного производства на предприятии
 
Экономика инноваций в строительстве
 
Технология строительства, ремонта и содержания дорог
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Экономическое обоснование развития сети автомобильных дорог
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
ПК-5 
Способен организовывать строительное производство на объекте капитального строительства
 
ПК-15.1 Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
 
ПК-15.2 Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
ПК-15 
Способен обосновывать решения в бизнесе строительной организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
2
108
35
73
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
2
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
73
73
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие понятия о путях сообщений и  технологических сооружениях.
 
1.1
Введение. Автомобильная дорога - комплексное инженерное сооружение. Закономерности движения транспортного потока
1
0
0
5
6
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2
Основы проектирования автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях.
 
2.1
Элементы автомобильной дороги в плане. Требования.
0
2
0
5
7
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.2
Основные принципы проектирования продольного профиля
2
4
0
5
11
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.3
Отвод поверхностной и грунтовой воды 
0
0
0
5
5
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.4
Основные принципы проектирования земляного полотна
2
4
0
7
13
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.5
Транспортно-эксплуатационные и транспортно-экономические  показатели автодороги
0
2
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
2.6
Узлы автомобильных и железных дорог.Пешеходные и транспортные тоннели.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3
Основы организации и технологии строительства, ремонта земляного полотна и дорожной одежды.
 
3.1
Технологическая последовательность сооружения земляного полотна
2
3
0
8
13
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.2
Общие сведения о дорожно-строительных материалах и их свойствах. Природные каменные материалы.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.3
Дорожная одежда. Слои. Классификация.
2
2
0
7
11
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.4
Организация эксплуатационной службы. Основные виды ремонтных работ и содержания.
2
0
0
7
9
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
3.5
Инженерное обустройство автомобильной дороги. Основы составления схемы обустройства. 
2
0
0
3
5
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
4
Контроль
 
4.1
Контроль
0
0
0
0
1
ПК-5.1, ПК-15.1, ПК-15.2
 
Всего часов:
17
17
0
73
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение. Автомобильная дорога - комплексное инженерное сооружение. Закономерности движения транспортного потока

Введение.

История развития путей сообщения и  влияние их на развитие цивилизации. Транспорт как отрасль материального производства. Транспортная система, основные терминологии. Классификация видов транспорта. Особенности развития пассажирского и грузового транспорта. Транспортные коридоры.

Тема 1. Автомобильная дорога- комплексное инженерное сооружение.

Классификация, сооружения на дорогах, требования к элементам автодорог. Закономерности движения транспортного потока.

Бесперебойность, безопасность, удобство движения транспорта.

 
Основные принципы проектирования продольного профиля

Требования к элементам продольного профиля. Обертывающая и секущая проектировка. Руководящая рабочая отметка. Уклоны. Проектные и рабочие отметки. Вертикальные кривые. Учет требований СНиПа, ГОСТа по безопасности и удобству движения транспорта к элементам продольного профиля.

 
Основные принципы проектирования земляного полотна

Водно-тепловой режим. Деформации, причины их вызывающие. Общие требования к земляному полотну. Элементы поперечного профиля. Насыпь, выемка. Способы повышения устойчивости, долговечности, надежности земляного полотна. Укрепительные работы.

 
Узлы автомобильных и железных дорог.Пешеходные и транспортные тоннели.

Классификация узлов в зависимости от: взаимного расположения и их значения, числа уровней, безопасности и степени технического совершенства. Преимущества и недостатки узлов разных типов.

Требование к элементам тоннелей в плане, продольном и поперечном профилях. Безопасность движения транспорта и пешеходов. Требования   СНиПа, ГОСТа.

 
Технологическая последовательность сооружения земляного полотна

Подготовительные работы. Снятие растительного слоя, устройство водоотводных и водопропускных сооружений, разработка выемки и отсыпка насыпи, послойное разравнивание и уплотнение грунта до требуемой плотности. Планировочные и укрепительные работы. Выбор средств механизации на все виды работ

 
Общие сведения о дорожно-строительных материалах и их свойствах. Природные каменные материалы.

Дорожно-строительные материалы, используемые при строительстве, ремонте.  Свойства строительных материалов: физические, механические, химические, конструктивные, технологические, эксплуатационные. Добыча, переработка, использование в строительстве.

Минеральные вяжущие. Цементобетон. Требования к материалам.

Воздушная известь, портландцемент и его виды. Свойства, состав, применение. Уход за покрытием .

Органические вяжущие.  Асфальтобетон. Битумы. Состав, свойства, добавки. Битумные эмульсии. Дегти. Требования к материалам асфальтобетонной смеси. Свойства. Классификация. Применение. Уход за покрытием.

 
Дорожная одежда. Слои. Классификация.

Слои дорожной одежды, требования к материалу покрытия, основания. Классификация дорожных одежд и покрытий. Использование местных материалов и грунтов, укрепленных вяжущими. Отходы промышленности, применяемые  в слоях дорожной одежды.

 
Организация эксплуатационной службы. Основные виды ремонтных работ и содержания.

Основные задачи и функции эксплуатационной службы. Классификация работ по ремонту и содержанию  сооружений. Сооружения дорожно-транспортной службе. Назначение.

Учет требований охраны природы, сохранение и улучшение придорожных ландшафтов. Учет факторов экологического равновесия. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязненности воздуха, почвы, воды.

 
Инженерное обустройство автомобильной дороги. Основы составления схемы обустройства.

Требования безопасности движения транспорта к обустройству автомобильной дороги. Технические средства организации дорожного движения. Схема обустройства. 

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Элементы автомобильной дороги в плане.

. Определение:

- наименьших допустимых радиусов кривых в плане, продольном профиле;

- параметров проезжей части, земляного полотна.

3. Выбор направления трассы автодороги на топографической карте в горизонталях.

Азимуты. Румбы. Определение  элементов круговой кривой, заполнение ведомости углов поворота, прямых и кривых

2
Выполнение ЛЗ,Уили П опрос
0
 
2
Определение отметок земли по оси дороги.

Построение продольного профиля. Масштабы.

Определение руководящей рабочей отметки. Контрольные точки. Обертывающая и секущая проектировка.

Определение продольных уклонов, проектных и рабочих отметок

4
Уили П опрос,Выполнение ЛЗ
0
 
3
Определение объемов земляных работ с заполнением ведомости.

Вычерчивание поперечных профилей земляного полотна в насыпи и выемке (типовые и индивидуальные)

4
Уили П опрос,Выполнение ЛЗ
0
 
4
Определение итогового коэффициента аварийности на заданном участке автодороги
2
Выполнение ЛЗ,Уили П опрос
0
 
5
Определение коэффициента уплотнения земляного полотна
3
Уили П опрос,Выполнение ЛЗ
0
 
6
Определение сцепления колес с покрытием
2
Выполнение ЛЗ,Уили П опрос
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный или письменный опрос
Уили П опрос
 
2
Выполнение лабораторного задания
Выполнение ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5 
Способен организовывать строительное производство на объекте капитального строительства
 
 
ПК-15 
Способен обосновывать решения в бизнесе строительной организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-5 Способен организовывать строительное производство на объекте капитального строительства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация строительного производства на предприятии
x
Зачет,Курсовая работа
Экономика инноваций в строительстве
x
Зачет
Технология строительства, ремонта и содержания дорог
x
Зачет
Изыскание и проектирование дорог
x
Зачет
Экономика строительства
x
Курсовой проект,Экзамен
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Управление качеством строительной продукции
x
Зачет
ПК-15 Способен обосновывать решения в бизнесе строительной организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Территориальное планирование и градостроительство
x
Зачет
Налоги и налогообложение
x
Экзамен,Курсовая работа
Экономика инноваций в строительстве
x
Зачет
Изыскание и проектирование дорог
x
Зачет
Бизнес-планирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Экономическое обоснование развития сети автомобильных дорог
x
Зачет,Курсовая работа
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Управление качеством строительной продукции
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-5 Способен организовывать строительное производство на объекте капитального строительства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-15 Способен обосновывать решения в бизнесе строительной организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-15.1 Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-15.2 Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы и задания к зачету:

1. Автомобильные дороги России. Дорожное строительство в РФ

 
2. Классификация автомобильных дорог по интенсивности движения и народно-хозяйственному назначению

3. Классы автомобильных дорог

4. Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог. Требования, предъявляемые автомобильным транспортом к дороге

5. Элементы автомобильной дороги в плане. Основные требования по безопасности движения автомобильного транспорта

6. Элементы круговой  кривой и  назначение их

7. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Назначения и требования к ним

8. Типовые поперечные профили земляного полотна

9. Индивидуальные поперечные профили земляного полотна

10. Обтекаемый и не обтекаемый поперечные профили насыпи и выемки. Преимущества и недостатки

11. Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Назначения и требования к ним

12. Масштабы выполнения продольного профиля

13. Требования к проектной линии продольного профиля

14. Определение руководящей рабочей отметки по различным критериям

15. Контрольные точки на продольном профиле

16. Определение уклонов проектной линии продольного профиля с учётом требований СНиПа и ГОСТа

17. Определение проектных  отметок на продольном профиле

18. Постоянная и временная полоса отвода

19. Рекультивация временных земель. Этапы работ

20. Дорожно-климатическое районирование. Характеристика районов

21. Дорожный водоотвод

22. Система сооружений поверхностного водоотвода

23. Укрепление откосов и обочин земляного полотна

24. Дорожно-строительные материалы, используемые для укрепительных работ

25. Охрана окружающей среды при проектировании автомобильной дороги в плане и продольном профиле

26. Элементы плана автомобильной дороги

27. Классификация видов озеленения автомобильных дорог

28. Инженерные сооружения  на  автомобильных дорогах

29. Рекультивация земель. Этапы  и виды работ

30. Водоотвод  с  проезжей  части автодороги

31. Сохранение и улучшение придорожных ландшафтов при проектировании автомобильных дорог

32. Учёт факторов экологического равновесия при проектировании автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях

33. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязнённости воздуха, придорожной полосы при    проектировании улиц и дорог

34. Какие  требования предъявляются  к  земляному  полотну  дороги?

35. Из каких конструктивных слоев  состоит дорожная  одежда?

36. Какие  искусственные  сооружения  строят  на  автомобильной  дороге?

37. В  чем  заключается  обустройство дороги?

38. Какие  виды разрушений  автодорог возникают под  воздействием транспортных  средств и природных  факторов?

39. Что  понимается   под  обустройством дорог инженерно-техническим сооружениям?

40. Какие  элементы  обустройства  автодорог  вы  знаете?

41. Какое  назначение имеют  сигнальные столбики и дорожная  разметка?

Задания

1. Определить ширину полосы движения для автомобиля, имеющего ширину кузова 2,5

 
м, ширину колеи 2,1 м и зазоры безопасности по 1 м.

2. Определить минимальный радиус кривой в плане при расчетной скорости100 км/ч, коэффициенте поперечной силы 0,15 и уклоне виража 0,04.

3. Определить минимальный радиус выпуклой вертикальной кривой, если остановочный путь автомобиля 200 м, а высота расположения глаз водителя над поверхностью покрытия – 1,2 м.

4. Рассчитать расстояние видимости встречного автомобиля для расчетной скорости 100 км/ч при коэффициенте продольного сцепления 0,4 и времени реакции водителя 2 сек.

5. Определить количество полос движения на автомагистрали для приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения 40000 авт/сутки, пропускной способности одной полосы 2000 авт/сутки и коэффициента загрузки дороги движением 0,5,

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для  устного и/или письменного опроса:

1. Автомобильные дороги России. Дорожное строительство в РФ

2. Классификация автомобильных дорог по интенсивности движения и народно-хозяйственному назначению

3. Классы автомобильных дорог

4. Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог. Требования, предъявляемые автомобильным транспортом к дороге

5. Элементы автомобильной дороги в плане. Основные требования по безопасности движения автомобильного транспорта

6. Элементы круговой  кривой и  назначение их

7. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Назначения и требования к ним

8. Типовые поперечные профили земляного полотна

9. Индивидуальные поперечные профили земляного полотна

10. Обтекаемый и не обтекаемый поперечные профили насыпи и выемки. Преимущества и недостатки

11. Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Назначения и требования к ним

12. Масштабы выполнения продольного профиля

13. Требования к проектной линии продольного профиля

14. Определение руководящей рабочей отметки по различным критериям

15. Контрольные точки на продольном профиле

16. Определение уклонов проектной линии продольного профиля с учётом требований СНиПа и ГОСТа

17. Определение проектных  отметок на продольном профиле

18. Постоянная и временная полоса отвода

19. Рекультивация временных земель. Этапы работ

20. Дорожно-климатическое районирование. Характеристика районов

21. Дорожный водоотвод

22. Система сооружений поверхностного водоотвода

23. Укрепление откосов и обочин земляного полотна

24. Дорожно-строительные материалы, используемые для укрепительных работ

25. Охрана окружающей среды при проектировании автомобильной дороги в плане и продольном профиле

 
26. Элементы плана автомобильной дороги

27. Классификация видов озеленения автомобильных дорог

28. Инженерные сооружения  на  автомомбильных дорогах

29. Рекультивация земель. Этапы  и виды работ

30. Водоотвод  с  проезжей  части автодороги

31. Сохранение и улучшение придорожных ландшафтов при проектировании автомобильных дорог

32. Учёт факторов экологического равновесия при проектировании автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях

33. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязнённости воздуха, придорожной полосы при    проектировании улиц и дорог

34. Какие  требования предъявляются  к  земляному  полотну  дороги?

35. Из каких конструктивных слоев  состоит дорожная  одежда?

36. Какие  искусственные  сооружения  строят  на  автомобильной  дороге?

37. В  чем  заключается  обустройство дороги?

38. Какие  виды разрушений  автодорог возникают под  воздействием транспортных  средств и природных  факторов?

39. Что  понимается   под  обустройством дорог инженерно-техническим сооружениям?

40. Какие  элементы  обустройства  автодорог  вы  знаете?

41. Какое  назначение имеют  сигнальные столбики и дорожная  разметка?

      

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2ч.Ч.1. План,земляное полотно:Уч.пос./П.В.Шведовский, В.В.Лукша, Н.В.Чумичева - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 445 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (п) ISBN 978-5-16-011448-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/525246 2. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 ч. Ч. 2. Обустройство автомагистралей : учеб.  пособие / П.В. Шведовский, В.В. Лукша, Н.В. Чумичева. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2019. — 340 с. — (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012921 3. Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог: учебник / Б.Н. Карпов. - М.: Изд-во "Академия", 2011. - 208с. 4. Основы инженерно-экологических изысканий : учеб. пособие / О.Г. Савичев, Е.Ю. Пасечник; Томский политехнический университет. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2018. - 79 с. - ISBN 978-5-4387-0798-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043854 5. Федотов, Г.А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 кн. Кн. 26 учебник / Г.А. Федотов, П.И. Поспелов. – М.: Высшая школа, 2010. – 519с.: ил. б) дополнительная литература    1. ГОСТ  25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия 2. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия. 3. ГОСТ 31436-2011. Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний. 4. ГОСТ 9128-2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия 5. ГОСТ Р 21.1701-97. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог.
 
6. ГОСТ Р 52056-2003. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия. 7. ГОСТ Р 52289-2004. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. 8. ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. 9. ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. 10. ГОСТ Р 52575-2006.  Дороги автомобильные общего пользования . Материалы для дорожной разметки. Технические требования. - изд-ние офиц.; введен 01.01.2007; Введ. Впервые.- М: стандарт информ, 2006.-8 с. 11. ГОСТ Р 52608-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геотекстильные. Методы определения водонепроницаемости» - изд-ние офиц.; введен 01.01.2008; Введ. Впервые.- М: стандарт информ, 2007.-15 с. 12. Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования. Типовые материалы для проектирования 503-0-48.87.- М.: Министерство транспортного строительства, 1987 –  49 с. 13. Каменев С.В. Строительство автомобильных дорог и аэродромов. Учебное пособие: ИД «Ин-Фолио», 2010. – 384 с. 14. Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог: учебник/ Карпов Б.Н. – М.: Изд-во «Академия», 2011.- 208 с. 15. ОДМ 218.2.013-2011. Методическими рекомендациями по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам 16. ОДН 218.046-2001. Проектирование нежестких дорожных одежд. – М. ФГУП “Информавтодор”, 2001. 17. ОДН 218.1.052-2002.  Оценка прочности нежестких дорожных одежд. 18. ОДН 218.5.016-2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги. 19. ОДН 218.5-016-2002. Оценка воздействия автомобильной дороги на окружающую среду – 27 с. 20. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне. Типовые материалы для проектирования. ТМП 503-051.89. М.: Министерство транспортного строительства. 1989. – 78 с. 21. Погодина Л.В. Инженерные сети, инженерная подготовка и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: учебник/ Погодина Л.В. – М.: «Дашков и К», 2010. -  476 с. 22. Садило М.В. Автомобильные дороги: строительство и эксплуатация. Учеб. пособие / Садило М.В., Садило Р.В. Ростов : Феникс ,2011. – 367 с. 23. СН 467-74 Нормы отвода земель для автомобильных дорог, 24. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений 25. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве". 26. СП 131.13330.2012 "Строительная климатология" (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*) 27. СП 20.13330-2011 «Нагрузки и воздействия», 2011г. 28. СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик»,  разработан Государственным гидрологическим институтом (ГГИ) Росгидромета. 29. СП 34.13330-2012 «Свод правил. Автомобильные дороги». (актуализированная  версия  СНиП 2.05.02-85), 2012 30. СП 35.13330-2011. «Свод правил. Мосты и трубы». (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84), 2011г. 31. Справочная энциклопедия дорожника. 5 том. Проектирование автомобильных дорог. М.: «ВиАрт Плюс», 2007. – 667с. 32. Технические средства организации дорожного движения. Кременец Ю.А., Печёрский М.П. – М.: ИСК «Академкнига» 2005. – 176 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными

 
формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах

 
практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Старший преподаватель СДиИЭ,  Вязова Е.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .