ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Проверка лабораторного задания;Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Аэрогеодезия, её основные задачи и методы при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных объектов. История развития аэрогеодезии. Аэрофотосъёмочное оборудование. Аэрофотоаппарат, его устройство, принцип работы. Навигационное оборудование.
Аэрофотосъёмка, её виды. Условия аэрофотосъёмки. Аэроснимок, стереопара, продольное и поперечное перекрытие аэроснимков. Фотографический объектив: понятие, показатели – фокусное расстояние, светосила, глубина резкости, разрешающая сила. Линзы. Аберрации. Разработка технического задания (проекта) на аэрофотосъемку участка местности. Оценка качества выполненной аэрофотосъёмки.
Системы координат в фотограмметрии. Элементы центральной проекции аэроснимка. Смещения точек, искажение направлений, площадей на аэроснимке, вызванные углом наклона аэроснимка и рельефом местности. Масштаб изображения на аэроснимке.
Понятия о фотопланах и фотосхемах, их виды. Изготовление фотосхем. Изготовление фотопланов. Контроль фотосхем и фотопланов.
Понятие о трансформировании. Виды трансформирования. Элементы трансформирования. Трансформирование по зонам. Фотомеханическое трансформирование. Устройство, условия применения и виды фототрансформаторов. Аналитическое трансформирование.
Понятие, сущность, виды фототриангуляции. Классификация методов фототриангуляции. Аналитическая фототриангуляция. Плановая фототриангуляция. Построение одномаршрутного ряда.
Глаз – оптическая и физиологическая система. Монокулярное, бинокулярное, стереоскопическое зрение. Способы и приборы для стереоскопических наблюдений. Понятие и характеристики цифрового изображения, способы его получения. Построение цифровых моделей местности, рельефа. Стереоскопические наблюдения цифровых изображений. Современные цифровые фотограмметрические системы и их основные характеристики.
Понятие о дешифрировании. Дешифровочные признаки. Содержание работ по дешифрированию. Методы и способы дешифрирования.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Аэрогеодезия, её содержание и значение;
2. Элементы внешнего ориентирования АФСн;
3. Виды и цели аэрофотосъёмки местности;
4. Аэроснимки, их параметры и свойства;
5. Технология дешифрирования АФСн при изысканиях дорог;
6. Стереофотосхемы, их монтаж, назначение;
7. Аэрофотосъёмочное оборудование. Основные параметры летно - съёмочных аппаратов.
8. Основные признаки, виды и методы дешифрирования АФСн;
9. Фотосхемы, их монтаж, назначение.
10. Характерные черты фотоизображений некоторых объектов на АФСн;
11. Понятие о процессах, связанных с изготовлением фотопланов;
12. Назначение перекрытий АФСн. Расчёт продольного и поперечного перекрытий;
13. Способы привязки АФСн к топокарте;
14. Основные виды дешифрирования АФСн;
15. Схема и приближённая формула планового смещения изображений на АФСн под влиянием угла наклона снимка;
16. Виды, методы и состав аэрофототопографических работ;
17. Плановое смещение изображений на АФСн под влиянием рельефа;
18. Схема устройства зеркально-линзового стереоскопа (ЗЛС);
19. Краткий исторический очерк становления аэрогеодезии;
20. Стереоскопическая модель местности;
21. Построение изображений на АФСн;
22. Элементы внутреннего ориентирования АФСн, их определение;
23. Монтаж фотопланов. Понятие о процессах, связанных с изготовлением фотопланов;
24. Аэрогеодезические работы при изысканиях инженерных сооружений;
25. Виды аэросъёмочных работ;
26. Масштабы АФСн;
27. Основные фотоматериалы, изготовляемые в результате АФС местности. Характеристика материалов.
28. Оценка качества ленто-съёмочных и фотолабораторных работ;
29. Трансформирование АФСн;
30. Характерные черты аэрофотоизображений объектов местности;
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Устный опрос
1. Основные параметры и оценка качества аэрофотосъёмки.
2. Состав аэрогеодезических работ при изысканиях автомобильных дорог. 3. Аэрофотоснимок, основные точки, линии и плоская система координат.
4. Продольное и поперечное перекрытия снимков. Тройное продольное перекрытие снимков и его назначение.
5. Частный и средний масштабы снимков. Формулы расчёта масштабов.
6. Признаки и примеры дешифрирования чёрно-белых снимков. Выявление увлажнённых участков автомобильных дорог и взлётно-посадочных полос по тепловым снимкам.
8. Преобразование измеренных координат точки на левом снимке, продольного параллакса , поперечного параллакса в координаты на правом снимке.
9. Методика измерения точек стереомодели на стереокомпараторе .
10. Определение высот точек ЦММ с использованием уравнения плоскости и уравнения поверхности 2-го порядка.
11.Определение элементов взаимного ориентирования снимков стереопары упрощенным способом по шести стандартно расположенным точкам.
12. Элементы внешнего ориентирования снимка , их назначение и способы определения.
13. . Определение пространственных фотограмметрических координат точек местности и превышений между точками по снимкам идеального случая съёмки.
14. Трансформирование координат и параллаксов точек наклонных снимков аналитическим способом.
15. Преобразование снимков стереопары к нормальному случаю. Контроль преобразования по остаточным поперечным параллаксам точек снимков.
16. Определение пространственных геодезических координат точек ЦММ по снимкам общего случая съёмки (прямая фотограмметрическая за-сечка).
17. Расположение снимков стереопары при идеальном, нормальном и общем случаях съёмок.
18. Смещения изображений точек на снимках из-за влияния углов наклонов снимков гиростабилизированной и плановой аэрофотосъёмок.
19. В каком случае изображение местности на снимке является планом местности.
20. С какой приближённой погрешностью можно определить превышение
между точками местности на снимках идеального случая съёмки, если масштаб снимков 1: 15 000, f =100 мм, m p = 0. 01 мм, р = 60мм?
Следует ли при указанных данных определять высоты точек взлётно-посадочной полосы аэродрома?
21. Сплошная и разреженная планово-высотная подготовка аэроснимков маршрутной аэрофотосъёмки.
22. Оформление опознаков на местности и на аэрофотоснимках. Способы определения геодезических координат опознаков.
23. Назначение точек взаимного ориентирования, связующих точек и опорных геодезических точек при построении аналитической маршрутной фототриангуляции.
24. Назначение и основные этапы построения аналитической маршрутной фототриангуляции с применением способа независимых моделей.
25. Основные этапы определения геодезических координат точек ЦММ по аэрофотоснимкам второй стереопары с использованием данных построения аналитической маршрутной фототриангуляции.
26.Фотомеханическое трансформирование снимков. Составление фотоплана.
27. Комбинированная съёмка местности и аэродрома .
28. Определение характеристик движения автомобилей и геометрических параметров дороги по снимкам крупномасштабной аэрофотосъёмки.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.