ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тест;Практические задания;Письменный опрос;отчет по лабораторным работам .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Основные концепции и значение цифровой трансформации.
Влияние цифровых технологий на транспортную отрасль.
Применение IoT для мониторинга и управления транспортными средствами.
Применение AI для прогнозирования и оптимизации маршрутов
Влияние автоматизации на эффективность транспортных операций.
Примеры роботизированных систем в логистике.
Применение блокчейна для обеспечения прозрачности и безопасности данных
Концепция умных городов и интеграция транспорта.
Роль интеллектуальных транспортных систем (ITS).
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Управляет собственным временем, планирует и реализует поставленные цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать современные информационные технологии для организации профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен планировать и проводить эксперименты с использованием информационно-коммуникационных технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять базовые знания логистики для эффективного управления в профессиональной сфере
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценивать затраты транспортных организаций и результаты транспортной детальности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценить результаты транспортной работы
Способен оценить результаты транспортной работы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценить результаты транспортной работы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценить результаты транспортной работы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Что такое цифровая трансформация в контексте транспортной отрасли?
• a) Замена всех сотрудников на роботов
• b) Внедрение цифровых технологий для оптимизации процессов
• c) Увеличение количества перевозок
2. Какая технология чаще всего используется для отслеживания грузов в реальном времени?
• a) Искусственный интеллект
• b) Блокчейн
• c) GPS
3. Какое из следующих решений является примером использования больших данных в транспортной логистике?
• a) Анализ погодных условий для планирования маршрутов
• b) Использование бумажных карт
• c) Обучение водителей
4. Что такое Интернет вещей (IoT) в контексте перевозок?
• a) Сеть физических устройств, подключённых к интернету, для сбора и обмена данными
• b) Способ передачи данных через телефонные звонки
• c) Программа для просмотра фильмов онлайн
5. Как блокчейн может улучшить прозрачность в цепочке поставок?
• a) Уменьшение количества документов
• b) Создание неизменяемого журнала транзакций
• c) Увеличение скорости доставки
6. Какую роль играет искусственный интеллект в управлении транспортными потоками?
• a) Распределение задач между сотрудниками
• b) Оптимизация маршрутов и прогнозирование спроса
• c) Создание новых транспортных средств
7. Что такое "умный" транспорт?
• a) Транспортные средства, работающие на солнечной энергии
• b) Транспортные системы, использующие цифровые технологии для повышения эффективности и безопасности
• c) Велосипеды с мотором
8. Каковы основные преимущества использования облачных технологий в логистике?
• a) Увеличение физического пространства для хранения
• b) Доступ к данным в реальном времени и улучшенная масштабируемость
• c) Уменьшение количества работников
9. Как цифровые платформы влияют на взаимодействие между перевозчиками и клиентами?
• a) Усложняют процесс заказа услуг
• b) Автоматизируют процессы бронирования и оплаты
• c) Увеличивают время ожидания
10. Что такое "умные контракты" и как они могут применяться в логистике?
• a) Контракты, которые требуют ручного подписания
• b) Самоисполняющиеся контракты с условиями, записанными в коде блокчейна
• c) Контракты, которые можно изменить в любое время
11. Как технологии дополненной реальности (AR) могут использоваться в обучении сотрудников транспортной компании?
• a) Создание виртуальных туров по офису
• b) Проведение интерактивных тренировок и симуляций
• c) Просмотр фильмов во время работы
12. Какие изменения привносит автоматизация складских операций?
• a) Увеличение числа работников на складе
• b) Повышение точности и скорости обработки заказов
• c) Увеличение времени обработки заказов
13. Как использование дронов может повлиять на доставку грузов?
• a) Увеличение стоимости доставки
• b) Сокращение времени доставки и доступ к труднодоступным местам
14. Что такое цифровая экосистема в транспортной отрасли?
• a) Совокупность компаний, работающих только в онлайн-режиме
• b) Интегрированная сеть цифровых технологий и сервисов, поддерживающая взаимодействие участников рынка
• c) Система поддержки клиентов через интернет
15. Какие ключевые навыки необходимы специалистам для успешной работы в условиях цифровой трансформации транспортной отрасли?
• a) Только технические навыки программирования
• b) Комбинация технических знаний и навыков управления изменениями
• c) Умение управлять автомобилем
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Знать:
1. Определить ключевые технологии, используемые в цифровой трансформации транспортной отрасли.
• Задача: Составить список и кратко описать такие технологии, как IoT, блокчейн, большие данные и искусственный интеллект.
2. Объяснить, что такое блокчейн и как он может применяться в логистике.
• Задача: Написать эссе о преимуществах и недостатках использования блокчейна для отслеживания грузов.
3. Перечислить основные этапы цифровой трансформации компании.
• Задача: Создать схему или диаграмму, иллюстрирующую процесс цифровой трансформации в транспортной компании.
4. Описать влияние больших данных на управление транспортными потоками.
• Задача: Подготовить презентацию, объясняющую, как анализ данных помогает оптимизировать маршруты и прогнозировать спрос.
5. Назвать примеры успешной цифровой трансформации в транспортной отрасли.
• Задача: Исследовать и представить кейсы компаний, успешно внедривших цифровые технологии.
Уметь:
1. Разработать план внедрения IoT-решений для отслеживания грузов.
• Задача: Составить пошаговый план, включая выбор оборудования и программного обеспечения.
2. Анализировать данные для оптимизации маршрутов доставки.
• Задача: Используя набор данных о маршрутах, предложить изменения для повышения эффективности доставки.
3. Создать прототип мобильного приложения для клиентов транспортной компании.
• Задача: Разработать макет интерфейса приложения с основными функциями, такими как отслеживание доставки и обратная связь.
4. Настроить систему управления складом с использованием облачных технологий.
• Задача: Подготовить инструкцию по интеграции облачного решения для управления запасами и заказами.
5. Провести оценку рисков при переходе на цифровые платформы.
• Задача: Составить отчет о возможных рисках и предложить стратегии их минимизации.
Владеть:
• Задача: Провести симуляцию транспортных потоков в городской среде с использованием специализированного ПО.
2. Применять технологии дополненной реальности для обучения персонала.
• Задача: Разработать сценарий тренировки с использованием AR для обучения новым процедурам безопасности.
3. Управлять проектами по цифровой трансформации с использованием Agile-методологий.
• Задача: Организовать работу команды по внедрению новой цифровой платформы с применением Agile-подходов.
4. Настраивать системы автоматизации складских операций.
• Задача: Провести настройку и тестирование автоматизированной системы управления складом.
5. Обеспечивать кибербезопасность в цифровых системах транспортной компании.
• Задача: Разработать политику кибербезопасности и провести аудит существующих систем на предмет уязвимостей.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.