ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практическое занятие;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Естественнонаучная и гуманитарная культура. Естественнонаучная картина мира.
Механистическая концепция
природы. Концепция необратимости и
термодинамика. Концепция атомизма и элементарные частицы
Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. . Концепция человека в естествознании
Концепция сложноорганизованных систем и синергетика. Концепция системного метода
исследования.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Понятие культуры. Наука как компонент духовной культуры. Фундаментальное и
прикладное научное знание. Научная культура. Естествознание и ценностные ориентации
общества.
2. Дифференциация и интеграция научного знания. Естественнонаучное и
гуманитарное понимание и предвидение явлений.
3. Наука как системное образование и процесс познания. Особенности научного
знания.
4. Уровни научного знания. Проблема метода теоретического знания. Эмпиризм и
рационализм.
5. Философия и методология науки. Кумулятивистская и диалектическая модели
развития науки. Проблема демаркации научного знания.
6. К. Поппер и его программа фальсификационизма. Концепция исследовательских
программ И. Лакатоса. Концепция развития научного знания Т. Куна. Понятия парадигмы
и научной революции. Пол Фейерабенд: эпистемологический анархизм.
7. Методы и средства научного познания. Методологические концепции
естествознания. Методы познания: эмпирические, теоретические, универсальные.
8. Этапы развития естествознания как основные вехи в переоценке положения
человека в окружающем мире.
9. Древнегреческая и средневековая наука. Первая и вторая научные революции.
10. Третья научная революция. Электромагнитная картина мира.
19
11. Принципы дальнодействия и близкодействия.
12. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.
13. Общая теория относительности.
14. Обыденные и научные представления о пространстве и времени. Эволюция
представлений о пространстве и времени.
15. Принцип относительности в классической механике. Галилео Галилей. И. Ньютон:
абсолютное время и пространство. Проблема поля.
Парадоксы Эйнштейна. Общая теория относительности.
17. Космология как наука о структуре и эволюции Вселенной, ее мировоззренческое
значение. Космологические принципы. Системные идеи в представлениях об эволюции
Вселенной.
18. Модели Вселенной. Представления о Вселенной в классической космологии И.
Ньютона.
19. «Стационарная Вселенная» А. Эйнштейна. Модели «пульсирующего мира».
Модель расширяющейся Вселенной.
20. Концепция космической эволюции о происхождении и развитии Вселенной. Этапы
эволюции Вселенной — космическая шкала времени. Возраст Вселенной.
Альтернативные модели Большого взрыва.
21. Строение Большого Космоса. Вселенная. Метагалактика. Звезды и их
классификация.
22. Строение Солнечной системы. Солнце. Планеты. Спутники планет. Малые тела
Солнечной системы.
23. Уровни организации материального мира. Структурно-масштабная лестница.
24. Модели атома. Кварки.
25. Поле и вещество.
26. Взаимодействие и его формы. Частицы – переносчики взаимодействия.
27. Вещество и антивещество. Мир П. Дирака.
28. Элементарные частицы и силы в природе. Классификация частиц.
29. Принципы симметрии. Законы сохранения. Принцип дополнительности и
соотношение неопределенностей.
30. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм.
31. Формирование системы химических представлений. Атомно-молекулярная теория.
32. Типы химической связи. Методы и концептуальные системы в химии. Проблемы
элементарного и молекулярного состава.
33. Структурная неорганическая химия. Учение о химических процессах. Проблемы
эволюционной химии. Новейшие направления в развитии химического знания.
34. Закономерности химических преобразований во Вселенной.
35. Зависимость химических свойств вещества от состава вещества, структуры
вещества и состояния химической системы. Роль катализаторов. Химические взаимосвязи
и химические системы.
36. Общая теория химической эволюции и биогенеза.
37. Концепции происхождения жизни. Панспермия. Абиогенез.
38. Теория самоорганизации: предпосылки возникновения, основные постулаты.
Самоорганизация, симметрия и асимметрия в живой и неживой природе.
39. Сущность живого. Проблема выявления специфики жизни. Молекулярные основы
воспроизводства жизни и процессов жизнедеятельности. Формы и уровни жизни. Уровни
организации жизни.
40. Формы и уровни жизни. Прокариоты, эукариоты. Биологическая классификация.
Многообразие жизни на Земле.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Основные концепции современного естествознания – это:
+ главные, накопленные за все время представления и знания в области естественных наук;
- доминирующие взгляды на социально-правовые явления, происходящие в обществе;
- идеологии, которые являлись официальными в определенный период развития государства.
2. В концепциях современного естествознания специальная частная теория относительности принадлежит:
+ Х.А. Лоренцу, А. Эйнштейну, А. Пуанкаре;
- И. Ньютону;
- А. Эддингтону.
3. Какой этап эволюции животных в концепции современного естествознания характеризуется расцветом насекомых, птиц и млекопитающих, а также формированием стайного, стадного образа жизни?
+ Кайнозой;
- Мезозой;
- Триас.
4. В неклассической науке к числу основополагающих концепций современного естествознания о физической реальности и силах взаимодействия в природе относится:
+ гипотеза М. Планка о дозированном порядке перехода энергии в природе из одного вида в другой;
- механика Г. Галилея;
- теория электромагнитных сил Д. Максвелла.
5. Актуальность изучения концепций современного естествознания обусловлена:
+ оба ответа правильные;
- необходимостью утверждения приоритета естественнонаучной картины мира перед ненаучными знаниями типа магии, эзотерики и т.п.;
- широким проникновением естествознания в ранее неизвестные и неизученные сферы природы.
6. Предметом концепций современного естествознания является:
+ взаимосвязь различных наук между собой и их влияние на человеческую жизнедеятельность;
- совокупность предметов всех естественных наук;
- философские взгляды на природные процессы и явления.
7. К числу общих методов концепций современного естествознания относится:
+ конкретизация;
- измерения;
- эксперимент.
8. Какие концепции естествознания являются современными?
+ Все те, которые накопились у человечества за все время изучения природы;
- Господствующие в современное время убеждения;
- Те, которые появились в последние два десятилетия.
9. Признак научного знания, который отличается открытием ранее неизвестного, называется:
+ новизной;
- объективностью;
- операциональностью.
тест 10. В зависимости от предмета изучения все науки можно разделить на:
+ гуманитарные, технические и естественные;
- теоретические и эмпирические;
- фундаментальные и прикладные.
11. Постнеклассическая наука охватывает период:
+ с конца XX в. по начало XXI в.;
- первой половины XX в.;
- до начала XX в.
12. Автором геоцентрической системы мира в античности был:
+ К. Птолемей;
- Эратосфен;
- Посидоний.
13. Что представляет собой механическая картина мира?
+ Это комплекс убеждений и взглядов, согласно которым весь мир является отлаженной системой машин, которая функционирует по законам механики;
- Это система взглядов на Вселенную с точки зрения законов электромагнетизма, то есть взаимосвязи электрических и магнитных сил;
- Это совокупность описаний тепловых явлений в макромире, а также положения молекулярно-кинетической концепции строения всех веществ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер, проектор Beng, экран Pro Gekta, интерактивный настенный стенд – 20 шт., агрегаты автомобильные – 15 шт. детали автомобильные – 50 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.