ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Тестирование;Письменный опрос;Устный опрос;контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Эволюция государственного регулирования грузового транспорта.
Основные этапы развития транспортной политики.
Основные законы и нормативные акты, регулирующие грузовой транспорт.
Роль государственных органов в регулировании.
Международные соглашения и стандарты.
Влияние международных организаций (например, ООН, ЕС) на национальное регулирование.
Тарифная политика и ценообразование.
Государственные субсидии и льготы для транспортных компаний.
Инвестиции и развитие инфраструктуры.
Роль государства в развитии транспортной инфраструктуры.
Программы государственной поддержки и финансирования.
Технологические инновации.
Влияние цифровизации на управление грузовым транспортом
Развитие логистических технологий.
Экологические и социальные аспекты
• Влияние цифровизации на управление грузовым транспортом
• Развитие логистических технологий
• Экологические и социальные аспекты
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен использовать актуальные правовые и нормативные акты при организации и осуществлении перевозок грузов или пассажиров
Способен использовать актуальные правовые и нормативные акты при организации и осуществлении перевозок грузов или пассажиров
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать актуальные правовые и нормативные акты при организации и осуществлении перевозок грузов или пассажиров
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать актуальные правовые и нормативные акты при организации и осуществлении перевозок грузов или пассажиров
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Какие основные цели преследует государственное регулирование в сфере грузового транспорта?
2. Опишите ключевые функции Министерства транспорта в управлении грузовыми перевозками.
3. Какие нормативные акты регулируют деятельность грузового транспорта в вашей стране?
4. Объясните роль лицензирования в обеспечении безопасности и качества услуг грузового транспорта.
5. Как осуществляется контроль за соблюдением норм и правил в сфере грузоперевозок?
6. Перечислите основные виды грузового транспорта и их особенности.
7. Как государство регулирует тарифы на услуги грузового транспорта?
8. Объясните значение международных соглашений для развития грузового транспорта.
9. Каковы основные экологические требования, предъявляемые к грузовому транспорту?
10. Какие меры принимаются для повышения безопасности на грузовом транспорте?
11. Опишите процесс сертификации транспортных средств, используемых для грузоперевозок.
12. Как государство поддерживает развитие инфраструктуры для грузового транспорта?
13. Какие факторы влияют на выбор типа транспорта для перевозки определенных грузов?
14. Объясните понятие "логистика" и ее роль в управлении грузовыми потоками.
15. Как технологии (например, GPS и системы управления транспортом) улучшают эффективность грузовых перевозок?
16. Какие стратегии применяются для оптимизации маршрутов грузоперевозок?
17. Каковы последствия нарушения правил и норм в сфере грузового транспорта для перевозчиков?
18. Обсудите роль государственного регулирования в обеспечении конкурентоспособности национального грузового транспорта на международном уровне.
19. Какие проблемы и вызовы стоят перед системой государственного регулирования грузового транспорта сегодня?
20. Предложите меры по улучшению государственного управления грузовым транспортом в условиях современного рынка.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Часть 1: Вопросы с несколькими вариантами ответов
1. Какова основная цель государственного регулирования грузового транспорта?
• a) Увеличение прибыли транспортных компаний
• b) Обеспечение безопасности и эффективности перевозок
• c) Снижение налогов для перевозчиков
• d) Увеличение количества транспортных средств
2. Какой из следующих документов является основным нормативным актом, регулирующим грузовой транспорт в большинстве стран?
• a) Гражданский кодекс
• b) Закон о дорожном движении
• c) Транспортный кодекс
• d) Уголовный кодекс
3. Какое ведомство отвечает за лицензирование перевозчиков грузов?
• a) Министерство внутренних дел
• c) Министерство экономики
• d) Министерство промышленности
4. Какой из перечисленных видов транспорта считается самым экологически чистым?
• a) Автомобильный транспорт
• b) Железнодорожный транспорт
• c) Воздушный транспорт
• d) Водный транспорт
5. Что из перечисленного не является функцией государственного регулирования в сфере грузового транспорта?
• a) Контроль за соблюдением норм безопасности
• b) Установление минимальных тарифов на перевозки
• c) Разработка новых моделей транспортных средств
• d) Поддержка развития транспортной инфраструктуры
Часть 2: Краткие ответы
6. Назовите три ключевых аспекта, которые государство регулирует в сфере грузового транспорта.
7. Объясните, почему международные соглашения важны для грузового транспорта.
8. Какие меры могут быть предприняты для повышения безопасности грузовых перевозок?
9. Опишите роль логистики в управлении грузовыми потоками.
10. Какие современные технологии применяются для повышения эффективности управления грузовым транспортом?
Часть 3: Аналитический вопрос
11. Проанализируйте текущие вызовы, стоящие перед системой государственного регулирования грузового транспорта, и предложите возможные решения для их преодоления.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.