ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Общие сведения о дорожных одеждах. Классификация дорожных одежд. Воздействие природных факторов и транспортных средств на дорожную одежду. Принципы конструирования дорожных одежд
Разработка прединвестиционной проектной документации. Технико-экономическое обоснование строительства и реконструкции дорог. Вариантное проектирование. Автоматизированные программные комплексы. Особенности проектирования дорог по материалам аэрофотосъёмки и моделям местности. Состав и объём проектной документации. Сроки разработки и порядок выдачи заказчику проекта.
Система сооружений и мероприятия по поверхностному водоотводу. Определение расхода от ливневых и талых вод, и с учётом аккумуляции. Расчёт отверстия малых водопропускных сооружений. Гидравлический расчёт канав, кюветов. Укрепительные работы у искусственных сооружений.
Перехват и понижение уровня грунтовых вод. Система сооружений подземного водоотвода – дренажи, дренажные воронки, прорези, прослойки.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
свободно оперирует приобретенными знаниями.
6 семестр
Вопросы к экзамену:
1. Классификация дорожных одежд.
2. Воздействие природных факторов и транспортных средств на дорожную одежду.
3. Принципы конструирования дорожных одежд
4. Расчет дорожных одежд по допустимому упругому прогибу
5. Технико-экономическое обоснование строительства и реконструкции дорог.
6. Особенности проектирования дорог по материалам аэрофотосъёмки и моделям местности.
7. Состав и объём проектной документации. Сроки разработки и порядок выдачи Заказчику проекта.
8. Расчет ширины проезжей части, обочин и земляного полотна.
9. Поперечные профили земляного полотна на косогоре.
10. Система сооружений и мероприятия по поверхностному водоотводу.
11. Определение расхода талых вод.
12. Определение расхода от ливневых вод.
13. Определение расхода вод с учётом аккумуляции.
14. Гидравлический расчёт канав, кюветов.
15. Укрепительные работы у искусственных сооружений.
16. Перехват и понижение уровня грунтовых вод.
17. Система сооружений подземного водоотвода – дренажи, дренажные воронки,
18. Система сооружений подземного водоотвода – прорези, прослойки.
19. Максимальные расходы ливневого стока.
20. Источники увлажнения земляного полотна.
21. Расположение грунтов в земляном полотне и требования к степени уплотнения.
22. Максимальные расходы снегового стока.
23. Классификация сооружений дорожного водоотвода.
24. Расчет и проектирование канав.
26. Расстояние видимости при обгоне.
27. Виды деформаций земляного полотна.
28. Боковая видимость.
29. Устойчивость земляного полотна на косогорах.
30. Максимальный расход ливневого стока.
31. Источники увлажнения. Уравнение водного баланса земполотна.
32. Максимальный расход снегового стока.
33. Расчет трубы.
34. Расчет моста.
Задания:
1. Определить конструкцию дорожной одежды для автомобильной дороги III технической категории, проходящей в … области (республике).
2. Определение конструкции дорожной одежды, назначение толщины слоя, расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу
3. Выполнить схему кювета, канавы.
4. Определить гидравлические элементы потока: площадь живого сечения, смоченный периметр, гидравлический радиус, коэффициент гидравлической шероховатости, скоростную характеристику, скорость потока, расход, который может пропустить кювет и уклон дна канавы.
5. Определить размеры и среднюю скорость течения в водоотводной канаве.
6. Определить расход воды, который может пропустить канава.
7. Определить уклон, который нужно придать дну канавы.
8. Определить бытовую глубину и бытовую скорость в естественном водотоке.
9. Определить расход воды в водоотводной канаве треугольного поперечного сечения.
10. Определить расход воды в водоотводной канаве трапецеидального поперечного сечения.
11. Определить длину малого моста.
12. Определить длину трубы.
13. Рассчитать конструкции (два варианта) дорожных одежд по модулям упругости с определением толщины дополнительного слоя основания.
14. Определить устойчивость на сдвиг дорожной одежды в подстилающем грунте земляного полотна и песчаном слое основания.
15. Определить сопротивление при изгибе асфальтобетонного покрытия.
16. Определить морозоустойчивость дорожной одежды.
17. Определить объём дорожно-строительных материалов для устройства дорожной одежды.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Курсовой проект «Основы проектирования автомобильных дорог».
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.