2024-2025_z08_03_01_АД_24_plx_Интеллектуальные транспортные системы_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.1.16 Интеллектуальные транспортные системы
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный/письменный опрос;отчет по лабораторным работам  .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Интеллектуальные транспортные системы
 
1.1
1. Введение в ИТС. Общие понятия об интеллектуальных транспортных системах
0,5
0
0,5
9
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.2
2. История, современное состояние и тенденции развития ИТС в России
1
0
1
8
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.3
3. Назначение ИТС. Общая характеристика систем, входящих в их состав
0,5
0
0,5
9
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.4
4. Основные сервисные услуги ИТС, их характеристика, возможности и влияние на безопасность движения и пропускную способность дорог
1
0
1
10,25
12,25
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.5
5. ИТС в проектах автомобильных дорог
0,5
0
0,5
11
12
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.6
6. Технические и программные средства сбора и обработки информации
0,5
0
0,5
11
17,75
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
Всего часов:
4
0
4
58,25
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Строительная механика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
2,4
72
10
58,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
0,8
4
4
Практические занятия (Пр)
4
1,6
4
4
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
58,25
58,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Интеллектуальные транспортные системы
 
1.1
1. Введение в ИТС. Общие понятия об интеллектуальных транспортных системах
0,5
0
0,5
9
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.2
2. История, современное состояние и тенденции развития ИТС в России
1
0
1
8
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.3
3. Назначение ИТС. Общая характеристика систем, входящих в их состав
0,5
0
0,5
9
10
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.4
4. Основные сервисные услуги ИТС, их характеристика, возможности и влияние на безопасность движения и пропускную способность дорог
1
0
1
10,25
12,25
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.5
5. ИТС в проектах автомобильных дорог
0,5
0
0,5
11
12
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
1.6
6. Технические и программные средства сбора и обработки информации
0,5
0
0,5
11
17,75
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
 
Всего часов:
4
0
4
58,25
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Введение в ИТС. Общие понятия об интеллектуальных транспортных системах

Основные понятия и определения. Основополагающие нормативные акты и государственные программы по развитию ИТС. Общая характеристика системы 

 
2. История, современное состояние и тенденции развития ИТС в России

История развития технических средств, средств передачи данных, отдельных компонентов системы.

Современное состояние нормативной технической и программной составляющих ИТС в России и за рубежом. Основные направления развития и совершенствования ИТС 

 
3. Назначение ИТС. Общая характеристика систем, входящих в их состав

Система автомобильной навигации, регулирование светофоров, регулирование грузоперевозок, система оповестительных знаков (информационные табло, знаки со сменной информацией), система распознавания автомобильных номеров, система регистрации скорости транспортных средств, систем видео- наблюдения, дорожные погодные системы 

 
4. Основные сервисные услуги ИТС, их характеристика, возможности и влияние на безопасность движения и пропускную способность дорог

Сервисные домены ИТС: информирование участников движения;   управление дорожным движением; конструкция транспортных средств; грузовые пере- возки; общественный транспорт;  службы оперативного реагирования, электронные платежи на транс- порте;  персональная безопасность, связанная с дорожным движением, мониторинг погодных условий и состояния окружающей среды; управление и ко- ординация при чрезвычайных ситуациях, национальная безопасность

 
5. ИТС в проектах автомобильных дорог

Разработка проектов содержания дорог и ее место в составе проектно-сметной документации. Нормативная база, состав проекта. Основные задачи, возникающие при проектировании ИТС и способы их решения. 

 
6. Технические и программные средства сбора и обработки информации

История создания программных средств ИТС. Характеристика современных программных продуктов и их возможностей

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Введение в ИТС. Общие понятия об интеллектуальных транспортных системах
0,5
опрос
 
2
1
История, современное состояние и тенденции развития ИТС в России
1
опрос
 
3
1
Назначение ИТС. Общая характеристика систем, входящих в их состав
0,5
опрос
 
4
1
Основные сервисные услуги ИТС, их характеристика, возможности и влияние на безопасность движения и пропускную способность дорог
1
опрос
 
5
1
ИТС в проектах автомобильных дорог
0,5
опрос
 
6
1
Технические и программные средства сбора и обработки информации
0,5
опрос
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный/письменный опрос
опрос
 
2
отчет по лабораторным работам 
отчет
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Введение в транспортное строительство
x
Зачет,Курсовая работа
Строительная механика
x
Экзамен
Интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Техническое регулирование
x
Зачет
Экономика
x
Зачет
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
(модулю).

1. Определение ИТС. Основные понятия и определения.

2. Основные нормативные документы, регламентирующие развитие и функционирование ИТС в России.

3. ИТС в Государственных программах по развитию автомобильных дорог.

4. Основные цели и задачи Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России»

5. Транспортная макротехнология и перспективы ее развития в России.

6. Международные транспортные коридоры (формирование, преимущества).

7. Новые проекты международных транспортных коридоров.

8. Назначение и архитектура интеллектуальных транспортных систем

9. Основные сервисные услуги ИТС.

10. Навигационные системы, их назначение и технические средства.

11. Системы видеонаблюдений на автомагистралях, их назначение и технические средства

12. Системы погодного мониторинга, их назначение и технические средства.

13.  Сопровождение опасных и ценных грузов на автомагистралях.

14. Основные принципы и правила пропуска негабаритных грузов.

15. Платные автомагистрали. Системы сбора платы за проезд.

16. Методы оценки безопасности движения.

17. Метода оценки пропускной способности.

18. Основное назначение и функции системы автомобильной навигации.

19.  Основное назначение и функции системы регулирования светофоров.

20. Основное назначение и функции системы регулирования грузоперевозок.

21. Основное назначение и функции системы информационных табло и знаков со сменной информацией.

22. Основное назначение и функции системы распознавания автомобильных номеров.

23. Основное назначение и функции системы, регистрации скорости транспортных средств.

24. Основное назначение и функции системы видеонаблюдения.

25. Основное назначение и функции систем дорожного погодного мониторинга.

26.Системы глобального позиционирования.

27. Абсолютный и дифференциальный методы позиционирования с помощью GPS – приемников. Точность позиционирования.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Определение ИТС. Основные понятия и определения.

2. Основные нормативные документы, регламентирующие развитие и функционирование ИТС в России.

3. ИТС в Государственных программах по развитию автомобильных дорог.

4. Основные цели и задачи Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России»

5. Транспортная макротехнология и перспективы ее развития в России.

6. Международные транспортные коридоры (формирование, преимущества).

7. Новые проекты международных транспортных коридоров.

8. Назначение и архитектура интеллектуальных транспортных систем

9. Основные сервисные услуги ИТС.

10. Навигационные системы, их назначение и технические средства.

11. Системы видеонаблюдений на автомагистралях, их назначение и технические средства

12. Системы погодного мониторинга, их назначение и технические средства.

 
13.  Сопровождение опасных и ценных грузов на автомагистралях.

14. Основные принципы и правила пропуска негабаритных грузов.

15. Платные автомагистрали. Системы сбора платы за проезд.

16. Методы оценки безопасности движения.

17. Метода оценки пропускной способности.

18. Основное назначение и функции системы автомобильной навигации.

19.  Основное назначение и функции системы регулирования светофоров.

20. Основное назначение и функции системы регулирования грузоперевозок.

21. Основное назначение и функции системы информационных табло и знаков со сменной информацией.

22. Основное назначение и функции системы распознавания автомобильных номеров.

23. Основное назначение и функции системы, регистрации скорости транспортных средств.

24. Основное назначение и функции системы видеонаблюдения.

25. Основное назначение и функции систем дорожного погодного мониторинга.

26.Системы глобального позиционирования.

27. Абсолютный и дифференциальный методы позиционирования с помощью GPS – приемников. Точность позиционирования. 

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) Основная: 1. Автоматические и интеллектуальные системы транспортных средств. Автомобили и тракторы, многоцелевые колёсные и гусеничные маши- ны, наземные транспортно-технологические комплексы, мобильные роботы и планетоходы: Учебник / Под общ. ред. В. В Белякова и Л. Палковича. – Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2012. – 475 с. 2. Душкин Р. В. Интеллектуальные транспортные системы. – М.: ДМК Пресс, 2020. – 282 с. б) Дополнительная: 1. Пржибыл П., Свитек М. Телематика на транспорте. – М.: МАДИ (ГТУ), 2004. – 540 с. 2. Современные тенденции развития бортовых интеллектуальных транс- портных систем: Моногр. / П. А. Пегин, Д. В. Капский, В.В. Касьяник, В. Н. Шуть. – СПб.: СПбГАСУ, 2019. – 198 с. 3. Интеллектуальные методы управления транспортными системами: Монография / А. С. Сысоев, С. А. Ляпин, А. В. Галкин [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2022. – 192 с. 4. Филатов М. И., Пузаков А. В., Горбачёв С. В. Информационные техно- логии и телематика на автомобильном транспорте: Учеб. пособие. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 199 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
2
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с

 
ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Маркиянов ВВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .