2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Основы фотограмметрии_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.02 Основы фотограмметрии
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка лаборатроного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы фотограмметрии
 
1.1
Предмет аэрогеодезии.
1
1
0
6
8
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.2
Стереомодель.
1
3
0
6
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.3
Элементы ориентирования снимков.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.4
Определение элементов внешнего ориентирования снимка.
2
1
0
7
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.5
Общий и нормальный случаи съёмки.
2
1
0
7
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.6
Построение аналитической маршрутной фототриангуляции.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.7
Учёт деформации модели.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.8
Оценка транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги по аэрофотоснимкам.
1
1
0
5
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
Контроль
 
2.1
Контроль
0
0
0
0
0
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
10
10
0
52
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Проектная практика
 
Строительство автомобильных дорог
 
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
 
Технологии информационного моделирования (изыскания)
 
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
 
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
 
Экология отрасли
 
Инновационные технологии в дорожном материаловедении
 
Технологии информационного моделирования (проектирование)
 
Тайм-менеджмент
 
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
 
Технология производства вяжущих материалов
 
Технология сплавов и сварки
 
Деловая среда и искусство общения
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
20
4
4
72
20
52
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
10
4
10
10
Лабораторные занятия (Лаб)
10
4
10
10
Другие виды самостоятельной работы
52
52
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы фотограмметрии
 
1.1
Предмет аэрогеодезии.
1
1
0
6
8
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.2
Стереомодель.
1
3
0
6
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.3
Элементы ориентирования снимков.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.4
Определение элементов внешнего ориентирования снимка.
2
1
0
7
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.5
Общий и нормальный случаи съёмки.
2
1
0
7
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.6
Построение аналитической маршрутной фототриангуляции.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.7
Учёт деформации модели.
1
1
0
7
9
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.8
Оценка транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги по аэрофотоснимкам.
1
1
0
5
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
Контроль
 
2.1
Контроль
0
0
0
0
0
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
10
10
0
52
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Предмет аэрогеодезии.

Аэрофотосъёмка на стадиях проектирования ОИ, ИП, РД автомобильных дорог и аэродромов. Виды аэрофотосъёмок.Виды аэрофотосъёмок. Основные точки, линии и масштабы снимков. Системы координат. Параметры аэрофотосъёмки.Современный аэросъёмочный комплекс: лазерный сканер, цифровой аэрофотоаппарат, система GPS / IMU . Состав аэрогеодезических работ и аэрофотосъёмочное оборудование при традиционной аэрофотосъёмке на аэрофотоплёнку. Цифровые фотограмметрические системы измерения аэрофотоснимков. Основные точки, линии и масштабы снимков. Системы координат:плоская на снимке, пространственные фотограмметрическая и геодезическая. Основные параметры аэрофотосъёмки. 

 
Стереомодель.

Разномасштабность изображений точек на снимке. Стереомодель. Виды ЦММ. Математическое моделирование рельефа. Дешифрирование снимков. Смещения изображений точек объектов на снимке из-за влияния угла наклона снимка и рельефа местности. Стереоскопическая и геометрическая модели местности. Измерение стереомодели. Виды ЦММ: регулярная , нерегулярная, статистическая. Математическое моделирование рельефа при помощи уравнения плоскости и уравнения поверхности n-го порядка. Дешифрирование чёрно-белых, цветных, спектрозональных, инфратепловых и радиолокационных снимков. Виды, способы и признаки дешифрирования.  

 
Элементы ориентирования снимков.

Трансформирование наклонного снимка. Определение элементов взаимного ориентирования снимков. Элементы внутреннего, взаимного и внешнего ориентирования снимков. Трансформирование координат точек наклонного снимка аналитическим способом: определение направляющих косинусов при помощи матриц поворота, преобразование координат точек наклонного снимка в трансформированные координаты точек горизонтального снимка. Определение элементов взаимного ориентирования снимков стереопары строгим способом и упрощенным способом с использованием шести стандартно расположенных точек на снимках стереопары.  

 
Определение элементов внешнего ориентирования снимка.

Идеальный случай съёмки и определение превышений и координат точек местности.Определение линейных и угловых элементов внешнего ориентирования снимка по опорным геодезическим точкам: составление уравнений поправок и нормальных уравнений, исправление приближённых элементов внешнего ориентирования снимка вычисленными поправками. Основные случаи съёмки. Измерение продольных и поперечных параллаксов точек. Формулы идеального случая съёмки для определения превышений и координат точек местности. Точность измерения превышений. 

