ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос;контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Источники транспортного права: Конституция РФ, указы президента РФ, постановление правительства РФ, Федеральные законы, Кодифицированно-комплексные нормативные акты и подзаконные нормативно-правовые акты комплексного характера
Транспортные правоотношения. Признаки транспортных правоотношений, виды и состав транспортных правоотношений. Субъекты, объекты и содержание транспортных правоотношений
Государственное регулирование и управление в области транспорта. Лицензирование, сертификация транспортной деятельности
Договор об организации перевозок и договор перевозки грузов. Понятия, предмет, краткая характеристика. Субъекты обязательств. Порядок заключения договоров и ответственность участников
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять общепринятый понятийный аппарат при планировании и осуществлении транспортно-логистической деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен использовать основные правовые знания, в том числе оформлять договора, акты, претензии, исковые заявления, при осуществлении транспортно-логистической деятельности
Способен использовать основные правовые знания, в том числе оформлять договора, акты, претензии, исковые заявления, при осуществлении транспортно-логистической деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать основные правовые знания, в том числе оформлять договора, акты, претензии, исковые заявления, при осуществлении транспортно-логистической деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать основные правовые знания, в том числе оформлять договора, акты, претензии, исковые заявления, при осуществлении транспортно-логистической деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понятие и предмет транспортного права
Метод транспортного права
Система транспортного права
Источники транспортного права
Система российского законодательства о транспорте
Роль судебной практики на развитие транспортного законодательства
Субъекты транспортных правоотношений
Права и обязанности субъектов правоотношений.
Содержание правоотношений
Юридические факты
Объекты транспортных правоотношений
Право собственности и другие вещные права
Право собственности на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры
Вещные права на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры
Основы государственного регулирования транспортных отношений
Органы исполнительной власти как субъекты административно-правового регулирования транспортных отношений
Система федеральных органов управления на транспорте
Административные процедуры государственного управления в области транспорта
Административно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
Понятие лицензирования, правовое регулирование лицензирования в области транспорта
Экономическое регулирование транспортных отношений
Налогообложение в сфере транспорта
Понятие и правовое регулирование договора перевозки
Система договоров перевозки, виды договоров перевозки
Договор перевозки пассажиров
Основания заключения и расторжения договора перевозки
Другие виды договоров на транспорте
Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты прав
Административная ответственность в области транспорта
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о транспорте
Претензии и иски. Разрешение споров
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы к опросу:
1. Понятие и предмет транспортного права РФ. Соотношение транспортного права с другими отраслями права РФ.
2. Лицензирование деятельности на автомобильном транспорте в РФ.
3. Источники транспортно права.
4. Виды договоров транспортного права.
5. Правовое регулирование организации перевозок грузов автомобильным транспортом.
6. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
7. Юридическая ответственность перевозчика доставить груз по договору перевозки грузов.
8. Юридическая ответственность по обеспечению сохранности перевозимого груза.
9. Претензии и иски по договору перевозки груза.
10. Рассмотрение споров в связи с перевозками
11. Правовое регулирование организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
12. Правовое регулирование регистрации и учета, содержания, ремонта и технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта
13. Ответственность юридических и физических лиц, связанная с эксплуатацией автомобильного транспорта
14. Ответственность юридических и физических лиц по договору перевозки грузов
15. Договор фрахтования (чартера) (Понятие, форма, стороны договора).
16. Ответственность юридических и физических лиц по договору перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
17. Понятие и стороны договора транспортной экспедиции.
18. Сущность и особенности транспортных правоотношений
19. Государственное управление дорожной службой
20. Государственное управление автомобильным транспортом
21. Объекты и субъекты транспортных правоотношений.
22. Правовое регулирование страхования грузов, пассажиров, ответственности перевозчика грузов.
23. Экономическое регулирование транспортных отношений. Налогообложение в сфере транспорта
24. Административная ответственность в области транспорта
25. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о транспорте
26. Правовое регулирование транспортной безопасности
27. Правовое регулирование страхования транспортных средств.
28. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности в отношении третьих лиц.
29. Государственный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок
31. Правовое регулирование безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом
32. Правовое регулирование деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги".
33. Правовое регулирование дорожной деятельности в Российской Федерации
34. Государственное регулирование таксомоторных перевозок
35. Правовое регулирование вопросов предупреждения терроризма на автомобильном транспорте
36. Правовое регулирование договорных отношений на транспорте
37. Правовое регулирование договоров аренды транспортных средств
38. Правовое регулирование вопросов ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру
39. Правовое регулирование вопросов ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
40. Студент может инициативно выбрать и любую иную тему в рамках предмета дисциплины, предварительно согласовав ее с преподавателем
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.