2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.28 Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
 
ПК-3.2 Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
 
ПК-3.3 Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
ПК-3 
Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в организацию транспортного обслуживания
 
1.1
Роль общественного транспорта в городской инфраструктуре
2
0
4
16
22
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Нормативно-правовая база и планирование транспортных систем
2
0
4
18
24
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Технологические инновации и устойчивое развитие
3
0
6
26
35
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Практические аспекты управления и будущие тенденции
4
0
8
14
27
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
11
0
22
74
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
 
ПК-3.2 Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
 
ПК-3.3 Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
ПК-3 
Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 10 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
33
10
108
34
74
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
11
11
11
Практические занятия (Пр)
22
10
22
22
Другие виды самостоятельной работы
74
74
Контактная работа
1
1
1
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
1
1
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в организацию транспортного обслуживания
 
1.1
Роль общественного транспорта в городской инфраструктуре
2
0
4
16
22
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Нормативно-правовая база и планирование транспортных систем
2
0
4
18
24
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Технологические инновации и устойчивое развитие
3
0
6
26
35
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Практические аспекты управления и будущие тенденции
4
0
8
14
27
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
11
0
22
74
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Роль общественного транспорта в городской инфраструктуре

Значение общественного транспорта для социально-экономического развития.

Влияние на качество жизни населения.

Основные элементы транспортной системы.

Типы общественного транспорта: автобусы, трамваи, метро и др.

Инфраструктура и её компоненты: остановки, депо, диспетчерские центры.

 
Нормативно-правовая база и планирование транспортных систем

Регулирование общественного транспорта.

Планирование транспортных маршрутов.

Экономическая эффективность транспортных систем.

 
Технологические инновации и устойчивое развитие

Цифровизация в общественном транспорте.

Экологические аспекты и устойчивое развитие.

Инновационные модели управления.

 
Практические аспекты управления и будущие тенденции

Организация работы транспортных предприятий.

Перспективы развития общественного транспорта.

Влияние новых технологий и социальных изменений на транспортную систему.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Значение общественного транспорта для социально-экономического развития. Влияние на качество жизни населения. Основные элементы транспортной системы. Типы общественного транспорта: автобусы, трамваи, метро и др. Инфраструктура и её компоненты: остановки, депо, диспетчерские центры.
4
УО,Тест
 
2
1
Регулирование общественного транспорта. Планирование транспортных маршрутов. Экономическая эффективность транспортных систем.
4
Тест,ПО
 
3
1
Цифровизация в общественном транспорте. Экологические аспекты и устойчивое развитие. Инновационные модели управления.
6
Тест,ПО
 
4
1
Организация работы транспортных предприятий. Перспективы развития общественного транспорта. Влияние новых технологий и социальных изменений на транспортную систему.
8
ПО,Тест
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Письменный опрос
ПО
 
3
Тестирование
Тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3 
Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
 
 
ПК-3 
Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
x
Экзамен
Основы математической статистики и работы с базами данных
x
Зачет
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет
Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры цифрового города
x
Экзамен
Цифровые двойники для беспилотного движения
x
Зачет
Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом
x
Зачет
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
x
Зачет
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен решать задачи по определению потребности в развитии транспортной сети, обеспеченности подвижным составом с учетом организации и технологии перевозок, требований обеспечения безопасности перевозочного процесса
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для прогнозирования развития транспортной сети и расчёта обеспеченности подвижным составом с учетом вида и технологии перевозки в задаче обеспечения безопасности осуществляемого процесса

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять цифровые технологии для оценки потребностей транспортных систем агломераций и регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать задачи по оценке уровня развития транспортной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Что такое комплексная схема организации транспортного обслуживания?

 
   • a) Совокупность маршрутов общественного транспорта

   • b) Планирование и управление транспортными системами для оптимизации обслуживания населения

   • c) Создание новых видов общественного транспорта

2. Какие факторы учитываются при разработке транспортной схемы?

   • a) Плотность населения

   • b) Географические особенности

   • c) Оба варианта

3. Каковы основные цели комплексного планирования транспортного обслуживания?

   • a) Увеличение прибыли транспортных компаний

   • b) Повышение доступности и качества транспортных услуг

   • c) Сокращение числа маршрутов

4. Что такое интегрированная транспортная система?

   • a) Система, включающая только автобусы

   • b) Система, объединяющая различные виды транспорта для улучшения обслуживания

   • c) Система, основанная на частном транспорте

5. Какие методы используются для анализа пассажиропотока?

   • a) Опросы и анкетирование

   • b) Использование GPS-данных

   • c) Оба варианта

6. Какой вид общественного транспорта считается наиболее экологически чистым?

   • a) Автобус

   • b) Трамвай

   • c) Метро

7. Что такое транспортный узел?

   • a) Место пересечения двух дорог

   • b) Пункт пересадки между различными видами транспорта

   • c) Конечная остановка маршрута

8. Какие преимущества предоставляет использование электронных билетов в общественном транспорте?

   • a) Упрощение процесса оплаты

   • b) Увеличение времени посадки

   • c) Снижение безопасности

9. Какое значение имеет регулярность движения общественного транспорта для пассажиров?

   • a) Не имеет значения

   • b) Влияет на удобство и надежность использования транспорта

   • c) Увеличивает стоимость проезда

10. Что такое "умный" транспорт?

    • a) Транспорт с автоматической системой управления

    • b) Транспорт с доступом в интернет

    • c) Системы управления транспортом с использованием информационных технологий

11. Какие технологии применяются для улучшения транспортного обслуживания?

    • a) Системы мониторинга движения

    • b) Автоматизированные системы оплаты проезда

    • c) Оба варианта

12. Каковы основные задачи диспетчерской службы в системе общественного транспорта?

    • a) Управление движением транспорта и координация работы водителей

    • b) Продажа билетов пассажирам

    • c) Ремонт транспортных средств

13. Что такое "интервал движения" в контексте общественного транспорта?

    • a) Время ожидания на остановке

    • b) Время между отправлением двух подряд идущих транспортных средств одного маршрута

    • c) Время поездки от начальной до конечной остановки

14. Какие меры могут быть приняты для повышения безопасности на транспорте?

    • a) Установка камер наблюдения

 
    • b) Обучение персонала мерам безопасности

    • c) Оба варианта

15. Какое значение имеет анализ данных о пассажиропотоке для планирования маршрутов?

    • a) Позволяет оптимизировать маршруты и расписание

    • b) Увеличивает расходы на обслуживание

    • c) Не имеет значения

16. Что такое "маршрутное такси"?

    • a) Частный автомобиль с лицензией на перевозку пассажиров

    • b) Общественный транспорт с гибким графиком и маршрутом

    • c) Обычное такси с фиксированным тарифом

17. Каковы преимущества использования велосипедов в городской транспортной системе?

    • a) Снижение загрязнения воздуха и уменьшение пробок

    • b) Увеличение расходов на инфраструктуру

    • c) Снижение скорости передвижения

18. Какие факторы влияют на выбор вида транспорта пассажирами?

    • a) Стоимость проезда и время в пути

    • b) Количество пересадок и комфорт

    • c) Все перечисленные факторы

19. Что такое "транспортная доступность"?

    • a) Легкость доступа к транспортным услугам для всех слоев населения

    • b) Наличие бесплатного транспорта

    • c) Количество остановок на маршруте

20. Какие стратегии могут применяться для улучшения качества обслуживания в общественном транспорте?

    • a) Обновление подвижного состава и улучшение инфраструктуры

    • b) Увеличение стоимости проезда

    • c) Сокращение числа рейсов

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Васильев, В. П.  Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18711-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545420 (дата обращения: 30.10.2024). 2. Виниченко, В. А.  Ценообразование на транспорте : учебное пособие для вузов / В. А. Виниченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09526-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544940 (дата обращения: 30.10.2024). 3. Попова, Н. Ф.  Правовое регулирование экономической деятельности : учебник для вузов / Н. Ф. Попова ; под редакцией М. А. Лапиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 307 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16497-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537533 (дата обращения: 30.10.2024). б) дополнительная литература 1. Бачурин, А. А.  Маркетинг на автомобильном транспорте : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бачурин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 208 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12465-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539910 (дата обращения: 30.10.2024). 2. Герами, В. Д.  Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики : учебник и практикум для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 536 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18372-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534874 (дата обращения: 30.10.2024). 3. Морозов, С. Ю.  Транспортное право : учебник для среднего профессионального образования / С. Ю. Морозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17695-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533554 (дата обращения: 30.10.2024). 4. Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление : учебник и практикум для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.] ; под редакцией Л. Э. Лимонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 822 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11389-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542360 (дата обращения: 30.10.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Образовательная платформа Юрайт
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
2
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
3
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для

 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Громова ЕВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .