2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.22 Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-6.1 Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
 
ОПК-2.3 Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ОПК-4.2 Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ПК-4.2 Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
 
ПК-4.3 Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
ПК-8.1 Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
 
ПК-8.2 Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
ПК-8 
Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
 
ПК-8.3 Способен оценить результаты транспортной работы
ПК-8 
Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тест;Практические задания;Письменный опрос;отчет по лабораторным работам .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в цифровую трансформацию в транспорте
 
1.1
Основные концепции и значение цифровой трансформации
2
2
2
2
8
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.2
Технологии Интернета вещей (IoT) в транспорте
2
2
2
2
8
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2
Большие данные и аналитика в транспорте
 
2.1
Искусственный интеллект и машинное обучение в транспорте
2
2
2
4
10,5
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.2
Автоматизация и роботизация процессов
3
3
3
5
14
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.3
Блокчейн в логистике и перевозках
3
3
3
5
14
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.4
Умные города и транспортные системы
5
5
5
2,5
53,5
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
Всего часов:
17
17
17
20,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
 
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
 
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
 
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
 
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
 
Проектная деятельность
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Научно-исследовательская работа
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-6.1 Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ОПК-2.3 Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ОПК-4.2 Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ПК-4.2 Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
 
ПК-4.3 Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
ПК-8.1 Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
 
ПК-8.2 Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
 
ПК-8.3 Способен оценить результаты транспортной работы
ПК-8 
Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
52,5
10
108
53
20,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
10
17
17
Другие виды самостоятельной работы
20,5
20,5
Контактная работа
2
2
2
Промежуточная аттестация(Ка)
1,5
1,5
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
0,5
0,5
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в цифровую трансформацию в транспорте
 
1.1
Основные концепции и значение цифровой трансформации
2
2
2
2
8
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.2
Технологии Интернета вещей (IoT) в транспорте
2
2
2
2
8
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2
Большие данные и аналитика в транспорте
 
2.1
Искусственный интеллект и машинное обучение в транспорте
2
2
2
4
10,5
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.2
Автоматизация и роботизация процессов
3
3
3
5
14
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.3
Блокчейн в логистике и перевозках
3
3
3
5
14
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
2.4
Умные города и транспортные системы
5
5
5
2,5
53,5
УК-6.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
Всего часов:
17
17
17
20,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные концепции и значение цифровой трансформации

Основные концепции и значение цифровой трансформации.

Влияние цифровых технологий на транспортную отрасль.

 
Технологии Интернета вещей (IoT) в транспорте

Применение IoT для мониторинга и управления транспортными средствами.

 
Искусственный интеллект и машинное обучение в транспорте

Применение AI для прогнозирования и оптимизации маршрутов

 
Автоматизация и роботизация процессов

Влияние автоматизации на эффективность транспортных операций.

Примеры роботизированных систем в логистике.

 
Блокчейн в логистике и перевозках

Применение блокчейна для обеспечения прозрачности и безопасности данных

 
Умные города и транспортные системы

Концепция умных городов и интеграция транспорта.

Роль интеллектуальных транспортных систем (ITS).

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные концепции и значение цифровой трансформации. Влияние цифровых технологий на транспортную отрасль.
2
ПО
 
2
1
Применение IoT для мониторинга и управления транспортными средствами.
2
ПЗ
 
3
2
Применение AI для прогнозирования и оптимизации маршрутов
2
ПЗ
 
4
2
Влияние автоматизации на эффективность транспортных операций. Примеры роботизированных систем в логистике.
3
ПЗ
 
5
2
Применение блокчейна для обеспечения прозрачности и безопасности данных
3
ПЗ
 
6
2
Концепция умных городов и интеграция транспорта. Роль интеллектуальных транспортных систем (ITS).
5
ПЗ,Тест
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Основные концепции и значение цифровой трансформации. Влияние цифровых технологий на транспортную отрасль.
2
отчет
2
 
2
Применение IoT для мониторинга и управления транспортными средствами.
2
отчет
2
 
3
Применение AI для прогнозирования и оптимизации маршрутов
2
отчет
2
 
4
Влияние автоматизации на эффективность транспортных операций. Примеры роботизированных систем в логистике.
3
отчет
2
 
5
Применение блокчейна для обеспечения прозрачности и безопасности данных
3
отчет
2
 
6
Концепция умных городов и интеграция транспорта. Роль интеллектуальных транспортных систем (ITS).
5
отчет
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Тест
Тест
 
3
Практические задания
ПЗ
 
4
Письменный опрос
ПО
 
5
отчет по лабораторным работам
отчет
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
 
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
ОПК-4 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ПК-8 
Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История России
x
x
Экзамен,Зачет
Философия
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Общий курс транспорта
x
Экзамен
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
x
Зачет
Высокотехнологичная мобильность в пространственных транспортных системах
x
Экзамен
Современные системы международного товародвижения
x
Зачет
Экономическая теория
x
Зачет
 
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
x
Зачет
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
x
x
x
x
Зачет
Спортивные секции
x
x
x
x
Зачет
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (для инвалидов и лиц с ОВЗ)
x
x
x
x
Зачет
Философия
x
Зачет
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
x
Зачет
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Проектная деятельность
x
x
x
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Информатика и цифровые технологии
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
ПК-4 Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
x
Экзамен
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
x
Экзамен,Курсовая работа
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
x
Экзамен
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Современные методы управления транспортными потоками
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-8 Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
x
Зачет
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-6.1 Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.3 Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.2 Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.2 Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8 Способен применять логистический подход к управлению транспортными организациями, оценке затрат и результатов транспортной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-8.1 Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8.2 Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8.3 Способен оценить результаты транспортной работы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценить результаты транспортной работы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценить результаты транспортной работы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить результаты транспортной работы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить результаты транспортной работы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Что такое цифровая трансформация в контексте транспортной отрасли?

   • a) Замена всех сотрудников на роботов

   • b) Внедрение цифровых технологий для оптимизации процессов

   • c) Увеличение количества перевозок

2. Какая технология чаще всего используется для отслеживания грузов в реальном времени?

   • a) Искусственный интеллект

   • b) Блокчейн

   • c) GPS

3. Какое из следующих решений является примером использования больших данных в транспортной логистике?

   • a) Анализ погодных условий для планирования маршрутов

   • b) Использование бумажных карт

   • c) Обучение водителей

4. Что такое Интернет вещей (IoT) в контексте перевозок?

   • a) Сеть физических устройств, подключённых к интернету, для сбора и обмена данными

   • b) Способ передачи данных через телефонные звонки

   • c) Программа для просмотра фильмов онлайн

5. Как блокчейн может улучшить прозрачность в цепочке поставок?

   • a) Уменьшение количества документов

   • b) Создание неизменяемого журнала транзакций

   • c) Увеличение скорости доставки

6. Какую роль играет искусственный интеллект в управлении транспортными потоками?

   • a) Распределение задач между сотрудниками

   • b) Оптимизация маршрутов и прогнозирование спроса

   • c) Создание новых транспортных средств

7. Что такое "умный" транспорт?

   • a) Транспортные средства, работающие на солнечной энергии

   • b) Транспортные системы, использующие цифровые технологии для повышения эффективности и безопасности

   • c) Велосипеды с мотором

8. Каковы основные преимущества использования облачных технологий в логистике?

   • a) Увеличение физического пространства для хранения

   • b) Доступ к данным в реальном времени и улучшенная масштабируемость

   • c) Уменьшение количества работников

9. Как цифровые платформы влияют на взаимодействие между перевозчиками и клиентами?

   • a) Усложняют процесс заказа услуг

   • b) Автоматизируют процессы бронирования и оплаты

   • c) Увеличивают время ожидания

10. Что такое "умные контракты" и как они могут применяться в логистике?

    • a) Контракты, которые требуют ручного подписания

    • b) Самоисполняющиеся контракты с условиями, записанными в коде блокчейна

    • c) Контракты, которые можно изменить в любое время

11. Как технологии дополненной реальности (AR) могут использоваться в обучении сотрудников транспортной компании?

    • a) Создание виртуальных туров по офису

    • b) Проведение интерактивных тренировок и симуляций

    • c) Просмотр фильмов во время работы

12. Какие изменения привносит автоматизация складских операций?

    • a) Увеличение числа работников на складе

    • b) Повышение точности и скорости обработки заказов

    • c) Увеличение времени обработки заказов

13. Как использование дронов может повлиять на доставку грузов?

    • a) Увеличение стоимости доставки

    • b) Сокращение времени доставки и доступ к труднодоступным местам

 
    • c) Уменьшение объема перевозимых грузов

14. Что такое цифровая экосистема в транспортной отрасли?

    • a) Совокупность компаний, работающих только в онлайн-режиме

    • b) Интегрированная сеть цифровых технологий и сервисов, поддерживающая взаимодействие участников рынка

    • c) Система поддержки клиентов через интернет

15. Какие ключевые навыки необходимы специалистам для успешной работы в условиях цифровой трансформации транспортной отрасли?

    • a) Только технические навыки программирования

    • b) Комбинация технических знаний и навыков управления изменениями

    • c) Умение управлять автомобилем

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Знать:

1. Определить ключевые технологии, используемые в цифровой трансформации транспортной отрасли.

   • Задача: Составить список и кратко описать такие технологии, как IoT, блокчейн, большие данные и искусственный интеллект.

2. Объяснить, что такое блокчейн и как он может применяться в логистике.

   • Задача: Написать эссе о преимуществах и недостатках использования блокчейна для отслеживания грузов.

3. Перечислить основные этапы цифровой трансформации компании.

   • Задача: Создать схему или диаграмму, иллюстрирующую процесс цифровой трансформации в транспортной компании.

4. Описать влияние больших данных на управление транспортными потоками.

   • Задача: Подготовить презентацию, объясняющую, как анализ данных помогает оптимизировать маршруты и прогнозировать спрос.

5. Назвать примеры успешной цифровой трансформации в транспортной отрасли.

   • Задача: Исследовать и представить кейсы компаний, успешно внедривших цифровые технологии.

Уметь:

1. Разработать план внедрения IoT-решений для отслеживания грузов.

   • Задача: Составить пошаговый план, включая выбор оборудования и программного обеспечения.

2. Анализировать данные для оптимизации маршрутов доставки.

   • Задача: Используя набор данных о маршрутах, предложить изменения для повышения эффективности доставки.

3. Создать прототип мобильного приложения для клиентов транспортной компании.

   • Задача: Разработать макет интерфейса приложения с основными функциями, такими как отслеживание доставки и обратная связь.

4. Настроить систему управления складом с использованием облачных технологий.

   • Задача: Подготовить инструкцию по интеграции облачного решения для управления запасами и заказами.

5. Провести оценку рисков при переходе на цифровые платформы.

   • Задача: Составить отчет о возможных рисках и предложить стратегии их минимизации.

Владеть:

 
1. Использовать программное обеспечение для моделирования транспортных потоков.

   • Задача: Провести симуляцию транспортных потоков в городской среде с использованием специализированного ПО.

2. Применять технологии дополненной реальности для обучения персонала.

   • Задача: Разработать сценарий тренировки с использованием AR для обучения новым процедурам безопасности.

3. Управлять проектами по цифровой трансформации с использованием Agile-методологий.

   • Задача: Организовать работу команды по внедрению новой цифровой платформы с применением Agile-подходов.

4. Настраивать системы автоматизации складских операций.

   • Задача: Провести настройку и тестирование автоматизированной системы управления складом.

5. Обеспечивать кибербезопасность в цифровых системах транспортной компании.

   • Задача: Разработать политику кибербезопасности и провести аудит существующих систем на предмет уязвимостей.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов / М. Н. Конягина [и др.] ; ответственный редактор М. Н. Конягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13476-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543732 (дата обращения: 30.10.2024). 2. Цифровая логистика : учебник для вузов / В. В. Щербаков [и др.] ; под редакцией В. В. Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 573 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09643-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535546 (дата обращения: 30.10.2024). б) дополнительная литература 1. Сергеев, Л. И.  Цифровая экономика : учебник для вузов / Л. И. Сергеев, Д. Л. Сергеев, А. Л. Юданова ; под редакцией Л. И. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 437 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15797-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543648 (дата обращения: 30.10.2024). 2. Транспортная инфраструктура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, Н. В. Черных. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 443 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17861-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533860 (дата обращения: 30.10.2024). 3. Транспортное право : учебник для вузов / Н. А. Духно [и др.] ; ответственные редакторы Н. А. Духно, А. И. Землин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 522 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17140-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540757 (дата обращения: 30.10.2024). 4. Цифровая экономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Конягина [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 225 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20845-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558847 (дата обращения: 30.10.2024). 5. Цифровая экономика. Обеспечение законности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Д. Бут [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 257 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20743-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558673 (дата обращения: 30.10.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Образовательная платформа Юрайт
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
2
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
3
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для

 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .