2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Внешнеэкономическая деятельность_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.21 Внешнеэкономическая деятельность
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению
 
ПК-4.2 Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
 
ПК-4.3 Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
ПК-4 
Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность строительной организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Определение и значение внешнеэкономической деятельности (ВЭД):
 
1.1
Понятие ВЭД и ее роль в современной экономике
3
0
3
9
18
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Регулирование внешнеэкономической деятельности
2
0
2
9
13
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью
6
0
6
8,5
20,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности
6
0
6
10
56,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
0
17
36,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению
 
ПК-4.2 Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
 
ПК-4.3 Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
ПК-4 
Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность строительной организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
2
108
37
36,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
2
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,5
1,5
1,5
Другие виды самостоятельной работы
36,5
36,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Определение и значение внешнеэкономической деятельности (ВЭД):
 
1.1
Понятие ВЭД и ее роль в современной экономике
3
0
3
9
18
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Регулирование внешнеэкономической деятельности
2
0
2
9
13
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью
6
0
6
8,5
20,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности
6
0
6
10
56,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
0
17
36,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Понятие ВЭД и ее роль в современной экономике

Основные участники ВЭД: государство, компании, международные организации.

 
Регулирование внешнеэкономической деятельности

Международное и национальное регулирование ВЭД.

Торговая политика государства.

Правовые аспекты ВЭД.

 
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью

Стратегии выхода на международные рынки.

Маркетинг в международной среде.

Логистика и управление цепями поставок.

 
Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности

Методы анализа ВЭД.

Оценка эффективности ВЭД.

Тенденции и перспективы развития ВЭД.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные участники ВЭД: государство, компании, международные организации.
3
ПО,Тест
 
2
1
Международное и национальное регулирование ВЭД. Торговая политика государства. Правовые аспекты ВЭД.
2
ПО,Тест
 
3
1
Стратегии выхода на международные рынки. Маркетинг в международной среде. Логистика и управление цепями поставок.
6
ПО,Тест
 
4
1
Методы анализа ВЭД. Оценка эффективности ВЭД. Тенденции и перспективы развития ВЭД.
6
Тест
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Письменный опрос
ПО
 
3
Тестирование
Тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность строительной организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность строительной организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Внешнеэкономическая деятельность
x
Экзамен
Деловой иностранный язык
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность строительной организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит внешнеторговый контракт на строительные товары (работы, услуги) к заключению

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет документарное сопровождение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Организовывает транспортно-логистическое обеспечение внешнеторгового контракта на строительные товары (работы, услуги)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Что такое внешнеэкономическая деятельность и какие её основные формы?

2. Какие факторы влияют на выбор стратегии выхода компании на международный рынок?

3. Опишите роль Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международной торговли.

4. Какие существуют барьеры для международной торговли и как их можно преодолеть?

5. Какое значение имеют двусторонние и многосторонние торговые соглашения в ВЭД?

6. Объясните концепцию конкурентного преимущества в контексте международной торговли.

7. Какие методы используются для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности компании?

8. Как валютные риски влияют на внешнеэкономическую деятельность и как ими можно управлять?

9. Опишите процесс таможенного оформления товаров при международной торговле.

10. Какие существуют инструменты государственной поддержки экспортной деятельности?

11. В чем заключается роль международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, в ВЭД?

12. Как инновации и технологии влияют на развитие внешнеэкономической деятельности?

13. Объясните понятие "глобальная цепочка поставок" и её значение для международного бизнеса.

14. Какие существуют методы защиты интеллектуальной собственности в международной торговле?

15. Как геополитические факторы могут влиять на внешнеэкономическую деятельность?

16. Что такое прямые иностранные инвестиции и какую роль они играют в экономике принимающей страны?

17. Объясните различия между экспортом товаров и экспортом услуг.

18. Как меняется роль цифровой экономики в международной торговле?

19. Какие существуют экологические требования и стандарты в международной торговле?

20. Обсудите влияние культурных различий на ведение бизнеса на международном уровне.

 
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

▎Знать:

1. Что такое внешнеэкономическая деятельность и какие её основные формы?

2. Какие факторы влияют на выбор стратегии выхода компании на международный рынок?

3. Какое значение имеют двусторонние и многосторонние торговые соглашения в ВЭД?

4. Какие существуют барьеры для международной торговли?

5. Объясните роль Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международной торговли.

▎Уметь:

1. Применять методы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности компании.

2. Управлять валютными рисками, влияющими на внешнеэкономическую деятельность.

3. Оформлять таможенные документы при международной торговле.

4. Разрабатывать стратегию выхода на международный рынок для компании.

5. Анализировать конкурентные преимущества компании на международной арене.

▎Владеть:

1. Навыками переговоров и заключения международных контрактов.

2. Инструментами государственной поддержки экспортной деятельности.

3. Методами защиты интеллектуальной собственности в международной торговле.

4. Технологиями управления глобальными цепочками поставок.

5. Способностью адаптироваться к культурным различиям при ведении международного бизнеса.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Прокушев, Е. Ф.  Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 479 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17237-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535638 (дата обращения: 03.11.2024). 2. Сенотрусова, С. В.  Внешнеэкономическая деятельность организации : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 198 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544398 (дата обращения: 03.11.2024). 3. Сысоева, Г. Ф.  Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности : учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15215-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535775 (дата обращения: 03.11.2024). дополнительная литература: 1. Вологдин, А. А.  Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19636-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556810 (дата обращения: 03.11.2024). 2. Прокушев, Е. Ф.  Основы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17240-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545003 (дата обращения: 03.11.2024). 3. Сысоева, Г. Ф.  Анализ внешнеэкономической деятельности : учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 110 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17420-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544656 (дата обращения: 03.11.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Образовательная платформа Юрайт
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
435
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (8 шт), стенд (6 шт), стулья (16 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ

 
3
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и

 
тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо

 
сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Громова Евгения Васильевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .