ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Транспорт как отрасль материального производства. Транспортная система, основная терминология. Роль автомобильных дорог в народном хозяйстве. Требования к современной автомобильной дороге. Особенности развития пассажирского и грузового транспорта. Транспортные коридоры.
Классификация автомобильных дорог. Основные и дополнительные сооружения. Полоса отвода, земляное полотно, боковые резервы, кавальеры, нагорные канавы.
Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги. Характеристики транспортных средств. Пропускная способность полосы движения. Динамический фактор автомобиля. Уровень загрузки автомобильной дороги, график экономических характеристик
Технические нормативы и правила трассирования. Обоснование размеров элементов плана трассы. Виражи. Особенности проектирования трассы в различных условиях местности.
Оформление продольного профиля. Определение высотных отметок по картам. Проектная линия. Нормирование продольных уклонов и рабочие отметки. Вертикальные кривые
Общие требования к земляному полотну – устойчивость, надёжность, долговечность. Водно-тепловой режим земляного полотна. Деформации земляного полотна и причины их возникновения. Поперечные профили земляного полотна – типовые, индивидуальные. Способы повышения устойчивости. Укрепление откосов и обочин с использованием местных дорожно-строительных материалов и современных прогрессивных технологий.
Определение объемов земляных работ. Определение поправок к объемам земляных работ. Составление ведомости попикетного подсчета объемов земляных работ. Укрепление откосов земляного полотна
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
5 семестр
Вопросы к зачету:
1. Расскажите о классификации автомобильных дорог?
2. Назовите основные и дополнительные сооружения на автодороге, дайте их характеристики.
3. Расскажите о полосе отвода, земляном полотне, боковых резервах, кавальерах, нагорных канавах.
4. Как определяется интенсивность движения на участке автодороги? Расскажите о расчете.
5. Назовите основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги.
6. Характеристики транспортных средств.
7. Что такое «пропускная способность полосы движения»? Ее назначение?
8. Динамический фактор автомобиля.
9. Уровень загрузки автомобильной дороги, график экономических характеристик.
10. Технические нормативы и правила трассирования.
11. Обоснование размеров элементов плана трассы.
12. Виражи.
13. Особенности проектирования трассы в равнинной местности
14. Особенности проектирования трассы в пересеченной местности
15. Особенности проектирования трассы в горной местности
16. Основные требования, предъявляемые к дороге при пересечении водотоков, железных и автомобильных дорог
17. План трассы, его элементы
18. Расчет минимальных радиусов вертикальных кривых.
19. Приемы обеспечения видимости на кривых в плане малого радиуса.
20. Нанесение проектной линии по методу тангенсов.
21. Контрольные точки при проектировании продольного профиля.
22. Факторы, определяющие проложение трассы дороги на местности.
23. Принципы нанесения проектной линии.
24. Способы нанесения проектной линии.
25. Динамический фактор, график динамической характеристики.
26. Назначение руководящей рабочей отметки при проектировании продольного профиля.
27. Расчет максимального продольного уклона.
28. Сцепление колес автомобиля с покрытием. Коэффициент сцепления.
29. Учет типа местности по характеру увлажнения при проектировании продольного профиля.
30. Тормозной путь автомобиля.
31. Требования к возвышению бровки земляного полотна над поверхностью земли или УГВ.
32. Пропускная способность дороги. Коэффициент загрузки.
33. Дорожно-климатическое районирование.
34. Элементы плана трассы дороги.
35. Проектирование переходных кривых.
36. Расчет минимально допустимых радиусов кривых в плане.
37. Общие требования к земляному полотну – устойчивость, надёжность, долговечность.
38. Водно-тепловой режим земляного полотна.
39. Деформации земляного полотна и причины их возникновения.
40. Поперечные профили земляного полотна – типовые, индивидуальные.
41. Способы повышения устойчивости земляного полотна.
42. Укрепление откосов и обочин с использованием местных дорожно-строительных материалов и современных прогрессивных технологий.
43. Элементы поперечного профиля автомобильной дороги.
44. Поперечные профили выемок.
46. Водно-тепловой режим земляного полотна.
47. Расчет устойчивости откосов земляного полотна.
48. Расскажите об укреплении откосов земляного полотна.
49. Какие современные материалы Вы знаете для укрепления откосов земполотна на автодорогах?
Задания:
1. Определить интенсивность движения.
2. Определить максимальный продольный уклон дороги.
3. Определить ширину полосы движения для автомобиля, имеющего ширину кузова 2,5 м, ширину колеи 2,1 м и зазоры безопасности по 1 м.
4. Рассчитать вираж.
5. Назначение руководящей рабочей отметки при проектировании продольного профиля.
6. Определить графически границу видимости.
7. Рассчитать закругления с круговой кривой и переходными кривыми по заданным значениям угла поворота, радиуса закругления и пикетажного положения вершины угла поворота.
8. Определить высотные отметки по карте
9. Определить руководящую рабочую отметку при проектировании продольного профиля.
10. Вычислить продольные уклоны проектной линии.
11. Вычислить проектные и рабочие отметки.
12. Вычислить пикетажное положение нулевых точек.
13. Определить основные элементы поперечного профиля для заданной категории дороги.
14. Для заданной категории дороги, высоты насыпи (глубины выемки), крутизны откосов, размеров кюветов (резервов) вычертить конструкцию поперечного профиля дороги с обозначением на чертеже всех элементов и определением отметок характерных точек.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.