2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.08 Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
ПК-9.1 Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
 
ПК-9.2 Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный / письменный опрос;Отчет по лабораторной работе;Курсовая работа  .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
 
1.1
1.  Введение. Основные понятия теории вероятностей, используемые в задачах моделирования движения автомобиля 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.2
2.  Транспортное планирование и моделирование
3
3
0
8
14
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.3
3.   Транспортные потоки в городах
3
3
0
10
16
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.4
4. Моделирование транспортного предложения 
2
2
0
8
12
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.5
5.  Модели расчета матриц корреспонденций 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.6
6. Модели распределения поездок по сети 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.7
7.Транспортное моделирование в управлении транспортной системой
3
3
0
12,5
63
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
Всего часов:
17
17
0
70,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
 
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Основы транспортного планирования в агломерациях и урбанистики
 
Системы искусственного интеллекта
 
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Научно-исследовательская работа
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
ПК-9.1 Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
 
ПК-9.2 Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
35,5
5
144
39
70,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
5
17
17
Другие виды самостоятельной работы
70,5
70,5
Контактная работа
5
5
5
Промежуточная аттестация(Ка)
1,5
1,5
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
3,5
3,5
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
 
1.1
1.  Введение. Основные понятия теории вероятностей, используемые в задачах моделирования движения автомобиля 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.2
2.  Транспортное планирование и моделирование
3
3
0
8
14
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.3
3.   Транспортные потоки в городах
3
3
0
10
16
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.4
4. Моделирование транспортного предложения 
2
2
0
8
12
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.5
5.  Модели расчета матриц корреспонденций 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.6
6. Модели распределения поездок по сети 
2
2
0
9
13
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
1.7
7.Транспортное моделирование в управлении транспортной системой
3
3
0
12,5
63
ПК-4.1, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3
 
Всего часов:
17
17
0
70,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1.  Введение. Основные понятия теории вероятностей, используемые в задачах моделирования движения автомобиля

Основы моделирования транспортных процессов и история зарождения как отдельной науки. 2.Событие и его количественная характеристика.  Случайные величины.  Теория вероятностей и математическая статистика.  Основы статистической обработки результатов наблюдения.

 
2.  Транспортное планирование и моделирование

Основные термины и определения . Транспортные проблемы городов и основы транспортного планирования. Транспортные модели и особенности их применения в городах. Основы программного средства транспортного микромоделирования PTV VISUM

 
3.   Транспортные потоки в городах

Характеристика транспортных потоков. Методы и алгоритмы сбора данных о транспортных передвижениях 

 
4. Моделирование транспортного предложения

Описание транспортной сети. Структура исходных данных для транспортного моделирования. Транспортное районирование . Формирование матрицы затрат 

 
5.  Модели расчета матриц корреспонденций

Транспортная подвижность населения  Модели и методы генерации поездок  Модели и методы распределения поездок по транспортным районам  Модели и методы выбора вида транспорта  Методы прогнозирования поездок 

 
6. Модели распределения поездок по сети

Модели распределения поездок на индивидуальном транспорте  Модели распределения поездок на общественном транспорте .

Модели распределения поездок на грузовом транспорте 

 
7.Транспортное моделирование в управлении транспортной системой

Использование транспортной модели в структуре управления городом. Система показателей качества проекта . Прогнозирование социально-экономических показателей развития региона .Формирование сценариев прогноза . Учет влияния индуцированного транспортного спроса в моделях прогнозных лет. 

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Основные понятия теории вероятностей, используемые в задачах моделирования движения автомобиля 
2
отчет
0
 
2
Транспортное планирование и моделирование
3
0
 
3
Транспортные потоки в городах
3
0
 
4
Моделирование транспортного предложения 
2
0
 
5
Модели расчета матриц корреспонденций 
2
0
 
6
Модели распределения поездок по сети
2
отчет
0
 
7
Транспортное прогнозирование. Транспортное моделирование в управлении транспортной системой
3
отчет
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный / письменный опрос
опрос
 
2
Отчет по лабораторной работе
отчет
 
3
Курсовая работа 
КР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4 
Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ПК-9 
Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
x
Экзамен
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
x
Экзамен,Курсовая работа
Системы принятия решений в интеллектуальных транспортных системах
x
Экзамен
Разработка проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Современные методы управления транспортными потоками
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-9 Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация дорожного движения
x
Экзамен
Системы моделирования и прогнозирования транспортных и пешеходных потоков
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы транспортного планирования в агломерациях и урбанистики
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Сервисы подключенных транспортных средств
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Современные методы управления транспортными потоками
x
Экзамен
Теория транспортных потоков
x
Экзамен
 
Проектная деятельность
x
x
x
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен использовать инструментарий работы с большими данными, иметь навыки планирования, прогнозирования и моделирования транспортных систем и процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9 Способен применять методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры с учётом развития научно-технологического прогресса, внедрения сервисов интеллектуальных транспортных систем, подключенных транспортных средств и высокоавтоматизированных транспортных средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-9.1 Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9.2 Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9.3 Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

тематика курсовых работ

1. Моделирование движения транспортного потока на х-образном пересечении

2.  Моделирование регулирования движения транспортного потока техническими средствами на х-образном пересечении

3. Моделирование регулирования движения пешеходного и транспортного потока на х-образном пересечении

4. Моделирование движения на транспортной развязке в разных уровнях

5. Моделирование движения пешеходного и транспортного потока на улично- дорожной сети

6. Построение действующей имитационной модели участка УДС г. Чебоксары

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Основы моделирования транспортных процессов и история зарождения как отдельной науки.

2.Событие и его количественная характеристика.

3. Случайные величины.

4. Теория вероятностей и математическая статистика.

5. Основы статистической обработки результатов наблюдения

6. Основные термины и определения

7. Транспортные проблемы городов и основы транспортного планирования

8. Транспортные модели и особенности их применения в городах

9. Основы программного средства транспортного микромоделирования PTV VISUM

10. Характеристика транспортных потоков

11. Методы и алгоритмы сбора данных о транспортных передвижениях

12. Описание транспортной сети

13. Структура исходных данных для транспортного моделирования

14. Транспортное районирование

15. Формирование матрицы затрат

1 6. Транспортная подвижность населения

17 . Модели и методы генерации поездок

18. Модели и методы распределения поездок по транспортным районам

19. Модели и методы выбора вида транспорта

20. Методы прогнозирования поездок

21. Модели распределения поездок на индивидуальном транспорте

22. Модели распределения поездок на общественном транспорте

23. Модели распределения поездок на грузовом транспорте

24. Понятие и цели калибровки

25. Основные методы калибровки транспортных моделей

26. Прогнозирование социально-экономических показателей развития региона

27. Формирование сценариев прогноза

28. Учет влияния индуцированного транспортного спроса в моделях прогнозных лет

29. Система показателей качества проекта

30. Использование транспортной модели в структуре управления городом

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
1. Косолапов, А. В. Моделирование дорожного движения : учебное пособие / А. В. Косолапов. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-906969-16-3. 2. Якимов, М. Р. Транспортное планирование. Особенности моделирования транспортных потоков в крупных российских городах : монография / М. Р. Якимов. — Москва : Логос, 2019. — 96 с. — ISBN 978-5-98699-309-6. 3. Бессолицын, А. С. Транспортные потоки пассажирского сообщения: планирование, организация и управление : учебное пособие / А. С. Бессолицын. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2020. — 44 с. — ISBN 978-5-7641-1441-5. 4. Маркуц, В.М. Транспортные потоки автомобильных дорог: расчет пропускной способности транспортных пересечений, моделирование транспортных потоков / В.М. Маркуц. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2018. – 149 с. 5. Минько, Р.Н. Технология транспортных процессов : учебное пособие / Р.Н. Минько, А.И. Шапошников. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 120 с. 6. Жмудь, В.А. Моделирование и численная оптимизация замкнутых систем автоматического управления в программе VisSim : учебное пособие / В.А. Жмудь ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2012. – 124 с. 7. Боровской, А. Е. Моделирование транспортных процессов : учебное пособие / А. Е. Боровской, А. С. Остапко. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 86 c. 8. Иванов, В.В. Математическое моделирование : учебно-методическое пособие / В.В. Иванов, О.В. Кузьмина ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 88 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Маркиянов ВВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .