2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Экономика устойчивого развития_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.03 Экономика устойчивого развития
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ПК-26.3 Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги
ПК-26 
Способен формировать и прогнозировать цены на строительные товары, работы и услуги
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Письменный опрос;Устный опрос;Тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в устойчивое развитие
 
1.1
Определение устойчивого развития
2
0
2
12
17,5
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.2
Экономические инструменты устойчивого развития
3
0
3
15
24,5
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.3
Устойчивое производство и потребление
4
0
4
9
17
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.4
Политика и регулирование в области устойчивого развития
5
0
5
4
14
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.5
Будущее устойчивого развития
3
0
3
3,5
35
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
Всего часов:
17
0
17
43,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Экономика данных
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экономика городского дорожного хозяйства
 
Оценка рисков
 
Управление проектами
 
Ценообразование
 
Экономика природопользования
 
Цифровая экономика
 
Сметное дело
 
Бизнес-планирование
 
Финансовый менеджмент
 
Финансы
 
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ПК-26.3 Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги
ПК-26 
Способен формировать и прогнозировать цены на строительные товары, работы и услуги
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
2
108
39
43,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
2
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
3,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
43,5
43,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в устойчивое развитие
 
1.1
Определение устойчивого развития
2
0
2
12
17,5
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.2
Экономические инструменты устойчивого развития
3
0
3
15
24,5
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.3
Устойчивое производство и потребление
4
0
4
9
17
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.4
Политика и регулирование в области устойчивого развития
5
0
5
4
14
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
1.5
Будущее устойчивого развития
3
0
3
3,5
35
УК-1.1, УК-8.2, УК-10.1, УК-10.2, ПК-26.3
 
Всего часов:
17
0
17
43,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Определение устойчивого развития

Три столпа устойчивого развития.

Глобальные вызовы: изменение климата, истощение ресурсов, социальное неравенство.

Роль международных организаций: ООН и Цели устойчивого развития (ЦУР).

 
Экономические инструменты устойчивого развития

Экологические налоги и субсидии.

Зеленые инвестиции и финансирование.

Эко-маркетинг и потребительский спрос.

 
Устойчивое производство и потребление

Циркулярная экономика.

Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.

Устойчивое сельское хозяйство и продовольственные системы.

Ответственное потребление.

 
Политика и регулирование в области устойчивого развития

Международные соглашения и протоколы.

Национальные стратегии устойчивого развития.

Регулирование и стандарты.

 
Будущее устойчивого развития

Инновации для устойчивого будущего.

Этические аспекты устойчивого развития.

Сценарии будущего.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Три столпа устойчивого развития. Глобальные вызовы: изменение климата, истощение ресурсов, социальное неравенство. Роль международных организаций: ООН и Цели устойчивого развития (ЦУР).
2
Тест,ПО
 
2
1
Экологические налоги и субсидии. Зеленые инвестиции и финансирование. Эко-маркетинг и потребительский спрос.
3
Тест,ПО
 
3
1
Циркулярная экономика. Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. Устойчивое сельское хозяйство и продовольственные системы. Ответственное потребление.
4
Тест,ПО
 
4
1
Международные соглашения и протоколы. Национальные стратегии устойчивого развития. Регулирование и стандарты.
5
ПО,Тест
 
5
1
Инновации для устойчивого будущего. Этические аспекты устойчивого развития. Сценарии будущего.
3
Тест,ПО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Письменный опрос
ПО
 
2
Устный опрос
УО
 
3
Тестирование
Тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ПК-26 
Способен формировать и прогнозировать цены на строительные товары, работы и услуги
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История экономики
x
Зачет
Экономика устойчивого развития
x
Экзамен,Курсовая работа
Бизнес-планирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Управление проектами
x
Экзамен
Оценка рисков
x
Экзамен
Макроэкономика
x
Экзамен
Микроэкономика
x
Экзамен
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Экономика данных
x
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-26 Способен формировать и прогнозировать цены на строительные товары, работы и услуги
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Экономика устойчивого развития
x
Экзамен,Курсовая работа
Сметное дело
x
Экзамен,Курсовая работа
Ценообразование
x
Экзамен,Курсовая работа
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Экономика устойчивого развития
x
Экзамен,Курсовая работа
Экономика природопользования
x
Зачет,Курсовая работа
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Зачет с оценкой,Зачет
Безопасность жизнедеятельности
x
Зачет
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы профессионального развития
x
Зачет
История экономики
x
Зачет
Экономика устойчивого развития
x
Экзамен,Курсовая работа
Философия
x
Зачет
Информатика и цифровые технологии
x
Экзамен
Основы логистической деятельности
x
Зачет с оценкой
Цифровая экономика
x
Экзамен,Курсовая работа
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экономика городского дорожного хозяйства
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-1.1 Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет поиск необходимой информации, её критический анализ и обобщает результаты анализа для решения поставленной задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-26 Способен формировать и прогнозировать цены на строительные товары, работы и услуги
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-26.3 Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Прогнозирует диапазон цен на строительные товары работы, услуги

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы теста:

1. Какой из следующих принципов НЕ является одним из трех столпов устойчивого развития?

   • a) Экономический

   • b) Социальный

   • c) Политический

   • d) Экологический

2. Какой международный документ впервые ввел концепцию устойчивого развития?

   • a) Киотский протокол

   • b) Декларация Рио

   • c) Брундтландский доклад

   • d) Парижское соглашение

3. Какой из следующих инструментов используется для снижения выбросов углекислого газа?

   • a) Налог на прибыль

   • b) Торговля выбросами

   • c) Прямые субсидии

   • d) Импортные пошлины

4. Что из перечисленного является примером циркулярной экономики?

   • a) Производство одноразовой пластиковой посуды

   • b) Программа переработки отходов

   • c) Увеличение добычи природного газа

   • d) Строительство новых угольных электростанций

5. Какой из следующих видов энергии считается возобновляемым?

   • a) Уголь

   • b) Нефть

   • c) Солнечная энергия

   • d) Ядерная энергия

 
6. Устойчивое развитие предполагает баланс между экономическим ростом и сохранением окружающей среды. (Верно/Неверно)

7. Зеленые инвестиции всегда приносят меньшую доходность, чем традиционные инвестиции. (Верно/Неверно)

8. Все страны подписали и ратифицировали Парижское соглашение. (Верно/Неверно)

9. Циркулярная экономика направлена на минимизацию отходов и максимальное использование ресурсов. (Верно/Неверно)

10. Использование возобновляемых источников энергии всегда дешевле, чем ископаемых видов топлива. (Верно/Неверно)

11. Назовите три основных цели устойчивого развития, установленных ООН.

12. Что такое "углеродный след" и как он измеряется?

13. Опишите роль правительств в поддержке устойчивого развития.

14. Какие преимущества дает использование солнечной энергии?

15. Каковы основные барьеры для внедрения циркулярной экономики?

16. Объясните, как изменения климата влияют на мировую экономику и какие меры могут быть предприняты для их смягчения.

17. Обсудите роль частного сектора в продвижении устойчивого развития и приведите примеры успешных корпоративных инициатив.

18. Проанализируйте влияние международных соглашений, таких как Киотский протокол и Парижское соглашение, на национальные политики в области устойчивого развития.

19. Рассмотрите примеры стран, которые достигли успеха в переходе к устойчивой экономике, и обсудите уроки, которые можно извлечь из их опыта.

20. Оцените потенциальные экономические последствия внедрения зеленых технологий в энергетическом секторе.

Этот тест охватывает ключевые аспекты курса и позволяет оценить как теоретические знания, так и аналитические способности студентов.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Знать:

1. Определения и концепции: Объясните, что такое устойчивое развитие и какие три основных компонента оно включает.

2. Исторические документы: Назовите и кратко опишите значение Брундтландского доклада для концепции устойчивого развития.

3. Международные соглашения: Перечислите основные цели Парижского соглашения и его влияние на мировую экологическую политику.

4. Экологические термины: Что такое "биоразнообразие" и почему его сохранение важно для устойчивого развития?

5. Экономические инструменты: Какие экономические инструменты применяются для стимулирования перехода к зеленой экономике?

Уметь:

1. Анализ данных: Проанализируйте данные о выбросах углекислого газа в вашей стране за последние десять лет и сделайте выводы о тенденциях.

2. Решение задач: Рассчитайте углеродный след для средней семьи, используя заданные данные о потреблении электроэнергии, топлива и воды.

3. Критическое мышление: Оцените эффективность национальной политики в области возобновляемых источников энергии и предложите улучшения.

 
4. Применение теории на практике: Разработайте план действий для компании, стремящейся сократить свои экологические воздействия на 20% в течение пяти лет.

5. Сравнительный анализ: Сравните стратегии устойчивого развития двух стран и определите, какие из них более успешны и почему.

Владеть:

1. Навыки презентации: Подготовьте и представьте презентацию о роли малого бизнеса в продвижении устойчивого развития.

2. Проектная работа: Разработайте проект по внедрению циркулярной экономики в вашем сообществе или учебном заведении.

3. Коммуникация и сотрудничество: Организуйте дискуссию с одногруппниками о глобальных вызовах устойчивого развития и возможных решениях.

4. Письменные навыки: Напишите эссе о роли инноваций в достижении целей устойчивого развития.

5. Лидерство в устойчивом развитии: Возглавьте инициативу по повышению осведомленности об устойчивом развитии среди студентов вашего университета или школы.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Валько, Д. В.  Основы циркулярной экономики : учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 104 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18659-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545276 (дата обращения: 03.11.2024). 2. Васильев, В. П.  Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18711-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545420 (дата обращения: 03.11.2024). 3. Уразгалиев, В. Ш.  Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 725 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09982-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536490 (дата обращения: 03.11.2024). б) дополнительная литература 1. Завьялова, Е. Б.  Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / Е. Б. Завьялова, Ю. К. Зайцев, Н. В. Студеникин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08409-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536977 (дата обращения: 03.11.2024). 2. Касьяненко, Т. Г.  Экономическая оценка инвестиций : учебник и практикум / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 559 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-19660-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556858 (дата обращения: 03.11.2024). 3. Новоселов, А. Л.  Управление охраной окружающей среды : учебник и практикум для вузов / А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, Е. С. Мелехин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17469-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545052 (дата обращения: 03.11.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Образовательная платформа Юрайт
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является

 
полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой,

 
рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель И и ТТП,  Громова Евгения Васильевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .