ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный или письменный опрос;Выполнение лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Введение.
История развития путей сообщения и влияние их на развитие цивилизации. Транспорт как отрасль материального производства. Транспортная система, основные терминологии. Классификация видов транспорта. Особенности развития пассажирского и грузового транспорта. Транспортные коридоры.
Тема 1. Автомобильная дорога- комплексное инженерное сооружение.
Классификация, сооружения на дорогах, требования к элементам автодорог. Закономерности движения транспортного потока.
Бесперебойность, безопасность, удобство движения транспорта.
Требования к элементам продольного профиля. Обертывающая и секущая проектировка. Руководящая рабочая отметка. Уклоны. Проектные и рабочие отметки. Вертикальные кривые. Учет требований СНиПа, ГОСТа по безопасности и удобству движения транспорта к элементам продольного профиля.
Водно-тепловой режим. Деформации, причины их вызывающие. Общие требования к земляному полотну. Элементы поперечного профиля. Насыпь, выемка. Способы повышения устойчивости, долговечности, надежности земляного полотна. Укрепительные работы.
Классификация узлов в зависимости от: взаимного расположения и их значения, числа уровней, безопасности и степени технического совершенства. Преимущества и недостатки узлов разных типов.
Требование к элементам тоннелей в плане, продольном и поперечном профилях. Безопасность движения транспорта и пешеходов. Требования СНиПа, ГОСТа.
Подготовительные работы. Снятие растительного слоя, устройство водоотводных и водопропускных сооружений, разработка выемки и отсыпка насыпи, послойное разравнивание и уплотнение грунта до требуемой плотности. Планировочные и укрепительные работы. Выбор средств механизации на все виды работ
Дорожно-строительные материалы, используемые при строительстве, ремонте. Свойства строительных материалов: физические, механические, химические, конструктивные, технологические, эксплуатационные. Добыча, переработка, использование в строительстве.
Минеральные вяжущие. Цементобетон. Требования к материалам.
Воздушная известь, портландцемент и его виды. Свойства, состав, применение. Уход за покрытием .
Органические вяжущие. Асфальтобетон. Битумы. Состав, свойства, добавки. Битумные эмульсии. Дегти. Требования к материалам асфальтобетонной смеси. Свойства. Классификация. Применение. Уход за покрытием.
Слои дорожной одежды, требования к материалу покрытия, основания. Классификация дорожных одежд и покрытий. Использование местных материалов и грунтов, укрепленных вяжущими. Отходы промышленности, применяемые в слоях дорожной одежды.
Основные задачи и функции эксплуатационной службы. Классификация работ по ремонту и содержанию сооружений. Сооружения дорожно-транспортной службе. Назначение.
Учет требований охраны природы, сохранение и улучшение придорожных ландшафтов. Учет факторов экологического равновесия. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязненности воздуха, почвы, воды.
Требования безопасности движения транспорта к обустройству автомобильной дороги. Технические средства организации дорожного движения. Схема обустройства.
. Определение:
- наименьших допустимых радиусов кривых в плане, продольном профиле;
- параметров проезжей части, земляного полотна.
3. Выбор направления трассы автодороги на топографической карте в горизонталях.
Азимуты. Румбы. Определение элементов круговой кривой, заполнение ведомости углов поворота, прямых и кривых
Построение продольного профиля. Масштабы.
Определение руководящей рабочей отметки. Контрольные точки. Обертывающая и секущая проектировка.
Определение продольных уклонов, проектных и рабочих отметок
Вычерчивание поперечных профилей земляного полотна в насыпи и выемке (типовые и индивидуальные)
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Подготавливает и согласовывает календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает возможные решения на основе разработанных для них целевых показателей строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует, обосновывает и выбирает решения в строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы и задания к зачету:
1. Автомобильные дороги России. Дорожное строительство в РФ
3. Классы автомобильных дорог
4. Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог. Требования, предъявляемые автомобильным транспортом к дороге
5. Элементы автомобильной дороги в плане. Основные требования по безопасности движения автомобильного транспорта
6. Элементы круговой кривой и назначение их
7. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Назначения и требования к ним
8. Типовые поперечные профили земляного полотна
9. Индивидуальные поперечные профили земляного полотна
10. Обтекаемый и не обтекаемый поперечные профили насыпи и выемки. Преимущества и недостатки
11. Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Назначения и требования к ним
12. Масштабы выполнения продольного профиля
13. Требования к проектной линии продольного профиля
14. Определение руководящей рабочей отметки по различным критериям
15. Контрольные точки на продольном профиле
16. Определение уклонов проектной линии продольного профиля с учётом требований СНиПа и ГОСТа
17. Определение проектных отметок на продольном профиле
18. Постоянная и временная полоса отвода
19. Рекультивация временных земель. Этапы работ
20. Дорожно-климатическое районирование. Характеристика районов
21. Дорожный водоотвод
22. Система сооружений поверхностного водоотвода
23. Укрепление откосов и обочин земляного полотна
24. Дорожно-строительные материалы, используемые для укрепительных работ
25. Охрана окружающей среды при проектировании автомобильной дороги в плане и продольном профиле
26. Элементы плана автомобильной дороги
27. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
28. Инженерные сооружения на автомобильных дорогах
29. Рекультивация земель. Этапы и виды работ
30. Водоотвод с проезжей части автодороги
31. Сохранение и улучшение придорожных ландшафтов при проектировании автомобильных дорог
32. Учёт факторов экологического равновесия при проектировании автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях
33. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязнённости воздуха, придорожной полосы при проектировании улиц и дорог
34. Какие требования предъявляются к земляному полотну дороги?