 
Общий и нормальный случаи съёмки.

Планово – высотная подготовка аэрофотоснимков. Нормальный случай съёмки и формулы определения пространственных координат. Общий случай съёмки с произвольными углами наклонов снимков и базиса фотографирования. Определение пространственных координат точек ЦММ фотограмметрической засечкой . Сплошная и разреженная планово - высотная подготовка аэрофотоснимков. Оформление и точность определения опознаков. Способы определения геодезических координат опознакознаков проложение плановых и вы-сотных ходов электронным тахеометром и нивелиром, прямая и обратная засечки с точек хода, полярный способ, измерения приёмником спутниковой навигации«GPS»совместно с данными измерений с базовых станций«DGPS».  

 
Построение аналитической маршрутной фототриангуляции.

Расчёт расстояний между плановыми и высотными опознаками при разреженной планово - высотной подготовке аэрофотоснимков. Построение аналитической маршрутной фототриангуляции с применением способа независимых моделей. Назначение точек взаимного ориентирования, связующих точек и опорных геодезических точек. Этапы взаимного ориентирования снимков стереопар , взаимного ориентирования смежных моделей и построения общей модели ,внешнего ориентирования общей модели. Расчёт геодезических координат точек ЦММ по геодезически- ориентированной общей модели.

 
Учёт деформации модели.

Составление фотоплана. Фотокарта. Комбинированная съёмка. Составление стереотопоплана. Точность определения координат точек ЦММ по ориентированной модели. Расчёт исправленных геодезических координат. Фототрансформатор. Составление фотоплана из трансформированных аэрофотоснимков. Содержание фотокарты. Применение идеального случая съёмки для преобразования топографического плана в стереотопографический план. Построение стереогоризонталей, контуров и условных знаков. Контрольный опрос студентов по лекциям в форме письменного изложения.

 
Оценка транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги по аэрофотоснимкам.

Определение характеристик движения автомобилей: скорость, интервалы по длине и во времени, ускорение, шум ускорения, обгон. Определение коэффициентов безопасности. Построение эпюры скоростей, кумулятивных кривых скоростей. Определение радиуса кривой в плане, измерение по стереопаре продольного уклона дороги . Расчёт выдержки и интервала времени фотографирования для аэрофотосъёмки транспортных потоков с малых высот (150 – 200м) .

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Построение главных точек, системы координат и базисов на снимках. Измерение продольного перекрытия снимков. Вычисление основных параметров аэрофотосъёмки.
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
2
Оценка качества аэрофотосъёмки. Определение масштаба снимка. Наблюдение стереомодели под стереоскопом, анаглифическим способом. Дешифрирование снимков.
2
УО,проверка ЛЗ
0
 
3
Дешифрирование зоны трассы. Расчёт высот точек ЦММ, используя уравнения плоскости и уравнения поверхности 2-го порядка. 
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
4
Ориентирование снимков. Определение элементов взаимного ориентирования учебных снимков ( две стереопары ). 
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
5
Расчёты превышений и расстояний между точками ЦММ в идеальном и нормальном случаях съёмки.

Трансформирование точек ЦММ в нормальном случае съёмки.

1
УО,проверка ЛЗ
0
 
6
Вычисление геодезических координат точек ЦММ прямой фотограмметрической засечкой для общего случая съёмки. Расчёт точности определения координат
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
7
Составление проекта размещения точек взаимного ориентирования, связующих и геодезическ их для построения аналитической маршрутной фототриангуляции. Измерение точек на стереоприборе.
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
8
Расчёт элементов внешнего ориентирования модели и поправок в координаты за деформацию модели
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
9
Расчёт элементов внешнего ориентирования модели и поправок в координаты за деформацию модели. 
1
УО,проверка ЛЗ
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Проверка лаборатроного задания
проверка ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
x
Экзамен,Курсовая работа
Инженерно-геодезические работы в строительстве
x
Курсовая работа,Экзамен
Дорожное грунтоведение
x
Зачет
Дорожное материаловедение
x
Экзамен
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
x
Экзамен,Курсовая работа
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
x
x
x
x
Зачет,Курсовой проект,Экзамен,Курсовая работа
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
x
Экзамен,Курсовая работа
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Деловая среда и искусство общения
x
Зачет
Тайм-менеджмент
x
Зачет
Основы инженерного творчества
x
Зачет,Курсовая работа
Геоинформационные системы в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Основы аэрогеодезии
x
Зачет
Основы фотограмметрии
x
Зачет
Технология сплавов и сварки
x
Зачет
 
Технологии информационного моделирования (проектирование)
x
Зачет
Технология производства вяжущих материалов
x
Зачет
Инновационные технологии в дорожном материаловедении
x
Зачет
Проектная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экология отрасли
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (изыскания)
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету

1. Основные параметры и оценка качества аэрофотосъёмки.

2. Состав аэрогеодезических работ при изысканиях автомобильных дорог.

3. Аэрофотоснимок, основные точки, линии и плоская система координат.

4. Продольное и поперечное перекрытия снимков. Тройное продольное перекрытие снимков и его назначение.

5. Частный и средний масштабы снимков. Формулы расчёта масштабов.

6. Признаки и примеры дешифрирования чёрно-белых снимков. Выявление увлажнённых участков автомобильных дорог и взлётно-посадочных полос по тепловым снимкам.

7. Отличие геометрической модели от стереоскопической модели. Прямой и обратный стереоэффекты.

8. Преобразование измеренных координат точки на левом снимке,продольного параллакса , поперечного параллакса в координаты на правом снимке.

9. Методика измерения точек стереомодели на стереокомпараторе .

10. Определение высот точек ЦММ с использованием уравнения плоскости и уравнения поверхности 2-го порядка.

  11.Определение элементов взаимного ориентирования снимков стереопары упрощенным способом по шести стандартно расположенным точкам.

  12. Элементы внешнего ориентирования снимка , их назначение и способы определения.

  13 . Определение пространственных фотограмметрических координат точек местности и превышений между точками по снимкам идеального случая съёмки.

14. Трансформирование координат и параллаксов точек наклонных снимков аналитическим способом.

15. Преобразование снимков стереопары к нормальному случаю. Контроль преобразования по остаточным поперечным параллаксам точек снимков.

16. Определение пространственных геодезических координат точек ЦММ по снимкам общего случая съёмки (прямая фотограмметрическая за-сечка).

17. Расположение снимков стереопары при идеальном, нормальном и общем случаях съёмок.

18. Смещения изображений точек на снимках из-за влияния углов наклонов снимков гиростабилизированной и плановой аэрофотосъёмок.

19. В каком случае изображение местности на снимке является планом местности.

20. С какой приближённой погрешностью можно определить превышение между точками местности на снимках идеального случая съёмки, если   масштаб снимков 1: 15 000, f =100 мм, m p = 0. 01 мм, р = 60мм?

  Следует ли при указанных данных определять высоты точек взлётно-посадочной полосы аэродрома?

21. Сплошная и разреженная планово-высотная подготовка аэроснимков маршрутной аэрофотосъёмки.

22. Оформление опознаков на местности и на аэрофотоснимках. Способы определения геодезических координат опознаков.

23. Назначение точек взаимного ориентирования, связующих точек и опорных геодезических точек при построении аналитической маршрутной фототриангуляции.

24. Назначение и основные этапы построения аналитической маршрутной фототриангуляции с применением способа независимых моделей.

25. Основные этапы определения геодезических координат точек ЦММ по аэрофотоснимкам второй стереопары с использованием данных построения аналитической   маршрутной фототриангуляции.

  26.Фотомеханическое трансформирование снимков. Составление фотоплана.

27. Комбинированная съёмка местности и аэродрома .

28. Определение характеристик движения автомобилей и геометрических параметров дороги по снимкам крупномасштабной аэрофотосъёмки.

Задания

 
1. Перейти от 5 ой пиксельной координате к метрической координате, если размер пикселя равен 10 мкм.

2. Пересчитать на снимке координаты точек в систему координат снимка с началом в его центре проекции, если Х=141,61мм,МО=119,28мм

3. Определить координаты центра X.Y пикселя 4-го столбца и 5-й строки матрицы цифрового изображения.

4. С какой приближённой погрешностью можно определить превышение между точками местности на снимках идеального случая съёмки , если   масштаб снимков 1: 15 000 , f =100 мм , m p = 0. 01 мм , р = 60 мм

5. Преобразовать измеренные координаты х изм , у изм точки на левом снимке

, продольного параллакса р изм , поперечного параллакса q изм в   координаты хл ,ул на левом снимке и в координаты хп , уп на правом снимке

6. Определить среднюю высоту фотографирования в метрах по формуле H=m xf , если m=10000, f=70мм .

7. Вычислить продольное перекрытие аэрофотоснимка по формуле P=(50(1+h/H)+10) и оценить его, если H=700м .h=100м.

8. Вычислить поперечное перекрытие аэрофотоснимка по формуле P=(50(1+h/H)-20) и оценить его, если H=700м .h=100м.

9. Рассчитать ширину аэрофотосъемочного маршрута в натуре в метрах по формуле L=e x m , если e= 18 см, m=10000.

10. Рассчитать ширину аэрофотосъемочного маршрута в миллиметрах на топографической карте масштаба 100000 по формуле L=(e x m)/м , если e= 18 см ,m=10000, м=100000.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Устный опрос:

1. Аэрогеодезия, её содержание и значение;

2. Элементы внешнего ориентирования АФСн;

3. Виды и цели аэрофотосъёмки местности;

4. Аэроснимки, их параметры и свойства;

5. Технология дешифрирования АФСн при изысканиях дорог;

6. Стереофотосхемы, их монтаж, назначение;

7. Аэрофотосъёмочное оборудование. Основные параметры летно - съёмочных аппаратов.

8. Основные признаки, виды и методы дешифрирования АФСн;

9. Фотосхемы, их монтаж, назначение.

10. Характерные черты фотоизображений некоторых объектов на АФСн;

11. Понятие о процессах, связанных с изготовлением фотопланов;

12. Назначение перекрытий АФСн. Расчёт продольного и поперечного перекрытий;

13. Способы привязки АФСн к топокарте;

14. Основные виды дешифрирования АФСн;

15. Схема и приближённая формула планового смещения изображений на АФСн под влиянием угла наклона снимка;

16. Виды, методы и состав аэрофототопографических работ;

17. Плановое смещение изображений на АФСн под влиянием рельефа;

18. Схема устройства зеркально-линзового стереоскопа (ЗЛС);

19. Краткий исторический очерк становления аэрогеодезии;

 
20. Стереоскопическая модель местности;

21. Построение изображений на АФСн;

22. Элементы внутреннего ориентирования АФСн, их определение;

23. Монтаж фотопланов. Понятие о процессах, связанных с изготовлением фотопланов;

24. Аэрогеодезические работы при изысканиях инженерных сооружений;

25. Виды аэросъёмочных работ;

26. Масштабы АФСн;

27. Основные фотоматериалы, изготовляемые в результате АФС местности. Характеристика материалов.

28. Оценка качества ленто-съёмочных и фотолабораторных работ;

29. Трансформирование АФСн;

30. Характерные черты аэрофотоизображений объектов местности;

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1.Федотов, Г. А. Основы аэрогеодезии и инженерно- геодезические работы : Учеб. для вузов по специальности "Автомоб. дороги и аэродромы" направления подготовки " Транспорт. стр-во" / Г. А. Федотов, А. А. Неретин .— М. : Академия, 2012 .— 269 с. : ил. — (Высшее профессиональное образование) .— Библиогр.: с. 264-265 2.Инженерная геодезия: учебник / Г.А. Федотов. - 6-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 479 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) / - znanium.com 3.Федотов, Г.А. Дорожные переходы через водотоки : учеб. пособие для вузов направления подготовки 08.03.01 "Строительство" / Г.А. Федотов, Г.Г. Наумов .— М. : ИНФРА-М, 2015 .— 518 с. : ил., табл .— (Высшее образование) .— Электроннобиблиотечная система Znanium.com .— Библиогр.: с. 510-513. 4.Бойков, В.Н. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог : учебник по направлению подготовки бакалавров "Стр-во" / В.Н. Бойков, П.И. Поспелов, Г.А. Федотов ; под ред. В.Н. Бойкова .— М. : Академия, 2015 .— 250 с. : ил. — (Высшее образование) (Бакалавриат) .— Авт. кн. препод. МАДИ .— Библиогр.: с. 248-249. б) дополнительная литература 1.Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т.5. Проектирование автомобильных дорог / Г.А. Федотов, П.И. Поспелов, В.К. Апестин, В.Н. Бойков ,В.А. Давыдов, В.Д. Казарновский и др. ; Под ред. Г.А. Федотова, П.И. Поспелова; Росавтодор .— М. : Информавтодор, 2007 .— 667 с. : ил. 2.План и карта : метод. указания к выполнению лаб. работ / сост. Д.В. Долгов, С.П. Паудяль, И.И. Позняк ; МАДИ .— М., 2015 .— 39 с. : ил., табл .— Сост. указаны на обратной стороне тит. л. — Библиогр.: с. 39.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо

 
использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал

 
их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, кандидат географических наук Еремеева С.С.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .