ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Значение общественного транспорта для социально-экономического развития.
Влияние на качество жизни населения.
Основные элементы транспортной системы.
Типы общественного транспорта: автобусы, трамваи, метро и др.
Инфраструктура и её компоненты: остановки, депо, диспетчерские центры.
Регулирование общественного транспорта.
Планирование транспортных маршрутов.
Экономическая эффективность транспортных систем.
Цифровизация в общественном транспорте.
Экологические аспекты и устойчивое развитие.
Инновационные модели управления.
Организация работы транспортных предприятий.
Перспективы развития общественного транспорта.
Влияние новых технологий и социальных изменений на транспортную систему.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Что такое комплексная схема организации транспортного обслуживания?
• b) Планирование и управление транспортными системами для оптимизации обслуживания населения
• c) Создание новых видов общественного транспорта
2. Какие факторы учитываются при разработке транспортной схемы?
• a) Плотность населения
• b) Географические особенности
• c) Оба варианта
3. Каковы основные цели комплексного планирования транспортного обслуживания?
• a) Увеличение прибыли транспортных компаний
• b) Повышение доступности и качества транспортных услуг
• c) Сокращение числа маршрутов
4. Что такое интегрированная транспортная система?
• a) Система, включающая только автобусы
• b) Система, объединяющая различные виды транспорта для улучшения обслуживания
• c) Система, основанная на частном транспорте
5. Какие методы используются для анализа пассажиропотока?
• a) Опросы и анкетирование
• b) Использование GPS-данных
• c) Оба варианта
6. Какой вид общественного транспорта считается наиболее экологически чистым?
• a) Автобус
• b) Трамвай
• c) Метро
7. Что такое транспортный узел?
• a) Место пересечения двух дорог
• b) Пункт пересадки между различными видами транспорта
• c) Конечная остановка маршрута
8. Какие преимущества предоставляет использование электронных билетов в общественном транспорте?
• a) Упрощение процесса оплаты
• b) Увеличение времени посадки
• c) Снижение безопасности
9. Какое значение имеет регулярность движения общественного транспорта для пассажиров?
• a) Не имеет значения
• b) Влияет на удобство и надежность использования транспорта
• c) Увеличивает стоимость проезда
10. Что такое "умный" транспорт?
• a) Транспорт с автоматической системой управления
• b) Транспорт с доступом в интернет
• c) Системы управления транспортом с использованием информационных технологий
11. Какие технологии применяются для улучшения транспортного обслуживания?
• a) Системы мониторинга движения
• b) Автоматизированные системы оплаты проезда
• c) Оба варианта
12. Каковы основные задачи диспетчерской службы в системе общественного транспорта?
• a) Управление движением транспорта и координация работы водителей
• b) Продажа билетов пассажирам
• c) Ремонт транспортных средств
13. Что такое "интервал движения" в контексте общественного транспорта?
• a) Время ожидания на остановке
• b) Время между отправлением двух подряд идущих транспортных средств одного маршрута
• c) Время поездки от начальной до конечной остановки
14. Какие меры могут быть приняты для повышения безопасности на транспорте?
• a) Установка камер наблюдения
• c) Оба варианта
15. Какое значение имеет анализ данных о пассажиропотоке для планирования маршрутов?
• a) Позволяет оптимизировать маршруты и расписание
• b) Увеличивает расходы на обслуживание
• c) Не имеет значения
16. Что такое "маршрутное такси"?
• a) Частный автомобиль с лицензией на перевозку пассажиров
• b) Общественный транспорт с гибким графиком и маршрутом
• c) Обычное такси с фиксированным тарифом
17. Каковы преимущества использования велосипедов в городской транспортной системе?
• a) Снижение загрязнения воздуха и уменьшение пробок
• b) Увеличение расходов на инфраструктуру
• c) Снижение скорости передвижения
18. Какие факторы влияют на выбор вида транспорта пассажирами?
• a) Стоимость проезда и время в пути
• b) Количество пересадок и комфорт
• c) Все перечисленные факторы
19. Что такое "транспортная доступность"?
• a) Легкость доступа к транспортным услугам для всех слоев населения
• b) Наличие бесплатного транспорта
• c) Количество остановок на маршруте
20. Какие стратегии могут применяться для улучшения качества обслуживания в общественном транспорте?
• a) Обновление подвижного состава и улучшение инфраструктуры
• b) Увеличение стоимости проезда
• c) Сокращение числа рейсов
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.