35. Из каких конструктивных слоев состоит дорожная одежда?
36. Какие искусственные сооружения строят на автомобильной дороге?
37. В чем заключается обустройство дороги?
38. Какие виды разрушений автодорог возникают под воздействием транспортных средств и природных факторов?
39. Что понимается под обустройством дорог инженерно-техническим сооружениям?
40. Какие элементы обустройства автодорог вы знаете?
41. Какое назначение имеют сигнальные столбики и дорожная разметка?
Задания
1. Определить ширину полосы движения для автомобиля, имеющего ширину кузова 2,5
2. Определить минимальный радиус кривой в плане при расчетной скорости100 км/ч, коэффициенте поперечной силы 0,15 и уклоне виража 0,04.
3. Определить минимальный радиус выпуклой вертикальной кривой, если остановочный путь автомобиля 200 м, а высота расположения глаз водителя над поверхностью покрытия – 1,2 м.
4. Рассчитать расстояние видимости встречного автомобиля для расчетной скорости 100 км/ч при коэффициенте продольного сцепления 0,4 и времени реакции водителя 2 сек.
5. Определить количество полос движения на автомагистрали для приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения 40000 авт/сутки, пропускной способности одной полосы 2000 авт/сутки и коэффициента загрузки дороги движением 0,5,
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного и/или письменного опроса:
1. Автомобильные дороги России. Дорожное строительство в РФ
2. Классификация автомобильных дорог по интенсивности движения и народно-хозяйственному назначению
3. Классы автомобильных дорог
4. Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог. Требования, предъявляемые автомобильным транспортом к дороге
5. Элементы автомобильной дороги в плане. Основные требования по безопасности движения автомобильного транспорта
6. Элементы круговой кривой и назначение их
7. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Назначения и требования к ним
8. Типовые поперечные профили земляного полотна
9. Индивидуальные поперечные профили земляного полотна
10. Обтекаемый и не обтекаемый поперечные профили насыпи и выемки. Преимущества и недостатки
11. Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Назначения и требования к ним
12. Масштабы выполнения продольного профиля
13. Требования к проектной линии продольного профиля
14. Определение руководящей рабочей отметки по различным критериям
15. Контрольные точки на продольном профиле
16. Определение уклонов проектной линии продольного профиля с учётом требований СНиПа и ГОСТа
17. Определение проектных отметок на продольном профиле
18. Постоянная и временная полоса отвода
19. Рекультивация временных земель. Этапы работ
20. Дорожно-климатическое районирование. Характеристика районов
21. Дорожный водоотвод
22. Система сооружений поверхностного водоотвода
23. Укрепление откосов и обочин земляного полотна
24. Дорожно-строительные материалы, используемые для укрепительных работ
25. Охрана окружающей среды при проектировании автомобильной дороги в плане и продольном профиле
27. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
28. Инженерные сооружения на автомомбильных дорогах
29. Рекультивация земель. Этапы и виды работ
30. Водоотвод с проезжей части автодороги
31. Сохранение и улучшение придорожных ландшафтов при проектировании автомобильных дорог
32. Учёт факторов экологического равновесия при проектировании автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях
33. Обеспечение санитарных требований к нормам шума, загрязнённости воздуха, придорожной полосы при проектировании улиц и дорог
34. Какие требования предъявляются к земляному полотну дороги?
35. Из каких конструктивных слоев состоит дорожная одежда?
36. Какие искусственные сооружения строят на автомобильной дороге?
37. В чем заключается обустройство дороги?
38. Какие виды разрушений автодорог возникают под воздействием транспортных средств и природных факторов?
39. Что понимается под обустройством дорог инженерно-техническим сооружениям?
40. Какие элементы обустройства автодорог вы знаете?
41. Какое назначение имеют сигнальные столбики и дорожная разметка?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.